ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Цикл завершен
Часть 12: Слова, которые следует говорить рядом с человеком, находящимся на с...
Человек, находящийся при смерти, должен произносить слова Шахады. Будет к месту, если и находящиеся ...
Часть 12: Слова, которые следует говорить рядом с человеком, находящимся на смертном одре
Человек, находящийся при смерти, должен произносить слова Шахады. Будет к месту, если и находящиеся рядом люди будут негромко произносить и напоминать слова Шахады, чтобы их слышал умирающий человек. Человек должен говорить их искренне и думать хорошо о Всевышнем Аллахе.
Как достичь этого, мы узнаем из хадиса.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не отходите от человека, находящегося при смерти, в следующих трёх случаях: когда с его лба начнёт сходить пот, когда из глаз его хлынут слёзы и когда начнут пересыхать его губы. Так вот, эти три состояния являются признаком, что Аллах милостиво обходится со своим рабом. Это значит, что Аллах ниспослал ему Своё милосердие. Однако если человек издаёт хриплые звуки, словно его душат, если он покраснел или побледнел, а губы его покрылись налётом, то это есть наказание Аллаха, и оно уже снизошло».
Что касается произнесения слов свидетельства (Шахады), то это для человека, находящегося при смерти, есть предзнаменование добра, благополучия и великодушия. Абу Саид Худри (радыйаллаху анху) говорил так: «Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Тем, кто находится при смерти, внушайте слова: «Ля иляха илляллах».
Хузайфа (радыйаллаху анху) передает: «Формула единобожия (таухид) уничтожает совершённые ранее грехи». Благородный Усман (радыйаллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот попадёт в рай, кто умрёт, зная истинный смысл слов: «Ля иляха илляллах».
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил, что слышал, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «К умирающему человеку является Ангел смерти и заглядывает в его сердце. Однако в его сердце он ничего не обнаруживает. В связи с этим, он размыкает челюсти человека и видит, что язык человека прилип к нёбу и произносит слова формулы единобожия «Ля иляха илляллах». Благодаря этому чистому покаянию его грехи будут прощены».
Важным обстоятельством, на которое должен, прежде всего, обратить своё внимание человек, наставляющий умирающего, является то, что нельзя во время наставления насильно заставлять умирающего произносить слова Шахады. Это следует делать при помощи ласковых, красивых, добрых слов. Кроме того, чаще всего язык больного бывает не в состоянии их произнести, и наставление становится для него трудновыполнимым. Тогда он начнёт испытывать беспокойство из-за слов формулы единобожия. А это может, да сохранит нас Аллах, стать причиной того, что уход человека будет плохим. Поэтому необходимо наставлять умирающего человека, делая это с заботой и вниманием. Ибо смысл наставления заключается в следующем: произнося эти формулы, умирающий показывает, что в сердце его нет ничего, кроме Аллаха.
Если у умирающего нет другой цели и желания, кроме Аллаха, то он отправляется к Любимому, окруженный милостью и благом. Если сердце человека заполнено мирским и постоянно тяготеет и склоняется к мирским благам, если он испытывает огорчение из-за расставания с земным миром и оттого, что лишается удовольствий и благ земных, тогда эти слова останутся лишь пустым звуком, и истинность этих слов не будет подтверждена сердцем или душой. Теперь уже положение человека будет решать Всевышний Аллах по Своему усмотрению. Ибо одно лишь действие языка без отклика сердца не может считаться принятым, это недопустимо и неприемлемо. Если только раб не обретёт спасение как милость и благоволение Аллаха.
Говорить о человеке, находящемся на смертном одре, хорошие слова, высказывать хорошее мнение о нём – это прекрасные действия. Об этом мы рассказывали в «Книге надежд». Кроме того, до нас дошло немало сведений и хадисов об укреплении надежды на Аллаха, на хорошее (Хусну зан). Один-два из них мы в качестве примера предлагаем вашему вниманию.
Василя бин Аска пришел к одному больному и спросил: «Каково твоё мнение об Аллахе?». Больной отвечает так: «Мои грехи окружили меня со всех сторон. Сейчас я нахожусь над самой пропастью. Однако я не перестану надеяться на то, что Господь мой отнесётся ко мне с милосердием». Услышав его ответ, Василя бин Аска произнёс такбир: «Аллаху Акбар (Аллах велик)!» Вместе с ним все домочадцы также произнесли такбир, и Василя сообщил, что слышал от Посланника Аллаха: «Я такой, каким Меня представляет мой раб. Пусть раб Мой представляет Меня так, как желает».
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к умирающему юноше и спросил: «Как ты себя чувствуешь?».
Юноша ответил: «Я не прекратил надеяться на Аллаха. Однако из-за своих грехов я боюсь, и меня охватывает беспокойство». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва салллям) сказал:
«В такой трудный момент нельзя, чтобы в сердце человека не было вместе этих двух чувств. Если в самый миг смерти у человека обнаружатся два таких состояния (страх и надежда), то Аллах даст ему то, на что он надеется, и обезопасит его от того, чего он боится».
Сабит Бунани говорил так: «Жил один беспутный парень. Его мать всё время давала ему наставления. Она говорила ему: «Однажды ты умрёшь. Обязательно думай о том дне и совершай приготовления к нему». Наконец, нагрянул тот самый день смерти. В то время, когда сын находился в агонии, мать, припав к сыну, говорила ему: «Сыночек мой! Вот об этом дне я всё время предупреждала тебя и говорила: «Дитя моё! Однажды придёт твоя смерть». На что сын, повернувшись к матери, сказал: «Мамочка! У меня есть такой Господь, милости Которого бесконечны. Я надеюсь, что по причине некоторых совершённых мною благих дел мой Господь не принесёт меня в жертву». Сабит Бунани говорит: «Бедный парень скончался с надеждой на милость своего Господа. Да будет милостив к нему Аллах».
Джабир бин Вадаа говорит: «Жил один молодой и неопытный юноша. Однажды он, заболев смертельной болезнью, слёг в постель. Он умирал. Мать своему ребёнку, находившемуся в таком состоянии, говорила так: «Дитя моё! Есть ли у тебя на душе то, что ты хотел бы мне сказать, завещать, и то, что хотел бы просить у меня?». Юноша отвечал: «Да, мой перстень. Боже упаси, не снимай его с моего пальца. Ибо на нём высечено поминание Всевышнего Аллаха, Его имя. Надеюсь, Господь мой из-за этого отнесётся ко мне милосердно!» После того, как тот юноша был похоронен, он приснился одному человеку. Он сказал так: «Сообщите моей маме – я извлёк пользу из того перстня: мой Господь простил меня».
Один бедуин заразился какой-то болезнью. Находившиеся рядом с ним люди сказали: «Ты умираешь!» Он спросил: «Куда приведёт меня смерть?». Окружавшие его люди сказали: «Она приведёт тебя к Аллаху». Умирающий ответил им: «Отчего же я буду испытывать недовольство, что предстану перед Хозяином, от существования которого ждут лишь блага и добра?».
Абу Му`тамир бин Сулейман рассказывает так: «Мой отец находился при смерти. Он сказал мне: «Му`тамир! Поговори со мной об облегчениях моего Господа. Я надеюсь, что встречусь с моим Господом. Ибо я – обладатель хорошего мнения о моём Господе, и я надеюсь на Него. Знающие люди, находясь рядом с умирающим человеком, считали уместным вести разговор о совершённых им благих делах в те дни, когда он был здоров. Таким образом, они желали, чтобы человек стал обладателем хорошего мнения о Господе и уповал на Него».
Предыдущий урок
Часть 11: Предсмертные муки - Сакарат Маут, часть 2
Следующий урок
Часть 13: Рассказ об унынии, вызываемом встречей с Азраилем, изложенный языком фактов
Комментарии: 0
Правила форума