Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 21: Разговор могилы с умершим человеком
Часть 21: Разговор могилы с умершим человеком
Беседа умерших происходит либо «языком сердца» посредством знакомых нам слов, либо через положения, ...
6 934
18 января, 16

Часть 21: Разговор могилы с умершим человеком

6 934
18 января, 16

Беседа умерших происходит либо «языком сердца» посредством знакомых нам слов, либо через положения, которое называются «языком состояния». Однако их способ изъяснения «языком состояния», с точки зрения понимания проблемы мёртвых, может быть очевиднее и яснее разговорного языка, служащего средством для понимания живых.


Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал так:

«Когда умершего человека хоронят в могиле, то могила обращается к нему: «Горе тебе, человек! Что послужило причиной того, что ты забыл обо мне? И чем прельстившись, ты не вспоминал обо мне? Разве тебе не было известно, что я являюсь местом испытания и раздора? Разве ты не узнал, что я являюсь страной тьмы? Разве ты не вспоминал о том, что я являюсь домом, где остаются в одиночестве, наедине с самим собой? Разве тебе никогда не приходило в голову то, что я являюсь пристанищем червей и жуков? В чём причина того, что ты не вспоминал обо мне? А ведь между тем, когда ты проходил мимо меня, ты считал себя в безопасности и гордился собой. Чем ты был введён в заблуждение?». Если человек, которого предают земле, был действительно праведным человеком, старавшимся исправить других людей, и если он был привержен предписаниям Аллаха, то за этого человека кто-то другой отвечает на вопросы могилы и говорит так: «Разве ты не видела, что этот человек повелевал добро и благодеяние и запрещал зло?». Могила после этого ответа скажет: «Раз так, то я покроюсь зеленью и стану цветущим садом».

Убайд бин Умайр Лейси говорил: «Когда кто-то умирает, то место, где он будет похоронен, обращается к нему с такими словами: «Я являюсь домом тьмы, мрака и одиночества. Я – то место, где остаются в одиночестве. Если при жизни ты был покорен Аллаху, то сегодня у тебя есть перспектива, что Аллах отнесётся к тебе с милосердием. Если ты при жизни был человеком, восстававшим против Аллаха, то сегодня я отомщу тебе. Я являюсь таким местом, что человек, похороненный во мне, будучи покорным Аллаху, расстанется со мной радостный и счастливый. Похороненный же во мне непокорный человек расстанется со мной в муках и печали».

Мухаммад бин Сабих рассказывал: «Передано, что человек, помещённый в могилу, будет испытывать муки или неприятные тяготы. Обитатели соседних могил, обратятся к нему со следующими словами: «О человек, который отстал, живя на земле, и который пришёл сюда позже своих братьев и соседей! Разве же ты, взглянув на нас, никогда не извлекал уроков для себя? Разве то, что мы пришли сюда раньше тебя, не вызывало у тебя никаких мыслей, тревог? Разве ты не понял, что мы уже ничего не могли делать? Разве ты совсем не понял, что тебе после нас был дан какой-то срок, пока ты был жив? Что же ты никогда об этом не задумывался? Разве ты не мог никак додуматься до того, что тебе следует достигнуть и добиться того, что упустили твои братья, пришедшие сюда раньше тебя?». В это время также и земля вокруг него обращается к нему: «О человек, которого ввели в заблуждение пышность и блеск дольного мира! Почему ты не извлёк для себя никакого урока, глядя на своих близких, которых обманул мир, и на членов своей семьи, которые ушли в землю? А ведь между тем смерть тех твоих близких и знакомых, придя раньше твоей смерти, унесла их в эти могилы. А ты их принёс сюда на своих плечах и предал земле вместе со своими друзьями. Ты что же, никогда не размышлял над тем, что это непременно случится и с тобой?».

Йазид Раккаши говорил так: «Мне известно, что когда человека положат в могилу, его тотчас же со всех сторон окружат его деяния. Потом Всевышний Аллах заставит говорить его деяния, которые тот совершил. Они скажут человеку так: «О человек, оставшийся один-одинёшенек в своей могиле! В этот момент все твои друзья и твоя семья удалились от тебя. Впредь, начиная с сегодняшнего дня, у тебя нет никого, кроме нас, с кем бы ты мог дружить».

Ка`б аль-Ахбар говорил так: «После того как в могилу положат праведного раба Аллаха, его со всех сторон окружат его праведные деяния, намазы, посты, хадж, джихад и милостыни. В это время ангелы наказания захотят приблизиться к человеку со стороны ног. Тотчас намаз встанет перед ними и скажет: «Здесь нет для вас прохода, чтобы истязать и мучить его. Ибо этот человек подолгу выстаивал намазы. Мы не позволим вам приблизиться к нему. Отойдите подальше». Затем ангелы захотят приблизиться к этому человеку с головы, чтобы истязать его. На этот раз вмешается пост: 

«Вы не сможете приблизиться к этому человеку. Ибо этот человек в земной своей жизни долгое время ради довольства Аллаха оставался без воды. Нет вам пути и прохода к нему здесь». Тогда ангелы наказания пытаются приблизиться с других сторон. Но сразу хадж и джихад вступают в действие. Они говорят ангелам наказания так: «Держитесь подальше от этого человека, ибо он утомлял себя во имя Аллаха, отдал свою душу ради Аллаха. Он совершил хадж, пребывая на пути Аллаха. Нет вам прохода для того, чтобы вы сумели приблизиться к нему!» Тогда ангелы наказания захотят достать его руки. Но милостыня и закят вступают в действие и говорят: «Держитесь подальше от этого человека. Сколько закятов и милостыни отплатили эти руки! Эти пожертвования – садака, совершённые во имя Аллаха, попали в руки к Всевышнему Аллаху. Нет вам пути и прохода, дабы вы смогли приблизиться к нему!» Так каждое совершённое во имя Аллаха благое деяние вступает в действие и создает преграду этим ангелам наказания».

Ка`б, продолжая, говорил так: «Тогда тому человеку будут сказаны следующие слова: «Ты прожил прекрасную жизнь. Жизнь твоя была благая и счастливая. Пусть же и смерть твоя будет благой, счастливой и прекрасной». После этого к нему приходят ангелы милосердия. Они постелют ему постель, которую принесут с собой из рая. И накроют его покрывалом, принесённым из рая. После этого они расширят пространство могилы для него настолько, насколько охватит взор. Также ему будет принесён светильник из рая. При помощи этого светильника то место, где находится человек, будет освещаться до самого Судного дня, когда он будет воскрешён».

Абдуллах бин Убайд бин Умайр по причине каких-то похорон сказал: «Я узнал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал так: «Умерший, находясь в своей могиле, сядет, он слышит, как к нему приходят, слышит их разговоры, слышит тех, кто присутствует на его похоронах. Его могила разговаривает с ним и говорит ему такие слова: «Стыдно тебе, человек! Разве ты не был предупреждён обо мне? Разве тебе не напоминали о том, в какой степени тоскливым и гнетущим местом я являюсь? Разве ты не был предупреждён о том, что я являюсь местом, полным ужасов, страхов, червей и насекомых, которые сползаются со всех сторон? Говори теперь, что ты приготовил для меня?». 
АВТОР ЦИКЛА
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Список уроков