Устаз Абдушшакур Брукс: Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина
Устаз Абдушшакур Брукс: Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина
Поистине, люди знания разошлись во мнениях по вопросу – какие знания обязательны для каждого мусульманина. Богословы (мутакаллимы) утверж...
9 332
11 сентября, 15

Устаз Абдушшакур Брукс: Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина

9 332
11 сентября, 15
АВТОР ЦИКЛА
Устаз Абдушшакур Брукс: Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина
Абдушшакур Брукс
Автор:
АБДУШШАКУР БРУКС
Устаз
Hadithguidance.com
Источник:
HADITHGUIDANCE.COM

Hadith Research According to Classical Scholarship

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Перевод отрывка из «Минхадж аль-Касидин» имама Ибн аль-Джаузи:
 
«Мухаммад ибн Абу Мансур передал мне от…[1], что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
 
«Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина»[2] (Ибн Маджа, 224).
 
Али ибн Аль-Фадль сказал, что слышал как говорил Ибн Абу Дауд:
 
«Я слышал, что мой отец (Абу Дауд)[3] сказал: «Нет других цепочек передатчиков этого хадиса надежней этой цепочки»[4].

Поистине, люди знания разошлись во мнениях по вопросу – какие знания обязательны для каждого мусульманина.
 
Богословы (мутакаллимы) утверждают, что это наука акыда (вероубеждение), поскольку таким образом (изучая акыду), человек достигает знаний таухида (единственности Аллаха) и (соответственно) богопознания.
 
Ученые по фикху (исламскому праву) считают, что это знания относительно дозволенного (халяль) и запретного (харам).
 
Ученые по Корану и хадису утверждают, что это знания Корана и Сунны, поскольку через них человек достигает всех (других) знаний.
 
Согласно суфиям (ученым в науке тасаввуф), это ихляс (искренность в поклонении) и знание своих (внутренних) недостатков.
 
Есть и другие мнения, которые можно не рассматривать.
 
Абу Талиб аль-Макки сказал, что это знание относительно пяти столпов Ислама. Правильное мнение состоит в том, что это знание о том, как раб должен вести себя в отношении своего Господа. Поведение, относительно которого он (раб) несет ответственность, состоит из трех частей:
 
  1. Вопросы относительно итикада (убеждений);
  2. Вопросы относительно его фи’ль (деяний);
  3. Вопросы относительно его тарк (отстранения от запретных действий).
 
Таким образом, как только ребенок достигает возраста совершеннолетия (полового созревания), первая вещь, о которой он обязан узнать – это шахада (свидетельство веры) и ее смысл, даже если это будет (сделано) без приведения доводов, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был доволен, если арабы-бедуины подтверждали истинность его послания без приведения доказательств и обоснования. Однако это будет необязательным для него на тот момент, но позже для него будет обязательным знать доводы и рассуждения, которые могут привести его к познанию Аллаха.

Когда приходит время молитвы, этот человек должен узнать правила относительно тахарата (ритуальной чистоты) и совершения намаза. Если он дожил до времени наступления Рамадана, для него будет обязательным узнать правила относительно поста. Если в течение целого лунного года он обладал имуществом, с которого необходимо выплачивать закят, он должен знать о правилах выплаты закята. Когда начинается сезон хаджа, и он имеет возможность его совершить, для него обязательно узнать правила его совершения.

Знание о вещах, от которых обязательно воздерживаться, будет необходимым в зависимости от обстоятельств. Для слепого человека не обязательно знать правила в отношении взгляда на запретное (опускать взор, знать – на что можно смотреть и на что нельзя и т.д.). Люди, имеющие нарушения речи, не обязаны знать то, что запрещено говорить[5]. Если человек живет в местности, где распространены одурманивающие вещества (или запретная пища) или где у мужчин принято носить шелк, он должен знать о запрете этого.

Что касается убеждений, то будет обязательным для него знать о вещах, в отношении которых у него могут возникнуть сомнения. Таким образом, если у него появляются сомнения относительно вопросов шахады (исламского свидетельства), будет обязательным для него знать, как устранить эти сомнения.
 
Подобным образом, если он находится в местности, где распространены бида’а (дурные новшества), он должен узнать об этих вопросах.
 
Если торговец (или бизнесмен) окажется в местности, где распространено риба (ростовщичество), для него будет обязательным узнать подробности этого вопроса.
 
Также совершеннолетний человек должен знать вопросы, касающиеся веры в воскресение после смерти, Рай, Ад. Все, что мы упомянули под «поиском знаний, обязательных для человека» относится к знаниям, обязательным для каждого верующего в отдельности (фард аль-айн)[6].
 
[1] Здесь Ибн Аль-Джаузи приводит длинную цепь передатчиков, которые я не переводил для краткости (примечание переводчика английского текста).
 
[2] ان أنس بن مالك قال الرسول الله صَل الله عليه وسلم طلب العلم فريضة علي كل مسام
 
[3] Это Абу Дауд ас-Сиджистани, знаменитый автор «Сунана» Абу Дауда.
 
[4] Здесь Ибн аль-Джаузи не счел необходимым сказать, что этот хадис сахих, но если посмотреть на цепочку передатчиков, видно, что это самая надежная цепочка из всех. Что касается уровня этого хадиса (согласно мнению ученых по хадису), каждая отдельная цепочка этого хадиса имеет некоторую слабость. Но вследствие наличия множества цепочек передатчиков, это поднимает уровень хадиса до степени хасан (хороший).
 
Ас-Суюты пишет:
 
«Я собрал пятьдесят различных цепочек передачи этого хадиса и пришел к выводу, что он надежен из-за такого множества цепочек». Аль-Миззи сообщает: «Этот хадис передается через многочисленные цепочки, что поднимает его уровень до степени хасан» (См. Аль-Мунави «Фаид аль-Кадир», с. 5266).
 
Среди ученых, которые считали, что этот хадис хасан, — Аз-Зуркани, который добавил, что некоторые ученые даже считали, что этот хадис сахих (Макасид Аль-Хасана, с. 660). С другой стороны, ряд ранних ученых по хадису считали, что этот хадис имеет слабость.
 
[5] Однако, можно сказать, что люди с дефектами речи обязаны изучить правила, касающиеся разговоров, поскольку они не потеряли способность слышать и должны знать, что можно слушать и что нельзя. А Аллах знает лучше.
 
[6] Минхадж аль-Касидин, т. 1, с. 33, изд-во «Ат-Тауфик», 1-е издание.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 782
16 ноября, 24
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Имам Ибн аль-Хумам: его жизнь и труды
Приведенный ниже фрагмент является сокращенным переводом биографии Ибн аль-Хумама, теоретика и правоведа ханафитского мазхаба IX века, чь...
246
15 ноября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников
Шейх Сайф аль-Асри: Четыре мазхаба - совокупность школ сподвижников
Сегодня мы живём в рамках суннитских мазхабов, мазхабов Ахлю Сунна: ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском. Исламский мир пр...
11 936
21 августа, 15
Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Мухаммад ибн Адам аль-Каусари: Понятие бид’а в шариате и его категории
Вопрос: Не могли бы вы объяснить значение понятия бид’а и его категории — разделяется ли понятие бид’а на хорошее и плохое, согласно мнен...
13 985
5
3 апреля, 15