Эмоциональный интеллект
Наверное, все мы знаем людей — на работе или в личной жизни, —которые действительно умеют хорошо слушать. В какой бы ситуации мы ни находились, они всегда знают, что и как сказать, чтобы мы не обиделись и не расстроились. Они заботливы и внимательны, и даже если мы не находим решения нашей проблемы, мы обычно уходим от них с чувством надежды и оптимизма.
Вероятно, мы также знаем людей, которые умеют управлять своими эмоциями. Они не гневаются в стрессовых ситуациях. Вместо этого они способны взглянуть на проблему и спокойно найти решение. Они прекрасно принимают решения и знают, когда нужно довериться своей интуиции. Однако, несмотря на свои сильные стороны, они, как правило, готовы честно взглянуть на себя со стороны. Они хорошо воспринимают критику и знают, когда ее нужно использовать для улучшения своей работы.
Такие люди обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Они очень хорошо знают самих себя, а также способны чувствовать эмоциональные потребности других.
Что такое эмоциональный интеллект и что вы можете сделать для его улучшения?
Эмоциональный интеллект — это осознание своих действий и чувств — и того, как они влияют на окружающих. Это также означает, что вы цените других людей, прислушиваетесь к их желаниям и потребностям и способны сопереживать или отождествлять себя с ними на разных уровнях.
Способность распознавать свои эмоции, понимать, о чем они вам говорят, и осознавать, как ваши эмоции влияют на окружающих. Это также связано с вашим восприятием других людей: когда вы понимаете, что они чувствуют, это позволяет вам более эффективно управлять отношениями.
Что значит быть эмоционально интеллектуальным?
Эмоционально интеллектуальный человек в высшей степени осознает свои собственные эмоциональные состояния, даже негативные —разочарование, печаль или что-то более тонкое, — и способен определять их и управлять ими. Такие люди особенно чутко реагируют на эмоции, которые испытывают другие. Понятно, что чувствительность к эмоциональным сигналам как изнутри себя, так и из социального окружения может сделать человека лучшим другом, родителем, руководителем или супругом. К счастью, эти навыки можно отточить.
У всех нас разные характеры, разные желания и потребности, а также разные способы проявления эмоций. Чтобы ориентироваться во всем этом, нужны тактичность и сообразительность — особенно если мы надеемся добиться успеха в жизни. Именно здесь эмоциональный интеллект приобретает важное значение.
Характеристики эмоционально интеллектуальных личностей
-
Самосознание
Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно очень хорошо осознают себя. Они понимают свои эмоции и благодаря этому не позволяют чувствам управлять собой. Они уверены в себе, потому что доверяют своей интуиции и не позволяют эмоциям выйти из-под контроля.
Они также готовы честно взглянуть на себя со стороны. Они знают свои сильные и слабые стороны и работают над ними, чтобы добиться лучших результатов. Многие люди считают, что самоанализ — это самая важная часть эмоционального интеллекта.
-
Самоконтроль
Это способность контролировать эмоции и импульсы. Люди, обладающие самоконтролем обычно не позволяют себе слишком сильно злиться или ревновать и не принимают импульсивных необдуманных решений. Они думают, прежде чем действовать. Характерными чертами самоконтроля являются вдумчивость, готовность к переменам, честность и умение сказать «нет».
-
Мотивация
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно мотивированы. Они готовы отложить немедленные результаты ради долгосрочного успеха. Они очень продуктивны, любят сложные задачи и очень эффективны в любом деле.
-
Эмпатия
Это, пожалуй, самый важный элемент эмоционального интеллекта. Эмпатия [сочувствие, сопереживание] — это способность идентифицировать и понимать желания, потребности и точки зрения окружающих. Люди с эмпатией умеют распознавать чувства других людей, даже если эти чувства могут быть неочевидны. Как следствие, эмпатичные люди обычно отлично умеют управлять отношениями, слушать и общаться с другими людьми. Они избегают стереотипов и поспешных суждений и живут очень открыто и честно.
-
Социальные навыки
Обычно с людьми, обладающими хорошими социальными навыками, легко разговаривать и им легко понравиться другим, что является еще одним признаком высокого эмоционального интеллекта. Люди с сильными социальными навыками, как правило, являются командными игроками. Вместо того чтобы сосредоточиться на собственном успехе, они помогают другим развиваться и блистать. Они умеют вести споры, прекрасно общаются и являются мастерами в построении и поддержании отношений.
Эмоциональный интеллект может стать ключом к успеху в вашей жизни — особенно в карьере. Способность управлять людьми и отношениями очень важна для всех лидеров, поэтому развитие и использование эмоционального интеллекта может стать хорошим способом показать окружающим, что в вас живет лидер.
Как улучшить свой эмоциональный интеллект
Хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект можно изучать и развивать. Помимо работы над своими навыками в пяти вышеперечисленных областях, используйте следующие стратегии:
-
Понаблюдайте за тем, как вы реагируете на людей
Торопитесь ли вы с выводами, не зная всех фактов? Ведёте ли вы себя стереотипно? Честно посмотрите на то, как вы думаете и взаимодействуете с другими людьми. Постарайтесь поставить себя на их место и быть более открытым и принимающим их взгляды и потребности.
-
Посмотрите на своё рабочее окружение
Стремитесь ли вы привлечь внимание к своим достижениям? Скромность может быть прекрасным качеством, и это не означает, что вы застенчивы или не уверены в себе. Когда вы практикуете скромность, вы говорите, что знаете, что вы сделали, и можете быть спокойно уверены в этом. Дайте другим шанс блистать — сосредоточьтесь на них, и не слишком заботьтесь о том, чтобы получить похвалу для себя.
-
Проведите самооценку
Каковы ваши слабые стороны? Готовы ли вы признать, что вы не идеальны и что вы могли бы поработать над некоторыми областями, чтобы стать лучше? Имейте мужество честно взглянуть на себя — это может изменить вашу жизнь.
-
Проанализируйте, как вы реагируете на стрессовые ситуации
Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда происходит задержка или что-то происходит не так, как вы хотите? Вините ли вы других или злитесь на них, даже если они не виноваты? Умение сохранять спокойствие и контроль в сложных ситуациях высоко ценится как в мире бизнеса, так и за его пределами. Держите свои эмоции под контролем, когда что-то идет не так.
-
Возьмите на себя ответственность за свои действия
Если вы задели чьи-то чувства, извинитесь напрямую — не игнорируйте свой поступок и не избегайте собеседника. Люди обычно охотнее прощают и забывают, если вы честно пытаетесь исправить ситуацию.
-
Изучите, как ваши действия повлияют на других — до того, как вы предпримете эти действия
Если ваше решение повлияет на других, поставьте себя на их место. Что они почувствуют, если вы сделаете это? Хотели бы вы этого? Если вы должны совершить действие, как вы можете помочь другим справиться с последствиями? Использование эмоционального интеллекта может стать хорошим способом показать другим, что в вас живет лидер.
Хотя "обычный" интеллект важен для достижения успеха в жизни, эмоциональный интеллект является ключом к хорошему взаимодействию с другими людьми и достижению ваших целей.
Развивать эмоциональный интеллект не так сложно, как вы думаете
Пять правил для того, чтобы подходить к нашим чувствам с большей мудростью и эффективностью, используя метод RULER:
-
R: Recognize (Признать)
Первый шаг к продуктивному управлению любым чувством — это признание того, что мы его испытываем. Хотя это может показаться легким, не менее легко игнорировать наши чувства. Вы когда-нибудь говорили: "Мне все равно" в ситуации, когда на самом деле вам было не все равно? Болела ли у вас когда-нибудь голова или шея, а потом вы понимали, что на самом деле испытывали эмоциональный стресс?
- Сколько энергии у этой эмоции?
- Насколько приятна эта эмоция?
Эмоции могут быть высокими по обоим показателям, низкими по обоим показателям, высокими по энергии и низкими по приятности или низкими по энергии и высокими по приятности. К эмоциям с высоким уровнем энергии и приятности относятся радость, волнение и оптимизм, а к эмоциям с низким уровнем — печаль и депрессия. Тревога, гнев и разочарование являются примерами чувств с высоким уровнем энергии, но низким уровнем приятности, в то время как спокойствие и удовлетворенность являются примерами чувств с низким уровнем энергии, но высоким уровнем приятности. Определив, к какой из этих категорий относятся наши чувства, мы закладываем основу для разумного обращения с ними.
-
U: Understand (Понимать)
Следующий навык работы с эмоциями включает в себя понимание наших чувств. Вкратце, это означает задать вопрос: "Почему я так себя чувствую?".
- Что только что произошло? Что я делал до того, как это произошло?
- Что произошло сегодня утром или вчера вечером, что могло бы быть связано с этим [чувством]?
- Что происходило раньше с этим человеком, с чем это может быть связано?
- Какие воспоминания у меня есть о ситуации или месте, в котором возникла эта эмоция?
Понимание причин наших чувств может дать подсказку о том, как их устранить. Если я чувствую тревогу, потому что мой новый начальник напоминает мне о человеке из моего прошлого, который был жесток со мной, я захочу справиться с ситуацией совсем иначе, чем если бы моя тревога была вызвана конкретным управленческим решением, которое только что принял мой начальник. Конечно, это может быть и то, и другое, поэтому может потребоваться время и серьёзный самоанализ, чтобы действительно разобраться, что мы испытываем и почему. Будьте терпеливы и не останавливайтесь на достигнутом.
-
L: Label (Ставить ярлыки)
Недостаточно просто распознать и понять эмоцию; мы также можем извлечь пользу, если найдем правильное слово для ее описания.
Многие из нас имеют относительно ограниченный словарный запас эмоций. Некоторые из нас ограничиваются двумя словами: плохо и хорошо. У других их может быть три или четыре: счастливо, грустно, гневно и испугано. Другие вообще не употребляют слов, выражающих эмоции, а предпочитают фигуры речи вроде «топ» или «огонь».
Во-первых, точное знание того, какие чувства мы испытываем, может дать нам подсказку о том, как ими управлять. Хотя вы можете понять, что испытываете негативную, высокоэнергетическую эмоцию, и «стресс», и «перегруженность» могут подходить под это общее описание. Но какой из этих ярлыков наиболее точно описывает наше чувство, действительно важно, потому что они означают разные вещи.
«Стресс», как правило, означает, что мы чувствуем, что то, что мы пытаемся сделать или с чем мы справляемся, превышает наши возможности, в то время как «перегруженность» означает, что всего этого слишком много, независимо от наших возможностей. Если мы чувствуем себя перегруженными, лучшим подходом может быть снижение рабочей нагрузки, насколько это возможно, в то время как если мы чувствуем стресс, то лучшим подходом может быть повышение наших возможностей путем обучения новым навыкам или реорганизации методов работы.
-
E: Express (Выражать)
Если R, U и L из R.U.L.E.R. — это то, как наладить контакт с нашими эмоциями, то Е и Р — это то, что с ними делать.
Существует множество причин, по которым мы не решаемся выразить свои чувства. Особенно когда эмоции находятся на негативной стороне спектра, мы можем опасаться, что они неуместны, опозорят нас или каким-то образом ранят человека, которому мы их выражаем.
«Раненные чувства не исчезают сами собой. Они не исцеляются сами по себе. Если мы не выражаем свои эмоции, они накапливаются, как долг, который в конце концов придется выплатить». Поэтому важно каким-то образом выражать их.
Но это не значит, что мы должны давать волю эмоциям, высказывая все, что у нас на уме, всем, кому пожелаем. Умение выражать свои чувства «означает знать, как и когда проявлять свои эмоции, в зависимости от обстановки, людей, с которыми мы находимся, и более широкого контекста».
Если, например, мы чувствуем боль из-за того, что сказал наш начальник, то в наших интересах выразить это иначе, чем если бы нечто подобное сказал бы нам близкий друг. В зависимости от уровня доверия, мы можем сделать себя более уязвимыми перед другом, чем перед начальником, выразив свои чувства более глубоко и подробно. Если существует большая вероятность того, что мы можем потерять работу, мы можем даже не выражать свою боль начальнику, вместо того чтобы довериться и искать поддержки у кого-то другого.
-
R: Regulate (Регулировать)
Последний навык работы с эмоциями включает в себя определение того, как справляться с нашими чувствами.
Независимо от того, хотим мы их выразить или нет, чувства влияют на нас. Регулирование эмоций подразумевает такое отношение к ним, которое позволяет нам наилучшим образом достичь наших личных и профессиональных целей — или, по крайней мере, не дать нашим чувствам помешать им. Это, конечно, не означает игнорирование наших эмоций, так как это не приносит положительных результатов. Напротив, это означает научиться принимать их и мудро справляться с ними.
Регулирование эмоций также может быть очень простым. "Ваши родители придут в гости, и вы не хотите, чтобы они видели некоторые из ваших работ? Спрячьте их, пока они не уйдут. Ты устал? Плесни немного воды на лицо". Главное — признать свои чувства, а не избегать их, а затем предпринять продуктивные шаги по их устранению.
Научитесь быть более эмоционально подкованными. Это не устранит все наши негативные чувства и не приведет к постоянному состоянию блаженства. Такие цели, скорее всего, невозможны. Но часть эмоционального интеллекта — это осознание того, что наши чувства не являются нашими врагами. На самом деле, если мы подходим к ним с умом, они могут стать нашими лучшими друзьями. Давайте познакомимся с этими друзьями немного поближе.
Список литературы:
-
psychology.com
-
markmanson.net
-
mindtools.com
Комментарии: 0
Правила форума