ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Цикл завершен
Часть 18: Поступки, не предписанные Шариатом, но считающиеся благими при посе...
При посещении могил добрым делом считается приветствие умершего, когда посещающий обращён к лицом к ...
Часть 18: Поступки, не предписанные Шариатом, но считающиеся благими при посещении могил
При посещении могил добрым делом считается приветствие умершего, когда посещающий обращён к лицом к могиле, а спиной – к кыбле. Однако ни в коем случае нельзя дотрагиваться до могилы. К могиле не следует прикасаться и целовать её. Ибо такого рода обычаи пришли от христиан.
Нафи говорит так: «Я видел, возможно, сто, а может, и больше раз, как сын благородного Умара – Абдуллах приходил на могилу Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям). Он говорил: «Салям Пророку, салям Абу Бакру, салям моему отцу – Умару!»
Абу Умама (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я видел, как Анас бин Малик (радыйаллаху анху) приходил к могиле благородного Пророка (саллаллаху алейхи васаллям), как он там стоял, подняв вверх руки, как он приветствовал Пророка (саллаллаху алейхи васаллям), поднимая руки так, что я полагал, что он начнёт совершать намаз, и как потом позднее уходил оттуда».
Мать всех правоверных благочестивая Айша (радыйалллаху анха) рассказывает, что Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) сказал: «Если кто-либо посетит могилу своего брата по вере и посидит рядом с нею некоторое время, то тот, кто находится в могиле, будет счастлив из-за посещения его брата по вере и до тех пор, пока он не уйдёт оттуда, будет отвечать на его приветствие».
Кто-то из семьи Асыма Джахдари говорил: «Я увидел во сне Асыма. Этот сон приснился мне через два года после его смерти. Я спросил у него: «Разве ты не умер?». Он ответил: «Конечно, я умер!» Я спросил тогда: «Где ты находишься в данный момент?» Он дал мне такой ответ: «Клянусь Аллахом, в этот момент я нахожусь в одном из садов рая. Я и несколько моих товарищей каждый пятничный вечер и утро собираемся рядом с Абу Бакром бин Абддуллахом Музени. Здесь вместе мы получаем известия о тех, кто находится на земле». Я опять спросил у него: «Вы приходите туда вместе со своими телами и душами, или же только ваши души приходят туда?». Он отвечал: «Тела совсем сгнили, мы здесь собираемся только душами». Я спросил: «Вы знаете о наших посещениях?». Он ответил так: «Мы узнаём о ваших посещениях в вечер накануне пятницы, и весь пятничный день до тех пор, пока не взойдёт солнце субботнего дня». На этот раз я спросил: «Почему это случается только в пятницу, а не в остальные дни?». А он ответил: «Потому что пятница – благословенный и важный день».
Мухаммад бин Васи всегда посещал могилы в пятничные дни. Когда у него спросили, нельзя ли перенести их на понедельник, он отвечал так: «Насколько мне известно, мёртвые узнают тех, кто их навещает, в эти три дня: за день до пятницы, в пятницу и на следующий день после неё».
Даххак говорил так: «Если кто-либо посетит могилу в пятничный день до восхода солнца, тогда умерший узнает своего посетителя». Когда его спросили, почему это так происходит, он ответил: «По причине значимости пятничного дня».
Бишр бин Мансур рассказывал: «В одно время, когда появилась эпидемия чумы, некий человек постоянно отправлялся в местечко под названием Джабана, куда приносили тела заразившихся этой болезнью, и совершал там джаназа-намазы по умершим. Когда наступал вечер, он вставал у ворот кладбища и говорил: «Пусть Аллах обратит ваше одиночество в дружбу, пусть Он даст вам хороших друзей. Пусть Он отнесётся к вам с милосердием по причине вашего одиночества на чужбине. Пусть Он простит ваши грехи и примет всё хорошее, что вы совершили». Так он говорил и не добавлял больше никаких слов к сказанному. Сам человек так объяснял эту ситуацию: «Однажды я не смог пойти на их могилы, так как вернулся к семье. Я не прочитал молитвы, которые обычно читал у могил, однако прочитал их у себя в доме. Когда я спал, то увидел, что рядом со мной появилось немало людей. Я спросил у них, кто они, и захотел узнать, что им нужно. Они ответили: «Мы люди с того кладбища». Я спросил у них, с какой целью они пришли. Они ответили: «Когда ты вернулся домой, ты отправил нам подарок». Я спросил: «Что это за подарок?». А они ответили мне: «Твои молитвы, которые ты читал каждый вечер для нас». Я сказал им так: «Не утруждайте себя, я буду посещать вас каждый вечер и давать вам ваши подарки».
Башшар бин Галиб Наджрани говорил так: «Я постоянно видел во сне молящуюся Рабию Адавия. Я читал много молитв за неё. Она сказала мне: «О Башшар бин Галиб! Твои подарки приходят к нам на блюдах из света, покрытых сверху шёлковыми салфетками и полотенцами. Я спросил у нее: «Что это?». Она сказала: «Молитвы живых му`минов таковы. Когда они делают ду’а за умерших, они тут же принимаются. И принятые молитвы помещаются на блюда из света, а сверху покрываются шёлковыми полотенцами и салфетками. Потом в таком виде они преподносятся умершему со словами: «Этот подарок пришёл тебе от такого-то человека».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал: «Умерший, находящийся в своей могиле, подобен задыхающемуся и зовущему на помощь человеку. Он постоянно ждёт какую-то молитву от отца, брата, друга. Когда ожидаемая им молитва приходит к нему, этот подарок для него милее целого мира и всего того, что находится в нём.
Поистине, подарки, которые должны посылать живые умершим, – это совершение молитв в их честь и просьба о прощении их грехов Аллахом».
Один человек рассказывал: «У меня умер друг. Я увидел его во сне и спросил: «Как ты находишь своё состояние с того момента, как тебя положили в могилу?». Он сказал: «Ко мне пришёл некто с хлыстом из адского пламени». Если бы в это время кто-то не помолился за меня, тот человек непременно отхлыстал бы меня им. Однако молитва, прочитанная как раз в это время, предотвратила это».
Как выясняется из приведённых нами примеров, после предания умершего земле чтение за него ду’а, благодарений, добрых пожеланий считается добрым делом, хотя и не предписывается религиозным законом.
Саид бин Абдуллах аль-Азди говорил: «Я застал Абу Умаму Бахили на смертном одре. Он сказал мне так: «О Саид! Когда я умру, сделай всё необходимое для меня, как велел нам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям). Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) говорил:
«Когда кто-то из вас умрёт, и вы положите его в могилу, то приведите в порядок землю на ней. Пусть кто-то из вас встанет у изголовья могилы и скажет: «О такой-то, сын такой-то женщины!» Он услышит сказанное, но не сможет ответить. Тогда пусть стоящий у изголовья могилы человек скажет во второй раз: «О такой-то!» От этих слов умерший выпрямится в своей могиле. Потом пусть человек, стоящий у изголовья могилы, обратится в третий раз к лежащему в могиле с такими словами: «Ради достижения милости Аллаха и прощения грехов, о Аллах, наставь нас, укажи нам правильный путь!» Но вы не сможете услышать слова, сказанные им. Пусть человек, наставляющий его, скажет так: «Вспомни религию свою, которую ты принял, будучи жив. Это – твоё свидетельствование, что нет другого бога, кроме Аллаха, и подтверждение того, что Мухаммад (саллаллаху алейхи васаллям) – Пророк Аллаха. Вспомни о своем согласии, убеждённости и вере в то, что ты признаешь Аллаха своим Господом, Ислам – своей религией, Мухаммада (саллаллаху алейхи васаллям) – своим пророком, а Коран – имамом. Ибо в момент этого наставления ангелы Мункар и Накир отступят, и один из них скажет другому так: «Вставай, и давай удалимся! Сказанные слова препятствуют нашему пребыванию рядом с этим человеком. Ибо его признаки, его доказательства были внушены ему». Поэтому Аллах и будет Тем, кто облегчит ответ этого покойника перед ангелами Мункар и Накир». В этот момент один из присутствовавших там людей спросил у Пророка (саллаллаху алейхи васаллям): «О Посланник Аллаха! Как нам поступить, если мы не знаем имени матери умершего?». Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) ответил: «Назови её именем благородной Хаввы – нашей прародительницы».
Нет осуждения тому, чтобы на кладбище читали Коран. Али бин Муса Хаддад, передал: «Я находился вместе с Ахмадом бин Ханбалом в связи с какими-то похоронами. С нами находился также и Мухаммад бин Кудама Джавхари. Когда покойник был предан земле, появился один слепой человек и, стоя рядом с могилой, стал читать Коран. Ахмад бин Ханбал сказал ему: «О человек, читающий Коран! Читать Коран у могил – это бид’ат (нововведение)». С кладбища мы ушли вместе. В это время Мухаммад бин Кудама спросил у Ахмада бин Ханбала: «О Абу Абдуллах! Что ты думаешь о Мубашире бин Исмаиле Халяби?». Ахмад бин Ханбал сказал, что этот человек – надёжный. Тогда Мухамммад бин Кудама спросил у него: «Ты когда-нибудь передавал его хадисы?». Ахмад бин Ханбал ответил ему на этот вопрос положительно. После того, как Мухаммад бин Кудама получил на свой вопрос ответ от Ахмада бин Ханбала, он сказал: «Я узнал это известие от Абдуррахмана бин Ала, переданное ему его отцом через Мубашшира бин Исмаила. Отец Абдуррахмана бин Ала завещал это своему сыну. Он отдал ему распоряжение, чтобы у его могилы после предания его тела земле были прочитаны суры «аль-Фатиха», «аль-Бакара» и последние два аята суры «аль-Бакара». И, продолжая, он добавил: «В то же время я слышал, как сын благородного Умара Абдуллах (радыйаллахуанхума) завещал то же самое». После этого Ахмад бин Ханбал сказал Мухаммаду бин Кудама так: «Иди и скажи тому человеку, пусть он читает Коран».
Мухаммад бин Ахмад Марвази сказал так:
«Я слышал, как Ахмад бин Ханбаль сказал так: «Когда вы входите на кладбище, читайте там суры «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас». А воздаяние за них посвятите обитателю могилы. Ибо воздаяние за то, что вы читаете, достигает их».
Абу Калаба сказал: «Я направлялся из Шама в Басру. Сделал остановку в местечке Хандак. Здесь я совершил ритуальное омовение и два ракаата ночного намаза. Позднее заснул, положив голову на одну из могил. Далее я получил предупреждение. Вижу: хозяин могилы жалуется на меня. Говорит: «С самого вечера ты причинял мне страдания. Вам этого не дано знать, но мы знаем. Однако мы лишены сил, чтобы совершать поступки. Вот эти два ракаата намаза, которые ты совершил, гораздо благословеннее, чем мир и всё, что находится в нём. Да облагодетельствует Аллах людей, живущих сейчас на земле! Передай им приветствие. Ибо благодаря их молитвам порой на нас проливается огромное количество света».
Главной целью посещения могил для посещающего является получение урока для себя. Это – извлечение пользы для себя благодаря мольбам на посещаемом кладбище. Человек, посещая могилы и совершая молитву, должен делать это не только для умершего, но и для себя. Посещающий может извлечь для себя урок из положения, в котором находится умерший, следующим образом: он должен представить себе умершего человека – думать о том, как разлагаются части его тела, как он оживает в своей могиле; потом должен подумать о том, что в скором времени сам присоединится к нему.
Например, Мутарриф ибн Абу Бакр Хузели говорил так: «Была в племени Абдулкайса пожилая женщина, чрезвычайно усердная в совершении поклонений. Когда наступал вечер, она, крепко подпоясавшись, перебиралась в михраб. При наступлении дня она, выйдя из михраба, отправлялась на кладбище. Однако я узнал, что из-за слишком частых посещений кладбища её осуждали и порицали. Эта женщина говорила: «Если сердце почернело, ожесточилось и превратилось в камень, то смягчение такого сердца возможно через извлечение назиданий от истлевшего мертвеца. Приходя на кладбище, я будто вижу их, и мне кажется, будто они вышли наружу из своих могил. Я будто вижу их лица, запачканные землёй, их обезображенные, разложившиеся тела. Ах, если бы эти чувства могли поселить в своих сердцах те, которые внешне выглядят так, словно имеют страсть к поклонениям. Тогда они смогли бы понять, как велика боль, которую они доставляют сердцам. Они сумели бы тогда понять, как жестока смерть в уничтожении тел, в прекращении их существования».
Умар бин Абдульазиз обращает внимание на то, что не никогда следует удивляться тому, что какой-то человек имеет пристрастие к совершению поклонений и из-за них изнуряет и истощает себя. Из-за того, что ждет нас во время жизни в могиле до наступления Страшного суда, нам следует, как положено, использовать отпущенное нам время, дабы подготовиться к этому.
Добрым делом является и похвала в адрес умершего человека. Если говорить об умершем человеке, то только о его благих, богоугодных делах. Мать всех правоверных благочестивая Айша (радыйаллаху анха) передала от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям): «Когда умер ваш товарищ, оставьте свои неуместные и необдуманные слова в его адрес. Не дерзайте высказывать что-либо против него».
Ещё Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал так: «Не смейте говорить об умерших плохое. Ибо сейчас они наедине со своими поступками…»
А в другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) сказал:«Вспоминайте об умерших только хорошее. Ибо если они предназначены для рая, а вы сказали что-либо против них, то тогда вы совершите грех. Если же они предназначены для ада, то тогда с них довольно и того положения, в котором они находятся».
Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передал следующее: «Однажды, когда мы были вместе с Пророком (саллаллаху алейхи васаллям), пронесли чье-то тело. Присутствовавшие там завели речь о том, что покойник был плохим человеком. В связи с этим, Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) сказал: «Стало ваджибом (необходимым)».
Потом пронесли другого покойника, и люди завели разговор о его благих делах. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васаллям) и на этот раз сказал: «Стало ваджибом (необходимым)». Благородный Умар (радыйаллаху анху) спросил у Пророка (саллаллаху алейхи васаллям), что означают эти слова, сказанные им для каждого из этих двух. На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи васалллям) сказал: «Что касается того, кого вы засыпали похвалами, то рай для него стал ваджибом (необходимым). А для человека, о котором вы рассказывали дурное, стало ваджибом (необходимым) гореть в пламени ада. Ибо вы являетесь теми, кто свидетельствует перед Аллахом на земле!»
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил: «Пророк (саллаллаху алейхи васаллям) сказал так: «Поистине, бывает так, что один раб Аллаха умирает, и люди его расхваливают, перечисляют его добрые деяния. А между тем, положение человека перед Аллахом является другим. Всевышний Аллах говорит своим ангелам: «А вас я держу в качестве свидетелей для тех Моих рабов, которые свидетельствуют во имя умершего. И я принял их свидетельствование относительно Моего раба. И потому я простил Моему рабу то, что знаю о нём».
Предыдущий урок
Часть 17: Посещение могилы, ду’а за умершего и вопросы, имеющие отношение к этой теме
Следующий урок
Часть 19: Истина смерти и положение умершего в могиле до воскрешения
Комментарии: 3
Правила форума