СТАТЬИ
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, че...
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, чего в этом такого, что мы не знали о своем обществе? Этот мир – испытание, и во все времена было много желающих пнуть нас и наши взгляды – ничего нового, все об этом знают. Наивно, но до последнего времени я действительно полагала, что позиций в этом вопросе может быть только две: «я мусульманин, и я за хиджаб в школах» и «я немусульманин, и я против». Но стоило только открыть комментарии… Ну вы все знаете, что бывает в комментариях – действительность оказалась куда более сложной: есть немусульмане, которые за свободу в выборе одежды – это приятно, и есть мусульмане, которые против – это уже не очень. Да, есть такие единоверцы, которые «не навязывают своим детям религию» или вовсе «не желают(!) своим детям ограничений в виде хиджаба(!)».
И принять бы мне факт отсутствия ума у некоторых открывшиеся мне удивительные грани этого мира, и жить бы себе дальше, но я не могу. Честно прошлепанные из угла в угол нервные километры и обрушенные на несчастных домочадцев взволнованные монологи не сработали – это нужно вынести на обсуждение.
Вступать в дискуссии с немусульманами, имеющими свое непоколебимое мнение о том, как жить и дышать мусульманам, я не вижу смысла. Что ты скажешь человеку, который учит своего полуторагодовалого малыша английскому и математике, но при этом считает, что твоему пятилетнему ребенку знать о религии его семьи рано? Здесь все просто: дорогие противники хиджаба из числа немусульман! Ваше вмешательство невежливо, позвольте взрослым людям разобраться со своими семьями без вашего чуткого руководства. Вы учите своих детей языкам, мы – на один язык больше, вы учите их светским предметам, мы – тоже, вы учите их своей морали, мы учим морали Ислама, вы одеваетесь по-своему, а у нас на кусочек ткани больше. Если вы ищете ущемленных детей – обратите свои внимание и нерастраченную энергию на детей-сирот, чье положение несравнимо хуже. У наших же детей есть свои родители. Давайте уважать права и личное пространство друг друга. Спасибо!
Теперь – наши единоверцы. Реплики «я сам делаю намаз, но моим детям рано – у них вся жизнь впереди», как правило, принадлежат вновь прибывшим в ряды мусульман, которые еще осторожничают с религией и побаиваются в нее «нырять». Что же скрывается за этой цитатой? А то, что для такого человека все еще существует помимо религии другое счастье (как правило, это ух, какой головокружительный успех в бизнесе, спорте, науке и т.д.), и это другое счастье – первоначально. Не достиг его – можно и в религию. Как мама или папа. Выходит, религия, прости Господи, для лузеров? Это, понятное дело, не позиция искренне верующего.
Искренне верующий человек понимает, что главное счастье – в близости к Аллаху, то есть религия – твой спасательный круг, а успех в мирской жизни – дополнительное удовольствие, как, например, коробка пончиков. Родители, которые религиозному воспитанию предпочли исключительно секулярное, вручают в открытом море ребенку коробку пончиков вместо спасательного круга. Я не шучу. Судный День – реален. Предстанет такое дитё перед Аллахом и скажет на шести языках: «я не поклонялся, зато построил карьеру в NASA». И сделает эффектное виртуозное сальто-мортале в адскую пучину. Спасибо маме?
Таким мусульманам есть куда развивать свою веру и им еще предстоит принять ее на разных уровнях и пересмотреть приоритеты. Пусть Аллах поможет им в этом!
Гораздо сложнее обстоит с теми, кто желает детям религиозности, но боится им ее «навязывать». Аргументы следующие:
-
Детей под давлением легко отпугнуть от веры (я согласна);
-
Религия и ее соблюдение должны быть самостоятельным и осознанным выбором (и с этим согласна).
На самом деле, оба этих возражения касаются ограничений и обязанностей, которые в том или ином сочетании есть в каждой семье. Никто не станет отрицать, что границы и правила нужны как воздух – без них у ребенка не будет нормального психоэмоционального развития, но будет тревожность, неуверенность в себе и неприспособленность к жизни.
Сначала мы не даем малышу совать пальцы в розетку и облизывать горячий утюг, затем – перебивать взрослых и ужинать тортом, а впоследствии – принимать наркотики и спать на рельсах. Каждая семья, будь то религиозная или атеистическая (асоциальные семьи не в счет), по умолчанию имеет свой набор правил и ограничений – в пище, одежде и поведении, более того – у разных детей одной семьи могут быть индивидуальные правила с учетом особенностей каждого. Кто-то не дает своим детям есть арахис или чипсы, кто-то – колбасу, а кто-то – свинину; кто-то заставляет ребенка посещать пять кружков и секций, кто-то – делать намаз, а кто-то – все вместе. Для одного украсть – достижение, для другого – позор. Так или иначе родители прививают ребенку свое видение мира, свой способ коммуникации с ним и свою мораль.
Дети могут отказываться чистить зубы, менять нательное белье, принимать лекарства и так далее. Но найдется ли человек, который перестанет настаивать на выполнении этих процедур, сочтя это «излишним давлением»? Также нормальный родитель не даст подросшему ребенку спиваться и пробовать наркотик из боязни «ограничить». Нормальный родитель не даст ребенку «решать самостоятельно» в вопросах получения среднего образования или, упаси Господи, совершения убийства. И нормальный родитель не выпустит ребенка из дома без штанов, потому что «ему жарко». Потому что нормальный родитель осознает последствия всего этого. А мусульманин осознает последствия отказа от религии.
Важный момент: в силу неспособности анализировать и мыслить рационально, дети воспринимают реальность интуитивно, улавливая в большей степени невербальные сигналы, а это значит, что принимать он будет только то, во что вы действительно верите и что практикуете сами. Нельзя научить ребенка не кричать, если для вас самого – это естественный способ общения, нельзя приучить к намазу, если вы сами его частенько пропускаете. Неважно, насколько правильно и убедительно вы говорите, если ваши слова не подкреплены собственным примером, они не возымеют никакого эффекта. То есть, если вы искренне верите в то, что вы делаете (в данном случае – соблюдаете хиджаб и намаз), то вашу позицию примут и ваши дети.
Как правило, если Ислам – это действительно ваш образ жизни, и у вас с ребенком установились доверительные отношения, то выбора «навязывать или нет» просто не встанет – ребенок сам последует за вами.
Что касается идеи «не давить». Если давление – это требования в агрессивной форме и метание тапок за ослушание, разумеется, религия для ребенка станет символом стресса и тирании, а вовсе не желанным образом жизни. Такое давление научит ребенка изворачиваться и обманывать. Правильное же давление подразумевает создание условий, предсказуемость, последовательность, частое напоминание и настойчивость в требовании.
И даже «правильное давление» допустимо только тогда, когда родитель уже достаточно внятно и подробно обсудил с ребенком устройство этого мира, основы Ислама и обязанности мусульманина. Важно вести этот разговор на языке, доступном для ребенка. Избегайте пафосных выражений и метафор типа «религия – вервь». Объясните на пальцах, для чего Аллах сделал людей, кто такой Иблис, для чего пост, молитва и хиджаб, за что и как благодарить Аллаха и кто такой Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Обычно ребенок четырех-пяти лет уже способен усвоить эту информацию. Отвечайте на вопросы ребенка честно, но учитывайте его возраст и уровень восприятия. Включите в его распорядок дня время для подготовки к молитве. Пусть он выберет себе молитвенный коврик и одежду для намаза. Как правило, после такого разговора ребенок, как минимум – не отказывается соблюдать намаз. Включайте его в ваши коллективные молитвы, пусть просто повторяет движения за вами. Обычно дети очень любят общие молитвы, поскольку в нее вовлечены все члены семьи, а это стимулирует чувство единения и укрепляет связь с родными. По истечении 25-40 дней активного участия в ежедневной религиозной рутине у ребенка уже выработается привычка. Как только ребенок запомнил движения – начинайте заучивание сур и молитв для самостоятельного намаза. Выучил – все, вы наладили его поклонение, держите +100 очков в копилку наград! А если со временем он станет отлынивать (а он станет) – это будет не жизненная позиция ребенка, а элементарная лень. Со вторым, в отличие от первого, не так сложно справиться. В этом случае мягко напоминаем, настаиваем, возвращаемся к обсуждению смысла поклонения, а в идеале – вводим исламские уроки с хадисами для поддержания энтузиазма.
Если девочка жалуется на то, что ей жарко и неудобно в хиджабе – подберите ей фасон и ткань, которые облегчат его ношение. Не нужно натягивать на дочь тяжелые многослойные платья в пол, если она привыкла к брюкам – начните с простых комфортных моделей (сочетание джинсы-туника-легкий капор), предоставьте ей самой выбрать себе наряд. И в дальнейшем это все на ваших глазах само эволюционирует в полноценный хиджаб.
Обеспечьте детям соответствующее окружение. В современных условиях детям просто необходимо иногда оказываться в близком для них исламском микро-обществе, видеть единомышленников среди сверстников, важно понимать, что они – нормальные.
И уж точно не стоит бояться того, что ваш ребенок будет выделяться. В наше время разные все, приглядитесь – им транслируют самые разные идеи, и никто не боится столкновения с обществом на этой почве. Люди вокруг – вегетарианцы, неформалы, сексуальные меньшинства, националисты – кто во что горазд, какую только ерунду не прививают своим детям, а мусульмане стесняются, теребят платочки и «боятся навязать» то, что спасет их ребенка в обоих мирах!
Дорогие братья и сестры! Если вы боитесь травли сверстников – то это явление непредсказуемое, прямой связи с религией у нее нет. Поверьте, травят умных и не очень, состоятельных и не очень, за успех и неуспех, за красоту и непопулярную внешность. Я видела примеры каждому из этих случаев и не видела, чтобы травили исключительно за платок на голове. Если травят взрослые – стоит призвать к букве закона и обойти соответствующие инстанции. Не помогает – рассмотрите альтернативные формы обучения (вполне реально организовать дистанционное обучение без ущерба социализации ребенка). Выход всегда есть. А вот оправдания оставлению религии у нас нет и не будет.
Да, вы правы – ребенок должен решить сам. Но подвести к такому решению его должны родители. Любящие, внимательные, терпеливые и последовательные. И тогда, по Воле Аллаха, намаз и хиджаб станут его самостоятельным и осознанным выбором.
Пусть Всевышний облегчит положение нашей уммы и поможет нам вопреки всему взрастить в своих семьях настоящих мусульман!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Никак не могу выйти замуж
Вопрос: Ко мне несколько раз сватались молодые люди, но через какое-то время отказывались от брака со мной. Я очень расстроена и подавлен...
К чему ведет «исламский феминизм»?
Одна из ведущих мусульманских феминисток однажды написала, что мусульманам нужно чувствовать себя комфортно, говоря «нет» Корану. И в это...
Комментарии: 8
Правила форума