Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Часть 10: Ибн Таймийя и суфизм, часть 2
Часть 10: Ибн Таймийя и суфизм, часть 2
В этой главе автор приводит серию отрывков из сочинений Ибн Теймийи, которые показывают положительно...
5 851
14 января, 16

Часть 10: Ибн Таймийя и суфизм, часть 2

5 851
14 января, 16
Примечание переводчика (английской версии): Ниже приводится первая часть из шестой главы книги «Маукыф аиммат аль-харакат ас-саляфийя мин ат-тасавввуф ва ас-суфийя» шейха Абдуль-Хафиза, ученика и халифы (наместника) шейха Мухаммада Закарии аль-Ханафи. В этой главе автор приводит серию отрывков из сочинений Ибн Теймийи, которые показывают положительное отношение шейха к суфизму и суфиям. Однако до того, как начать цитировать работы самого Ибн Теймийи, шейх Абдуль-Хафиз приводит отрывки из работ современников Ибн Теймийи, а также ученых современности, которые подтверждают мнение, что он был шейхом тариката.
 
После разнообразных восхвалений, которыми оплакивали смерть Ибн Теймийи его соратники и ученики, сейчас мы приведем несколько цитат из трудов современных исследователей. Начнем мы с большого исламского ученого Абуль-Хасана Али аль-Хасани ан-Надави. Во второй части его замечательной книги «Риджаль аль-фикр ва д-дааватуль-Ислам» есть множество упоминаний шейха Ибн Теймийи.
 
Ибн Теймийя, как познавший Аллаха (ариф биЛлях) и разъясняющий истину (мухаккык). Новые сведения о качествах Ибн Теймийи.
 
«Большинство знают шейха Ибн Теймийя как богослова (мутакаллима), правоведа (факиха джадали) и ученого по хадису. Изучающие его научные работы, как правило, не понимают, что он был больше, чем просто ученый с большими знаниями. Те, кто изучали его жизнь с помощью биографий, написанных поздними исследователями, не видят в нем никого, кроме ученого по хадису и другим явным наукам. Однако, хафиз Ибн Кайим и алляма аз-Захаби, описывая его поведение, качества и характер, ясно дают понять, что Ибн Теймийя может считаться также одним из познавших Аллаха (ариф) и риджаль Аллах (людей Аллаха, суфиев) этой уммы. Всем будет интересно узнать об этом его уровне, которого трудно достичь даже путем сложных духовных упражнений (риядат), самопожертвованием, постоянным поминанием Аллаха и сосредоточением (муракаба). Это милость от Аллаха, и Он дает это (этот уровень) тем, кому пожелает.
 
Людям следует понимать, что для достижения таких целей, как познание Аллаха (маарифат), твердая убежденность (якын), очищение своей внутренней сущности (тазкият аль-батын), искренность (ихсан), постоянство в следовании Сунне и Шариату, нужно использовать множество различных средств. Первые поколения мусульман смогли обрести эти качества с помощью пребывания в обществе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что не было доступно следующим поколениям.
 
Когда в умме стали ослабевать нравственные качества, наследники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – истинные ученые стали искать способы, с помощью которых можно достичь вышеописанных целей. В итоге образовался тот путь или наука под названием тасаввуф, последователи которой сосредоточили свое внимание на многократном поминании Аллаха (зикр), очищении внутренней сущности (тазкияту н-нафс), искренности (ихсан). Многие из последователей этого пути были известны как праведники, старательно соблюдающие Сунну, побуждающие к благому и запрещающие зло, призывающие на путь Аллаха и распространяющие Ислам с искренним намерением и надеждой на награду от Аллаха.
 
Нет сомнения, что все качества шейха Ибн Теймийи ясно показывают, что он успешно достиг этой цели (близости к Аллаху).
 
Мы свидетельствуем, что этот человек (Ибн Теймийя) был среди познавших Аллаха (арифов), достигших совершенства (мухаккык), обретших множество духовных состояний (халь). ….»
 
Теперь мы приведем выдержки из другого современного исследователя Ахмад ибн Мухаммада Баннани из его книги «Маукыф аль-имам Ибн Теймийа мин ат-тасаввуф ва ас-суфийя», впервые опубликованной университетом Умм аль-Кура, Мекке, в 1406 хиджры.
 
«Этот трактат, Маукыф аль-имам Ибн Теймийа мин ат-тасаввуф ва ас-суфийя», как это видно из его названия, состоит из некоторых вопросов, о которых писали суфии, и к которым они пришли путем дискуссий и дебатов; какова была их позиция по некоторым вопросам, и какие выводы были сделаны (автором) об их взглядах. Затем автор уточняет позицию имама Ибн Теймии в отношении этой темы (суфизма) с точки зрения критики или поддержки, устраняя двусмысленность и стремясь к детализации (подробностям).
 
В то же время, правильное мнение, которое заслуживает внимания, становится отличным от ошибочного мнения, которое заслуживает отвержения. И в целом, для внимательного читателя становится ясной позиция имама Ибн Теймии о тасаввуфе и суфиях.
 
Мне кажется, что имам Ибн Теймийя не относится враждебно к тасаввуфу в целом, он отвергает из него лишь то, что противоречит Корану и Сунне, и что не было передано от сподвижников и их последователей.
 
Это также стало ясно (из того), что в некоторых моментах, которые пришли к нам от известных суфиев относительно стоянок (макамат) и духовных состояний (ахваль), имам Ибн Теймийа был более осведомленным и более подробно описал, и детализировал некоторые из них (из этих суфийских терминов и понятий), чем иные суфии и другие, кто писал об этих предметах».
 
Мы заканчиваем эту цепочку цитат из сочинений современных исследователей тем, что современный исследователь трудов Ибн Теймийи д-р Маджид 'Ирсан аль-Кайляни, профессор факультета тарбийя Университета имени короля Абдуль-Азиза в Медине упомянул в своей книге «Аль-Фикр ат-тарбави Ибн Теймийя». Доктор аль-Кайляни пишет на странице 18:
 
«Значимость работ Анри Луста в том, что он является первым исследователем, который старался противодействовать враждебному тону в отношении Ибн Теймийи, который принят в западных академических кругах, и постарался изобразить этого мусульманского мыслителя и его положение в истории исламской мысли с положительной стороны.
 
Профессор Джордж Макдиси последовал по пути Луста в трех из своих статей, которые он написал о Ибн Теймийи в целенаправленной и академической манере:
 
1. Ибн Таймийя, как автор рукописи «Истихсан».

2. Ибн Таймийя, как суфий из тариката Кадирия.

3. Работы Ибн Таймийи по диалектике.

Во всех этих трех документах Джордж Макдиси попытался устранить ошибку Дункана Макдональда в отношении Ибн Теймийи, который считал, что Ибн Теймийя был лишь эгоистичным человеком, и что «он не принес пользы на пути аскетизма, философии или религии, поскольку он имел намерение принести пользу лишь самому себе».
 
Джордж Макдиси опровергает это утверждение, заявив, что метод Ибн Теймийи и его высокий уровень понимания Ислама не отвергают положение аскетизма (зухд) и тасаввуфа, когда аскетизм и тасаввуф имеют правильное содержание. Макдиси продолжил свои исследования в этой области, и тот, кто хочет узнать больше об Ибн Теймийе, может обратиться к его длительным и глубоким исследованиям.
 
Он (Аль-Кайляни) пишет на странице 219:
 
«Исследователи имели различные мнения о позиции Ибн Таймийи в отношении суфизма, и (эти мнения) значительно отличались. Некоторые, такие как востоковед Д.Б. Макдональд, изображали его (Ибн Теймийю) заклятым врагом суфизма и духовной жизни.
 
Другие настаивали, что Ибн Теймийя не был врагом суфиев, и что, наоборот, он сам был суфием, который научился этой науке от шейхов кадирийского тариката.
 
Реальность состоит в том, что Ибн Теймийя считал оригинальный путь тасаввуфа средством воспитания (аль-мадраса ат-тарбавийя), очищения внутреннего мира человека (нафс) и воспитания в нем похвальных качеств, потому он выступал против всяких отклонений, появлявшихся в пути тасаввуфа по вопросам, которые мешают в продвижении к этим целям и противоречат Корану и Сунне.
 
В качестве отправной точки этих базовых принципов (тасаввуфа), Ибн Теймийя выражает большое уважение к родоначальникам аскетизма и шейхам тасаввуфа, которые прочно держались Корана и Сунны, такие как Фудайль ибн Ияд, Ибрагим ибн Адхам, Сарий ас-Сакати, Джунайд аль-Багдади, Хаммад ад-Даббас, шейх Абдул Кадир аль-Джилани и Ади ибн Мусафир».
 
В том, что Джордж Макдиси пишет об отношении Ибн Теймийи к кадиритам, он опирается на сильсилю шейхов Ибн Теймийи, которая начинается с Муваффака ад-дина ибн Кудамы, ученика Абдуль Кадира, окончившего кадирийское медресе в Багдаде.
 
Он также основывает (свое мнение) на том уважении и почитании по отношению к шейху Абдуль Кадиру, которыми наполнены книги Ибн Теймийи. В своих письмах и книгах он относится к шейху Абдуль Кадиру таким же образом, как он относится к имаму Ибн Ханбалю и называет его теми же эпитетами. К примеру, он именует шейха: «полюсом познавших Аллаха» (кутуб аль-'арифин), «наш шейх Абу Мухаммад, да освятит Аллах его тайну» (каддас Аллаху рукаху), «самый великий шейх своей эпохи в твердом следовании Шариату», «шейх Абдуль Кадир, один из величайших шейхов из придерживающихся Шариата, повелевающий благое и [запрещающий дурное], вкусивший духовного блаженства (заук), отказавшийся от страстей (хава) и плотских желаний». Когда Ибн Теймийя приводит пример (праведника), он говорит: «(Он) подобен шейху Абдуль Кадиру и другим праведным (мустакым) шейхам». Он постоянно приводит шейха в качестве образца правильных убеждений и следования пути сулюка.
 
Точно так же, Ибн Теймийя цитирует много отрывков из высказываний Абдуль Кадира, и он написал комментарии в сотни страниц к его книге «Футух аль-гайб», которые включены в десятый том [его работы] «Аль-Фатава», которая называется «Китаб ильм ас-сулюк» (Книга науки сулюк). В ходе комментариев, Ибн Теймийя представляет шейха Абдуль Кадира в качестве образца, который воплощает твердую приверженность Корану и Сунне.
 
В книгах Ибн Теймийи есть некоторые указания, которые свидетельствуют, что у его семьи была духовная связь с шейхом Абдуль Кадиром. Например, он пишет в «Китаб ильм ас-сулюк»: «Мой отец передал мне от Мухьиддина ан-Нухаса: «Я слышал от него, что он видел шейха Абдуль Кадира во сне, и он говорил об Аллахе Всевышнем: «Мы принимаем всех, кто приходит к нам ...»» Затем он продолжает объяснять этот текст на протяжении нескольких страниц ...»
 
Он (Аль-Кайляни) также пишет на странице 222:
 
«Позиция, которой Ибн Теймийя придерживался отношении суфиев состояла в двух моментах: Во-первых, он относился к суфиям точно так же, как он рассматривал правоведов (факихов) и мазхабы фикха, ученых науки калам (богословов). Он высказывал мнение, что ранние шейхи тасаввуфа основывали свои знания и духовную практику (тарбийя) на Коране и Сунне. Что касается более поздних, многие из них отклонились (от истины), попали под влияние греческой философии, которая появилась в исламском мире при переводе древнегреческих ученых. Такие суфии далеко отклонились от правильного пути аскетизма (зухд) и духовной подготовки (ат-тарбийя ар-рухийя). Во-вторых, Ибн Теймийя не отвергал правильный тасаввуф и осуждал только те искажения, которые допускали некоторые приверженцы этого пути, оставив основные задачи и пути духовного обучения и сулюка. Относительно этого он сказал: «Суфии основали свой путь на духовном устремлении (ирада), что немаловажно. Однако, это устремление (будет правильным) при условии, что это оно направлено к одному Аллаху в выполнении того, что Он повелевает».
 
Он (Ибн Теймийя) также сказал: «Эти заблуждения в вероучении и действиях, которые совершают некоторые из этих людей (суфиев), означают, что многие их группы полностью отвергли первоначальный путь суфиев. Среди суфиев, как и среди ученых других наук (богословия и фикха), были такие, кто придерживался правильного пути, а были такие, кто впал в заблуждения и ошибки. Те, кто придерживались правильного пути, следовали учению Корана и Сунны, а те, кто впал в заблуждения, противоречили Корану и Сунне».
АВТОР ЦИКЛА
Тасаввуф и имамы салафитского призыва
Мухаммад Закария аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЗАКАРИЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Исламский ученый
Список уроков