Действителен ли Джума-намаз в немусульманских странах?
Действителен ли Джума-намаз в немусульманских странах?
Вопрос: В книгах ханафитского фикха говорится, что одним из условий действительности Джума-намаза является наличие султана или его предст...
3 334
3 ноября, 22

Действителен ли Джума-намаз в немусульманских странах?

3 334
3 ноября, 22
АВТОР ЦИКЛА
Действителен ли Джума-намаз в немусульманских странах?
Замиль ар-Рахман
Ответил:
ЗАМИЛЬ АР-РАХМАН
Муфтий
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: В книгах ханафитского фикха говорится, что одним из условий действительности Джума-намаза является наличие султана или его представителя.

 

Здесь приводятся два хадиса, но я не уверен, являются ли они достоверными (сахих):

 

«...Имам ат-Тахави также приводит хадис от Муслима ибн Ясара о том, что Пророк  сказал: «Сбор закята, исполнение худуда (шариатского наказания), распределение трофеев и проведение Джума — дело султана» (подобное повествование было передано Ибн Аби Шейбой в его «Мусанафе», а также имамом Наргияни. Они были признаны приемлемыми).

 

Достоверно ли это? И если да, то означает ли это, что для нас в Великобритании Джума не является фардом? Является ли наличие султана/халифа обязательным условием? 

 


 

Ответ:

 

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ас-Cаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

 

О хадисе, на который вы ссылаетесь, сообщается, что это слова сподвижника, Абу ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), а не Посланника Аллаха .

 

В этом высказывании говорится:

 

مسلم بن يسار قال: كان أبو عبد الله رجل من الصحابة يقول: الزكاة والحدود والفيء والجمعة إلى السلطان

 

Муслим Ибн Ясар сказал: «Абу ‘Абдуллах, человек из числа сподвижников, сказал: «Закят, худудфайи (трофеи) и Джума — [вверяются] султану»».

 

Его передал имам ат-Тахави, как указано в «Фатх аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара аль-'Аскаляни[1]. 'Алляма Зафар Ахмад аль-'Усмани считает это сообщение достоверным[2].

 

Ибн Аби Шейба передаёт подобные слова от некоторых таби'инов, а именно: от ’Абдуллаха ибн Мухайриза (ум. 99 г. по хиджре); 'Ата аль-Хурасани (ум. 135 г. по хиджре) и Катады ибн Ди'амаха[3] (ум. 118 г. по хиджре).

 

Несмотря на то, что в ханафитском мазхабе предусмотрено, что султан, как правило, является условием действительности Джума[4], ханафитские факихи заявили, что в отсутствие мусульманского правителя община мусульман может решить провести Джума на основе общего согласия[5]. Таким образом, в Великобритании Джума-намаз является обязательным.

 

А Всевышний Аллах знает лучше.

 

[1]  واحتج الطحاوي بما أورده من طريق مسلم بن يسار قال: كان أبو عبد الله رجل من الصحابة يقول: الزكاة والحدود والفيء والجمعة إلى السلطان
(فتح الباري، دار السلام، ج.١٢ ص.٢٠١)

 

[2]  إعلاء السنن، إدارة القرآن والعلوم الإسلامية، ج.١١ ص٥٤٣

 

[3]  مصنف ابن أبي شيبة، دار القبلة، ج.١٤ ص٤٤١-٢؛ ج.٤ ص.٢٤١

 

[4]  ولا يجوز إقامتها إلا للسلطان أو لمن أمره السلطان لأنها تقام بجمع عظيم وقد تقع المنازعة فى التقدم والتقديم، وقد تقع في غيره فلا بد منه تتميما لأمره (الهداية، إدارة القرآن، ج٢ ص١١٠)

 

[5]  بلاد عليها ولاة كفار يجوز للمسلمين إقامة الجمعة ويصير القاضي قاضيا بتراضي المسلمين ويجب عليهم أن يلتمسوا واليا مسلما كذا في معراج الدراية (الفتاوى العالمگيرية، مكتبة رشيدية، ج١ ص١٤٦)

 

وَلِذَا لَوْ مَاتَ الْوَالِي أَوْ لَمْ يَحْضُرْ لِفِتْنَةٍ وَلَمْ يُوجَدْ أَحَدٌ مِمَّنْ لَهُ حَقُّ إقَامَةِ الْجُمُعَةِ نَصَّبَ الْعَامَّةُ لَهُمْ خَطِيبًا لِلضَّرُورَةِ كَمَا سَيَأْتِي مَعَ أَنَّهُ لَا أَمِيرَ وَلَا قَاضِيَ ثَمَّةَ أَصْلًا وَبِهَذَا ظَهَرَ جَهْلُ مَنْ يَقُولُ لَا تَصِحُّ الْجُمُعَةُ فِي أَيَّامِ الْفِتْنَةِ مَعَ أَنَّهَا تَصِحُّ فِي الْبِلَادِ الَّتِي اسْتَوْلَى عَلَيْهَا الْكُفَّارُ كَمَا سَنَذْكُرُهُ فَتَأَمَّلْ (رد المحتار، سعيد، ج. ص١٣٨)

 

قال الإمام الطحاوي: وقد كان محمد بن الحسن – ومن أصله أن الجمعة لا تقوم إلا بسلطان – قد قال فى السلطان يشغله عنها (أي الجمعة) أمر مما يخاف فوته من أمور المسلمين ولا يحضر أحد من قبله ممن يكون له القيام بها أن من قدر على القيام بها من الناس قام بها فيكون في قيامه بها كقيامه لو قام بها بأمر السلطان...والقول عندنا في ذلك كما قال (شرح مشكل الآثار، ج. ١٣ ص١٦٨)

 

هَذَا إذَا كَانَ السُّلْطَانُ أَوْ نَائِبُهُ حَاضِرًا. فَأَمَّا إذَا لَمْ يَكُنْ إمَامًا بِسَبَبِ الْفِتْنَةِ أَوْ بِسَبَبِ الْمَوْتِ وَلَمْ يَحْضُرْ وَالٍ آخَرُ بَعْدُ حَتَّى حَضَرَتْ الْجُمُعَةُ ذَكَرَ الْكَرْخِيُّ أَنَّهُ لَا بَأْسَ أَنْ يُجْمِعَ النَّاسُ عَلَى رَجُلٍ حَتَّى يُصَلِّيَ بِهِمْ الْجُمُعَةَ، وَهَكَذَا رُوِيَ عَنْ مُحَمَّدٍ ذَكَرَهُ فِي الْعُيُونِ؛ لِمَا رُوِيَ عَنْ عُثْمَانَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - أَنَّهُ لَمَّا حُوصِرَ قَدَّمَ النَّاسُ عَلِيًّا - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ - فَصَلَّى بِهِمْ الْجُمُعَةَ. (بدائع الصنائع، دار الكتب العلمية، ج.٢ ص.١٩٣)

 

وفى الأجناس عن نوادر ابن سماعة عن محمد رحمه الله: لو غلب على مصر متغلب فصلى بهم الجمعة جاز، فكذلك إذا أجمع الناس على رجل يصلى بهم الجمعة جازت (البناية شرح الهداية، دار الكتب العلمية، ج.٣ ص.٥٠)

 

فتاوى محمودية، الجامعة الفاروقية، ج.٨ ص.٤٧

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 786
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Разрешено ли в Исламе ставить виниры?
Разрешено ли в Исламе ставить виниры?
В одном хадисе говорится: «Наш Пророк ﷺ запретил десять вещей, и среди них — подпиливание или затачивание зубов». В последнее время довол...
8 685
5 октября, 22
Можно ли женщине путешествовать без махрама?
Можно ли женщине путешествовать без махрама?
Вопрос: Может ли женщине в Исламе отправиться в путь (сафар) одной, без махрама — мужа или близкого родственника? Ответ по ханафитскому м...
2 765
30 сентября, 22