ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Часть 4: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 2
Примечание переводчика: Ниже приведена вторая глава неоконченного перевода книги шейха Абдуль-Хафиза аль-Макки «Аиммат аль-харакат ас-салафийя мин ат-тасаввуфа с-суфийя». В этой главе автор, ученик шейхуль-хадис Захарии аль-Ханафи приводит несколько отрывков из работ Хафиза Ибн аль-Кайима, которые показывают положительный взгляд шейха на суфизм и суфиев. Текст предваряют три биографии: две Хафиза Ибн аль-Кайима и одна шейхуль-Ислам Абу Исмаила аль-Хирави.
Для этой книги я начну – с позволения Аллаха и при Его содействии – цитировать труды великого имама Хафиза Ибн Каййима (да помилует его Аллах) с его книги Мадаридж ас-саликин», которая является комментарием к великой книге тасаввуфа Маназиль ас-саирин» шейха аль-Ислам Абу Исмаила аль-Хирави ас-Суфи (да освятит Аллах его душу).
1. Ибн аль-Каййим пишет в «Мадаридж ас-саликин» (Том 1, с.135.):
«Люди сулюка сильно различаются по количеству духовных остановок (макамов) и их последовательности. Каждый описывает остановки своего путешествия и состояние своего сулюка. Они также отличаются по некоторым остановкам (маназиль) в путешествии: являются ли они типом духовного состояния (хал)? Разница между этими двумя вещами (макам и хал) заключается в следующем - духовные стоянки приобретаются (касаби), а духовные состояния даруются свыше (вахаби).
Среди них (суфиев) есть те, кто считает, что духовные состояния являются результатом стоянок, и что стоянки являются результатом действий. Так, тот, кто более благочестив в поступках, будет находиться на более возвышенной стоянке, а тот, кто находится на более возвышенной стоянке, будет иметь наибольшее состояния (халь).
Среди тех вопросов, в которых их мнения отличаются по отношению к удовлетворенности (рида), является ли это состоянием или стоянкой? По этому вопросу есть разногласие между людьми Хорасана и людьми Ирака. Некоторые из шейхов рассудили между ними и сказали: «Если эти вещи были получены путем приобретения (касаби), то это будет остановка, в противном случае, это состояние».
Как правильно понимать этот вопрос: вдохновение (варидат) и стоянки будут отличаться в соответствии с состоянием. Таким образом, когда вдохновение приходит к нему (салику), и он соединяется с ними (этими состояниями), тогда они будут духовными состояниями, а когда они овладеют им и становятся устойчивыми, тогда они становятся стоянками.
Салик порой лишается стоянки, как он лишается одежды и опускается на уровень ниже. Время от времени он может возвращаться к этой стоянке, а иногда не возвращается.
Среди стоянок существуют такие, которые включают в себя две стоянки, и даже больше. Существуют такие стоянки, которые воплощают в себе все остальные.
К примеру, стоянка покаяния (тауба) состоит из стоянки самоанализа (мухасаба), стоянки опасения (хауф), тауба не может существовать без мухасаба. Полагание на Аллаха (таваккуль) включает стоянку доверия (тафвид), обращение за помощью к Нему (истиана) и довольство (рида); таваккуль не может существовать без этих вещей….
Салики по отношению к каждой остановке могут быть как праведниками (абрар), так и приближенными (мукарриб). Праведники находятся на более низком уровне, а приближенные – на более высоком уровне.
Поистине, когда раб крепко держится за предписания Ислама и в полной мере входит в них, когда он соблюдает как внешние заповеди (экзотерические), так и внутренние (касающиеся души и сердца – эзотерические), тогда он будет переживать состояния и достигнет (вышеперечисленных) стоянок. Когда он исполнит одну обязанность (ваджиб), он перейдет к следующему ваджибу после него.
Когда он пройдет одну стоянку, он достигнет следующей.
В начале своего путешествия салик переживает высокие стоянки и состояния – в это время он переживает состояние любви (мухабба), удовлетворенность (рида), близости к Аллаху (унсийя) и спокойствия (таманийя). В конце своего путешествия салик в большей степени будет нуждаться в таких вещах как тауба (покаяние), самоанализ (мухасаба), чем новичок. Все имамы, прошедшие данный путь, говорят о подобных вещах.
2. Ибн аль-Кайим пишет в Мадаридж ас-саликин (т. 2, с. 307):
Религия целиком состоит из благого нрава. Тот, кто отказывается от благого нрава, тот отказывается от религии. Кроме того, тасаввуф также подразумевает это (благой нрав). Аль-Каттани сказал: «Тасаввуф – это благой нрав, тот, кто отказывается от благого нрава, тот отказывается и от тасаввуфа».
Также он писал: «Тасаввуф заключается в отказе от порицаемых черт (радаиль) и украшения себя похвальными качествами (фадаиль). Хорошие манеры основаны на четырех принципах: терпение, целомудрие, мужество и правдивость. Основа же всех порицаемых привычек включает в себя также четыре элемента: невежество, угнетение (притеснение), похотливые желания и гнев.
Самым же сложным для человеческой природы является изменение этих привычек, к которым привыкла наша самость (нафс). Суфии, работавшие над своей душой (муджахада) работали только над этим, и большинство из них не преуспели в этом».
Затем, в дискуссии о том, какой путь будет более полезным для салика, украшение себя достоинствами или очищение от недостатков, Хафиз Ибн Каййим пишет:
«Однажды я спросил шейха Ибн Таймиййю (да помилует его Аллах) об этом вопросе, и вот что он ответил: «Душа подобна яме с грязью, каждый раз, когда вы очищаете ее, грязь появляется снова. Однако, вы можете закрыть (эту яму) и перейти ее, не занимаясь каждый раз ее очищением».
Я сказал: «Я спрашивал некоторых шейхов об этом вопросе. Они сказали мне: духовные опасности для души подобны змеям и скорпионами для путешественника. Если он начинает смотреть на них по пути и занимается тем, что убивает их, то он никогда не достигнет конца путешествия. Однако нашей целью должно быть (духовное) путешествие, а не внимание к своим недостаткам. Если какой-нибудь из них препятствует нам продолжать наше путешествие, то убейте его и продолжайте путь». И шейх (Ибн Таймиййя) подтвердил это и похвалил человека, который сказал подобное.
Он (шейх аль-Ислам аль-Хирави ас-Суфи) сказал: «Слова тех, кто сказал (нечто) по этому поводу, объединяются в одном, что тасаввуф – это хороший характер, все дискуссии на эту тему вращаются вокруг одной оси, совершение благого и воздержание от зла».
Я (Ибн Каййим) говорю: есть некоторые, которые сказали, что он (тасаввуф) – это три части, воздержание от зла, перенесение трудностей и облегчение. Некоторые, как и шейх, сказали, что он состоит из двух частей – делать добро и воздерживаться от зла. Некоторые говорили, что это одно и то же, и хорошо сказали. Все эти мнения правильны.
Он [Шейх аль-Ислам аль-Хирави] сказал: «Возможность достижения целей этого пути (совершение добра и воздержания от дурного) может быть достигнута только через три вещи: знание, щедрость и терпение."
Знание ведет человека туда, где можно сделать что-то хорошее, помогает различать между благим и предосудительным, направляет человека к совершению добра. Следовательно, человек не будет гневаться, если умеет проявлять мягкость, и наоборот.
Щедрость призывает человека отказаться от каких-то своих прав и не беспокоиться за них, а уделять внимание правам других. Щедрость командует войсками блага.
Терпение помогает человеку стойко переносить трудности, подавлять гнев, терпеть чужие обиды, не мстить, а совершать все доброе, что перечислено выше. Это большая подмога в приобретении благ этого мира и будущего. Всевышний Аллах сказал: «Прибегайте за помощью к Аллаху посредством терпения и молитвы, ведь она [молитва] – великая тягота (для всех), кроме смиренных» (2, 45). Это три элемента, посредством которых достигаются цели тасаввуфа.
Тасаввуф – это один из элементов странствия (сулюк) и очищения души для приготовления ее к дружбе (ар-рафика аль-аля – великого общества Аллаха). Ибо человек будет с теми, кого он любит.
Он (шейх аль-Ислам аль-Хирави) говорит: «Третий уровень включает украшение своих манер, очищение их от недостатков».
Этот уровень состоит из трех вещей. Один из них – это очищение нрава, заполнение их тем, что было перечислено в первых двух уровнях. Когда вы очистите себя от всякой грязи и неустройства, вы будет восходить от разделения (тафрика) (от Аллаха) к соединению (джамийя) с Аллахом. Поистине, понятие украшение себя благовоспитанностью включает в себя очищение и подготовку к соединению (с Его милостью). Разделение с Аллахом вследствие озабоченности украшения своих манер назвали разделением (тафрика), поскольку оно подразумевает озабоченность чем-то, кроме Него, а сулюк требует полного внимания и озабоченности лишь Им Одним.
Затем он должен подняться над всем проходящим. Это уничтожение (растворение) является, по их мнению, одним из двух уровней: один из них – озабоченность лишь Аллахом, а второй – уничтожение или растворение (фана), что есть высшая цель (по мнению суфиев). Она даруется от Аллаха, а не приобретается (касаби). Однако если раб будет искренним в своем устремлении, он, иншаАллах, будет успешным в достижении цели.
Хорошее поведение по отношению к Аллаху и созданиям основано на двух чертах, которые упоминал Абдуль-Кадир Джилани: «Оставайся с истиной без каких-либо созданий между ней и тобой, и оставайся с созданиями без плотских желаний (нафс) между ними и тобой».
Вдумайтесь, насколько много вмещают эти два изречения, несмотря на их краткость, насколько хорошо являют они принципы сулюка.
Вдумайтесь, насколько много вмещают эти два изречения, несмотря на их краткость, насколько хорошо являют они принципы сулюка.
Ухудшение нравов происходит лишь по причине вмешательства чего-то сотворенного между человеком и Всевышним Аллахом и по причине вмешательства плотских желаний между человеком и Его творениями. Итак, когда вы отделите себя от созданий на время вашего пребывания с Аллахом, и от страстей во время своего пребывания с созданием, то вам удалось достичь всего, к чему стремились праведники. Суфьян ас-Саури (да помилует его Аллах) сказал: «Величайший из людей принадлежит к одной из пяти категорий, воздержанный алим; факих и суфий одновременно, богатый человек, который проявляет скромность и умеренность; благодарный бедный человек и благородный человек, который принадлежит к ахлю-сунна».
3. Ибн аль-Каййим пишет в Мадаридж ас-саликин» (т. 2, с. 366):
«Два неоднозначных высказывания относительно ирада (предпочтение воли Хозяина над волей раба) передаются от Джунайда, и каждое требует объяснения. Первое утверждение заключается в следующем: Абу Абдуррахман ас-Сулами передает от Мухаммада ибн Мукалляда от Джафара, от Джунайда, который сказал: «Истинный мюрид не нуждается в ученых». Он также сказал: «Когда Аллах желает добра для мюрида, Он помещает его с суфиями и отвращает его от общества чтецов Корана (курра)».
Я (Ибн Каййим) говорю: Когда мюрид искренен в отношениях с Аллахом, то Аллах откроет ему сердце – за счет баракята искренности и добра от Аллаха – и дарует ему знание, которое спасет его от человеческих знаний, таких как понимание сути души, ее вреда и ее дефектов и которые разрушают действия и правила сулюка.
Примером этому служит человек, который находится в городе и посвящает день и ночь изучению остановок пути, его горных перевалов, долин и бездорожных пустынных областей и мест, где есть вода и пустыни. С другой стороны, стремление поощряет человека совершать путешествие. Его искренность избавляет его от нужды в знании человека, который сам не путешествует, позволяя ему в его поездке увидеть путь собственными глазами.
Если же некто станет утверждать, что искренность освобождает человека от знания того, что есть харам и халяль, от предписанного (амр) и запретного (нахью), от понимания действий поклонения, его условий, обязательных вещей и того, что делает их недействительными, то такие вещи утверждают лишь одни вольнодумцы и еретики среди суфиев, которые не считаются следующими пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также это утверждение относится к случаю, когда Аллах открывает сердце истинного мюрида, освещая его Своим нуром, который добавляется к нуру знаний, которое он уже имеет, и с помощью которого он понимает многие вопросы, касающиеся религии. Следовательно, он освобождается от многих знаний людей для истинных знаний тех, кто действительно полон нуром. Этот вопрос относится к частным вещам, а не касается знания в целом. Здесь подразумевается, что искренний мюрид не нуждается во многих знаниях.
Что же касается знаний в целом, здесь нужно привести слова Абуль-Касима (Джунейда аль-Багдади), который постановил, что мюриду нужны знания, тот, кто не обладает знаниями, не будет успешным, что путь суфиев связан со знаниями и на него не допускаются те, кто говорит о (их) пути без знаний.
Мы уже упоминали некоторые его высказывания, как например: «Тот, кто не знает Коран и хадисы, не может следовать нашим путем, поскольку он (наш путь) связан с Книгой (Кораном) и истиной».
Он также сказал, что знание ученых, на которых он указывал, «основано на том, что они поняли и выучили на основании Корана и Сунны». И искренним мюридом является тот, кто читает Коран и помнит Сунну. Аллах дарует ему ради баракята его искренности и нура его сердца понимание Его Книги и Сунны Его Пророка(мир ему и благословение Аллаха), освобождая его от следующего понимание других.
Он также сказал, что знание ученых, на которых он указывал, «основано на том, что они поняли и выучили на основании Корана и Сунны». И искренним мюридом является тот, кто читает Коран и помнит Сунну. Аллах дарует ему ради баракята его искренности и нура его сердца понимание Его Книги и Сунны Его Пророка(мир ему и благословение Аллаха), освобождая его от следующего понимание других.
Что же касается слов Джунейда, «когда Аллах желает блага для мюрида, Он помещает его в общество суфиев и отвращает его от общества курра (чтецов Корана)». Курра в его терминологии – это люди, которые много совершают поклонения, независимо от того, читают ли они Коран или нет. По его словам, кари (чтец) – это тот, кто ограничивается лишь внешней формой поклонения, а не сущностью маарифата (познания Аллаха), реальной сути веры, сущности любви и действий сердца. Вся их энергия уходит на совершение поклонения, они не имеют никакого знания о людях тасаввуфа, людей сердца и людей маарифата. Суфии совершают путешествие сердцем и душой, в то время как путь их (курра) связан лишь с внешней оболочкой и формой. Разногласие между суфиями и «курра» подобно разногласию между ними и факихами-захиритами. Обе группы, по мнению суфиев, есть люди внешнего (захир), а не внутреннего (батын). Факихи-захириты заняты лишь ритуалами знаний, а курра – ритуалами поклонения.
В целом, этапов пути в соответствии с ними, три: этап таква (поклонения и преданности), этап тасаввуфа (приобретение похвальных качеств и избавление от предосудительных) и этап фикра, когда человек избавляется от всего, что стоит между его сердцем и Всевышним Аллахом.
Следовательно, Абуль-Касим Джунейд указал, что когда Аллах желает блага для мюрида, того, кто искренне стремится к Аллаху, он помещает его в общество суфиев, для исправления своих качеств, очищения души, удаления предосудительных качеств и приобретения похвальных качеств.
Что касается общества «курра», то они знакомят человека с такими формами поклонения как пост и молитвы, но не позволяют ему вкусить сладости деяний сердца и очищения души, поскольку это не их путь.
Искренний же поклоняющийся поймет преимущество каждой группы (суфиев и курра) и возьмет от каждой группы лучшее, что у них есть. Он не склоняется полностью к какой-то одной группе и не отдаляется полностью от какой-то другой. Это путь тех, кто искренен.
Предыдущий урок
Часть 3: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 1
Следующий урок
Часть 5: Хафиз Ибн аль-Кайим и суфизм, часть 3
Комментарии: 0
Правила форума