Image
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, чего ...
2 412
8
21 сентября, 18

«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу

2 412
8
21 сентября, 18
АВТОР ЦИКЛА
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Равия Умм Лайли
Автор:
РАВИЯ УММ ЛАЙЛИ
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Правила (хукмы) относительно приемных детей в Исламе Балигат (совершеннолетие по Шариату)
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, чего в этом такого, что мы не знали о своем обществе? Этот мир – испытание, и во все времена было много желающих пнуть нас и наши взгляды – ничего нового, все об этом знают. Наивно, но до последнего времени я действительно полагала, что позиций в этом вопросе может быть только две: «я мусульманин, и я за хиджаб в школах» и «я немусульманин, и я против». Но стоило только открыть комментарии… Ну вы все знаете, что бывает в комментариях – действительность оказалась куда более сложной: есть немусульмане, которые за свободу в выборе одежды – это приятно, и есть мусульмане, которые против – это уже не очень. Да, есть такие единоверцы, которые «не навязывают своим детям религию» или вовсе «не желают(!) своим детям ограничений в виде хиджаба(!)».
 
И принять бы мне факт отсутствия ума у некоторых открывшиеся мне удивительные грани этого мира, и жить бы себе дальше, но я не могу. Честно прошлепанные из угла в угол нервные километры и обрушенные на несчастных домочадцев взволнованные монологи не сработали – это нужно вынести на обсуждение.
 
Вступать в дискуссии с немусульманами, имеющими свое непоколебимое мнение о том, как жить и дышать мусульманам, я не вижу смысла. Что ты скажешь человеку, который учит своего полуторагодовалого малыша английскому и математике, но при этом считает, что твоему пятилетнему ребенку знать о религии его семьи рано? Здесь все просто: дорогие противники хиджаба из числа немусульман! Ваше вмешательство невежливо, позвольте взрослым людям разобраться со своими семьями без вашего чуткого руководства. Вы учите своих детей языкам, мы – на один язык больше, вы учите их светским предметам, мы – тоже, вы учите их своей морали, мы учим морали Ислама, вы одеваетесь по-своему, а у нас на кусочек ткани больше. Если вы ищете ущемленных детей – обратите свои внимание и нерастраченную энергию на детей-сирот, чье положение несравнимо хуже. У наших же детей есть свои родители. Давайте уважать права и личное пространство друг друга. Спасибо!
 
Теперь – наши единоверцы. Реплики «я сам делаю намаз, но моим детям рано – у них вся жизнь впереди», как правило, принадлежат вновь прибывшим в ряды мусульман, которые еще осторожничают с религией и побаиваются в нее «нырять». Что же скрывается за этой цитатой? А то, что для такого человека все еще существует помимо религии другое счастье (как правило, это ух, какой головокружительный успех в бизнесе, спорте, науке и т.д.), и это другое счастье – первоначально. Не достиг его – можно и в религию. Как мама или папа. Выходит, религия, прости Господи, для лузеров? Это, понятное дело, не позиция искренне верующего.
 
Искренне верующий человек понимает, что главное счастье – в близости к Аллаху, то есть религия – твой спасательный круг, а успех в мирской жизни – дополнительное удовольствие, как, например, коробка пончиков. Родители, которые религиозному воспитанию предпочли исключительно секулярное, вручают в открытом море ребенку коробку пончиков вместо спасательного круга. Я не шучу. Судный День – реален. Предстанет такое дитё перед Аллахом и скажет на шести языках: «я не поклонялся, зато построил карьеру в NASA». И сделает эффектное виртуозное сальто-мортале в адскую пучину. Спасибо маме?
 
Таким мусульманам есть куда развивать свою веру и им еще предстоит принять ее на разных уровнях и пересмотреть приоритеты. Пусть Аллах поможет им в этом!
 
Гораздо сложнее обстоит с теми, кто желает детям религиозности, но боится им ее «навязывать». Аргументы следующие:
 
  1. Детей под давлением легко отпугнуть от веры (я согласна);
     
  2. Религия и ее соблюдение должны быть самостоятельным и осознанным выбором (и с этим согласна).
 
На самом деле, оба этих возражения касаются ограничений и обязанностей, которые в том или ином сочетании есть в каждой семье. Никто не станет отрицать, что границы и правила нужны как воздух – без них у ребенка не будет нормального психоэмоционального развития,  но будет тревожность, неуверенность в себе и неприспособленность к жизни.
 
Сначала мы не даем малышу совать пальцы в розетку и облизывать горячий утюг, затем – перебивать взрослых и ужинать тортом, а впоследствии – принимать наркотики и спать на рельсах. Каждая семья, будь то религиозная или атеистическая (асоциальные семьи не в счет), по умолчанию имеет свой набор правил и ограничений – в пище, одежде и поведении, более того – у разных детей одной семьи могут быть индивидуальные правила с учетом особенностей каждого. Кто-то не дает своим детям есть арахис или чипсы, кто-то – колбасу, а кто-то – свинину; кто-то заставляет ребенка посещать пять кружков и секций, кто-то – делать намаз, а кто-то – все вместе. Для одного украсть – достижение, для другого – позор. Так или иначе родители прививают ребенку свое видение мира, свой способ коммуникации с ним и свою мораль.
 
Дети могут отказываться чистить зубы, менять нательное белье, принимать лекарства и так далее. Но найдется ли человек, который перестанет настаивать на выполнении этих процедур, сочтя это «излишним давлением»? Также нормальный родитель не даст подросшему ребенку спиваться и пробовать наркотик из боязни «ограничить». Нормальный родитель не даст ребенку «решать самостоятельно» в вопросах получения среднего образования или, упаси Господи, совершения убийства. И нормальный родитель не выпустит ребенка из дома без штанов, потому что «ему жарко». Потому что нормальный родитель осознает последствия всего этого. А мусульманин осознает последствия отказа от религии.
 
Важный момент: в силу неспособности анализировать и мыслить рационально, дети воспринимают реальность интуитивно, улавливая в большей степени невербальные сигналы, а это значит, что принимать он будет только то, во что вы действительно верите и что практикуете сами. Нельзя научить ребенка не кричать, если для вас самого – это естественный способ общения, нельзя приучить к намазу, если вы сами его частенько пропускаете. Неважно, насколько правильно и убедительно вы говорите, если ваши слова не подкреплены собственным примером, они не возымеют никакого эффекта. То есть, если вы искренне верите в то, что вы делаете (в данном случае – соблюдаете хиджаб и намаз), то вашу позицию примут и ваши дети.
 
Как правило, если Ислам – это действительно ваш образ жизни, и у вас с ребенком установились доверительные отношения, то выбора «навязывать или нет» просто не встанет – ребенок сам последует за вами.
 
Что касается идеи «не давить». Если давление – это требования в агрессивной форме и метание тапок за ослушание, разумеется, религия для ребенка станет символом стресса и тирании, а вовсе не желанным образом жизни. Такое давление научит ребенка изворачиваться и обманывать. Правильное же давление подразумевает создание условий, предсказуемость, последовательность, частое напоминание и настойчивость в требовании.
 
И даже «правильное давление» допустимо только тогда, когда родитель уже достаточно внятно и подробно обсудил с ребенком устройство этого мира, основы Ислама и обязанности мусульманина. Важно вести этот разговор на языке, доступном для ребенка. Избегайте пафосных выражений и метафор типа «религия – вервь». Объясните на пальцах, для чего Аллах сделал людей, кто такой Иблис, для чего пост, молитва и хиджаб, за что и как благодарить Аллаха и кто такой Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Обычно ребенок четырех-пяти лет уже способен усвоить эту информацию. Отвечайте на вопросы ребенка честно, но учитывайте его возраст и уровень восприятия. Включите в его распорядок дня время для подготовки к молитве. Пусть он выберет себе молитвенный коврик и одежду для намаза. Как правило, после такого разговора ребенок, как минимум – не отказывается соблюдать намаз. Включайте его в ваши коллективные молитвы, пусть просто повторяет движения за вами. Обычно дети очень любят общие молитвы, поскольку в нее вовлечены все члены семьи, а это стимулирует чувство единения и укрепляет связь с родными. По истечении 25-40 дней активного участия в ежедневной религиозной рутине у ребенка уже выработается привычка. Как только ребенок запомнил движения – начинайте заучивание сур и молитв для самостоятельного намаза. Выучил – все, вы наладили его поклонение, держите +100 очков в копилку наград! А если со временем он станет отлынивать (а он станет) – это будет не жизненная позиция ребенка, а элементарная лень. Со вторым, в отличие от первого, не так сложно справиться. В этом случае мягко напоминаем, настаиваем, возвращаемся к обсуждению смысла поклонения, а в идеале – вводим исламские уроки с хадисами для поддержания энтузиазма.
 
Если девочка жалуется на то, что ей жарко и неудобно в хиджабе – подберите ей фасон и ткань, которые облегчат его ношение. Не нужно натягивать на дочь тяжелые многослойные платья в пол, если она привыкла к брюкам – начните с простых комфортных моделей (сочетание джинсы-туника-легкий капор), предоставьте ей самой выбрать себе наряд. И в дальнейшем это все на ваших глазах само эволюционирует в полноценный хиджаб.
 
Обеспечьте детям соответствующее окружение. В современных условиях детям просто необходимо иногда оказываться в близком для них исламском микро-обществе, видеть единомышленников среди сверстников, важно понимать, что они – нормальные.
И уж точно не стоит бояться того, что ваш ребенок будет выделяться. В наше время разные все, приглядитесь – им транслируют самые разные идеи, и никто не боится столкновения с обществом на этой почве. Люди вокруг – вегетарианцы, неформалы, сексуальные меньшинства, националисты – кто во что горазд, какую только ерунду не прививают своим детям, а мусульмане стесняются, теребят платочки и «боятся навязать» то, что спасет их ребенка в обоих мирах!
 
Дорогие братья и сестры! Если вы боитесь травли сверстников – то это явление непредсказуемое, прямой связи с религией у нее нет. Поверьте, травят умных и не очень, состоятельных и не очень, за успех и неуспех, за красоту и непопулярную внешность. Я видела примеры каждому из этих случаев и не видела, чтобы травили исключительно за платок на голове. Если травят взрослые – стоит призвать к букве закона и обойти соответствующие инстанции. Не помогает – рассмотрите альтернативные формы обучения (вполне реально организовать дистанционное обучение без ущерба социализации ребенка). Выход всегда есть. А вот оправдания оставлению религии у нас нет и не будет.
 
Да, вы правы – ребенок должен решить сам. Но подвести к такому решению его должны родители. Любящие, внимательные, терпеливые и последовательные. И тогда, по Воле Аллаха, намаз и хиджаб станут его самостоятельным и осознанным выбором.
 
Пусть Всевышний облегчит положение нашей уммы и поможет нам вопреки всему взрастить в своих семьях настоящих мусульман!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Правда ли, что сподвижники советовались с женами Пророка (саллаллаху алейхи ...
Передается, что однажды Умар и Зейд ибн Сабит (радыАллаху анхума) обсуждали некоторый спорный вопрос относительно полного омовения после суп...
299
11 декабря, 18
Image
Можно ли отложить похороны человека?
Можно ли отложить похороны человека (к примеру, если ждут прибытия каких-то его родных на похороны)?...
559
2
10 декабря, 18

Комментарии: 8

Правила форума
Avatar
Al Almaty
0
Закон РК запрещает читать намаз в универе?
Кажется есть статья о запрете чтение намаза в нерелигиозных учреждениях. Как-то раз людей оштравовали на 500 к за намаз в парке.
21 сентября, 18
Avatar
Al Almaty
-1
Статья отличная.
Люди боятся, что дети начнут уезжать в Сирию. Образ мусульманина террориста слишком прочно закрепился в умах людей. Трудно объяснить, что салафиты всего лишь секта. Они не проводят различий между ними и нами. Это печально.
21 сентября, 18
Avatar
Ренат Муслимов
1
Ассаляму алейкум ва рахматуллах. В том, что образ мусульманина ассоциируется с ваххабитами, виноваты и мы- соблюдающие.
22 сентября, 18
Avatar
Al Almaty
0
Ассаламу алейкум сайт азан.ру. Я не знаю куда писать о проблеме, потому пишу сюда, в статью не по теме.
По стараюсь по короче.
Мне 17 лет, молюсь пять раз в день, учусь в светском универе.
Я стеснителен, очень. А также очень боюсь своих родителей. Боюсь сделать что-то не так или сказать что-то им вопреки. Они меня не бьют, сами не пьют, со мной мягки и заботятся с любовью... Но страх идёт со мной рука об руку с раннего детства.
И недавно узнал, что мусульманин обязан совершать Амр биль мааруф. То есть теперь я должен учить людей "читай намаз", " носи хиджаб", "музыка харам", " аурат открывать нельзя", "не общайся с не махрамами", " кинотеатры харам", "больше никаких аквапарков и пляжей", " никакой пышной свадьбы и смешения полов", "вам нельзя общаться с такими то родственниками, так как они не махрамы" и т.п. Если я хотел оставаться мусульманином, то мне теперь нужно было делать две вещи которые я ненавидил делать всегда.
1) учить других (особенно родителей. Последняя попытка отказаться от поездки на пляж закончилась моей истерикой, как и попытка попросить отца дать мне коврик, чтобы читать намаз в универе)
2) отстаивать свою точку зрения.
Я привык быть серой мышкой, а теперь мне придётся сделать наверное самое сложное в моей жизни. Пойти против родителей.
Слава Аллаху, частое напоминание всё-таки заставило отца начать читать витр намаз, но я боюсь их реакции, которая может произойти если я им скажу: "Кхм, мама, папа, думаю нам стоит изучить основы веры и куфра, потому что просто считать себя мусульманами для имана, недостаточно" Я боюсь Ада и боюсь, что мы можем там оказаться, но и сделать что-то неправильное тоже. Я же не учёный, и уверенности в моих знаниях у меня нет. Ислам учит быть мягким с родителями. Таким образом я словно зажат меж двух огней.
Скорее всего, снова будут слёзы и истерика, а я стану ваххабитом и сектантом.
Мне кажется у многих возникает проблема подобная.
Итак, как правильно делать Амр биль мааруф? Я не знаю. Я запутался. Ведь если человек разрешает грех он выходит из ислама верно? Не совершение Амр биль мааруфа выводит из Ислама?
30 сентября, 18
Avatar
Ануар Кайырхан
0
Брат, ассаламу алейкум уа рахматуллаһ! Я бы вам посоветовал ходить на уроки в мечети! Вам не хватает знания и по этому шайтан сеет смуту в вашем разуме! Пусть Аллаһ даст вам правильное понимание религии! Амин!
1 октября, 18
Avatar
Al Almaty
1
О, и ещё вопрос. Предположим ко мне подойдут и спросят: "Почему Ислам?"
А я отвечу: "Моё сердце нашло успокоение в Исламе." и всё. То есть у меня не будет для них каких-то "неопровержимых доказательств" и они скажут: "Твоя вера всего лишь твои личные эмоции, нельзя на этой основе навязывать веру другим". Что мне тогда сказать им? "Увидим кто был прав на Судном Дне?"
И ещё, принимается ли вера того человека, который уверовал просто на основе чувств? То есть как бы "слепая вера"? Ведь вера это не просто какие-то предпочтения или выбор цвета, к ней нельзя относится, типа: " Я буддист, мне буддизм ближе, а я атеист, а ты мусульманин и все мы равнозначно правы." Просто когда дело доходит до даваата, люди просят "НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ того, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был посланником", а всё что ты можем им сказать, так это лишь достоверные цепочки передачи муаджизат. Я не говорю, что это ничего не значит, просто они не станут верить и назовут это сказками. В такие моменты сам начинаешь сомневаться в своей вере и почему ты уверовал.
Для меня Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) лучший пример для подражания и я искренне верю в его миссию. Но остальные просто назовут его "мудрым, коих в мире было много", хотя он не сравненен ни с кем. Его слова несут в мириады раз больше смысла и простоты чем самые умные изречения самых знатных философов. Но остальные этого не видят. Неужели иман действительно нельзя "доказать" другим?...
30 сентября, 18
Avatar
Ануар Кайырхан
2
АЛЬ-ДЖАВАХИР АЛЬ-КАЛЯМИЯ (АКЫДА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)
https://azan.ru/durus/audio/al-dzhavahir-al-kalyamiya-akyida-dlya-nachinayuschih-48

Так же советую послушать циклы лекции Устаза Абу-Али Аль-Ашари
1 октября, 18
Avatar
Ренат Муслимов
0
https://t.me/sub_stratum/14
2 октября, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
Почему в пост нельзя выпить даже воды?
Вопрос: Мира вам! Сам я не мусульманин, но интересуюсь Исламом. И мне интересен такой вопрос: почему мусульманам во время поста нельзя не то...
9 779
4
15 мая, 18
Image
Никак не могу выйти замуж
Вопрос: Ко мне несколько раз сватались молодые люди, но через какое-то время отказывались от брака со мной. Я очень расстроена и подавлена э...
4 669
7 апреля, 18