Циклы Авторы Сортировка

Часть 8: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 6 (окончание)

3 645
24 декабря, 15

Примечание переводчика: Ниже приведена вторая глава неоконченного перевода книги шейха Абдуль-Хафиза аль-Макки «Аиммат аль-харакат ас-салафийя мин ат-тасаввуфа с-суфийя». В этой главе автор, ученик шейхуль-хадис Захарии аль-Ханафи приводит несколько отрывков из работ Хафиза Ибн аль-Кайима, которые показывают положительный взгляд шейха на суфизм и суфиев. Текст предваряют три биографии: две Хафиза Ибн аль-Кайима и одна шейхуль-Ислам Абу Исмаила аль-Хирави.

 

16. Ибн аль-Каййим пишет в «Раудат аль-мухиббин ва нухзат аль-муштакын» (с. 406):

 

Для познавшего Аллаха нет ничего более любимого, чем Он; он не тоскует ни о чем, кроме Него, и не ищет ничего в мире, кроме того, что приближает к Нему и помогает на пути к Нему.

Среди признаков маарифат – это трепет (страх перед Аллахом); всякий раз, когда маарифат раба увеличивается, увеличивается и его страх. Это то, о чем сказал Всевышний Аллах: «Ведь боятся Аллаха (и остерегаются Его наказания) из Его рабов только знающие» (35:28).
 
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я самый познавший Аллаха среди вас и наиболее боящийся Его из вас». Жизнь познавшего Аллаха становится чистой, его оставляет страх перед созданиями, он получает удовольствие от близости к Аллаху и чувствует отвращение к миру. Маарифат дает ему чувство стыда перед Аллахом, почитание Его, любовь к Нему, упование на Него (таваккуль), преданность Ему (инаба) и чувство счастья от соблюдения Его велений.
 
Джунайду (аль-Багдади) рассказали об общине (суфиев), которые говорили, что они достигли благочестия, отказавшись от совершения деяний. Он ответил: «Эти люди отказались от совершения благих деяний, так что возникает серьезный вопрос (о наличии у них благочестия). Тот, кто действительно познал Аллаха совершает деяния ради Него, и приближается к Нему через них (эти действия). Даже если бы прошла тысяча лет, я бы не отказался от действий благочестия».
 
Также он сказал: «Ариф не будет истинным арифом, пока не станет как земля, которую топчут и праведники, и грешники, и как дождь, который проливается на хороших и плохих».
 
Яхья ибн Муаз сказал: «Ариф оставляет этот мир, и его желание лишь к двум вещам: плач о своих грехах и стремление к своему Господу».
 
Другие учителя сказали: «Ариф не будет истинным арифом, пока он не достигнет такого состояния, когда он, даже обладая богатством и властью Сулеймана (мир ему), не будет отвлекаться от Аллаха на даже на мгновение ока». Также сказано: «Ариф приближается к Аллаху и поэтому отдаляется от всего, кроме Него. Его нужда лишь в Аллахе, поэтому он довольствуется малым из творения. Он унижает себя ради Аллаха, и Аллах дарует ему почет среди людей».
 
17. Ибн аль-Каййим пишет в «Аль-Фаваид» (с. 55):
 
Между рабом, Аллахом и Раем лежит мост, который можно пересечь в два шага: шаг в сторону от своего нафса и шаг в сторону от людей. Человеку следует укрощать свой нафс и постараться свести к минимуму общение с людьми. Он должен обращаться лишь к Аллаху и заниматься лишь тем, что приближает к Нему. Если у вас нет возможности пребывать в уединении, уединяйтесь внутри себя самого. Вас могут увлекать разные красоты этого мира, но будьте настороже и не поддавайтесь им.
 
Путь к Аллаху сложен для тех, кто сомневается и следует своим желаниям, однако легок для тех, кто имеет убежденность (якын) и терпение. Подобные люди (обладающие этими качествами) есть наши руководители и ориентиры на этом пути, как сказал Аллах в Коране:
 
«И сделали Мы из них руководителей, которые ведут (людей) по Нашему повелению, (и этой степени они достигли) за то, что они были терпеливы (в исполнении повелений Аллаха, оставлении всего того, что Он запретил и призыве к этому) и убежденными в Наших знамениях» (32:24).
 
18. Ибн аль-Каййим пишет в «Аль-Фаваид» (с. 59):
 
Всевышний Аллах сказал:
 
«А тех, которые усердствуют ради Нас, – Мы, обязательно, поведём их по Нашим путям» (29:69).
 
Он, Всевышний, связал истинное руководство (хидая) и усердие (джихад). Наиболее преуспевший в следовании прямому пути – это тот, кто достиг наибольшего успеха в джихаде. А самая величайшая форма джихада – это джихад со своим нафсом, своими желаниями, борьба с сатаной и борьба против соблазнов материального мира. Тот, кто будет сражаться с этими четырьмя вещами ради Аллаха, Аллах поможет ему для достижения Его довольства и достижения Рая. Тот, кто оставит эту борьбу, будет так же отдален от прямого пути, насколько он далек от этого усердия (джихада).
Джунейд сказал: «Тот, кто сражается с усилием против своих желаний путем покаяния, тому Всевышний поможет на пути искренности».
 
19. Ибн Каййим пишет в «Аль-Фаваид» (с. 117):

Признаком истинного желания (ирада) путника достигнуть Своего Господа, есть печаль о том времени, которое он провел в чем-то ином, помимо достижения Его довольства и приближения к Нему. У истинного путника не должно быть иных желаний, кроме стремления к Нему утром и вечером.
 
20. Ибн Каййим пишет в «Аль-Фаваид» (с. 192):

Среди тех, кто совершает зикр, есть те, кто делает его лишь языком, проявляя небрежность (гафиля). Если он продолжит совершать зикр, то постепенно язык и сердце будут идти рука об руку, и его сердце начинает также совершать зикр. Наиболее превосходной степенью зикра является та, когда язык и сердце действуют вместе, тогда именно достигается смысл и цель зикра.
 
21. Ибн Каййим пишет в «Аль-Фаваид» (с. 196):
 
Посвящать свое сердце Аллаху (инаба) так же важно, как посвящать свое тело служению Ему, находясь безвыходно в мечети (итикаф). Истинное служение – это посвятить свое сердце любви к Нему и поминанию Его с благоговением и преданностью так же, как занять свои конечности послушанию Ему с искренностью, следуя в этом пути Его Посланника (мир ему и благословение). Тот же, чье сердце не занято Аллахом, предан одному из видов уподобления и идолопоклонства (тамасиль).
 
Имам (предводитель) ханифов - пророк Ибрагим (мир ему) сказал своему народу: «Что это за образы, которым вы посвящаете себя (служите)?» (21:52). Его община предалась поклонению внешним образам, в то время как он предал себя служению Всевышнему Аллаху.
 
Слово «тамасиль» - это множественное число от слова «тимсаль» (уподобление, подобие), и они обозначают изображения разных созданий. Преданность сердца человека чему-то, помимо Аллаха, и упование на кого-то или что-то, помимо Аллаха, есть преданность образам, которые находятся в сердце у человека. Это равнозначно поклонению идолам. Многобожие и идолопоклонство также заключаются в преданности сердца, воли и намерений человека созданным изображениям. Если человек в своем сердце представляет какие-то предметы и вещи тварного мира и предан им, это равнозначно преданности идолам.
 
О такой преданности материальным вещам Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Пусть раб динара упадет, и раб дирхама не поднимется. Пусть он упадет на свое лицо и не поднимется после падения. Пусть его уколют шипы, и он не сможет их вытащить».
 
Люди в этом мире все находятся на пути к какой-то цели. Каждый путник устремляется к своей цели и служит тому хозяину, которого любит. Ищущий Аллаха устремляется лишь к Аллаху и останавливается лишь тогда, когда достигает близости к Нему.
 
Лишь Сам Господь есть цель его пути, и в конце этого пути он услышит: «О, душа, обретшая покой. Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов!» (86:27-30). Жена фараона (праведная Асия) также просила: «О, мой Господь, построй для меня дом рядом с Тобой в Раю» (66:12). Она просила о доме рядом с Ним прежде Рая, поскольку хороший сосед важнее дома.
 
22. Ибн аль-Каййим пишет в «Аль-вабиль ас-саййиб мин аль-калим ат-тайиб» (стр. 68):
 
Всевышний Аллах сказал: «И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали беспечным к поминанию Нас и кто последовал за своей прихотью, и дело его оказалось тщетным» (18:28).
 
Когда путник намерен следовать за тем или иными наставником, пусть посмотрит, принадлежит ли он к народу зикра или к небрежным и забывчивым (гафиль), слушает ли свои желания или откровение. Если он слушает лишь свои желания и небрежен, то он из числа пренебрегающих (фурута). Всевышний запретил повиноваться тем, в ком есть подобные черты. Если же наставник находится среди тех, кто занят поминанием Аллаха и соблюдением Сунны, то пусть держится рядом с ним.
 
Единственная разница между живыми и мертвыми состоит в поминании Аллаха (зикре). Тот, кто поминает своего Господа - есть пример живого, а не мертвого.
 
Всевышний сказал: ««О, рабы Мои, которые уверовали, остерегайтесь (наказания) вашего Господа! Тем, которые творили добро в этом мире, (будет) добро (и в Вечной жизни), и (ведь) земля Аллаха пространна. Поистине, терпеливым будет дана их награда (в Вечной жизни) без счета!» (39:10).
 
Всевышний говорит о том, что верующие и совершающие благие дела будут отмечены наградой и в этом мире, и в будущей жизни. Таким образом, все добрые дела получат воздаяние, и плохие поступки получат воздаяние.
 
В чем выражается это воздаяние? Человека, творящего добро, Он вознаграждает открытым сердцем, он радуется близости к Господу, когда совершает дела угодные Ему и поминая Его – и радость от совершения зикра и близости к Господу больше, чем радость от близости к земному правителю. Тот же, кто творит зло, получает тесноту в сердце, его душа полна страха и ненависти, беспокойства и скорби – в этом и заключается его наказание уже в этом мире.
 
Некоторые из приближенных к Аллаху говорили: «Если бы земные цари знали о той радости и духовных благах, которыми мы обладаем, они бы боролись за это всеми своими силами». Другой праведник сказал: «Большинство народов мира заслуживают жалости. Они борются за блага этого мира, но не попробовали лучшее, что есть в нем (в мире)» - его спросили: «Что же это лучшее?» - он ответил: «Любовь Всевышнего Аллаха, познание Его и поминание Его». Еще один сказал: «Есть моменты, когда мое сердце танцует в восторге. Есть моменты, когда я говорю: если обитатели неба (ангелы) переживают нечто подобное, то их жизнь прекрасна».
АВТОР ЦИКЛА
Тасаввуф и имамы салафитского призыва
Мухаммад Закария аль-Ханафи
Автор:
МУХАММАД ЗАКАРИЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Исламский ученый
Список уроков