Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 16: Слова родителей, когда умирают их дети
Часть 16: Слова родителей, когда умирают их дети
Если у кого-то умер ребёнок или какой-нибудь близкий человек, то он должен думать так: «Мы все, по с...
4 809
24 декабря, 15

Часть 16: Слова родителей, когда умирают их дети

4 809
24 декабря, 15

Если у кого-то умер ребёнок или какой-нибудь близкий человек, то он должен думать так: «Мы все, по сути, находимся в пути. Он опередил нас и направился туда, куда отправимся мы все».


Его ребёнок или близкий отправился на основную родину, где он поселился раньше своего отца и матери, раньше своей семьи. Если в связи со смертью близкого человек подумает так, то его горе немного уменьшится. Ибо скоро и он, умерев, встретится с ним. Единственная разница между ними заключается в том, что один из них отправился в место, куда нужно будет отправиться, раньше, а другой отправится позже. В этом смысле, смерть – это возвращение на истинную, основную родину. Смерть – это встреча того, кто остался, с тем, кто ушёл раньше. Если человек сможет таким образом думать об умершем, то тогда он не станет много скорбеть и причитать. А печаль его немного уменьшится. С другой стороны, Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передал благие вести, связанные с потерей ребёнка родителями.

«Для меня гораздо лучше, если я пропущу вперёд себя моего недоношенного ребёнка, чем, если бы я оставил после себя тысячу всадников, которые будут сражаться на пути Аллаха».

Упоминание в хадисе «выкидыша» объясняется тем, что Пророк хотел сделать сопоставление. То есть, если недоношенный ребёнок имеет такой статус, то каково воздаяние родителям за взрослого, достигшего зрелости, ребёнка? В сущности, истинное воздаяние равно той степени, в какой ребёнок оставил след в душе.

Зайд бин Аслям говорит: «У пророка Дауда (алейхиссаллям) умер ребёнок. Пророк Дауд (алейхиссалям) был очень опечален этим. Его спросили: «Что для тебя значил твой умерший ребёнок, если ты в такой степени опечален?». Он ответил: «Для меня он имел значение, равное тому количеству золота, которым можно заполнить весь мир». Тогда ему сказали в ответ так: «Тогда тебя в вечном мире ждёт воздаяние в такой же степени».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если у какого-то мусульманина умрут трое детей, а он во имя довольства Аллаха выдержит душевную боль за этих умерших детей и станет ждать воздаяния от Господа, то эти дети в день Страшного Суда станут для своих родителей щитом от адского пламени». В это время рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) находилась некая женщина. Она спросила: «А если скончаются двое детей, положение будет таким же?». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ей: «Да, если скончаются двое детей, то положение будет таким же».

Пусть родители, чьё чадо находится при смерти, вознесут Господу искреннюю молитву ради него. Ибо самой близкой к принятию Господом является молитва, вознесённая человеком за своего ребёнка.

Например, один из великих, Мухаммад бин Сулейман (рахматуллахи алейхи), стоя у могилы своего ребёнка, возносил следующую молитву: «Мой Аллах! Я проснулся утром, питающим надежду на Тебя в отношении своего ребёнка, и от боязни того, что может случиться. Я проснулся, сообщая о своём страхе Тебе. Мой Аллах! Не разбивай мою надежду, и спаси меня от того, чего я боюсь».

Человек по имени Абу Синан, стоя у могилы сына, обращался к Господу со следующей мольбой: «Мой Аллах! Я простил сына за всё, что он мне должен. Я представился не видящим его недостатки и ошибки. Господь мой! И Ты также прости моего сына за его грехи! Ибо, Господь мой, Ты являешься самым Щедрым, самым Милостивым».

Один из бедуинов, стоя у могилы своего умершего ребёнка, произносил молитву: «Мой Аллах! Я представился не видящим ошибки моего ребёнка, которые он совершил по отношению ко мне. Я простил его. Мой Господь! Прости и Ты грехи моего ребёнка, если в его послушании Тебе и в его смирении перед Тобой у него есть изъяны и недостатки».

Когда умер Умар бин Зарр (радыйаллаху анху), его отец Зарр, положив сына в могилу, обратился к нему со следующими словами: «О мой сын! Душевная боль за тебя заставила нас позабыть горе из-за того, что мы потеряли тебя. Ах, если бы мне дано было узнать, что тебе было сказано, и как ты ответил на вопрос!» Потом он вознес следующую молитву:

«Мой Аллах! Дитя, которое я положил в эту могилу, является моим ребёнком. Ты осчастливил меня им в течение того срока, который был угоден Тебе, дав мне его в моё распоряжение. Его ризк и его кончину Ты дал полностью и своевременно. Ты никак не допустил несправедливости по отношению к нему. Мой Аллах! Я, как мог, старался обеспечить то, чтобы мой ребёнок был покорен Тебе и мне. Мой Аллах! Воздаяние, которое Ты дал мне по причине моих страданий в связи со смертью моего сына, я хочу подарить сыну. А Ты отдай мне его муки».

А в тот момент, когда он уходил оттуда, он сказал: «О мой сын! Теперь у тебя ни в ком из нас нет потребности. Потому как существует Аллах, нет нужды в каком-либо человеке. Сейчас мы уходим, оставляя тебя. Но даже если мы и останемся ждать здесь, тебе не будет от нас пользы».

Некий человек встретил одну женщину, жившую в Басре, и сказал ей: «Я никогда не встречал до такой степени красивой женщины. Наверное, это оттого, что женщина никогда не испытывала горя и печали». Такими словами он выразил своё восхищение и удивление её красотой. Женщина ответила: «О раб Аллаха! Горе, которое испытала я, не видывал ни один раб Аллаха и никто не разделил его со мной». Человек спросил: «Что случилось?». Женщина продолжила: «В день жертвоприношения мой муж резал жертвенного барана. У меня было двое детей. Они прекрасно играли вдвоём. Старший сказал младшему: «Хочешь, я покажу тебе, как папа режет барана?». Младший ответил: «Да, покажи». Тогда его брат взял нож и зарезал своего младшего брата. Мы узнали об этом, прибежав на крик и увидев, как мой ребёнок, корчась в крови, находился в предсмертной агонии. Старший сын, испугавшись своего поступка, убежал и спрятался в горах. Там на него напал волк и загрыз его. Отец его отправился искать своего сына. Пока он искал ребёнка, заблудился и умер от сильной жары и жажды». Потом женщина сказала: «Вот сейчас, как видишь, я осталась без родных, одна-одинёшенька. Может ли быть большее горе и страдание, чем это?».

Так вот, это и подобные несчастья следует обязательно вспоминать во время смерти. Особенно их следует вспоминать во время смерти детей, чтобы суметь найти для себя хоть какое-то утешение, чтобы таким образом уменьшить страдания и горе. Нужно понимать, что с человеком могут произойти такие несчастья и беды, о которых не предполагаешь и не догадываешься.

Ведь Аллах ограждает от гораздо многих бед, чем можно подумать. В связи с этим, человек непременно должен суметь найти для себя какой-нибудь источник утешения.
АВТОР ЦИКЛА
Сакральные тайны смерти и могилы из «Ихья Улюм ад-Дин»
Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
Автор:
ИМАМ АБУ ХАМИД МУХАММАД ГАЗАЛИ
Шейх, имам
Список уроков