Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 14: Могильные муки и их суровость. Правила участия в похоронах
Часть 14: Могильные муки и их суровость. Правила участия в похоронах
Важно отметить, что похоронные обряды являются назиданием для разумных людей. Если быть внимательным...
5 063
17 декабря, 15

Часть 14: Могильные муки и их суровость. Правила участия в похоронах

5 063
17 декабря, 15

Могильные муки и их суровость

 
Важно отметить, что похоронные обряды являются назиданием для разумных людей. Если быть внимательным к похоронным обрядам, то можно увидеть в них предупреждения и наставления для тех, кто проводит свою жизнь в беспечности. Но, в действительности, зачастую сердца невежественных людей, видящих похоронный процесс, становятся еще более черствыми. Они думают, что будут смотреть на это всегда со стороны, не задумываются, что настанет день, когда и их будут также хоронить. Ведь те, кого они хоронили, может быть, тоже думали, как они. Смерть, настигая нежданно, разрушает все жизненные планы.

Возможно, скоро одним из тех, кого понесут на плечах, будет он сам. С этой точки зрения, человек должен думать о том, что этот момент может наступить сейчас или завтра, или через день. Например, Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал, что он при виде покойника сказал так: «Несите его! И мы следом за ним придём по очереди!».

Макхуль, увидев, как несут покойника, сказал так: «В это утро вы несёте его, к вечеру и мы последуем за ним. Поистине, это зрелище – действительно ясная картина, из которой следует извлекать уроки. Не следует быть близоруким. Пришедшие раньше уходят, а у пришедших за ними не хватает ума, и они не извлекают уроков для себя из этого».

Усайд бин Худайр (радыйаллаху анху) говорил: «На каких бы похоронах я ни был, я всегда думаю о том, что произойдет с покойником дальше, и место, куда он отправится. Вот об этом только я постоянно и думал».

Когда скончался брат Малика бин Динара (рахматуллаххи алейхи), Малик, плача, подошёл к телу брата и сказал: «Клянусь Аллахом, мои слёзы не перестанут литься до тех пор, пока я не узнаю, куда ты отправляешься. Однако пока я жив, возможности узнать об этом у меня не будет».

А Амеш говорил так: «Мы принимали участие в похоронах. Поскольку все близкие и дальние родственники, пришедшие на похороны, были опечалены, мы не знали, кому из них выразить соболезнование». Сабит Бунани говорил так: «Мы принимали участие в некоторых похоронах и обращали внимание на то, что каждый, закрыв лицо руками, плакал».

Вот в такой степени эти люди боялись смерти. В наши дни мы увидим, что все или большинство из тех, кто явился на похоронах, веселятся и смеются. И впустую тратят время, рассуждая о том, какое наследство оставил покойный своим родным. После смерти человека, будь он их сверстником, одноклассником или родственником, неся его тело, люди часто думают: «Интересно, сколько перепадёт нам из того, что он оставил после себя, или как нам суметь перевести на себя часть этого?». Они заняты такими соображениями, строя планы и прокручивая разные комбинации. Никто из тех, кто принимает участие в похоронах, не задумывается о себе и не задаёт себе такой вопрос: «Интересно, что произойдёт со мной? Каков образ моих действий, каково моё состояние?». Исключение составляют лишь те, кто ищет довольства своего Господа. Человеку не приходит в голову, что однажды его самого понесут на плечах. В сущности, есть только одна причина такой недальновидности. Это – темнота и очерствение души. Ибо люди постоянно совершают грехи и всё время ропщут. Мы – да простит нас Аллах! – почти забыли о Нём и не думаем о потустороннем мире. Мы не несём перед собой ответственности, не отдаём себе отчёта за свой образ действий, за своё состояние, которое в тот день будет представлено нашему взору. Сказать по правде, наши дни и наша жизнь проходят в суете, и мы всё время пребываем в неведении и небрежении. Мы всё время только и делаем, что занимаемся делами, не касающимися нас. В наши дни на похоронах принято плакать по усопшим. Однако если люди смогли бы осознать истину, то плакали бы не по умершему, а по себе и тому положению, в котором они находятся.

Ибрахим Зеййат однажды увидел людей, плачущих из-за жалости к покойнику. Он сказал им: «Ах, если бы вы заплакали о себе, испытав боль из-за своего состояния, то это было бы гораздо лучше для вас. Ибо умерший человек, собственно говоря, избавился от таких трёх трудностей, как лицезрение Ангела смерти, испытание муками смерти и страх последнего вздоха».

Абу Амр бин Ала говорит: «Когда я пришёл навестить Джарира, он диктовал своему секретарю какое-то стихотворение. В этот момент проходила траурная процессия, и он, встав, сказал: «Клянусь Аллахом! Эти похороны сломали мне хребет, лишив меня силы и состарив меня. А затем он прочитал вот это стихотворение:

«Лишает силы нас испуг,
Покойника лишь стоит нам увидеть.
Когда уходит он от нас,
Свои забавы продолжаем.
Точь-в-точь подобны стаду мы,
Что прочь бежит, завидев волка.
На луг вернувшись, вновь пасёмся мы,
Едва опасность удалится с волком».
 
Правила участия в похоронах

Человек, принимающий участие в похоронах, должен глубоко размышлять и извлекать для себя из них уроки. Идя в похоронной процессии, следует шагать кротко, проявляя смиренность и готовность к смерти. Думать об умершем человеке следует хорошо, даже если он был грешным, распутным и плохим человеком. Даже если человек прожил благочестивую жизнь, он не должен быть спокойным по причине своего нафса. Ибо последний вздох труден. Нам не дано знать, каким образом он отдаст свою душу.

Например, передано от Умара бин Зарра, у Зарра был один сосед. В один день этот сосед умер. Оказалось, что тот человек был довольно расточительным и тратил на себя много денег. В итоге большая часть людей уклонилась от участия в похоронах этого человека. Но Зарр принял участие в похоронах соседа и совершил похоронный намаз. Наконец, когда тело было предано земле, он, стоя у могилы, обратился к умершему с такими словами: «О отец такого-то! Да отнесётся к тебе Аллах милосердно! Твоя жизнь прошла в постоянной вере в Единственного Бога. Лицо твоё постоянно касалось молитвенного коврика и земли во время совершения тобой земных поклонов. Если даже о тебе говорят, что ты был грешным, совершавшим грехи человеком, то разве есть среди нас тот, кто не совершал ошибок, кто безгрешен и невиновен?».

Передано, что жил человек, который утонул в грехах и неправедных делах. Однажды этот человек умер в одном из уголков Басры. Жена его кинулась искать кого-нибудь, кто смог бы помочь ей поднять его тело, однако никого не смогла найти. Ибо из-за того, что человек был распутным и грешным, никто из его соседей не знал, в каком состоянии ушел покойный. Оказавшись в такой ситуации, супруга этого человека наняла за плату двух носильщиков и попросила их нести его тело на место совершения намаза. Однако никто не пожелал совершать похоронный намаз за него. Женщина, забрав тело покойника, велела перенести его в пустыню, чтобы похоронить его там. Однако на горе, расположенной неподалёку, находилось жилище одного из богобоязненных рабов Аллаха. Жена человека, будто тот праведник ждал, что принесут покойника, всё смотрела и ждала его. И праведник, придя, совершил похоронный намаз по этому человеку. Когда это известие распространилось по всему городу, и люди узнали, что праведник, сойдя вниз с горы, совершает джаназа-намаз за этого человека, тут же поспешили туда бегом. Вместе с праведником они также совершили джаназа-намаз. Однако они пребывали в растерянности. Тогда праведник, чтобы удовлетворить их любопытство, рассказал им: «Во сне мне было сказано: «Сойди с горы в такое-то место. Там ты найдешь покойника, рядом с которым находится одна только женщина. Больше никого нет. Соверши джаназа-намаз по этому человеку, ибо его грехи прощены Нами». После этих слов праведника люди удивились ещё больше. Они пригласили жену человека и расспросили её о делах и состоянии её мужа. Спросили у неё: «Какую жизнь прожил твой муж?». Женщина ответила: «Он был таким, каким вы его знали. Он с утра до вечера постоянно пил в кабаке». Праведник опять спросил у жены того человека: «Ты хорошо подумай о том, что говоришь. Были ли когда-нибудь случаи, когда твой муж делал какое-то доброе дело для тебя? Видела ли ты когда-нибудь его совершающим добрые дела?». И женщина ответила: «Да, у него было три хороших состояния, три благих действия. Каждое утро, протрезвев, он немедленно менял всю одежду, что была на нём, совершал ритуальное омовение и отправлялся совершать утренний намаз с общиной. А потом возвращался в место своих ежедневных посещений – в питейный дом и пил там. Потом он всегда давал приют в своём доме одному или двум сиротам, оставшимся без родителей. Гораздо больше, чем своим детям, он оказывал помощь и совершал благодеяний по отношению к детям, которые остались без родителей. Больше всего он интересовался положением сирот и бездомных. Он искал, спрашивал, находил их и непременно помогал им. И ещё, если в полночь, в глухую темноту он, протрезвев, приходил в себя, он плакал навзрыд и жаловался на себя Господу своему, говоря: «Мой Господь! Какую пропасть в аду Ты хочешь заполнить мною?». Праведник, получивший сведения об этой ситуации, ушёл оттуда с рассеявшимися сомнениями.

Когда был похоронен в могиле один из друзей Сыла бин Ушайма, он, придя к его могиле, прочитал стихотворение:
 
«В случае если прошёл ты через муки могилы,
Миновал ты самую великую опасность.
Если же опасность великую не миновал ты,
То другие риски, один за другим, ждут тебя».
АВТОР ЦИКЛА
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Список уроков