ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Тасаввуф и имамы салафитского призыва
Цикл завершен
Часть 3: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 1
В этой главе автор, ученик шейхуль-хадис Захарии аль-Ханафи приводит несколько отрывков из работ Хаф...
Часть 3: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 1
Примечание переводчика: Ниже приведена вторая глава неоконченного перевода книги шейха Абдуль-Хафиза аль-Макки «Аиммат аль-харакат ас-салафийя мин ат-тасаввуфа с-суфийя». В этой главе автор, ученик шейхуль-хадис Захарии аль-Ханафи приводит несколько отрывков из работ Хафиза Ибн аль-Кайима, которые показывают положительный взгляд шейха на суфизм и суфиев. Текст предваряют три биографии: две Хафиза Ибн аль-Кайима и одна шейхуль-Ислам Абу Исмаила аль-Хирави.
Имам Хафиз Ибн аль-Кайим известен глубиной познаний в вопросах и тонкостях тасаввуфа, его большая книга «Мадаридж ас-саликин» свидетельствует об этом. Инша Аллах, ниже я приведу некоторые важные разделы его ценных слов о некоторых полезных и хорошо изученных моментах, относящихся к вопросам тасаввуфа.
До этого я хотел бы процитировать две коротких биографии Хафиза Ибн аль-Каййима– сначала биографию, написанную Хафизом Ибн Раджабом аль-Ханбали и вторую - написанную профессором Мухаммадом аль-Мусалламом Гунайми, автором книги «Ибн аль-Каййим Джаузийя» [1] – чтобы составить представление о его взглядах как раннего, так и позднего времени по отношению к суфизму.
1. Имам Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет в «Аз-Зайльаляат-табакатхакабиля» (т.2, с. 448):
1. Имам Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет в «Аз-Зайльаляат-табакатхакабиля» (т.2, с. 448):
«Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Саад ибн аль-Джурайз аз-Зараи, а затем ад-Димашки, факих, усулий, толкователь (муфассир), грамматик (нахви), ариф, шамсуддин (свет веры), Абу Абдулла ибн аль-Каййим аль-Джаузийя, родился в 691 году по хиджре…
Он освоил свой мазхаб, стал заслуженным ученым в нем и муфтием. Он оставался в обществе шейха Такиуддина (Ибн Таймиййи) и получал знания от него. Он имел глубокие познания в науках Ислама. Он был экспертом по тафсиру, которому не было равных и науке усуль – двух науках, в которых он был на вершине знаний, хадисы, их значение и понимание и способы выведения решений из них, также он был знатоком фикха и его принципов, и наук арабского языка, в которых имел большой опыт. Помимо этого, он изучил науку калам, грамматику и другие науки.
Также он обладал знаниями сулюка и речей людей тасаввуфа, их поучений и сложных вопросов. В каждой из этих наук он был мастером…
Он, да помилует его Аллах, часто совершал богослужения, совершал тахаджуд и удлинял свои молитвы до крайней возможности. Он постоянно находился в поминании Аллаха, любви к Нему, искал Его прощения, и стремился к Нему. Я не видел подобного ему в этом отношении.
Я не видел никого, более знающего, чем он, более знакомого со смыслом Корана, Сунны и религии. Он пережил множество испытаний – он был заключен в тюрьму вместе с шейхом Такиуддином (Ибн Таймиййей), и не оставлял шейха, пока тот не умер.
Во время своего заключения он был занят чтением Корана, который он читал с размышлением и созерцанием. В этом для него была великая благость, и он пережил духовное блаженство (заук) и подлинные экстатические состояния (ваджд). В результате он приблизился к уровню людей сокровенного знания (маарифат) и проник в их тайны. Его работы полны этого (знания).
Он несколько раз совершил хадж и поселился в Мекке. Жители Мекки запомнили его вследствие его обильных поклонений и частого совершения тавафа, чему они удивлялись. Я посещал его собрания до его смерти в течение года, и слышал отрывки из его работ…»
2. Профессор Мухаммад ибн Мусаллям Гунайми пишет в своей книге «Ибн аль-Каййим аль-Джаузийя» (с. 136):
«Ибн аль-Каййим был любимцем своего учителя Ибн Таймиййи, который относился к нему как сыну, и действительно, он был его духовным сыном. Он видел его (Ибн Каййма) доброту и праведность и считал его благословением от Аллаха, которое Он послал ему, чтобы он (Ибн Таймиййя) мог завершить все, чем он занимался: очистить религию и освободить ее от всех вещей, которые к ней не относятся, возвратиться к тому пониманию (религии) и ее наук (как религия, фикх и тасаввуф), на котором были праведные предки этой уммы».
В разделе о трудах Хафиза Ибн аль-Каййима аль-Гунайми пишет (с. 111):
«Он написал книги по фикху и основам фикха (усулюль-фикх)…В науке тасаввуфа он написал следующие работы: Мадариджас-саликин - комментарии к книге «Маназиль ас-саирин иддат ас-сабирин ва закират аш-шакирин» и «Хади аль-арваиля биляд аль-афра». В науке вероучения – (такие работы как) «Шифа ль-Алиль».
Профессор аль-Гунайми также пишет в предисловии к своей книге:
«…Невозможно до конца описать жизнь великого имама, поэтому пусть Аллах вдохновит искателей добра и праведности, которые смогут написать о нем в связи со сферами деятельности, в которых он преуспел: фикх, хадис, тафсир, тасаввуф и акыда. В таком случае можно наиболее ярко представить себе его личность, поскольку он был факих, суфий, мухаддис, муфассир и проповедник Единобожия, отличного от того, которое известно в отношении факихов, толкователей и ученых по хадису. Очевидно, что Ибн аль-Каййим является одним из величайших ученых, а не просто заслуживающих внимания мусульман. И от Аллаха тауфик».
Прежде, чем я буду цитировать некоторые избранные места из книги Хафиза Ибн Каййима «Мадаридж ас-саликин», которая представляет собой комментарии к замечательной книге по тасаввуфу «Маназиль ас-саирин», я хотел бы привести биографию ее автора, большого суфийского ученого имама Абу Исмаила аль-Хирави, которую приводит Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали. Дальше будет ясно, что глубина познаний имама Хирави в науке суфизма не была скрыта от его современников – когда люди прежних времен упоминали его имя, чтобы избежать путаницы с кем-нибудь еще, они добавляли к его имени слово «суфий».
3. Имам Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет в «Аз-Зайльаляат-табакат ханабиля» (т. 1, с. 50):
'Абдуллах ибн Мухаммад ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Али ибн Джафар ибн Мансур ибн аль-МутАнсари аль-Хирави, факих, муфассир, хафиз (по хадису), суфий, оратор (ва' из), шейх аль-Ислам Абу Исмаил ... он брал знания по [хадису] в Тусе и Бистаме от большого числа людей, упоминание которых будет обширным. Он находился в обществе многих шейхов и обучался от них многим наукам. Он собирал рассказы и комментарии к хадисам для себя и других от рассказчиков хадисов. Он передавал хадисы в течение многих лет.
Он является автором многих книг, в том числе «Замм аль-калям, «Аль-Фарук», «Манакыб аль-Имам Ахмад», «Аль-Маназильса'ирин», «Иляль аль-макамат», всеобъемлющей работы под названием Тафсир аль-Куран на персидском языке, отличной книги под названием Маджалисат-Taзкир, который также была написана на персидском языке и др.
Он был великим предводителем и имамом, ученым, арифом и аскетом (захидом). Он был человеком многих духовных состояний (халь), духовных стоянок (макамат), чудес и самопожертвования. Он бодрствовал по ночам, был тверд в содействии и защите Сунны, опровергая тех, кто выступал против нее; он страдал от многих трудностей вследствие этого. Он в значительной степени защитил и возвысил мазхаб имама Ахмада ...
Шейхи имама Абу Исмаила, его современники, факихи, ученые по хадису, суфии и другие хвалили его. Высказывание Саада аз-Занджани о нем упоминалось в биографии Абдуррахмана ибн Мунда: «Воистину, Аллах защитил Ислам через него и через Ибн Мунда».
Ар-Рахавай пишет о нем: «Я слышал в Герате, что шейхуль-Ислам был изгнан оттуда и поехал в Марв, затем получил разрешение вернуться в Герат, он вернулся и был в Марве, когда имам Мухаммад аль-Хусейн ибн Масуд аль-Багави аль-Фарра, автор многих книг, отправился к нему. Когда он встретился с шейхом, он сказал: «Аллах соединил в тебе множество достоинств, еще есть одно достоинство, которое Он предусмотрел для тебя – это изгнание со своей родины, подобно изгнанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».
Имам Абуль-Хасан Абдульгафир ибн Исмаил аль-Фарси, проповедник (хатиб) из Нишапура также упоминает его в Тарих Нишапур. Он пишет: «Абу Исмаил, имам и шейхуль-Ислам из Герата, был человеком, известным в свое время за свои добродетели и способности к речам и выступлениям».
«Он был мастером в науках арабского языка и изучении хадисов, генеалогий и истории; он был совершенным имамом по тафсиру и написанию проповедей. У него был прекрасный нрав и образ действий в тасаввуфе. Он был практиком тасаввуфа и находился в обществе суфиев».
«Он был носителем Сунны, призывал к ней и поощрял ее соблюдение. Он не занимался приобретением имущества и не был поглощен делами этого мира. Он был доволен той суммой, которая удовлетворяла потребности его учеников…»
Шейх аль-Ислам, Абуль-Аббас Ибн Таймиййя пишет о нем в своей книге: «Абу Аджуба аль-мисрийя»: «Шейх аль-Ислам хорошо известен и почитаем в народе. Он был имамом в хадисе, тасаввуфе и тафсире. В фикхе он следовал за школой ученых по хадису (ахлю-хадис), он придерживался школ Шафии и Ахмада и сочетал их решения в своих ответах на вопросы по фикху. В науке хадиса он следовал имаму Ибн аль-Мубараку и его мнение считал преобладающим над другими…»
Для этой книги я начну – с позволения Аллаха и при Его содействии – цитировать труды великого имама Хафиза Ибн Каййима (да помилует его Аллах) с его книги Мадаридж ас-саликин», которая является комментарием к великой книге тасаввуфа Маназиль ас-саирин» шейха аль-Ислам Абу Исмаила аль-Хирави ас-Суфи (да освятит Аллах его душу).
Предыдущий урок
Часть 2: Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и суфизм
Следующий урок
Часть 4: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 2
Комментарии: 0
Правила форума