Циклы Авторы Сортировка

Аяты 28-32: Ценность алимов и уважение к ним

3 798
23 октября, 15
Всевышний Аллах говорит:
28. وَمَا أَنزَلْنَا عَلَى قَوْمِهِ مِن بَعْدِهِ مِن جُندٍ مِّنَ السَّمَاءِ وَمَا كُنَّا مُنزِلِينَ

«После него Мы не ниспослали на его народ никакого войска с неба и у нас не было необходимости ниспосылать».
 
Аллах говорит, что после смерти Хабиба не стал ниспосылать армию с небес на его народ. Всевышний Аллах не слаб. Он велик и мощен. Ему не нужно посылать армию, чтобы кого-то наказать.

Аллах говорит:
 
29. إِن كَانَتْ إِلَّا صَيْحَةً وَاحِدَةً فَإِذَا هُمْ خَامِدُونَ

«Был всего лишь один Глас – и их не стало».
 
Всевышний Аллах послал Джибраила (алейхи салам). Всего лишь один ангел, Джибраил (алейхи салам), пришел в Антиохию и издал мощный возглас. Жители города не смогли выдержать этого возгласа, и этим возгласом жители Антиохии были истреблены. «Был всего лишь один Глас – и их не стало».
 
30. يَا حَسْرَةً عَلَى الْعِبَادِ مَا يَأْتِيهِم مِّن رَّسُولٍ إِلَّا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ

«О горе рабам Аллаха! Ни один посланник не приходил к ним без того, чтобы они не насмехались над ним».
 
 
31. أَلَمْ يَرَوْا كَمْ أَهْلَكْنَا قَبْلَهُم مِّنَ الْقُرُونِ أَنَّهُمْ إِلَيْهِمْ لَا يَرْجِعُونَ

«Неужели они (мекканцы) не видели, сколько поколений Мы погубили до них, так что они более не вернутся?»
 
Здесь Аллах говорит о жителях Мекки – города, в который Аллах ниспосылал откровение пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Аллах говорит: разве мекканцы, которых пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приглашает к признанию единственности Аллаха, не видели, сколько народов, живших до них, погибли, когда пришло наказание Аллаха? Они были истреблены и не могут вернуться к людям.
 
32. وَإِن كُلٌّ لَّمَّا جَمِيعٌ لَّدَيْنَا مُحْضَرُونَ

«И всем им предстоит собраться вместе и предстать пред Нами».
 
Наказание Аллаха, которое их постигло – это одно. Это наказание в этом мире. Но, кроме этого, есть еще и другое наказание, которое наступит на том свете. И Аллах говорит, что ни один человек из всех людей не избежит того, чтобы вместе со всеми предстать пред Ним в День воскрешения.
 
Здесь также хотелось бы разъяснить еще один момент, касающийся уважения по отношению к пророкам Аллаха. Человек должен проявлять уважение к пророкам Аллаха, и это, на самом деле, представляет собой проявление уважения к Аллаху, почитания Его. Когда в прошлом люди не проявляли уважения к пророкам Аллаха, нисходило наказание Аллаха. Это связано с тем, что такое негативное отношение вызывает гнев Всевышнего Аллаха.
 
В хадисе приводятся слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, что алимы – наследники пророков. Это говорит нам о том, что уважение к алимам важно в той же степени, что и уважение к пророкам Аллаха, которое обязательно для нас. Сила пророков заключалась в их знаниях. Они пришли, чтобы наставить людей, повести их к Аллаху и отвратить от неправильного пути. Алимы тоже обладают силой знаний. Они распространяют знания, обучают людей и ведут их к Всевышнему Аллаху. И так же, как проявление неуважения к пророкам вызывает гнев Аллаха, проявление неуважения по отношению к алимам тоже вызывает гнев Аллаха.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит о высоком статусе алимов. Он говорит, что алим так превосходит абида (поклоняющегося Аллаху человека, но при этом не являющегося алимом), как луна превосходит звезды. Понятно, что на земном небосклоне звезды не могут сравниться с луной, она намного ярче их.
 
В одном хадисе пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил сахабам, что разница между алимом и абидом – такая же, как между ним и нижайшим из них. Статус пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) очень высок, и статус сахабов тоже значителен. Но разница между нижайшим из сахабов и пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) очень велика. И именно такая разница между алимом и тем, кто им не является.
 
Имам Газали (рахимахуЛлах) приводил один хадис, и хотя цепочка рассказчиков у хадиса спорна, но имеются другие хадисы в его поддержку, что в хадисоведении называют термином «мутабиг».

Имам Газали (рахимахуЛлах) обычно цитирует данный хадис, в котором приводятся следующие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 
«Алимы моей общины подобны пророкам рода Исраила».
 
Представьте, какой высокий статус у алимов! В прошлом в роду Исраила появлялись пророки. После пришествия пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) более не будет пророков, а заместители пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – это алимы. Теперь у нас нет пророков, но есть их представители – алимы.
 
Имам Газали (рахимахуЛлах) особо указывает на данный хадис из-за одного случая, который произошел с ним во сне, в котором он навещал пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В своем сне он увидел, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) спросил Мусу (алейхи салам), был ли в его общине кто-нибудь подобный ему (имея в виду имама Газали). Муса (алейхи салам) ответил, что не знает, был ли подобный человек в его общине, и что ему нужно проверить его. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал Мусе (алейхи салам), чтобы тот осуществил задуманное. Муса (алейхи салам) спросил имама Газали, как того зовут. Простой вопрос. Обычный вопрос об имени. Имам Газали ответил:
 
– Меня зовут Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад.
 
В родословной вышло четыре имени Мухаммад и одно имя Ахмад. Тогда Муса (алейхи салам) сказал ему, что не спрашивал, как зовут его предков. Зачем давать такой длинный ответ? Имам Газали ответил, что следует в этом пути Мусы (алейхи салам). Муса (алейхи салам) спросил, что тот имеет в виду. Он ответил, разве Аллах не спрашивал Мусу (алейхи салам), когда у того был в руке посох, что у него в руке. По идее Муса (алейхи салам) должен был просто ответить, что в руке у него посох, но Муса (алейхи салам) вместо этого дал весьма длинный ответ. То есть имам Газали спросил, почему он не может так поступить, если сам Муса (алейхи салам) так сделал? Этим имам Газали объяснил свой ответ. И тогда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал Мусе (алейхи салам), чтобы тот посмотрел на превосходство этого человека, что не было человека, подобного ему, в общине Мусы (алейхи салам).
 
Из-за этого случая, произошедшего во сне, имам Газали и цитирует ранее приведенный хадис.
 
В другом хадисе приводится сообщение Абу Бакра (радиаЛлаху 'анх) со словами пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 
«Становитесь алимом (знающим шариат – исламское право). А если не им, то тем, кто учит шариату. А если не им, то тем, кто внимательно слушает распространяющих шариат. А если не можете стать ни одним из них (ни алимом, ни учителем, ни слушающим), то хотя бы любите алимов (любящие алимов – это четвертая группа людей после трех перечисленных) и не становитесь пятым».
 
Далее пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорит, что пятый – это тот, кто ненавидит алимов и знания алимов.
 
В одном хадисе-кудси пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приводит слова Аллаха:
 
«Кто объявляет войну Моему другу, объявляет войну Мне».
 
Имамы Абу Ханифа, Шафии, Малик, Ахмад – все они единогласны в том, что в этом хадисе под словом «друг» подразумевается алим религии. Если в своем сердце человек враждебно настроен к алиму, это вызывает очень большой гнев Всевышнего Аллаха и пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Насколько же важно для человека любить и сотрудничать с алимами, ценить то знание, которое им дано!
 
У меня есть одно личное опасение. В прошлом было не так много алимов и исламских университетов (дар-уль-улум). Алимов можно было пересчитать по пальцам. Люди ездили на огромные расстояния в поисках алимов и высоко ценили их. Сейчас же имеется огромное количество исламских университетов, хафизов, алимов, а когда что-то имеется в большом количестве, люди не ценят этого. В настоящее время так много алимов, но люди, вместо того чтобы ценить их, утратили к ним былое уважение, совершенно перестали ценить их. А ведь мы должны быть благодарны Всевышнему Аллаху за то, что Он создал для нас больше источников обогащения нашей религии и сближения с Всевышним Аллахом.
 
Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что алимы – светильники селений. Когда в каком-то селении нет фонарей, нет электричества, оно погрузится в кромешную тьму. Не будет алимов, кто обучит детей «алиф, ба, та…»? Если нет алимов, у кого детям учиться Корану? Если нет алимов, кто будет знать религию и шариат? Само существование религии основано на алимах. Аллах создал алимов, чтобы религия могла существовать. Если дунья (мирские блага) – в ваших руках, но нет религии, как вы сможете наслаждаться дунья без религии? Благодарите Всевышнего Аллаха за то, что он создал алимов. Именно посредством алимов Всевышний Аллах вложил свет знаний и веры в ваше сердце, посредством чего вы наставлены даже в своих мирских делах. А если вы не будете ценить алимов, то бойтесь того, что без света веры можете остаться не только вы, но и ваше потомство. Говорится, что люди, которые любят алимов, – даже если при этом они не учатся у них, а просто ценят знания, которые есть у алимов, поскольку это носители знаний Аллаха и Его пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), – может, они и не станут алимами, но Аллах создаст алимов из их потомства. Где-то в их потомстве появятся хафизы, алимы.
 
О моей бабушке рассказывают, что она не умела читать Коран, но мой дедушка сказал ей, что пусть она и не может читать Коран, но пусть каждый день открывает его. И так, каждый раз она совершала хатм от начала до конца. И таким образом совершила очень много хатмов. Но одним очень ярким качеством дедушки и бабушки было то, что в них было много адаба и уважения к алимам. Хвала Аллаху, в нашей семье очень много хафизов и алимов, и это связано с тем уважительным отношением к алимам, которое было у них.
 
Если у вас есть адаб, уважение к алимам, то помогайте им, сотрудничайте с ними, не считайте их чем-то само собой разумеющимся.
 
К сожалению, происходит так, что если человек – профессионал в мирской деятельности, то есть он – врач, инженер, его ценят больше. Если человек – юрист, знает законы своей страны, его ценят очень высоко.
 
Мы ценим этих людей, уважаем их, но при этом бесспорным требованием религии должно быть то, чтобы мы не ценили этих людей больше, чем мы ценим алимов. Вы цените алимов, поскольку они – носители религии, но, к сожалению, в своем материалистическом мышлении мы проявляем все свое уважение к тем людям, которые имеют материальную ценность. А у алимов имеется не материальная, а религиозная ценность, поэтому мы даже и не думаем о них.
 
Если вы взглянете на жизнь алимов, на тот объем работы, который они выполняют, то количество времени, которое они посвящают религиозной работе, вы будете шокированы и очень удивлены. Поэтому для нашей собственной духовности очень важно, чтобы мы любили алимов, ценили их и ту работу, которую они выполняют. Конечно, вы сами можете выйти заниматься дагватом и распространением ислама, и это очень хороший поступок с вашей стороны. Вы также можете пойти в ханку (суфийский центр) и постараться привить себе духовность. Но это не означает, что, если вы выходите на совершение дагвата и распространение религии на четыре месяца или на год – хотя это очень хороший поступок, мы рекомендуем его, да и сами являемся плодами дагвата, – это все не означает, что нужно ограничиваться только этим. У нас есть также большая связь (тагаллюк) с алимами тасаввуфа, мы также являемся плодами тасаввуфа, но, если вы приняли этот путь и провели в этом направлении, скажем, четыре месяца или год, или пошли в ханку и взяли хилафат у того или иного шейха, это не означает, что теперь вы можете чувствовать себя стоящим выше алима. Как только такое произойдет, то, к сожалению, в этот самый момент вы утратите почтение к религии, поскольку вы должны уважать алима не из-за его ценности как человека, а из-за ценности, которую Аллах вложил в его сердце и ум. Поэтому для нашей собственной духовности крайне важно так же, как нужно уважать пророков, уважать и алимов религии.
 
Имам Али бин Абу Бакр Маргинани (рахимахуЛлах) в своем труде «Хидоя» приводил один хадис, который заставляет хорошо задуматься. Шейх Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах) в труде «Ад-дирая фи тахридж ахадис аль-хидоя» приводил достоверную цепочку рассказчиков данного хадиса. В хадисе приводятся слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 
من صلى خلف إمام تقي فكأنما صلى خلف نبي

«Тот, кто совершает намаз за алимом, обладающим богобоязненностью, словно совершает намаз за пророком Аллаха».
 
Поэтому крайне важно уважать алимов и учиться у них.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков