Циклы Авторы Сортировка

Аяты 68-73: Жизненные этапы

4 041
4 декабря, 15

Это пятый руку суры «Я-син». В начальных аятах Аллах обращает наше внимание на три явления: различные стадии в жизни человека, влияние Корана, а также на животных как блага для человечества.

 
Первое, о чем говорит Аллах, – различные стадии в жизни человека. Обычно человек проходит от младенчества к детству, от детства к молодости, от молодости к зрелости, от зрелости к старости.

В младенчестве органы чувств человека очень слабы: у него слабый слух, не развиты органы речи и т. д. Тело его тоже слабо. По мере роста, в детстве, органы чувств укрепляются и развиваются. Он видит и слышит лучше, чем раньше. Его тело становится сильнее. В молодости его восприятие становится сильным, и его тело достигает вершины: острое зрение, прекрасный слух, легкая речь, – он силен во всем. К зрелому возрасту происходит спад, его здоровье начинает плавно увядать. К старости человек теряет остроту зрения и слуха, не может хорошо говорить, его поражает целый ряд заболеваний.
 
Всевышний Аллах говорит об этих пяти стадиях человеческой жизни, чтобы дать нам понять, что наша жизнь полностью подвластна Аллаху. У нас нет власти над нашей жизнью. От младенчества к детству, от детства к молодости, от молодости к зрелости и от зрелости к старости.
 
Нас создал Аллах, и именно Он вкладывает в нас силу и забирает ее. Ни над чем нет власти у нас. Аллах – Тот, кто обладает полным контролем над нашей жизнью.
 
Один поэт прекрасно передал это в своих словах. Он говорил, что когда человек очень-очень долго живет, то с течением времени его чувства ослабляются, и два самых верных друга и товарища, то есть его глаза и уши, увядают вместе с ним и становятся слабыми.
 
У одного пожилого человека были проблемы с мочеиспусканием. Он пошел к доктору, который в итоге вылечил его, и он снова мог справлять малую нужду. До этого днями напролет он испытывал столько боли и трудностей, и вот теперь, после того как он смог справить малую нужду, он заплакал. Кто-то увидел его и спросил о причине плача. Тот сказал, что ему больше 70 лет, и все эти годы он спокойно мог ходить в туалет и никогда не осознавал это проявление мощи Аллаха, и осознал только тогда, когда больше не мог выдавить из себя ни капли.
 
Аллах говорит:
 
68. وَمَن نُّعَمِّرْهُ نُنَكِّسْهُ فِي الْخَلْقِ أَفَلَا يَعْقِلُونَ

«Того, кому Мы даруем долгую жизнь, Мы разворачиваем в сотворении. Неужели они не понимают?»
 
Он прошел младенчество, детство, молодость, перешел от зрелости к старости. И вот, как он был беспомощным в младенчестве, к тому же он возвращается в старости. То есть Аллах обращает его из одного состояния в другое. Аллах спрашивает:
 
«Неужели они не понимают?»
 
Неужели люди не понимают, что все во власти Аллаха?

Далее Аллах говорит о влиянии Священного Корана. Когда аяты Корана ниспосылались пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), это имело такой мощный эффект на людей, что они начинали принимать ислам и выражать уверенность в том, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) действительно является пророком Аллаха. Женщины начинали принимать ислам, дети начинали принимать Ислам. Неверующие начали оскорблять пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и говорить, что Мухаммад читает лишь поэзию. Они утверждали, что это только эффект поэзии, оказавшей такое мощное влияние. И Аллах говорит:
 

69. وَمَا عَلَّمْنَاهُ الشِّعْرَ وَمَا يَنبَغِي لَهُ إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ وَقُرْآنٌ مُّبِينٌ

 

«Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это. Это не что иное, как напоминание и ясная книга, разъясняющая истину,

 
70. لِّيُنذِرَ مَن كَانَ حَيًّا وَيَحِقَّ الْقَوْلُ عَلَى الْكَافِرِينَ
 
чтобы предостеречь того, кто жив, прислушаться к истине, и чтобы могло сбыться Слово относительно неверующих».
 
Эффект Корана таков, что Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог предостерегать людей, чьи сердца живы. И они оказываются тронуты чтением Корана.
 
Из данного аята мы осознаем тот эффект, который Коран оказывает на сердца. Его влияние на сердца таково, что он совершает революцию в жизни человека.
 
До переселения пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) из Мекки в Медину многие сахабы мигрировали в Эфиопию. Когда пророк  переселился в Медину, Наджаши, правитель Эфиопии, послал делегацию из 70 человек в Медину к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). 62 человека из их числа были из Эфиопии, а 8 – из Шама (Сирии). Все они были высокопоставленными христианскими священниками. Они пошли к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) узнать, что он за человек. Все, что слышали о Мухаммаде (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поступало из уст сахабов, живших в Эфиопии.
 
Делегация направилась в Лучезарную Медину, и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) принял их и прочел им суру «Я-син». Вы можете представить чтение суры «Я-син» самим пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и какой эффект это произвело на сердца прибывших немусульман, высокопоставленных христианских священников. Они пришли узнать, кем в действительности является пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). И Аллах говорит о том эффекте на сердца неверующих, слушавших чтение суры «Я-син» пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):
 
وَإِذَا سَمِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَى الرَّسُولِ تَرَى أَعْيُنَهُمْ تَفِيضُ مِنَ الدَّمْعِ مِمَّا عَرَفُوا مِنَ الْحَقِّ
 
«Когда они слышат то, что было ниспослано посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами из-за того, что они узнали из истины». (Коран, 5:83)
 
Когда 70 христианских священников услышали чтение пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), они плакали из-за того, что узнали истину, а также из-за влияния чтения Корана, которое оно оказало на этих людей. Они вернулись в Эфиопию и дали отчет Наджаши. Когда тот услышал об этом, он принял ислам.
 
Однажды пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) читал Коран во время утреннего намаза. Это происходило в саду или где-то у дороги. Группа джиннов проходила мимо. Джинны созданы из огня и по своей природе очень непослушны. И они, будучи в тот момент немусульманами, услышали, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) читает аяты Корана, и были настолько поражены чтением пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что слушали и поражались. Вернувшись к своему народу, они сказали, что слушали дивный Коран, который призывает к добру и истинному пути, и что, услышав Коран, они уверовали в Аллаха. Таково влияние Корана.
 
Сахаб Унайс (радиаЛлаху 'анх), брат Абу Зарра (радиаЛлаху 'анх), поехал в Мекку. Неверующие сказали ему, чтобы во время своего пребывания он не общался с Мухаммадом (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поскольку тот – поэт, прорицатель и (упаси Аллах) безумец. Поэтому они говорили ему, чтобы тот с ним никак не пересекался. Унайс (радиаЛлаху 'анх) сказал, что сам является поэтом, знает о прорицательстве, является умным и образованным человеком. В итоге он услышал, как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) читал Коран, и это произвело сильное впечатление на его сердце. Он возвратился домой и рассказал своему брату Абу Зарру (радиаЛлаху 'анх) о том, что произошло с ним в Мекке. Абу Зарр (радиаЛлаху 'анх) отправился в Мекку, чтобы узнать, кто же такой пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Он оставался там месяц. У него была возможность услышать чтение Корана пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и Коран произвел в его сердце настоящую революцию. В результате, вернувшись домой, он рассказал об этом своему народу, и более тысячи человек приняло ислам просто из-за эффекта, оказанного чтением Корана пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) на сердце Абу Зарра (радиаЛлаху 'анх).
 
Вот что происходит с человеком, слушающим Коран, при условии, что он будет слушать его внимательно, непредвзято и искренне.
 
Другое качество Корана – «мубин» (مبين). Коран поясняет, делает более явным, растолковывает.
 
Как передается, Абдулла ибн Масуд (радиаЛлаху 'анх) говорил, что тому, кто действительно хочет истинных знаний, следует обращаться к Корану. В Коране содержатся знания о прошлом и будущем.

Сообщаются слова Джалалуддина Суюти (рахимахуЛлах) о том, что, если вы хотите чего-то реального, ощутимого и существенного, обратитесь к Корану и сможете взять это оттуда. Поэтому Ибн Араби (рахимахуЛлах) говорил, что в Коране содержатся 77 450 слов, а в хадисе пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорилось, что у каждого аята Корана есть внутренний и внешний смысл. И есть явный и скрытый смысл. Умножив 77 450 слов на четыре этих смысла, получим 309 800. Ибн Араби говорил, что это – количество ответвлений знаний, содержащихся в Коране. Имеются ввиду не второстепенные, а базовые знания, принципы.
 
Любые общие знания, которые мы хотим узнать, содержатся в Коране.
 
Так, если мы рассмотрим биологию, о ней говорится в Коране. Всевышний Аллах говорит в Коране:
 
 وَجَعَلْنَا مِنَ الْمَاءِ كُلَّ شَيْءٍ حَيٍّ
 

«И Мы сотворили все живое из воды». (Коран, 21:30)
 
Ныне известный принцип биологии заключается в том, что все создано из воды. А Всевышний Аллах говорит в Коране о том, что все существующее сотворено из воды.
 
Если взять эмбриологию, формирование ребенка в утробе матери, об этом тоже говорится в Коране. Аллах описывает в Коране различные стадии, которые проходит плод в утробе матери. (Коран, 22:5; 40:67)
 
Или взять психологию, темперамент человека. Это научная дисциплина, над изучением которой люди проводят около пяти лет в университете, но и ее базовый принцип содержится в Коране. Аллах говорит в Коране, что человек по своей природе полон поспешности, нетерпеливости. (Коран, 21:37)
 
Или возьмем орологию (науку, изучающую горы). И о ней говорится в Коране. Аллах говорит в Коране:
 
وَالْجِبَالَ أَوْتَادًا

«а горы - колышками?» (Коран, 78:7)
 
Аллах говорит, что сотворил горы в качестве колышков на земле. Раньше ученые поражались, как гора может быть колышком, ведь она просто находится на земле. Но недавно исследователи обнаружили, что корни гор уходят глубоко под землю. Таким образом, и принцип орологии тоже содержится в Коране.
 
Или возьмем теорию большого взрыва. И об этом тоже говорится в Коране. Аллах говорит, что небеса и земля были единым целым, и потом Аллах отделил их друг от друга. А в этом и состоит теория большого взрыва. Ее принцип тоже содержится в Коране.
 
Или рассмотрим искусство споров, как вести дебаты с другим человеком. Аллах говорит в Коране:
 
لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا فَسُبْحَانَ
 
«Если бы на небесах и земле были иные божества наряду с Аллахом, они (небеса и земля) бы впали в хаос». (Коран, 21:22)
 
Из данного аята становится ясно, что, если мы хотим что-нибудь исследовать или оспорить, мы исследуем в этом случае противоположное заявление. Мы верим в единственность (таухид) Аллаха, но аят говорит о том, что было бы, если б противоположная точка зрения была верной, что происходило бы на этой земле.
 
Если рассматривать сельское хозяйство, то и его принцип мы обнаружим в Коране. Аллах говорит о принципе сельского хозяйства в Коране. Говоря о промышленности, мы тоже обнаружим, что о ней сказано в Коране.
 
Все, о чем вы можете подумать, содержится в Коране. Проблема – в том, что мы, как умма, страдаем от комплекса неполноценности и думаем, что религия – это лишь намаз, пост, хадж, а когда дело касается научных дисциплин, мы не видим себе места в общей картине. Такое видение чрезвычайно далеко от истины. У нас, мусульман, религия заключается не только в посте, намазе, хадже и т. п., она касается наличия знаний, понимания мощи Аллаха через сотворенное Им. Поэтому мы должны обращаться к Корану, изучать его, декламировать его. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) говорил, что сердца становятся ржавыми, как железо при соприкосновении с водой. Один из сахабов спросил, как можно очистить сердце. Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил, что это совершается поминанием смерти и чтением Корана.
 
Далее Аллах говорит о большом благе. Это большое благо – животные. Посмотрите на лошадь или верблюда, на любое крупное животное. По размеру и весу они намного крупнее нас. Тем не менее, мы обладаем властью над ними. Маленький мальчик может просто натянуть поводья и погнать лошадь куда пожелает. И крупный рогатый скот – в нашей власти, мы можем положить его на бок и зарезать. Верблюд на вид представляется огромным, больше и тяжелее нас, но мы можем властвовать над ним. Аллах дал нам силы подчинить себе это животное.
 
Далее Аллах говорит:
 
71. أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّا خَلَقْنَا لَهُم مِّمَّا عَمِلَتْ أَيْدِينَا أَنْعَامًا فَهُمْ لَهَا مَالِكُونَ
 
«Неужели они не видят, что из того, что сделано Нами Самими, Мы создали для них скот, и что они им владеют?»
 
72. وَذَلَّلْنَاهَا لَهُمْ فَمِنْهَا رَكُوبُهُمْ وَمِنْهَا يَأْكُلُونَ
 
«И Мы сделали его подвластным им так, что на одних из них они ездят верхом, а другими питаются».
 
73. وَلَهُمْ فِيهَا مَنَافِعُ وَمَشَارِبُ أَفَلَا يَشْكُرُونَ

«И для них в них есть (и другая) польза и питье. Неужели они не будут благодарны?»
 
Аллах говорит нам в Коране, что, если мы будем Ему благодарны за его щедроты и блага, Он увеличит Свои блага, даваемые нам. Но если мы не благодарны и не ценим блага, даруемые Аллахом, то Гнев Аллаха будет очень силен, и Аллах лишит нас Своих благ.
 
Мы просим Аллах даровать нам способности ценить Его щедроты и блага.
АВТОР ЦИКЛА
Муфтий Ибрагим Десаи: Толкование суры
Ибрахим Десаи
Автор:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Список уроков