Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 7: Чрезмерная страсть к мирскому и любовь к жизни
Часть 7: Чрезмерная страсть к мирскому и любовь к жизни
Как известно, существуют две причины, по которым люди преследуют пустые цели, надежды и мечты. Одна ...
5 028
19 ноября, 15

Часть 7: Чрезмерная страсть к мирскому и любовь к жизни

5 028
19 ноября, 15

Причины и мотивы пустых, отдалённых желаний, надежд и исцеление от них

 
Как известно, существуют две причины, по которым люди преследуют пустые цели, надежды и мечты. Одна из них – невежество, а вторая – чрезмерная любовь к жизни, к мирскому.
 

Чрезмерная страсть к мирскому и любовь к жизни

 
Прежде всего, человеку не следует привыкать к мирской жизни, не завязывать с ней дружеских отношений, не привязываться к жизненным удовольствиям и наслаждениям, к земных страстям и не упрочнять свои связи с ней. Впоследствии ему будет довольно трудно оторваться от этого мира, который завладел его сердцем. Разговор о смерти с человеком, в чьём сердце поселилась такая любовь к жизни, будет невыносимо трудным. Он даже не пожелает думать о событии, именуемом смерть. Ибо если человек задумается о смерти должным образом, то тогда ему будет легче порвать связи с земным миром. Смерть – это одна из причин, по которой не следует придавать значения мирскому. Ведь если кто-то на самом деле не испытывает любви и привязанности к чему-либо, он старается держаться подальше от этого.
 
Отныне все мысли и дела человека сосредоточены на этом. Эта забота, эта мысль станет для него едва ли не культом. Вся его деятельность будет построена на этом его представлении и этой мечте. О событии, называемом смерть, он не желает ни вспоминать, ни даже упоминать. Если порой он сталкивается лицом к лицу с затруднительным положением и опасностью, тогда бывает вынужден вспомнить о смерти, и тогда возникает необходимость приготовления к ней, но и тогда он находит для себя какую-то причину избежать этого. Он тотчас начинает думать: «Не спеши! Подожди ещё. Ещё есть время! Ты ещё молод, здоров, бодр и активен. В данный момент ты заботься о том, чтобы жить припеваючи, в своё удовольствие! Больше таких дней у тебя не будет! Теперь же, пока ты жив, реализуй их! Завтра, когда состаришься, – покаешься, да и всё тут!» И опять, с такими суждениями, ему не удаётся повернуть к своей основной цели. Став старше, он начинает думать так: «В сущности, сейчас время разгара молодости. Ты же ещё не стар! Продолжай такую жизнь до тех пор, пока не состаришься!» А когда он вступает в зрелый период своей жизни, его занимают такие мысли: «По крайней мере, заверши это начатое дело, а потом поступай, как пожелаешь. Да, ещё сделай ремонт да соверши это путешествие, сделай приготовления на будущее ребёнку, подготовь приданое своей дочери и своему сыну, справь их свадьбы, построй им по дому. И одолей, наконец, этого своего соперника, который постоянно соревнуется с тобой! И вот тогда оставь свои дела!».
 
И так он постоянно всё откладывает и откладывает дела, связанные с вечным миром и смертью, утешая себя надеждами, придумывая себе причины и отговорки, касающиеся того, что он займётся этими делами в будущем, «завтра». Но однажды видит, что смерть стучит к нему в дверь. А у человека в голове нет никаких соображений, кроме мыслей о будущем. Он десятки и сотни раз занимался такими и подобными им проблемами, ждал, что вот-вот закончит одно дело, но следом появлялись десятки других дел.
 
Вот так он всё откладывал да откладывал дела, связанные со смертью и потусторонним миром. Вдруг в то время, в которое он не ожидал, смерть совершит своё внезапное нападение. Его сожаление, тоска и раскаяние только увеличиваются. Ибо именно этой причиной объясняется многочисленность обитателей Ада, их стоны и крики. Оттого, что в погоне за пустыми вещами, желаниями и надеждами, они всю свою жизнь постоянно откладывали дела, связанные со своей смертью и жизнью в потустороннем мире, говоря: «Завтра». Тогда они станут сокрушаться, сожалея и говоря: «Увы! Ах, как жаль!» Ах, если бы мы не откладывали дела, связанные с вечной жизнью, преследуя далёкие, пустые упования, надежды и стремления! Горе нам! Ведь тот несчастный, жалкий человек, который постоянно откладывает дела свои, связанные с вечным миром, на завтра, не осознаёт того, что «завтра», которое он всё время откладывал на более поздний срок, может прийти и смерть. Он не догадывается об этом. А между тем, продление срока даёт человеку возможность приумножить свои силы и обеспечить ему обретение мужества и смелости. Этот человек, который в такой степени погряз в мирском, защищая его и постоянно борясь за него, надеется на то, что ему однажды будет предоставлена возможность для того, чтобы он мог совершить покаяние. А это сумеют выполнить с успехом лишь те, кто, не придавая значения мирскому, отбрасывал его на задний план.
 
От гонки за мирским не будет результата, главная цель будет забыта и упущена.

Так вот, фундамент всех этих иллюзий опирается на любовь к мирскому. И ещё это происходит из-за незнания человеком истины, о которой Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так:
 

«Люби то, что хочешь. Однажды ты непременно с ним расстанешься».

 

Невежество


Человек рассчитывает на свою молодость. Поэтому полагает, что смерть не придёт, пока он молод. Бедняга не задумывается, что доля пожилых мужчин в том месте, где он находится, составляет менее одной десятой части мужского населения. Значит, тех, кто молод, гораздо больше, чем пожилых людей. Ибо факт малочисленности людей пожилого возраста есть показатель того, что смертность среди молодёжи городского населения гораздо выше. Тысячи юношей и подростков умирают, не дожив до старости. Но человек, пока он здоров, не вспоминает о смерти, воспринимая её как далёкую вероятность. А, между тем, смерть находится не так уж далеко от него. Даже если смерть кажется далёкой, то болезнь, которая приходит внезапно, рядом. Ибо болезни обычно обнаруживаются внезапно, без предупреждения. А если появляется болезнь, значит, недалеко и событие, называемое смертью. Если бы этот недальновидный человек мог на самом деле задуматься, если бы он знал, что для смерти не существует определённого часа и времени, то он не поступал бы так. Значит, смерть не делает различий между молодым и старым. Для смерти нет разницы между летом и зимой, осенью и весной. Нет у смерти ни дня, ни ночи.
 
Если бы человек мог знать в полном смысле слова эту истину и беспокоился бы по поводу нее, то тогда он был бы к ней готовым и совершал бы свои приготовления к ней. Однако незнание этой истины и чрезмерная любовь к мирскому приводят человека к положению раба, пленника своих пустых и далёких надежд, стремлений и упований. Всё это в итоге заставляет человека забыть и о том, что смерть его близка, и становится причиной его небрежности, беспечности и близорукости. Такой человек всегда думает, что его смерть придёт когда-нибудь в будущем времени и даже не вспоминает о ней и не задумывается, что однажды она без предупреждения настигнет его. Он считает, что будет всегда принимать участие в похоронах других людей, что всегда будет провожать в вечность кого-то другого. Ведь бедняга не думает о том, что однажды тело, которое понесут хоронить, будет его собственным. Из-за того, что всё это повторяется снова и снова, он привыкает к этому и не задумывается о том, что однажды придёт и его черёд. Путь избавления от этого лежит в представлении себя на месте умершего человека и размышлении о том, что однажды обязательно его собственный труп так же понесут на кладбище для предания земле. И он так же будет похоронен в могиле. Он даже должен подумать так: «Возможно, что уже готовы кирпичи, которыми будет выложен ляхат моей могилы». Для его могилы уже приготовлено место, а он обо всём этом даже не подозревает.
 
Именно по этой причине откладывание человеком на более поздний срок приготовлений к смерти и вечной жизни, есть поистине абсолютное, исключительное невежество. Если человек узнает, что причиной этого являются невежество и любовь к земной жизни, если он сумеет почувствовать это, то тогда ему следует знать также, что исцеление от этого заключается в избавлении от них.
 
Умение человека одержать верх над невежеством возможно только благодаря чистой и ясной точке зрения. Преодолеть невежество можно путем наставлений мудрых, чьи души чисты и безгрешны. Кроме того, необходимо, чтобы душа человека открыта к этому.
 
Что же касается любви к мирскому, то ее не так-то легко вырвать из сердца. И на самом деле, это настолько тяжкая и жестокая болезнь, что излечиться от неё почти невозможно, и нет лекарства от нее. Избавление от этой болезни изрядно утомило тех, кто жили прежде нас, и также тех, кто жили раньше них.
 
Лечение этой болезни требовало немалого напряжения сил. Существует единственный путь и метод избавления человека от любви к мирскому. Это – вера в вечную жизнь, вера в Аллаха, усердие, образование. Человек сумеет выбросить из сердца любовь к земному, любовь к жизни, если он будет пробуждать в самом себе желание удостоиться великих наград в потусторонней жизни, если научится испытывать страх перед тяжелыми наказаниями в загробном мире, глубоко размышляя на эти темы.
 
Насколько твёрдого и достоверного толка вера и убеждённость появятся в сердце человека, в той же мере из его сердца уйдёт и любовь к земному. Ибо главная любовь полностью устраняет обычную любовь из сердца человека. Человек поймет ничтожность этого мира и в то же время поймёт ценность и красоту потустороннего мира. Тогда он полностью отдалится от склонности к земному, от любви к жизни и откажется от мирского. Даже если ему будут предложены все земные богатства, всё, что имеется на земле с востока до запада, он не променяет ценность и красоту своей потусторонней жизни на земные блага. Как же ему не желать жизни своей в потустороннем мире и не предпочитать её? Ибо земные блага, которыми он владеет, по сравнению с вечным миром, не стоят ничего, заполнены грязью и ржавчиной. Да разве захочет человек радоваться благополучию и счастью в земном мире и довольствоваться ими, зная о благополучии вечного мира? После того как какой-то человек уверовал в вечную жизнь и в истинные её ценности, имеющиеся там, можно ли вести разговор о какой-то любви к земному? Может ли подобная любовь поселиться в его сердце? Наш Господь и нам, своим благочестивым праведным рабам, указал истинное положение земного, мирского.
 
Кроме того, чтобы смерть оказала своё влияние на душу, самым действенным путём исцеления является метод, когда человек размышляет о смерти себе подобных и смерти своих сверстников. Как они угодили в лапы смерти в тот момент, когда её не ждали, в то время, которое не учли? Человек непременно должен размышлять над этим. Что же касается тех, кто занимается приготовлениями, необходимыми для смерти и для того, что последует после неё, то именно они обрели спасение. Однако те, кто преследовал пустые надежды, поступал в расчете на будущее, понесли явный урон, испытали разочарование и горечь утраты.
 
Пусть человек, окинув себя взглядом, посмотрит на свое тело, в свои глаза и подумает так: «Как черви и насекомые будут поедать мои эти глаза, части моего тела и органы чувств! Как кости мои обратятся в прах, сгнив и разложившись! И пусть, в частности, он начнёт думать так: «Начнут ли в могиле, под землёй, черви и насекомые вначале поедать зрачок моего правого глаза или же они прежде приступят к зрачку моего левого глаза?».
 
Всё, что есть у него из плоти, – всё пойдёт на корм червям и насекомым, обитающим под землёй. С того момента у него останется только одно, до чего не дотянутся черви и насекомые. И это – знания и дела человека. Если эти знания и дела несут в себе волю, одобрение и согласие Аллаха, и если они выполнены искренне, с любовью и с чистым сердцем, то тогда человек обязательно увидит их пользу и выгоду. Пусть человек в это время представит мысленно перед своим взором могильные муки, о которых пойдет речь в дальнейшем. Пусть поразмышляет над допросом Мункара и Накира. Пусть представит в своём воображении День воскрешения из мёртвых, ужасы Конца света. Пусть задумается о сборе в День Великого Суда.
 
Так вот, путем таких и подобных им размышлений в сердце человека оживится воспоминание о смерти, и он начнет совершать необходимые приготовления к смерти и к жизни после смерти.
АВТОР ЦИКЛА
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Список уроков