Циклы Авторы Сортировка

Аяты 74-83: Три простых предписания для сохранения веры (окончание)

3 246
11 декабря, 15

Всемогущий Аллах заканчивает суру «Я-син» тремя темами. Первая – неверие и многобожие в виде идолопоклонства. Вторая – боль и печаль пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на пути Аллаха. И третья – воскрешение в Судный День и стояние в этот день перед Аллахом.

 

Некоторые неверующие верили в существование Аллаха, но при этом также поклонялись идолам, надеясь, что те придут им на помощь и выручку в День воскрешения. Всемогущий Аллах осуждает такое поведение:
 

74. وَاتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ آلِهَةً لَّعَلَّهُمْ يُنصَرُونَ


«И они поклоняются вместо Аллаха другим богам в надежде на то, что те им окажут помощь».

 

75. لَا يَسْتَطِيعُونَ نَصْرَهُمْ وَهُمْ لَهُمْ جُندٌ مُّحْضَرُونَ


«Они не могут помочь им. Наоборот, они – враги, выдвинутые к ним».

 

В хадисах и Коране говорится о том, что в День воскрешения идолы будут врагами людей, поклонявшихся им, и они будут говорить им в День воскрешения, что те не должны были им поклоняться, так что никакой помощи пусть не ждут.
 

Вторая тема, о которой говорит Аллах, – о печали и боли, испытанных пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда он призывал людей к Аллаху, сообщал им, что он – пророк Аллаха, и продолжал говорить людям о жизни после смерти. Поначалу многие из них отказались верить и оскорбляли посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что причиняло ему колоссальную боль.

 

Аллах утешает пророка ﷺ и говорит ему:
 

76. فَلَا يَحْزُنكَ قَوْلُهُمْ إِنَّا نَعْلَمُ مَا يُسِرُّونَ وَمَا يُعْلِنُونَ


«Так пусть их речи не печалят тебя. Поистине, Мы знаем скрываемое и раскрываемое ими».

 

Если б эти люди были справедливыми, честными, беспристрастными, то это другое дело. Но люди, отрицавшие послание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), пристрастны и не обладали умом, поэтому Аллах говорит, что не стоит обращать внимание на их ответ и испытывать от этого боль и огорчение. Так Всевышний Аллах утешает пророка ﷺ и поддерживает его.
 

И Аллах знает то, что люди скрывают, а также то, о чем открыто заявляют.
 

77. أَوَلَمْ يَرَ الْإِنسَانُ أَنَّا خَلَقْنَاهُ مِن نُّطْفَةٍ فَإِذَا هُوَ خَصِيمٌ مُّبِينٌ


«Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли семенной жидкости? И вот он открыто препирается с Нами!»

 

78. وَضَرَبَ لَنَا مَثَلًا وَنَسِيَ خَلْقَهُ قَالَ مَن يُحْيِي الْعِظَامَ وَهِيَ رَمِيمٌ


«И он предъявил аргумент о Нас и забыл о своем сотворении. Он сказал: «Кто оживит кости, когда они разложились?»

 

79. قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ


Скажи: «Оживит их Тот, кто создал их в первый раз, кто в совершенстве ведает о всяком творении,

 

80. الَّذِي جَعَلَ لَكُم مِّنَ الشَّجَرِ الْأَخْضَرِ نَارًا فَإِذَا أَنتُم مِّنْهُ تُوقِدُونَ


Тот, кто создал для вас огонь из зеленого дерева, и вмиг вы разжигаете огонь от него».

 

Однажды Умая ибн Халяф и Ас ибн Ваиль, двое мекканских неверующих, взяли гнилую кость, сломали ее и принесли ее к посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), спросив того, говорит ли он, что вот это будет воскрешено в День воскрешения и будет обладать жизнью. Они насмехались над посланником Аллаха ﷺ. И Всевышний Аллах дает на это два ответа.
 

Первый ответ – в том, чтобы человек задумался о том, откуда человечество, он сам произошли. Человек был лишь абсолютно незначительной каплей семенной жидкости. И из столь незначительного материала Аллах сотворил человека. Одно только это должно заставить человека задуматься, чтобы понять и осознать величие Всевышнего Аллаха. И это само по себе должно быть уроком, чтобы понять концепцию жизни после смерти. Если Аллах создал вас из ничего, то разве сложно будет Аллаху воссоздать вас после смерти?
 

И второй пример, приводимый Аллахом, – два вида деревьев, растущих на Аравийском полуострове: марх и афар. Это два зеленых дерева, наполненных водой. Но если срубить их, нарубить веточки, то, если их потереть, пойдут искры, получится огонь. Два зеленых дерева, наполненных водой, при соприкосновении образуют искры – полную противоположность воды! Это мощь Аллаха. Если Всевышний Аллах может создать два зеленых дерева, при соприкосновении которых получается огонь, полная противоположность воды, то Он может вернуть к жизни и умершего человека, сотворить жизнь из ее полной противоположности.
 

Так Всевышний Аллах разъясняет жизнь после смерти.
 

81. أَوَلَيْسَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِقَادِرٍ عَلَى أَن يَخْلُقَ مِثْلَهُم بَلَى وَهُوَ الْخَلَّاقُ الْعَلِيمُ


«Неужели Тот, кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Разве не так? И Он – Высший Творец, Всезнающий».

 

Так же, как Аллах создал вас, Он может создать подобное вам. У Аллаха определенно есть на это силы, и Он – Великий Творец и Всезнающий.
 

И далее идет краткое обобщение мощи Аллаха:
 

82. إِنَّمَا أَمْرُهُ إِذَا أَرَادَ شَيْئًا أَن يَقُولَ لَهُ كُن فَيَكُونُ


«Его действие таково: когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается».

 

Если Аллах пожелает свершения чего-то, Ему не требуется для этого каких-то материальных веществ, и не требуется Ему чья бы то ни было помощь. Если Аллах пожелает, что бы что-то осуществилось, то оно просто осуществится. Такова мощь Аллаха.
 

В завершении суры «Я-син» Всевышний Аллах разъясняет Свое Величие и тот факт, что нет в Нем никаких недостатков. Он говорит:
 

83. فَسُبْحَانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ


«Чист от всех недостатков Тот, Кто властен над всякой вещью! И к Нему вы будете возвращены».

 

Рассматривая содержание суры «Я-син», можно обобщить его одним понятием – величием человеческой веры. Вся сура – о вере и ее величии. Будучи мусульманами, мы провозглашаем единственность Всевышнего Аллаха, качества Всевышнего Аллаха, говорящие о Его Мощи. Мы также верим в то, что Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – последний из пророков. Верим в рай и ад, ангелов, божественные писания, а также в незримое. Это вера, с которой нам нужно жить и умереть.
 

Будучи верующими, нам нужно беречь и хранить нашу веру. И я дам три рекомендации по этому поводу.
 

Первое, что нам нужно делать для сохранения веры и заботы о ней, – это получать знания и образование. Если у человека есть религиозные знания, его вера будет расти. А если их нет, не стоит ждать роста и процветания веры. Поэтому пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подчеркивал важность получения религиозных знаний. И именно посредством религиозных знаний мы можем сохранить величие религии в наших сердцах. В одном из хадисов говорится, что поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки независимо от возраста. Поиск религиозных знаний – фард, чтобы вы сохранили свою религию и шариат. Нужно знать, как совершать намаз, омовение, а также знать базовые требования религии. В одном хадисе пророк ﷺ говорит, что тому, кто отправляется по пути поиска знаний, Аллах облегчает ему путь в рай посредством этого. В другом хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что у человека, который умирает, находясь на пути поиска знаний с намерением возвышения религии, место в раю будет лишь на один уровень ниже, чем у пророков. Таково высокое положение человека, ищущего исламские знания. Поэтому нам нужно ежедневно выделять время на то, чтобы узнать что-то об исламе. Если мы, будучи взрослыми, не знаем, как совершать малое и большое омовения, делать намаз, читать простейшие суры Корана и т. д., нам не нужно стесняться, а нужно идти к имаму или тому, к кому нам удобно подойти. Посредством этого вы, даст Аллах, сохраните величие религии в своем сердце.
 

Второе – действуйте в соответствии с религией. Если мы обладаем религиозными знаниями, но не практикуем их, то мы не претворяем в жизнь величие религии. Нам нужно действовать в соответствии со знаниями, и посредством этого величие религии будет воплощено и претворено на практике. Вы будете удивлены, как два человека смогли изменить всю страну. Двое сахабов приехали в Индонезию, где на тот момент не было мусульман. Всего лишь два сподвижника посланника Аллаха ﷺ прибыли туда по торговым делам. И именно посредством торговли и ведения дел честность и нравственность этих двух сахабов оказали сильное влияние на местных жителей. Они заметили, что пять раз в день магазины сахабов закрываются, что они закрыты на время пятничной молитвы. Когда люди спросили причину этого, сахабы ответили, что они занимаются торговлей, а затем в определенное время им нужно закрывать магазины, чтобы совершить намаз и помолиться Аллаху, после чего они возвращаются к торговле. Это так ошеломило людей, общавшихся с сахабами, что они постепенно приняли ислам. И отсюда ислам распространился по всей Индонезии. Все началось всего лишь с двух сахабов, практиковавших исламскую религию. Если мы живем в немусульманской стране, практикуем свою религию и показываем другим, в чем заключается ислам, это окажет эффект на немусульман. Сегодня люди хотят не знать, что такое ислам, а увидеть на практике, что из себя представляет ислам. Они хотят увидеть его практические проявления. Существует столько книг, статей, сайтов об исламе, но людям нужно воочию, на практике увидеть, что такое ислам. Это и станет практическим воплощением величия религии.
 

И третья рекомендация: чтобы мы поддерживали величие религии в наших сердцах, нам нужно совершать зикр Всевышнего Аллаха, поминать Его. Чем больше человек совершает зикра, прославляет Аллаха и т. д., тем лучше войдет величие Аллаха в его сердце. Если мы любим кого-то, мы всегда будем помнить, думать о нем, хвалить его и т. д. Так же мы должны всегда помнить об Аллахе. В наших сердцах всегда должно жить величие религии.
 

Аллах говорит нам в Коране, что в сотворении небес и земли, смене дня и ночи есть знамения для разумных людей. Далее Аллах определяет разумных как тех, кто постоянно совершает зикр: стоя, лежа, сидя, – всегда они поминают Аллаха. А чтобы добыть близости к Аллаху, они размышляют над тем, что Аллах создал.
 

В одном хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что шайтан сидит у сердца человека. Шайтан не хочет, чтобы человек совершал зикр. Шайтан желает лишить человека величия религии, поэтому он подходит к сердцу и мешает человеку совершать зикр. Когда же человек произносит зикр, говорит «Аллах, Аллах, Аллах», шайтан отступает, ведь он не может находиться в сердце того, кто занят зикром Аллаха. Если сердце лишено зикра, шайтан начинает вкладывать васвасу (наущения) в человека. В хадисе приводятся слова пророка ﷺ о том, что человек, совершающий зикр Аллаха, и тот, кто его не совершает, подобны живому и мертвому. Когда человек жив, он активен. Когда человек совершает зикр, его вера жива. А когда человек мертв, он бездеятелен. Поэтому крайне важно совершать зикр Аллаха. Всевышний Аллах завершает суру «Я-син» зикром:
 

فَسُبْحَانَ الَّذِي بِيَدِهِ مَلَكُوتُ كُلِّ شَيْءٍ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ


«Чист от всех недостатков Тот, Кто властен над всякой вещью! И к Нему вы будете возвращены».
 

Это тоже разновидность зикра, которую мы должны совершать со словом «субхан».
 

Имам Бухари (рахимахуЛлах) завершает свой сборник хадисом от Абу Хурейры (радиаЛлаху 'анх) о том, что существуют два высказывания, очень любимых Аллахом, которые очень легко произносить, но которые будут иметь большой вес на Весах в День воскрешения. Этими двумя утверждениями, столь любимыми Всевышним Аллахом, являются: «Субханаллахи ва бихамдихи, субханаллахиль азым». В одном хадисе говорится, что если человек будет произносить ежедневно по 100 раз «Субханаллахи уа бихамдих», все его грехи будут прощены, даже если их будет столько же, сколько пены в океане. А в другом хадисе Абу Зарр (радиаЛлаху 'анх) спросил пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), какая речь является лучшей. Пророк ﷺ ответил, что таковой является та, что Аллах выбрал для ангелов, а ангелы постоянно совершают зикр Аллаха. Зикром ангелов является: «Субханаллахи уа бихамдих», – то есть они восхваляют Аллаха и объявляют о том, что в Нем нет недостатков.
 

В завершение, мы возносим Аллаху дуа, чтобы Он даровал всем нам тауфик на ежедневное произнесение суры «Я-син». И да заберет Аллах нашу душу в тот момент, когда наш язык будет занят зикром Аллаха!

 

Окончание.

АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков