Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 19: Истина смерти и положение умершего в могиле до воскрешения
Часть 19: Истина смерти и положение умершего в могиле до воскрешения
У людей бывают ошибочные взгляды на смерть, вводящие их в заблуждение, а то, что известно им, состои...
4 925
11 января, 16

Часть 19: Истина смерти и положение умершего в могиле до воскрешения

4 925
11 января, 16

У людей бывают ошибочные взгляды на смерть, вводящие их в заблуждение, а то, что известно им, состоит лишь из предположений и догадок. В этом вопросе они часто впадают в заблуждения.


Часть людей воспринимает смерть как «отсутствие» и говорят, что не будет воскрешения и сбора в день Страшного суда; говорят, что у людей, совершивших хорошие или плохие дела при жизни, не может быть хорошего или плохого конца. Они говорят также, что не существует такого понятия, как наказание или смерть. Согласно их точке зрения, смерть человека подобна смерти других живых существ или высыханию растений. Вера подобного рода – это религия неверующих людей. Это точка зрения атеистов.

Убеждения всякого, кто не верует в Аллаха и в Судный день, относятся к убеждениям такого рода. Те же, кто придерживается иной точки зрения, считают, что смерть – это «небытие» до тех пор, пока не будет воскрешения, так как не бывает наказания или возмездия в этом промежутке времени. Согласно их точке зрения, подобное состояние будет длиться до самого Судного дня. По третьему мнению, душа бессмертна, вечна и не исчезает вместе со смертью. Душа человека является тем, что испытает воздаяние или награду. Мёртвые тела не понесут воздаяния. Они исчезнут, истлев. Тела не будут воскрешены вновь и никогда не будут собраны в Судный день.

Все эти точки зрения ложны и порочны. У них нет никакой связи со справедливостью и истиной. Это заблуждение, противоречащее сведениям, которые сообщаются в аятах и хадисах. Смысл смерти состоит в изменении. Душа, отделившаяся от тела, вечна и бессмертна. В то же время она, сообразно своему положению и деяниям, или испытывает муки, или же будет счастлива, удостоившись милостей. Отделение души от тела означает завершение господства и права души над телом. Ибо с наступлением смерти тело уже далеко от того, чтобы покоряться душе. Части тела человека, его органы служили душе инструментами для пользования. Благодаря этому, душа посредством рук брала и держала, посредством ушей слушала и слышала, посредством глаз смотрела и видела. Ещё, благодаря сердцу, душа знает истинный смысл и сущность вещей. Это означает, что сердце включает дух. В соответствии с этим, сама душа, не испытывая надобности в каком-либо инструменте или средстве, узнаёт, понимает суть вещей и всего сущего. Поэтому сама душа посредством различных состояний, меланхолии, грусти, переживаний и огорчений ощущает боль, беспокойство, печаль, а также счастье и радость.

Так, ни одно из таких чувств, как печаль, забота, переживания, радость и счастье, не имеют связи с органами тела человека. В этом смысле какое-либо свойство, связанное только с самой душой, при отделении души от тела также отделится от тела вместе с душой. И так продолжится до тех самых пор, пока душа заново не будет вверена телу. С другой стороны, возвращение души телу и могила – это не такая уж и далёкая реальность. И так же, как возможна эта вероятность, возможно и другое – то, что душа не вернётся в тело до самого Судного дня. Следовательно, если сам Всевышний Аллах вынес своё решение для каждого раба, то, значит, это известно Ему лучше. Положение, когда тело полностью приходит в бездеятельное состояние, подобно невыполнению телом своих функций, как у лежачего больного, разбитого параличом. Следовательно, насколько тяжела болезнь, оказывающая давление на нервы, настолько же в тех местах ограничено движение, присутствие жизни, духа. Ибо сильное недомогание становится препятствием для проникновения туда духа жизни.

Именно тут можно видеть продолжение существования духа в человеке, могущего направлять, настраивать его, можно понять постоянность этого духа... Хотя больной точке некоторые органы захотели восстать против духа, но утеряли свои функции. Факт, называемый смертью, означает, что все органы утеряли свои функции, потеряли активность, подвижность и живость, так как каждый из органов представляет собой инструмент.

Что же касается духа, то это то, что использует их в качестве своего инструмента. Под духом мы подразумеваем силу, воспринимающую информацию, печаль, радость и т.п.

Значит, если органы тела теряют свою работоспособность, дух всё равно так же продолжает воспринимать радости, заботы и печали. Дух в этом смысле не теряет своей природы и так же воспринимает и ощущает душевную боль и муки, удовольствие, привязанность и любовь.

В действительности, человек – это дух, ощущающий и воспринимающий знания, душевную боль, удовольствия. Именно это не умирает и не исчезает. В сущности, понятие смерти означает отторжение у духа права на использование им тела. Другими словами, это означает завершение духом обязанности по отношению к телу. Впредь тело не является инструментом «в руках» духа. 

Например, паралич является причиной того, что больной не может двигать рукой. Если паралич препятствует движению руки, то и смерть означает паралич, поскольку она оставляет все органы без управления.

Когда говорят о человеке в истинном смысле этого слова, то речь идёт о духе, то есть о сути человека.

Видоизменение, преобразование духа происходит в двух направлениях.

Первое: это изменение, которое происходит в человеке в ситуации, когда он не может пользоваться своими глазами, ушами, языком, руками, ногами или всем организмом в целом. То есть, человек может потерять что-то из того, что мы перечислили, или всё, что мы перечислили. Или в нём может появиться перемена в связи с потерей семьи, ребёнка, близкого человека или знакомого. Иногда он теряет коня, которым владеет, своих животных, работников, дом, доход или другое имущество. Таким образом, в нём может произойти опять какая-то перемена.

Основной причиной, причиняющей человеку душевную муку, является то, что он разлучён с ними. Пусть эта разлука будет какой угодно – это не имеет значения. Здесь важна сама разлука, само расставание. Это расставание может произойти из-за потери человеком его добра, иногда, обладая добром, сам человек теряет свободу и лишается своих владений и богатств. В каждом из двух этих случаев положение одинаково горько и обидно. Боль в обеих ситуациях не отличается. А между тем смерть не такова. Она означает вынужденность человека отправиться в другой мир, расставшись со всем своим богатством, которым он владеет.

Если в этом мире у человека есть вещи, к которым он привязан, которыми он гордится, и которые приносят ему чувство покоя, то он страдает и сокрушается от тоски и разлуки с ними. Поскольку после смерти он расстанется с этими любимыми вещами, его сопротивление к этому чувству тоски становится почти невыносимой. Душа человека привязывается ко всему тому, что у него есть: имуществу, месту, положению, богатству – даже можем сказать, к рубахе, которую он надевает. Если человек счастлив не от обладания тем, что мы перечислили, а только от поминания имени Аллаха, то именно такому человеку у Аллаха будет довольно милости и благ, а благополучие и счастье его достигнут совершенства. Ибо отныне между ним и Возлюбленным его не осталось какой-либо преграды. Теперь все беспокойства и тревоги исчезли. Ибо мир и вещи, связанные с дольным миром, создавали преграду между человеком и поминанием имени Аллаха. Так вот, это – первое положение из двух состояний между смертью и жизнью.

Второе: человек в момент смерти и после неё видит со всей ясностью то, что невозможно и не дано увидеть ему, пока он жив. Точно так же, как спящий человек, которому неведомы истины, узнаёт о них после того, как он проснётся, так же вместе со смертью он пробудится и сумеет увидеть истины, которым до наступления смерти он не придавал значения, пренебрегал ими, осмеливался толковать их по-своему или же порой отрицал их. Вот поэтому-то и сказано: «Люди пребывают в состоянии сна, они проснутся, когда умрут!»

Однако, увы, уже будет поздно. Вместе с истинным пробуждением человека, называемым смертью, первое, что предстанет перед ним, будут его злодеяния или благодеяния, которые он совершил на земле, пока был жив. Если он совершил зло, то из-за этого встретится лицом к лицу с тем, что причинит ему муки и страдания. Если же совершил добро, то встретится с тем, чем он воспользуется, и будет использовать это в своих интересах. Все это знание находилось в одном из уголков человеческого сердца в свёрнутом виде, в скрытом, как тайна, свитке.

Негативная сторона дела состоит том, что чрезмерное пристрастие человека к дольному миру, жизни и чрезмерная занятость земными делами приводят его в состояние неведения о том, что тайно хранится в этом свитке. Человек, резко изменившись, не заглядывает в свой свиток и проявляет в этом свою неосмотрительность, беспечность. Когда все связи человека с этим миром прервутся, то всё, что он сделал, будет представлено его глазам, и дела его станут явными. После того, как человек закроет свои глаза для этого мира, именно тогда его глаза раскроются, и тогда, оглянувшись, он взглянет на свои грехи, почувствует такую тоску, что не найдется слов, чтобы описать его муки совести, раскаяние и сожаление. Это раскаяние такой силы, что человек, лишь для того чтобы избавиться от горя, мучений и страданий, готов будет броситься в самое пекло. Однако спасения от этого нет. Так, именно в момент такого раскаяния и мук совести человек оказывается лицом к лицу с повелением Господа: «Читай свой свиток! Сегодня ты сам разберешься: достаточно пересчитать [свои деяния на земле]» («аль-Исра», 17/14).

В этом мире негативное влияние окружающего, а также множество низменных желаний и потребностей лишают сердце человека способности понимать. Такое положение создаёт преграду для него в том, чтобы он смог увидеть свои благие и дурные дела. Однако, как сказано в аяте, в своей вечной жизни человек избавится от влияния тех негативных воздействий, о которых идёт речь. Избавившись от них, он сам будет отдавать себе отчёт и призывать к ответу свою совесть. Он, придя к какому-нибудь решению относительно сути мирского воздействия, в этот момент реабилитирует себя, сняв с себя обвинение, или же осуждает, найдя себя виновным. Так вот, такой зрелости он достигнет только в своей потусторонней жизни. Однако если положение его скверно, то это его не спасёт.

Поистине, человек увидит всё перечисленное, только прервав связи с миром, когда наступит состояние смерти. Он увидит эти истины ещё до того, как его тело предадут земле, опустив в могилу. Из-за этого внутри него разгорится огонь разлуки. Это значит, что, с одной стороны, внутри него будет обжигать, заставляя страдать, огонь разлуки с теми вещами, которые в этом земном мире делали его счастливым и приносили ему удовольствие, а с другой стороны, его охватят чувства сожаления, раскаяния, мук совести из-за того, что он не выполнил того, что обязан был выполнить.

Это только огонь разлуки с мирской жизнью, с её удовольствиями и радостями. А между тем, тоска и сожаление о необходимых для вечной жизни запасов и приготовлений – это особая, не сравнимая ни с чем тоска.
 
Так вот, если человек выйдет в путь, будучи подготовленным полностью, то тогда он сумеет получить то, о чём мечтает, то, что он желает, и при этом не будет просить милостыню у кого-то. В сущности, это и есть то, что требуется. Итак, все эти душевные муки и большие беды и есть опасности, которые поджидают человека ещё до того, как он будет похоронен в могиле. Да, кроме того, его ждут другая мука и наказание в то время, когда его будут хоронить, и когда его душа будет вновь возвращена к телу. Хотя иногда возможно, он бывает освобождён от этих мук и наказаний. Вообще, состояние того, кто купается в мирских благах и удовольствиях и введён ими в заблуждение, объясняет следующая ситуация.

Представьте мысленно дворец. В нём живет правитель. В этом дворце у него есть все. Сокровища, дорогие вещи, роскошь окружают его. Кроме того, он установил границы дозволенного. Но когда правитель удаляется из дворца и отсутствует, кто-то из находящихся там использует этот удобный случай и, рассчитывая на снисходительность правителя, начинает вести себя так, как ему заблагорассудится, например, гарцевать на коне в его владениях, не признавая никаких запретов. Он поступает так, надеясь, что правитель, быть может, простит, даже если и увидит, или же он думает, что тому не будут известны его проделки. Он затевает немало низких дел и поступков. Вдруг неожиданно появляется правитель и застает его врасплох на месте преступления. Он раскрывает перед его взором тетрадь, где записаны все его деяния, все его проступки. Ясно, очевидно и отчётливо виден каждый поступок, каждый шаг. Что же касается правителя, то он силён, и нет никакой другой силы, способной противостоять ему. И он вовсе не намерен закрывать глаза на то, что попраны установленные им границы. Он таков, что не оставит без наказания совершённые в его владениях преступления и злодеяния. Он ни в коем случае не приемлет какого-либо посредника или заступника в отношении непокорных, которые восстают и бунтуют.

Теперь представьте положение того, кто пойман на месте преступления. Этот человек еще до того, как правитель привел в исполнение наказание, переполнен чувствами страха, ужаса, стыда, угрызений совести и сожаления о содеянном. Теперь он думает только о том, каким будет его конец. Это состояние для него даже тяжелее, чем само наказание, которому он будет подвергнут. Хотя к наказанию ещё не приступали.

Состояние умершего человека подобно этому состоянию. Мирская жизнь вскружила ему голову, он обманулся ею и никогда не задумывался о том, что однажды неожиданно будет вызван своим Хозяином, чтобы быть привлеченным к ответу. Он полагал, что его счастье на земле будет длиться вечно среди достатка и благополучия. Он еще не предан могиле, он ещё не умер, а тоска, стеснение, трудности и ужас уже возникли. Могильные муки ещё не начались. Трудности начались уже в момент его предсмертной агонии. Пусть не оставит нас Аллах лицом к лицу с таким горьким положением! Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха и спасению от такого положения.

Поистине, существует нечто большее, чем палка, которая ударит по телу, и рана, которая возникнет на теле. И это – раскрытие, разоблачение всех поступков человека вместе с исчезновением завесы. Это не сравнится ни с какой мукой, ни с каким наказанием. До сих пор мы рассказывали о мытарствах, испытываемых человеком, когда он только-только сцепился со смертью. Просвещенные, у которых открыт глаз сердца, могут видеть эти истины лучше. И умеют передавать их нам. Кроме того, Коран и Сунна также ясно представляют эту истину, свидетельствуя о ней.

Однако до конца понять, чем является истина, называемая смертью, и приоткрыть ее завесу невозможно. Тот, кто не знает, что такое жизнь, не может знать и истину смерти. Знание того, что такое жизнь, возможно путём познания того, чем является душа в её реальном и истинном значении. В то же время, её можно понять и постичь только путём чувственного восприятия.
 
Даже Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не было дано разрешения говорить о душе. Передано, что об этом Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал только: «Дух (рух) – дело повеления Господа моего».

Поэтому среди учёных тоже не может быть того, кто знает о сущности души в истинном значении этого слова. У них нет возможности познать это. Тайну души не может раскрыть никакой учёный. Доступным в этом вопросе является знание о состоянии души после смерти, то есть то, что смерть не означает исчезновения души. Одновременно это – истина о том, что душа обладает восприятием, то есть постижением вещей. Много аятов и хадисов указывают на эту истину и обращают на неё внимание.
АВТОР ЦИКЛА
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Список уроков