Image
О чем говорить, если не о смерти? Немного некросоциологии
.. И, раз на теме смерти лежит жесткое вековое табу, неудивительно, что мусульман не любят априори. Входя в комнату, соблюдающий мусульма...
7 798
5
22 апреля, 17

О чем говорить, если не о смерти? Немного некросоциологии

7 798
5
22 апреля, 17
АВТОР ЦИКЛА
О чем говорить, если не о смерти? Немного некросоциологии
Малика Умм Яхья
Автор:
МАЛИКА УММ ЯХЬЯ
Устаза, автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Что происходит с телом человека после его смерти Как готовиться к смерти
Некросоциология (или социология смерти) – это оформляющийся раздел социологии, который изучает то, как смерть влияет на жизнь общества, и людские представления о смерти. Исследователи отмечают двойственный характер феномена смерти: с одной стороны, тема – ключевая для человека; с другой, в современном обществе она нередко табуирована.
 
Барни Глейзер и Ансельм Стросс в книге «Awareness of Dying»[1] писали в середине XX-го века:
 
«Americans are characteristically unwilling to talk openly about the process of dying itself. And they are prone to avoid telling a dying person that he is dying. This is, in part, a moral attitude: life is preferable to whatever may follow it, and one should not look forward to death, unless he is in great pain»[2].
 
Проще говоря, тема сознательно замалчивалась на практике. Конечно, о смерти пишут в прозе и поэзии, истории о ней транслируют с экранов, смерть завораживает зрителя. Но вербализовывать ее в применении к себе и близким нельзя. Даже когда умирающий родственник хочет обсудить смерть, близкие мягко отказываются: «Тебе еще жить и жить, рано об этом думать». Рассуждение о реальном умирании травматично для представителя современной западной цивилизации, это невротический страх и строжайшее табу: «Я не хочу об этом говорить».
 
Но за полвека картина изменилась. Уже в 90-х ученые отмечали, что смерть снова обсуждается: «Британский социолог Тони Уолтер приблизительно в эти же годы заговорил о «возрождении смерти» (как предмета интереса и растабуированной темы для разговора). Он предложил различать этапы отношения к смерти и говорить о традиционной смерти, смерти модерна и смерти постмодерна. Если о традиционной смерти писал Ф. Арьес, то Т. Уолтер представляет анализ того, что случилось с культурой (культурами) смерти в последующие десятилетия. Во времена модерна люди дистанцировались от смерти. Об этом типе смерти пишет Н. Элиас, книга которого появилась в 1982 г. Смерть постмодерна отличается тем, что она стала предметом рефлексии, и субъект — в силу роста индивидуализма и изменения границ личной чувствительности — стал проявлять активность в отношении смерти»[3].
 
Однако в постсоветском условно секулярном пространстве тема смерти по-прежнему запретна и неуместна в диалоге: «Рефлексия смерти была упразднена в России довольно быстро и эффективно — даже в академических некрологах в конце 1920-х гг. она сменяется стереотипными формулами. Над смертью больше не думают, смерть больше не обсуждают. Уважение к личностному пространству человека — как умершего, так и оставшегося — больше не стоит на повестке дня»[4].
 
О том, насколько мы забиты полем смерти, можно читать долго. Впечатляет, например, то, что иногда сами интервьюеры не могут спокойно вести разговор о смерти, хотя формально сами инициируют анкетные вопросы:
 
«Жен., 67 лет, село в Красноармейском р-не, Приморский край
 
И.: А можно ли вам задать вопрос (пауза) о смерти?
 
Р.: (пауза 4 сек.) Ну, задавайте.
 
И.: Спасибо вам. Думаете ли вы о своей смерти? Тоже варианты ответов, просто выберите то, что вам подходит — часто, редко, не думаю. 
 
Р.: (пауза) Нет, я вот думаю. Почему-то последнее время думаю. Не знаю почему, в голову мне все время это приходит.
 
И.: Ну, это получается...
 
Р.: А я сама не могу понять.
 
И.: Это бывает такое состояние. Это временное, вы даже не переживайте»[5].
 
«Это временное, вы даже не переживайте», – говорит интервьюер, потому что тема глубоко табуирована: долго думать о смерти нельзя, неловко, неправильно. Сюда подмешиваются суеверия (аузубиллях): люди боятся «накликать смерть». И, конечно, они просто боятся думать, ведь мысль о смерти несекулярна.
 
И, раз на теме смерти лежит жесткое вековое табу, неудивительно, что мусульман не любят априори. Входя в комнату, соблюдающий мусульманин напоминает о смерти: даже простые платок, тюбетейка, четки автоматически сообщают о религии, а религия – это всегда про смерть. Мы нарушаем табу, даже не успев ничего произнести. Хиджаб, книги на арабском, коврик для намаза – любой религиозный атрибут говорит о том, что я умру, ты умрешь, мы умрем, – и молчать про это не нужно.
 
Безусловно, тема смерти есть не только в Исламе. Вокруг отношения к окончанию земной жизни построены все религии, даже воинствующий атеизм. Но другие религии значительно менее щепетильны в соблюдении внешней атрибутики и куда более мягко входят в светскую культуру. Так, среднестатический даже воцерковленный русский христианин внешне почти никогда заметно не отличается от окружающих. И христиане учитывают табу российского общества – они не заговорят о смерти и религии, если их не спросят.
 
Мусульмане говорят. И я вижу в этом только достоинство. Но не надо удивляться противодействию: если ты нарушаешь негласный запрет, предлагая собеседнику подумать о смерти (или даже – немыслимо! – поговорить о ней), будь готов к тому, что ты неудобен. Смерть – это зона дискомфорта, и ты – проводник по этой зоне. Никто не хочет тебя знать[6].
 
Вне сомнений, у исламофобии в России долгая история и крепкие корни. И табуированность темы смерти – далеко не главная ее причина. Более того, не думаю, что исламофобию возможно победить в обществе, где есть кто-то, кроме мусульман. Она естественна, и мы всегда будем объектом ненависти: если не по актуальным сейчас причинам, так по другим. Однако как ловко укладываются кирпичики исламофобии в ту зияющую пустоту, которая появляется в душе, когда при человеке нарушают важнейшее табу его привычной среды. Если ты ломаешь чужой культурный код, хакеры придут и к тебе. Помни о смерти. Говори о ней. И знай, что тебя не будут за это любить.
 
[1] Awareness of Dying, Barney G. Glaser and Anselm L. Strauss. Chicago: Alpine Pub. Co., 1965.
 
[2] «Американцы отличаются характерным нежеланием открыто говорить о процессе умирания, и они склонны к тому, чтобы не говорить умирающему, что он умирает. Это отчасти следствие моральной установки: жизнь предпочтительнее того, что за ней следует, и не надо стремиться к смерти, если только ты не испытываешь сильнейшие муки». Перевод Умм Яхья.
 
[3] Еремеева С. «То, о чем мы молчим… Почему death studies не популярны в современной России?»/Археология русской смерти. 2015, №1.
 
[4] Там же.
 
[5] Рогозин Д. http://www.nlobooks.ru/node/5623.
 
[6] Разумеется, иногда появляются и те, кто хочет. Нет пределов хидая от Аллаха. Однако обычно о религии (в частности, об Исламе) в светской культуре готовы говорить те, кто уже столкнулся со смертью (болезнью, потерей близкого, неожиданным спасением от катастрофы и так далее). Религия для них – не выход из зоны комфорта, а возможность освоить зону дискомфорта. Прим. Умм Яхья.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Новый год по хиджре – начни с чистого листа!
Наступил новый год по хиджре – 1 числа месяца мухаррам наступает 1441 год исламского календаря. Хотя эта дата не является каким-то праздн...
4 964
2
6 сентября, 19
Image
Унижение мусульманок — это не борьба с феминизмом
Последние годы мы замечаем неприятное явление. Оно хорошо заметно в интернете, но существует и вне его. Мы его условно называем диванной ...
4 321
19 августа, 19

Комментарии: 5

Правила форума
Avatar
abdulhaqq alhanafi
5

Ма шаа Аллах. Азан.кз становится все интереснее и интереснее. Чувствуется что Аллах Тааля дает тауфик и баракат

23 апреля, 17
Avatar
Muslim Muslimov
5

Очень актуально после недавних высказывании "интеллигентов". Азан.кз не перестаете радовать! Алла разы болсын!

23 апреля, 17
Avatar
Yermek Abdrahim
1

Ассаламу алейкум.


Психология интересная наука, когда читаешь истории праведников и знакомишься с разными характерами. Читал в интернете про темперамент и пришел к выводу, что вся проблема меланхолика в малоэнергичности и в слабых нервах.


Рекомендация психолога: дружить с энергичными и добрыми людьми. Аяты Корана “будьте с праведниками” для меланхолика обязателен :)


Да. Мысль о смерти страшен, но помогает от долгосрочных надежд.

24 апреля, 17
Avatar
Марьям ханафитка
1

Тема хорошая и полезная.. Страх смерти — самый большой страх в жизни человека!!! Человек в наше время ненавидит смерть и боится её. В земной жизни очень много всего что крепко проникает в душу и господствует в ней. Автор статьи верно заметила что наше общество старается отгородиться от мыслей о смерти . . Не поможет никакой врач, никакое лекарство, когда придёт смерть. Сейчас люди пытаются использовать науку для противостояния главной опасности — смерти. или же предпочитают вообще не думать о ней.

Но все эти желания и старания не имеют успеха. Дай Аллах постоянно помнить нам о том что вся эта земная жизнь, всего лишь короткий сон. Дай Аллах сил не забывать об этом в минуты сильных испытаний Тобой( привилегии, власть, богатство ) Дай Аллах в отмеренное время в этом мире всегда делать усердие в достижении главного - в снискании довольства Аллаха , Милостивого ко всем людям в этом мире и к верующим и к неверующим и Милосердного в жизни после смерти только лишь к тем , кто был верующий

24 апреля, 17
Avatar
Al Almaty
0

У Ангела смерти отсрочки не попросишь...

9 февраля, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Свобода воли, ашариты и нейролингвистика
Можно сказать, что эта статья мысленно мной составлялась долгие годы, потому что, действительно, последние пару-тройку лет я размышляю о ...
7 365
10
20 марта, 17
Image
Время и Шариат: зачем нужна интуиция времени
Время – это сотворенная категория, и его отсчет начался с первым творением. До первого творения времени не существовало, так как время оп...
13 916
2
9 апреля, 16