Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
6 часть. Рамадан шейха аль-Ислам, мавляны Мадани
6 часть. Рамадан шейха аль-Ислам, мавляны Мадани
Мавляна Мадани обычно задерживался после намаза зухр в мечети, потому что многие хотели к нему попас...
4 341
12 июня, 17

6 часть. Рамадан шейха аль-Ислам, мавляны Мадани

4 341
12 июня, 17
Мавляна Мадани обычно задерживался после намаза зухр в мечети, потому что многие хотели к нему попасть: кому-то нужен был та’виз (амулет), кто-то хотел задать вопрос, а кто-то хотел стать его мюридом. Выполнив то, чего хотели от него люди, и дав общее наставление, мавляна направлялся к себе домой.
 
Дома он либо ложился отдыхать, либо, если не был уставшим, читал Коран или отвечал на вопросы, на которые не успел ответить.
 
Сразу после намаза аср мавляна повторял Коран (даур) с мавляной Абдуль-Джалилем Сахебом – одним из преподавателей Дар аль-'Улюм Деобанд.
 
Мавляна Мадани сначала читал ему четверть джуза, а потом мавляна Абдуль-Джалиль прочитывал сам это же место. Если повторение заканчивалось до магриба, то мавляна совершал зикр и муракаба.
 
На ифтар обычно были финики и вода Зам-зам, а также разные фрукты: груши, гранаты, манго. Еще он ел рис.
 
Ифтар мавляны Мадани был всегда очень быстрым, и вокруг него царило счастливое настроение, как в хадисе: «У постящегося две радости…»
 
Мавляна жил очень близко к мечети, но он обычно был столь сосредоточен на зикре и муракаба, что, хотя азан был слышен в их доме, мавляне надо было отдельно сказать, что время ифтара наступило.
 
Я наблюдал сосредоточенность мавляны Мадани, когда посещал его в Дар аль-'Улюм Деобанд: когда вокруг него обсуждали какие-то политические темы, его взгляд был устремлен куда-то в другое место, и он был всегда сосредоточен на поминании Аллаха, а окружающие разговоры вообще его никак не занимали.
 
Хотя на столе хазрата было очень много разной еды, обычно он удовлетворялся финиками и водой Зам-зам. Иногда он мог выпить кокосовое молоко. После этого хазрат пил чай с молоком.
 
Хазрат очень щепетильно подходил к тому, что по Сунне не следует оставлять на тарелке кусочки еды. И если кто-то из гостей не доедал и оставлял еду на тарелке, то хазрат забирал эту тарелку и сам доедал остатки пищи. И если на столе оставались кусочки хлеба, то он тоже сам их доедал. В конце трапезы хазрат всегда пил чай. Обычно во время еды он сидел на полу. Если хазрата не приглашали в гости, то после намаза он сразу шел к себе домой.
 
Как красиво шейх аль-Ислам читает Коран, знали не только в Индии, но и в арабских странах, и когда он читал таравих, то всегда приходило очень много людей. Они шли из далеких деревень, лишь бы прочитать таравих и тахаджуд вместе с ним. Людей на таравихе было так много, что сразу после азана мечеть забивалась и больше не было мест для молящихся.
 
Во время чтения таравиха рядом с хазратом всегда стоял стакан воды, чтобы он мог попить между намазами, потому что он иногда пил чай с некоторыми традиционными сладостями и это могло усиливать жажду.
 
Людей в мечети было так много, что нужны были несколько мукаббиров (людей, которые громко повторяли такбиры)[1]. А в последние десять дней нужно было приглашать еще мукаббиров, потому что народу становилось еще больше.
 
***
 
Таравих мавляна Мадани читал достаточно долго, и каждый день прочитывалось около двух джузов. Первые четыре ракаата читал мавляна Абдуль-Джалиль, который прочитывал один джуз, а затем шестнадцать ракаатов читал сам мавляна Мадани. И каждый присутствующий ощущал, какое удовольствие и духовное наслаждение приносит мавляне Мадани чтение Корана. После таравиха обычно читалось довольно долгое дуа.
 
А потом минут десять-пятнадцать пили чай, после чего хазрат давал небольшой урок собравшимся близким ученикам. Но многие прихожане мечети тоже хотели послушать его урок, и поэтому дом очень быстро заполнялся. Урок обычно касался духовного совершенствования, и очень редко хазрат затрагивал политические темы[2].
 
Во время урока ему передавали листочки с вопросами, на которые он подробно отвечал после урока. Во вторую половину Рамадана, обычно мавляне становилось хуже из-за его здоровья, и он назначал другого человека вести урок, хотя сам сидел всегда до конца урока.
 
После таких уроков хазрат уединялся в своей комнате, где отдыхал около часа, а потом вставал на тахаджуд. Я видел подобный контроль за сном у нашего шейха Ахмада Халиля Сахаранпури, который всегда вставал в одно и то же время на тахаджуд, так что никому не приходилось его будить. И он мог заснуть и проснуться в любое время, в какое бы ни захотел.
 
Затем мавляна направлялся в мечеть, где читал тахаджуд в джамаате. Обычно мавляна завершал хатм Корана каждый месяц в тахаджуд-намазе.
 
Когда мавляна приходил в мечеть, то он всегда был крайне аккуратен и старался не шуметь, чтобы не мешать тем, кто спал в мечети, хотя обычно люди бодрствовали и ждали его.
 
После долгого намаза времени на сухур было очень мало, и поэтому сухур всегда проходил в спешке.
 
В один из последних годов жизни хазрат сильно простыл в Рамадан, но, несмотря на температуру и болезнь, он все равно совершал тахаджуд, удлиняя чтение Корана.
 
В последние десять дней Рамадана людей так было много, что они не помещались в мечети: они оставались на улице и спали там же, желая задать вопрос хазрату или взять у него вирд. Желающих встать под его духовную опеку было очень много, и их количество увеличивалось с каждым днем.
 
Простые люди полагают, что Ляйлятуль-Кадр – именно 27-го Рамадана, так что в эту ночь мечеть заполняется особенно сильно.
 
После тахаджуда, когда хазрат читал дуа, люди так были переполнены чувствами, что очень многие плакали и на лицах были заметны слезы. Это не могло не влиять и на самого хазрата.
 
В этом собрании кто-то спросил мавляну Абдуль-Азима Сахеба, когда именно наступает Ляйлятуль-Кадр, и тогда он сказал: «Для истинных рабов Аллаха это открыто». Потом он спросил у мавляны Мадани, и тот ответил: «Мне кажется, что в этом году она была 23-го числа».
 
После окончания Рамадана хазрат выстаивал такой длинный тахаджуд-намаз, какой не совершал даже в Рамадан.
 
[1] В те времена мечети еще не были оснащены микрофонами.
 
[2] Мавляну Мадани называют шейхом аль-Ислам за его активную позицию и защиту интересов мусульман в Индии.
АВТОР ЦИКЛА
Как проводили Рамадан ученые
Мухаммад Закария аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЗАКАРИЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Исламский ученый
Абу Али аль-Ашари аль-Ханафи
Автор:
АБУ АЛИ АЛЬ-АШАРИ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков