Image
Как готовиться к смерти
Обычно люди редко упоминают о смерти, поскольку это довольно неприятная тема для беседы. Разумеется, мы можем размышлять о нашей смерти н...
1 757
24 июня, 19

Как готовиться к смерти

1 757
24 июня, 19
АВТОР ЦИКЛА
Как готовиться к смерти
Абдур-Рахман ибн Юсуф Мангера
Автор:
АБДУР-РАХМАН ИБН ЮСУФ МАНГЕРА
Шейх
ZamZam Academy
Источник:
ZAMZAM ACADEMY

Was founded by Mufti Abdur Rahman ibn Yusuf

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

О чем говорить, если не о смерти? Немного некросоциологии Что происходит с телом человека после его смерти
Всевышний Аллах говорит в Коране:
 
كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَازَ وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ
 
Каждая душа вкусит смерть. Лишь в Судный день вы получите ваше воздаяние сполна. Кого отдалят от Ада и введут в Рай, тот обретет успех. А земная жизнь — только обманчивое (и краткое) наслаждение.
 
Дорогие братья и сестры, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
 
Наличие факта смерти – это нечто, с чем мы все согласны, и то, что никто из нас не может отрицать.
 
Обычно люди редко упоминают о смерти, поскольку это довольно неприятная тема для беседы. Разумеется, мы можем размышлять о нашей смерти на определенном уровне, но мы стараемся не обращать внимания на факт ее наличия, игнорировать его. Мы отталкиваем от себя этот факт до тех пор, пока признание его наличия становится неизбежным, или сам ее (смерти) приход становится неизбежным для нас (или для кого-то из близких нам людей). До тех пор, пока величина, масштабы этого явления не встают перед нами вплотную, что нам некуда скрыться от ее неизбежности. Всевышний напоминает нам о реальности смерти разными способами, и какой бывает наша реакция?
 
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял память о смерти (напоминание о смерти). В какой-то момент времени он запрещал людям посещать кладбища, чтобы предотвратить возможное попадание в ширк, язычество. Это было в первые годы ислама, когда у людей могли оставаться разные доисламские традиции. Но впоследствии он отменил этот запрет, сказав людям:
 
«Теперь же посещайте их (кладбища), поскольку это напоминает вам о будущей жизни».
 
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) считал смерть (маут) тем, что отрезвляет человека, напоминает ему о том, что может случиться с каждым. Он называл смерть «разрушительница наслаждений» – тем, что разрушает всякое наслаждение. Но здесь имеются в виду наслаждения мирской жизни. Однако для верующего смерть – это дверь к другим наслаждениям, не временным наслаждениям этого мира, радостям, которые человек получает от каких-то мирских удовольствий. Но к вечным наслаждениям.
 
Что мы знаем о Рае – что он полон разного рода удовольствий и счастья, человек сможет там наслаждаться разного рода благами. И кто-то может сказать – а не надоест ли нам все это? Ведь человек обычно пресыщается земными благами и удовольствиями. Но тут можно ответить, что все земные блага – лишь отражение, слабая тень райских благ, маленькая их часть. Всякая красота, слава, могущество, блаженство этого мира – лишь маленький кусочек того, что Аллах приготовил для Его избранных рабов. То же самое касается Ада – всякое зло, грех, жестокость и мерзость, которые мы можем наблюдать в этом мире – лишь слабое подобие всего, что ждет грешников в Аду. Все эти радости или, наоборот, мерзости этого мира Аллах сотворил для того, чтобы мы могли понять – на какой стороне мы хотим быть в вечности, чтобы мы приняли решение, где нам хочется быть?
 
С другой стороны, в этом мире также присутствует шайтан – существо, которому в этом мире дана власть, чтобы сбивать человека с истинного пути, отвращать его от поклонения Аллаху и послушания ему. Он тоже был сотворен для испытания человека, проверки твердости его веры.
 
Передается, что Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) был показан Рай. И когда его спрашивали о том, что это было, он отвечал – это превыше всего, что кто-либо видел. В реальной жизни или по телевидению мы можем видеть какие-то прекрасные места, всевозможные красоты природы. Но райские красоты – это нечто, превышающее все, что мы можем себе представить. Этого никто не в состоянии описать, никто не в состоянии представить.
 
Эта жизнь была бы бесполезна, если бы после смерти ничего не было. Но Аллах не создал человека напрасно, впустую, Он ничего не делает просто так. У всякого создания есть цель. Сказано, что
 
«этот мир был создан для вас».
 
Когда мы видим, что в этом мире всякая вещь подвержена смерти, разрушению, порче, мы можем подумать, что и нас ждет подобная участь. Но человек был создан не только для того, чтобы жить в этом мире, он превосходит другие творения. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал людям, что «весь этот мир был создан для вас, а вы созданы для будущей жизни. Не будьте детьми этого мира, но будьте детьми будущей жизни», – что означает, не старайтесь достичь лишь радостей и благ этого мира, но стремитесь к благам будущей жизни.
 
Нам следует понимать – без знаний о будущей жизни, без веры в будущую жизнь, у нас не было бы смысла жизни. Все в этом мире смертное, преходящее, этот мир смертен, не было бы смысла жить, если бы и нас ждало то же самое, и больше ничего. И если человек не задумывается о будущей жизни, а заботится только об этом мире, его участь печальна.
 
Альхамдулиллях, мы мусульмане, нам дано очень полное описание будущей жизни, о реальности того, что будет после нашей смерти и вообще, после окончания этого мира. На эти вопросы может ответить только религия.
 
Ислам – это самая последняя ниспосланная Богом религия. В нашей религии Рай описан наиболее подробным и впечатляющим образом, в этом описании очень много смысла. Блаженство Рая не будет омрачено никакими трудностями, никакими неприятностями, там не будет ненависти или злобы. Все это будет удалено от людей еще до того, как они войдут в Рай. Мы также читаем, что там будут самые прекрасные фрукты, разные красивые вещи. Причем, всякая вещь там, всякий вкус, всякие красивые места будут уникальными, не подобными ничему другому. Каждый из них будет уникальным, особенным.
 
В этом мире мы не можем найти доказательств, примеров таким явлениям (существования будущей жизни), это было ниспослано людям через пророков Всевышнего, которым люди могли поверить или нет.
 
Но все это будет доступно, если человек будет правильно готовиться к будущей жизни, правильно готовиться к смерти.
 
Если вы читали книгу имама Газали «Ихья улюм ад-дин», там он описывает, как люди проходят через предсмертные испытания – в зависимости от их жизни. Это время, когда человек задумывается над жизнью. И истина наконец будет явлена человеку. В течение жизни человек мог обманывать себя различными заблуждениями, ложными представлениями о жизни и смерти, но в момент смерти он увидит все в истинном свете. Он увидит истинную цену всего, что он совершал при жизни, что было им сделано хорошего и плохого. И для некоторых это будет момент печали и сожалений, поскольку уже ничего нельзя будет вернуть обратно, это будет тяжелейшим переживанием, поскольку такой человек покинет этот мир, стеная и раскаиваясь в том, что уже нельзя отменить.
 
В Коране Аллах рассказывает нам историю фараона, который отвергал все знамения Аллаха и не хотел уверовать. И когда он преследовал народ Израиля, который переходил через Красное море (и Всевышний раздвинул для них воды моря), фараон начал тонуть. И перед смертью он понял истину всего, с чем он боролся, и воскликнул, что теперь он верит в Господа Мусы, алейхи ссалям. Но для него это было слишком поздно, его раскаяние уже не было принято. И всякий человек тоже увидит истинный смысл этого мира – будет снято покрывало со всего в мире, с его заблуждений, бесполезных знаний, бесполезных вещей, которыми он увлекался. Но будет слишком поздно что-то исправить, так что он умрет в этом состоянии. Даже с научной – физиологической, психологической точки зрения – смерть будет очень тяжела для грешника и непокорного Богу человека. Кроме тех людей, которые были покорны Всевышнему.
 
Хаким Тирмизи в своем Муснадуль-Фирдаус передает от Абу Кыляба, ученого первых веков, который однажды навестил своего племянника, который был при смерти. И он рассказывает, что видел около него двух темных созданий, которые очень страшно выглядели. И он также видел, что к нему спускались два ангела. И имам Газали пишет, что когда человек умирает, к нему спускаются ангелы, чтобы определить, проверить его состояние.
 
Ангел смерти, Малякуль-маут, или, как его обычно называют, Азраиль, приходит не один. В Коране в нескольких аятах говорится, что «когда смерть приходит к вам, Наши посланники (русулюна) приходят, чтобы забрать вашу жизнь». Здесь слово «вестник», «посланник» употребляется во множественном числе - «русуль». Так что Малякуль-маут или Азраиль – это начальник, глава других ангелов смерти. С ним приходят другие ангелы, как пишут наши ученые.
 
Итак, они приходят и определяют, в каком состоянии человек умирает. Как это происходит? По его языку они понимают, сколько зикра, сколько дуа к Аллаху вознес этот человек, по его ушам они понимают, какие вещи, дурные или хорошие он слушал; по его сердцу они понимают, сколько времени он размышлял об Аллахе, как боялся Его, как слушался Его, сколько аятов Корана он знал. Таким же образом по его рукам, ногам, глазам, другим органам они определяют, какова была его жизни, и от этого зависит, в каком виде его настигает смерть.
 
Имам Газали пишет, что сначала дух человека извлекается из его ступней ног, затем из коленей, поясницы – постепенно через все части тела. Когда он доходит до сердца, человек теряет речь, затем теряет слух и зрение, зрение уходит последним, то есть, он будет видеть все происходящее, но не сможет ничего сделать. Это то, через что должен будет пройти каждый человек. В этот день у человека не будет оправданий, не будет заступника. У него не будет языка, чтобы что-то возразить, все, что можно, им уже было сделано. (Позже) у человека спросят – кто его Господь, какова его религия и кто этот человек (Посланник Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)). После того, как человека опустят в могилу, ему будет возвращена речь, чтобы он мог ответить на вопросы ангелов могилы.
 
Поэтому ученые призывают нас исправлять свою жизнь, изменять себя, пока не будет поздно, пока мы можем что-то сделать. Праведные люди говорили – насыщай себя качествами умершего человека (проникайся его состоянием), пока ты не умер в действительности. Что означает – избавься от всех дурных дел, старайся получить прощение, исполни все это до своей действительной смерти. Познай истину, пойми истину пока ты жив, пока ты не умер. В противном случае все твои дела, твое поведение будет источником сожаления для тебя.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Посещение кладбищ – как это правильно делать?
Вопрос: У меня есть несколько вопросов относительно посещения кладбищ: Хотелось бы узнать – какой метод посещения кладбищ соответствует С...
5 914
1
8 октября, 19
Image
Рамадан Карим - Муфтий Таки Усмани
Представляем вам статью о месяце Рамадан выдающегося ученого современности, муфтия Таки Усмани, да сохранит его Всевышний. Это своего род...
24 971
5 мая, 19

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Шесть способов проявления щедрости Аллаха
Одно из имен Аллаха – Аль-Карим – имеет множество значений, среди которых хотелось бы выделить следующие: Тот, Кто дарует и необычайно ще...
2 124
15 июня, 19
Image
Советы, как провести последнюю декаду Рамадана
Ниже приводятся несколько советов, которые нам следует иметь в виду, чтобы получить максимум пользы в эти последние дни священного месяца...
16 172
29 мая, 19