Циклы Авторы Сортировка

Часть 4. Влияние Дьявола; Мысли во время молитвы; Магистраль разума; Чистая вера

4 433
7 марта, 16

Влияние Дьявола

 

Может возникнуть сомнение: как Дьяволу удается воздействовать на миллионы людей? Пророк Мухаммад, солляллаху аляйхи ва саллям, объяснял это очень просто: при каждом из нас имеется ангел, призывающий нас к добру, и бес (шайтан), подстрекающий нас к порокам.

 
Руководителем всех шайтанов является Иблис, отвергнутый Всевышним Аллахом. Каждого же человека сопровождает лишь один шайтан.
 
Здесь можно привести такую аналогию: с развитием технологий, спутниковой связи и скоростных средств коммуникации мы видим, как один-единственный человек может воздействовать на весь мир. Один шайтан в образе человека формулирует некую идеологию, схему и т.п., и все человечество узнает о коммунизме, социализме, фашизме и т.п. Пособники Дьявола имеются среди людей и джиннов, и легко понять, как его влияние может быть столь дальнодействующим.
 
Несмотря на сильное, с виду, влияние Дьявола, Всевышний Аллах говорит в суре «Женщины»:
 

«Воистину, козни сатаны слабы» (Коран, 4:76).

 
Этот аят касается тех, кто верит во Всевышнего Аллаха. Нет у Дьявола ни власти, ни контроля, ни силы, ни мощи над теми, кто покорился и полностью доверился Всевышнему Аллаху.

Что же тогда делать в случае появления таких мыслей?
 
Мысли во время молитвы
 
Если данные мысли появляются во время намаза, и человек начинает бороться с ними, то молитва заканчивается, а мысли остаются. В конце намаза человек скажет, что вся молитва прошла в думах об этих мыслях. Таков итог борьбы с ними: человек так занят ими, что забывает о том, что тем временем у него должна происходить беседа с Всевышним Аллахом.
 
В момент появления таких мыслей, когда вы понимаете, что внимание соскакивает с молитвы в какую-то иную область, нужно немедленно перевести внимание снова на намаз. Не боритесь с мыслями, а вместо этого подумайте о той суре, которую вы произносите. Поэтому в сунна- и дополнительных (нафль) молитвах всегда лучше декламировать ту суру, которая не очень быстро читается, и которую вы обычно не произносите; подобно тому, кто заучивает Коран и произносит последний из выученных отрывков.
 
Многие люди в намазе читают только две дополнительные суры: «Кяусар» и «Ихляс», – поскольку они их знают, и в них содержится минимально допустимое количество аятов. Эти суры произносятся во всех молитвах: витр-, сунна-намазах, дополнительных и даже обязательных молитвах. При таком подходе человек обычно только по окончании молитвы, когда дает последние приветствия, понимает, что вообще-то совершал намаз.
 
Если же он теперь произнесет суру «Ат-Тин» в витр-молитве или «Аль-‘Адиях» в сунна-намазе, то будет это делать внимательно, поскольку обычно он их в намазе не читает.
 
Кроме того, изучите значение хотя бы тех сур, которые вы обычно произносите в молитве. Усвоив его, подумайте, поразмышляйте над тем посланием, которое доносится до нас через эти суры.
 
В-третьих, задумайтесь над тем, что вы сейчас стоите перед Всевышним Аллахом, и именно так мы будем стоять в Судный день, давая отчет и ответ по всем нашим поступкам. Пусть Величие Аллаха проникнет в сердце – и тогда, даст Аллах, намаз изменится к лучшему.
 
Нашептывания (васавис) будут приходить: если мы собираемся бороться с ними, то даже вне намаза они продолжат досаждать, огорчая и тревожа нас. Мы просто должны не обращать на них внимания.
 
Магистраль разума
 
Сам факт того, что посторонние мысли могут пробраться в разум человека (в намазе и вне намаза), вовсе не означает, что человеку разрешается самому, умышленно вводить себе такие мысли. Этого делать не следует.
 
Разум подобен автомагистрали. На автомагистрали можно увидеть всевозможные транспортные средства: легковые и грузовые автомобили, мопеды и мотоциклы, тракторы, телеги и т.д. Иногда дорогу перебегают и животные: кошки, собаки, лошади и даже свиньи.
 
А на магистрали разума встречаются мысли всевозможных оттенков: хорошие и плохие мнения, прекрасные и неважные идеи, добрые и порочные помыслы.
 
Когда человек едет по магистрали, он не отвлекается от самой поездки, от того пункта назначения, к которому он стремится. Он не останавливается, чтобы поглазеть на другие машины и встречающихся животных. Он сосредоточен на конечном пункте своей поездки. Подобным же образом, когда на ум приходят порочные непреднамеренные мысли, не обращайте на них внимания. Не боритесь с ними и не думайте о них.
 
Чистая вера

 

Почтенные сподвижники Пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, которым посчастливилось быть товарищами самого Посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, жаловались ему на такие же плохие мысли. В хадисах приводятся различные подобные случаи.
 
Так, один человек как-то сказал Пророку, солляллаху аляйхи ва саллям:
 
– Иногда мне в голову приходят такие мысли, что лучше б меня сожгли до пепла, чем я б высказал их вслух. [Имеется в виду, например: «Кто создал Всевышнего Аллаха?»]

– Хвала и благодарность Аллаху, что свел это лишь к одной из плохих мыслей, – ответил Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям.
 
Иными словами, это милость Всевышнего Аллаха, что такие идеи Он оставил лишь на уровне мыслей и не превратил их в настоящие сомнения и порочные поступки.
 
В другом повествовании сообщается, как сподвижники пришли к Пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, и сказали:
 
– Иногда к нам в душу приходят такие плохие мысли и мнения, что нет ничего больнее, чем даже просто высказать их вслух.
 
– Но это же чистая вера, – ответил им Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.
 
То есть чувство дискомфорта и недовольства этими мыслями – это признак хорошей веры.
АВТОР ЦИКЛА
Одоление дьявольских наущений
Юнус Патель
Автор:
ЮНУС ПАТЕЛЬ
Муфтий
Список уроков