Циклы Авторы Сортировка

Часть 9: Ибн Таймийя и суфизм, часть 1

4 293
7 января, 16

Примечание переводчика (английской версии): Ниже приводится первая часть из шестой главы книги «Маукыф аиммат аль-харакат ас-саляфийя мин ат-тасавввуф ва ас-суфийя» шейха Абдуль-Хафиза, ученика и халифы (наместника) шейха Мухаммада Закарии аль-Ханафи. В этой главе автор приводит серию отрывков из сочинений Ибн Теймийи, которые показывают положительное отношение шейха к суфизму и суфиям. Однако до того, как начать цитировать работы самого Ибн Теймийи, шейх Абдуль-Хафиз приводит отрывки из работ современников Ибн Теймийи, а также ученых современности, которые подтверждают мнение, что он был шейхом тариката.

 

Шейх Абдуль-Хафиз пишет:

До того, как мы начнем цитировать работы самого Ибн Теймийи, мы представим ряд отрывков из длинного письма, написанного одним из больших его учеников, шейха Имадуддина ибн аш-шейха Хазамийи. Затем мы приведем несколько отрывков из стихотворений, в которых оплакивается смерть Ибн Теймийи его учениками и почитателями, из которых становится ясно, что, по их мнению, он был шейхом тариката и имамом тасаввуфа на уровне кутба (высоком уровне) в этой области (в дополнение к тому, что он был имамом в других религиозных областях и экспертом в различных науках и дисциплинах). Мы приведем отрывки из сочинений некоторых современных исследователей, которые явно указывают на прочную связь шейха Ибн Таймийи с тасаввуфом и суфийскими шейхами, да смилуется над ними Аллах. А после этого мы уже, инша Аллах, приведем цитаты из его собственных работ.
 
Салафитский имам хафиз Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдуль-Хади аль-Ханбали пишет в своей книге «Аль-Укуд ад-дуррийя мин манакиб шейх аль-Ислам Ахмад ибн Теймийя» (опубликовано «Матбах аль-мадани», Каир), с. 192:

«Шейх Ибн Теймийя отсутствовал в Дамаске семь лет и семь недель. В это время многие из его больших товарищей и учителей скончались. Среди них был шейх, аскет, познавший Аллаха, Имадуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Ибрагим ибн Абдуррахман аль-Васити, известный как шейх аль-Хазамийя. Он умер в субботу, 26-го рабиуль-ахыра, 711 г. хиджры. Он был набожным человеком, посвятившим себя служению Аллаху и отказавшимся от благ этого мира, достигшим больших высот на пути сюлюка (тасаввуфа). Он написал письмо, обращаясь к группе товарищей шейха (Ибн Теймийи), которой он руководил, призывая их следовать за шейхом и держаться его пути.
 
Вот копия его письма:

«С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. Вся хвала и слава Аллаху. Да святится Он Своим величием. Он превыше всего в Своих совершенных качествах (сыфатах). Он не подобен ничему из Своего творения. Ум не может понять Его и Его качества.
 
А затем, это письмо, написанное слабым рабом, надеющимся на милость своего Господа, Его прощение и доброту, Ахмадом ибн Ибрагимом аль-Васити – пусть Аллах поступит с ним, как он того заслуживает, поистине, лишь Он прощает грехи и достоин поклонения, к его братьям, досточтимым ученым, людям полезного знания, со смиренными сердцами. (И среди них такие ученые как) большой алим, ученый по хадису, светильник знания для своих последователей, Такиуддин Абу Хафс Умар ибн Абдуллах ибн АбдульАхад ибн Шакир; великий шейх, знающий ученый, салик, слова которого не расходятся с делами, облеченный в наряд из превосходных качеств, шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Абдуль- Ахад аль-Амиди…и другие из тех, кто ищет убежища в присутствии своего шейха, наставника, великого имама и учителя, оживившего Сунну, разрушителя вредных новшеств (бид’а), ученого по хадису, муфтия, вобравшего в себя как явные, так и скрытые знания, имама Такиуддина Абуль-Аббаса Ахмада ибн Абдуль-Халима ибн Абдуссалама ибн Теймийи, пусть Аллах дарует нам его баракят и возвысит его уровень, дарует ему тауфик (содействие) и победу над его недругами, и наделит его многими благами.
 
Мир вам, о, братья, и милость Аллаха и Его благословения. Пусть Аллах сделает нас и вас из тех, чьи сердца по-прежнему тверды, несмотря на трудности на пути истины. Несмотря на это, каждый из нас стремиться быть твердыми в вере в Аллаха. У нас есть надежда на милость Аллаха Всевышнего, что Он дарует нам силу следовать за нашими праведными предшественниками, передаст в наши сердца часть их духовных состояний (халь) и соберет нас под их знаменем во главе с нашим предводителем и имамом, печатью пророков, имамом благочестивых, Мухаммадом, да благословит Аллах его, его семью и сподвижников.
 
Известно, что люди различны в их состояниях любви и страха; одни находятся на более высоком уровне, чем другие, и имеют большую долю, чем другие. Так пусть цель каждого из нас по отношению к состояниям любви и страха будет возвышенной, чтобы мы не удовлетворялись ничем, кроме как достижением больших высот. Низкие стремления довольствуются малым, в то время как высокие устремления находятся на уровне, близком к Возлюбленному (Аллаху). Наши устремления разделены на приобретение явных (захир) уровней и скрытых (батын) уровней; так не стоит занимать себя лишь устремлениями к внешнему и отвлекаться от внутреннего.
 
Пусть каждый из нас в течение дня и ночи, в часы, когда мы находимся в одиночестве с нашим Господом, Имя Которого возвышено, отринет заботы мира и останется в стороне от всего, что отвлекает от Аллаха. Эти часы являются примерами нахождения раба в своей могиле, когда он будет лишен своего имущества и земных привязанностей. Тот, кто не освобождает сердце в течение дня от мирских забот хотя бы на час и не отвлекается от мирских мыслей, знайте, что он не имеет любви к Всевышнему и не любим Им.
 
Если вы посвятили это время Аллаху, то совершайте пять обязательных молитв надлежащим образом, с сосредоточенностью (хузур), смирением (хушу) и трепетом перед Всевышним Господом, совершая земные (суджуд) и поясные (руку) поклоны.
 
Не будет правильным отказываться посвятить один час Всевышнему Аллаху в течение 24 часов дня и ночи, а затем стараться совершать обязательные действия поклонения (фард) даже надлежащим образом. Следовательно, факих, который приобрел лишь внешние знания (захир) и пренебрег скрытыми (батын), имеет черствое сердце, которое не смягчается от поклонения и чтения Корана.

Тот же факих, который встал на этот путь (тасаввуфа) возвышается над другими учеными нашего времени. Тот, кто вкусил духовное блаженство (заук), имеет истинное понимание (фираса) и познал Аллаха (маарифат), он возвысился над другими. Тот же, кто не встал на этот путь, может увидеть лишь внешнее, но иные вещи остаются скрытыми от него.
 
Таким образом, мы должны проходить наш земной путь в присутствии Того, Кому мы поклоняемся, чтобы мы могли встретить Его с твердым убеждением, что мы поклонялись Ему так, как будто мы Его видим, как говорится в хадисе.
 
Вы вступили, братья мои, под знамена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) с шейхом и имамом (нашим шейхом и имамом Ибн Теймией) – с упоминания которого мы начали (это письмо), да будет доволен им Аллах. Вы отличаетесь от других людей этого мира – факихов и суфиев. (Поскольку) вы осознали, что многие люди из числа факихов и суфиев ввели дурные новшества и обманывают простых людей…
 
Затем, братья мои, осознайте милость, которой Аллах удостоил вас, и благодарите Аллаха за того (человека – шейха Ибн Теймийю), с помощью которого Аллах возвысил вас в это время, с помощью которого снял замки с ваших сердец, устранил слепоту сомнений и растерянности, когда разум теряется между разными заблудшими течениями и не может найти дорогу к истинной вере Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
 
Каждая из этих сект и течений утверждает, что именно они исповедуют истинную веру, пока Аллах не открыл для нас и вас с помощью этого человека реальность Его истины. Знайте, что в отдаленных районах мира существуют общины, которые живут своей жизнью среди этих (заблудших) сект, считая эти нововведения истинным Исламом; они не знают иного пути в Исламе, за исключением этого (этих заблуждений).
 
Преславен Аллах, который произвел для нас через семьсот лет после хиджры человека, который разъяснил для нас правила нашей веры, с помощью которого Аллах наставил вас и нас на путь Его священного закона (шариата) и разъяснил заблуждения.
 
Когда вы осознали это, признали правоту и ценность этого человека; право этого человека (на уважение) не отвергнет тот, кто признал религию Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он (Ибн Теймийя) устраняет заблуждения в наше темное время, когда вера искажена, Сунна забыта, дурные новшества стали всеобщим (делом). Тот, кто придерживается своей религии в это время, подобен тому, кто держит горячие угли. Это то, что касается его заслуг в явных науках. Однако, существуют люди, которые признали его (шейха) заслуги в тайных науках. Это те, которые под его руководством познали имена Аллаха и Его качества, величие Его бытия (зат), освятили сердца в лучах Его познания (маарифат), познали высокое духовное блаженство (заук).
 
Ваш шейх – пусть Аллах поможет ему, прошел все эти уровни (познания Аллаха). Он знает повеления и запреты шариата Аллаха, он знаток запретов, относящихся к Его именам и атрибутам.
Я клянусь Аллахом, что я не видел в нашем мире человека, который превзошел бы нашего шейха в знаниях, деяниях, духовном состоянии (халь), манерах, благородстве, мягкости в том, что касается отстаивания его прав, и твердости в отстаивании прав Аллаха. Он самый правдивый среди людей в соблюдении договоров, обладает самым правильным знанием и намерениями, энергичен и ревностен в установлении истины, самый щедрый и совершенный в следовании за Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
 
Мы не видели в эту эпоху никого, кто бы ясно являл нам истину пророчества Мухаммада (мир ему и благословение), Сунну его высказываний и поступков, за исключением этого человека.
Мы не утверждаем, что этот человек защищен от ошибок, мы не говорим, что он является абсолютно совершенным в отношении всех дел. Если бы говорить правду не было бы обязательным, я бы воздержался от упоминания этого (того, что шейх также мог совершать ошибки). Однако говорить правду надлежит независимо от того, приятно это или нет. А содействие (тауфик) от Аллаха.
Когда вы поняли все его достоинства, пусть Аллах поможет вам позаботиться о нем, сделать его довольным и оказать ему любовь. Вследствие этого (заботы о своем учителе) вы сможете достичь связи с Аллахом, которая возможна с помощью любви к шейху для мюрида, и мюрид может добиться любви шейха, оказывая ему уважение. Не говоря уже о том, что (оказывая ему подобающее уважение), вы получается пользу от его знаний (в явных науках), инша Аллах.
 
Я надеюсь, что если вы будете успешны в тщательном совершении пяти молитв, а также намаза тахаджуд, Аллах одарит вас познанием реальности (всех достоинств) шейха. И от Аллаха тауфик».

Салафитский имам Хафиз ибн Абдуль-Хади аль-Ханбали также упоминает в своей книге «Аль-Укуд ад-дуррийя» чрезвычайно длинную поэму, написанную шейхом Абдуллом ибн Хизром ибн Абдуррахманом ар-Руми ад-Димашки аль-Харири, который также был известен как аль-Мутаййям, в которой он оплакивает смерть шейха Такиуддина ибн Теймийи. Составитель поэмы также был одним из помощников шейха. Приведем несколько отрывков, относящихся к нашему вопросу:
 
Я потерял имама, который был уникален для своей эпохи, все творение пребывает в горе в это время,

Я потерял имама, который постоянно предавался воле Аллаха и не склонялся к чему-либо, вопреки Сунне,

Я потерял имама, который действовал согласно знаниям, и был тем, кто с корнем вырывал каждое нововведение (бид'а),

Он разъяснял нам Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха),

Он разъяснил хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и передал их правильным образом,
 
Он вобрал в себя знания всего мира с отрешенностью (зухд), твердостью, благочестием и силой,
 
Он вобрал в себя принципы веры (акыды) и фикха, которые требуют объяснения, и объяснил их с подробностями, не оставляющими сомнений,

Он разъяснил нам качества Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в их истинном смысле и его биографию (сира), которая возвышается над любой другой историей жизни,

Он представил нам качества сподвижников и их последователей (табиинов), следовавших прямой религии,

Он представил перед нами качества всех имамов и написал книги, описывающие их,

Он принес нам описание праведников и их качества, и прекрасную акыду, которой они придерживались...
....

 
Кем был он, кутуб (столп) Вселенной (аль-каун)? Кто еще достиг такого уровня, будучи абдал (аль-бадалийя)? [кутб, абдал – высокие уровни в суфийской иерархии праведников, познавших Аллаха – прим. переводчика]
 
Он был храбрым, возвышенным и превосходным в своих качествах. Он высоко устремлялся в высоких уровнях,
 
Стремясь к любви Господа своего, он повелевал благое и запрещал неправильное,

Он был богобоязненным, чистым с юности, обладая благородным поведением и похвальными качествами.

Кто (еще) был венцом из познавших Аллаха (арифов) нашей эпохи и шейхов руководства?

Он был мудрецом (хибр) и кутбом, слава которого распространялась далеко, и чья репутация, как человека благочестия, стала так же известна, как (распространяется) аромат, когда он рассеивается.

Когда мы перечисляем его состояния и качества, мы испытываем такое же наслаждение, как если бы мы вступили в прекрасный сад…

Ты (шейх Ибн Таймийя) простился с нами, чтобы уйти в иной мир, откуда нет возврата.

Я пил вино из сосуда познавшего Аллаха (шейха), чья суть происходила из источников хакыка (познания Аллаха),

Я нашел в тебе, о, Ахмад (Ибн Теймийя) щедрость и доброту тех, кто последовал Сунне.

Пусть будет славен Тот, Кто даровал тебе от избытка Своей щедрости. Воистину, ты приблизился к Нему таким способом (который не может быть получен путем явного знания).

Воистину, ты был любимым при жизни и умер среди почитающих тебя (учеников). Пусть Милостивый передаст тебе мое приветствие.

Сияние Его дружбы пусть продолжает окружать тебя (и в ином мире), и ты всегда будешь пребывать в Его любви и близости к Нему.

Шейх аль-Мутаййям ар-Руми аль-Харири также написал другую поэму, в которой он оплакивал смерть шейха Ибн Теймийи (которая также приводится в книге Хафиза ибн Абдуль-Хади «Аль-Укуд ад-дуррийя»). Мы также приведем несколько отрывков оттуда:
 
Он постоянно придерживался пути своего Учителя (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) и постоянно страдал от испытаний,

Всегда он следовал пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в соответствии с правильным методом, следуя надлежащим указаниям,

Он придерживался его Сунны, издавал фетвы в соответствии с его шариатом и защищал границы правильной веры,

Он был кутбом своей эпохи, венцом своего народа и воплощением смыслов, которые содержат все виды поклонения,

Он был мудрецом знания и уникальным в своем познании. Он уничтожил саблей руководства людей заблуждения,

Он извлек знания из Шариата Мустафы (мир ему и благословение Аллаха), и марифат (познание Аллаха) пришло к нему с помощью следования пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и даров от Аллаха,

Если говорить о его знаниях, мы не знаем никого, равного ему, среди наших имамов,

Если говорить о его отрешенности (зухд), мы не слышали о ком-то, кого можно было сравнить с ним, кроме славных праведников прошлого,

Если говорить о его щедрости, мы не нашли никого, похожего на него, среди современников,

Он был щедрым, несмотря на свою бедность. Как удивительно, что он было одним из тех праведников, о ком раньше мы знали только по рассказам,

Солнце благородства знания проявлялось в его прекрасном нраве, и его лицо освещалось светом истины,

Он был океаном внутреннего познания Аллаха (марифат), уровня которого достигали лишь люди великих качеств [знаний, благочестия и благородства],

Он был кутбом нашего времени. Люди тасаввуфа, посвятившие себя духовным упражнениям (рийядат), остаются в недоумении, пытаясь объяснить его идеальные качества,

Он был чудом эпохи, обладающим всеми превосходными качествами, которые не превзойдут ученые прошлого и будущего,

Мое сердце скорбит о нем, ибо он вобрал в себя науки, явное и тайное знание,

Я отделен от того, кто мог утолять жажду познания лишь одним своим взглядом,

Он достиг познания Аллаха, и его обителью будут сады Рая. Пусть передаст ему Всевышний наше чистейшее приветствие.

Ибо на его заступничество (шафаат) мы надеемся во времена трудностей в День расплаты (Судный день)».

Среди стихотворений, которыми оплакивали шейха Ибн Теймийю, Хафиз ибн Абдуль-Хади аль-Ханбали также приводит длинную поэму, написанную военным человеком из египетских земель, по имени Бадруддин Мухаммад ибн Изуддин аль-Мугыси. Он был религиозным и образованным человеком, и принес свою поэму имаму Абу Хайяну. Вот некоторые строки оттуда:

Мы говорим без страха о его аскетизме (зухд). Он отказался от пищи, одежды и иных мирских благ. В своем стремлении к отказу от них он был твердым,

Он ел и спал мало, и стремление к почестям не входило в его сердце, он не старался заслужить милость и близость власть имущих,
....

Всю жизнь он проводил в благоговении перед своим Господом. Его речь была посвящена лишь восхвалению и почитанию [Его],
....
 
Он избегал людей, беспокоясь о (встрече) со своим Возлюбленным. Тем, кто оказывался рядом с ним, он лишь приветствовал произнесением салама,

Он был стойким в достижении довольства своего Господа. Такова была его позиция, и мы бессильны описать его мужество,

И он обладал многими милостями из скрытых сокровищ своего Господа. [Он также пребывал] в печали, был скромен и обладал хорошей речью,
….
 
[Он также приобрел от своего Господа, путем стойкости в] науке тасаввуф воздержание, целомудрие, он постоянно держал посты и находился в поклонении,

[Он также приобрел от своего Господа] способность к постоянной сосредоточенности, твердость в истине, стойкость в невзгодах и терпение,

Он творил чудеса, и многие люди были свидетелями его необычных способностей.

Хафиз Ибн Абд аль-Хади также приводит в Аль-'Укуд ад-дуррийя другое стихотворение, также посвященное памяти шейха Ибн Теймийи. Он, однако, не упомянул имени его автора. Вот некоторые строфы.
....

Он был нашим шейхом, нашим предводителем и нашим имамом. Аллах даровал ему чистоту, праведность и богобоязненность,

Если вы скажете, что он всю жизнь стремился к знаниям, то это правда. Если вы услышите о нем подобные слова, то доверяйте им,

Он выдавал фетвы, вобрав в себя знания четырех мазхабов. Тем не менее, в своем уровне знаний он оставил позади тех, кто был перед ним,

Он достиг совершенства в кыраате (декламации Корана), будучи уникальным в свое время. Он принес людям пользу в науке усуль [фикх],

Он был шейхом тариката, достигшим хакыката (истинных знаний), и познавшим Аллаха ('арифом). Он был наследником имамов в религиозных науках, так что верьте этому,

[Он был] щедрым подателем милостыни (садака), добрым и щедрым; Клянусь Аллахом, иной податель милостыни не может заменить его.
АВТОР ЦИКЛА
Тасаввуф и имамы салафитского призыва
Мухаммад Закария аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЗАКАРИЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Исламский ученый
Список уроков