Абу Али аль-Ашари: В защиту имама Абу Мансура аль-Матуриди
Абу Али аль-Ашари: В защиту имама Абу Мансура аль-Матуриди
Некоторые современные сектанты, одевшись в одежды ханафитов, пытаются отстранить сердца молодежи от великого имама Абу Мансура аль-Матури...
13 545
3
26 марта, 14

Абу Али аль-Ашари: В защиту имама Абу Мансура аль-Матуриди

13 545
3
26 марта, 14
АВТОР ЦИКЛА
Абу Али аль-Ашари: В защиту имама Абу Мансура аль-Матуриди
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Ан-Ниса
Источник:
АН-НИСА

Мусульманский женский портал

Некоторые современные сектанты, одевшись в одежды ханафитов, пытаются отстранить сердца молодежи от великого имама Абу Мансура аль-Матуриди, рахимахуллах, заявляя, что он неизвестный ученый или что о нем ничего нельзя найти в книгах по жизнеописании алимов – и прочие глупости.

Во-первых, этот ученый – общепризнанный имам в вопросах акыды у Ахлю-с-Сунна, и этого факта достаточно.

Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 гг. по хиджре/1318-1370 гг. по милади) сказал:
 
«Знай, что Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а – все они сошлись на одном убеждении в том, что обязательно (для Аллаха), допустимо и невозможно. Несмотря на то что они разошлись в принципах, ведущих к этому или в (не понял этого слова). Если перечислить в общем, их (Ахлю-с-Сунна) три группы: «...вторая группа – люди умственного рассуждения и мысленной деятельности. Это ашариты и ханафиты. Шейх ашаритов – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и шейх ханафитов – Абу Мансур аль-Матуриди. И они едины в логических принципах, во всех вопросах, которые зиждутся на слухе, а в слуховых принципах на том, что разум допускает возможность этого и только. И логических и слуховых в остальных. И едины они во всех вопросах убеждений, кроме вопроса бытия и вопроса таклида».
 
Алляма Ибн Шатты аль-Ханбали (1248-1307 гг. по хиджре/1832-1890 гг. по милади) в своем комментарии на «Аль-Акыдату ас-Саффариния» пишет:
 
«Некоторые ученые сказали, что спасенная община – это ахлю аль-хадис, т. е. асариты, ашариты и матуридиты».
 
Затем через несколько строчек он сказал:
 
«Итог: Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа состоит из трех групп:
 
  • Асариты – их имам Ахмад, да будет доволен им Аллах;
  • Ашариты – их имам Абуль-Хасан аль-Ашари, да смилуется над ним Аллах;
  • Матуридиты – их имам Абу Мансур аль-Матуриди, да смилуется над ним Аллах».
 
Имам Ахмад ад-Дардир аль-Малики (1127-1201 гг. по хиджре/1715-1768 гг. по милади) сказал:
 
«Алим (ученый) – это тот, кто знает шариатские решения, на которых строится истинность (правильность) этой религии, будь эти решения по вероубеждению или по практике поклонения. Под этими учеными имеются в виду ученые из праведных предшественников и те, кто последовал за ними. И их путь в вероубеждении, в знании и в делах приведен в соответствие с наукой. И те имамы уммы, кто пришел после них и за которыми надлежит следовать, разделились на три группы.

<…> Вторая группа взяла на себя разъяснение вопросов вероубеждения, которого придерживались саляфы, – это имамы аль-Ашари и аль-Матуриди и те, кто последовал за ними...»

И эти три группы – знать уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. И все группы и течения, за исключением этих трех групп, находятся в заблуждении, даже если некоторые из них, по решению Шариата, не выходят из Ислама. Следовательно, спасшийся – тот, кто придерживается убеждений того пути, который соответствует тому, что разъясняет Ахлю-с-Сунна».

Алляма Ибн Абидин ад-Димашки аль-Ханафи (1198-1252 гг. по хиджре/1784-1836 гг. по милади) в заметках к книге «Ад-Дурр аль-Мухтар Шарху Танвир аль-Абсар» пишет:
 
«(Его слова: «О наших убеждениях») то есть о том, в чем мы убеждены («не считая второстепенных вопросов») из того, в чем обязан быть убежден каждый мукалляф, ни за кем не следуя (то есть не совершая таклид), – это убеждения Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа, а они (Ахлю-с-Сунна) – это ашариты и матуридиты. Они единогласны (во всем), кроме мелких вопросов, которые некоторые отнесли к разногласиям в значении слов, как было разъяснено в своем месте».

Мы специально привели слова ученых четырех мазхабов, указывающих на то, что они признают имама Абу Мансура аль-Матуриди имамом Ахлю-с-Сунна, наравне с имамом Абу аль-Хасаном аль-Ашари, да будет Аллах им доволен.

Во-вторых, о величии его знаний говорят его книги, например, его толкования «Фикх аль-Акбар» имама Абу Ханифы и «Китаб ат-Таухид», а также величайший многотомный тафсир, написанный им.

И поэтому, если кто-то сомневается в уровне знаний имама Абу Мансура, то пусть обратятся к его книгам, сохранившимся до наших дней и изданным.

В-третьих, неправильно думать, что он придумал какую-то новую акыду, названную его именем. Он просто лучше других обосновал ее, он ее защищал, довел до нас, но это акыда Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников.

Часто приходится слышать: «Зачем нужно говорить о себе: «Я ханафит», – или: «Я матуридит»? Не лучше ли просто говорить: «Я мусульманин»?» Но это невежество. Если наши убеждения называются чьим-то именем, это лишь указывает на то, что этот человек лучше других эти убеждения отстоял, обосновал, доказал, но не потому, что он эти убеждения придумал, а мы этому следуем, следуем его выдумкам.

Теперь перейдем к самом тексту.

Имам Абу Ханифа, да будет Всевышний Аллах им доволен, говорит:
 
«Знайте, мои ученики и мои братья, что убеждение Ахлю-с-Сунна Валь-Джамаа будет представлено здесь в виде двенадцати пунктов».

Здесь имам Абу Ханифа говорит, что его книга состоит из двенадцати пунктов или утверждений. Кто будет им следовать, тот не окажется из числа заблудших – тех, о ком Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал, что они войдут в Ад.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
775
14 марта, 24
Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
1 445
3 февраля, 24

Комментарии: 3

Правила форума
Rosee
Rosee
3
А акыда ат-Тахауи?
27 марта, 14

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ислам в Джунглях и Амазонии
Ислам в Джунглях и Амазонии
Вопрос: Каково будет положение в Судный день людей, живших в тропических лесах или в туземных районах Амазонки? Они ничего не знают об И...
8 088
4
18 марта, 14
О книгах, приписываемых перу имама Абу Ханифы
О книгах, приписываемых перу имама Абу Ханифы
Вопрос: Некоторые братья сеют сомнения относительно принадлежности некоторых книг имаму Абу Ханифе, указывая, что иснад этих книг слабый ...
11 051
2
28 октября, 13