«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, че...
7 947
8
21 сентября, 18

«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу

7 947
8
21 сентября, 18
АВТОР ЦИКЛА
«Мой ребенок решит сам», или Зачем учить детей Исламу
Равия Умм Лайли
Автор:
РАВИЯ УММ ЛАЙЛИ
Автор статей, переводчик
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Хиджаб или чистое сердце?
Запрет хиджаба в образовательных учреждениях в постсоветских странах вызвал волну бурных дебатов в интернет-пространстве. Казалось бы, чего в этом такого, что мы не знали о своем обществе? Этот мир – испытание, и во все времена было много желающих пнуть нас и наши взгляды – ничего нового, все об этом знают. Наивно, но до последнего времени я действительно полагала, что позиций в этом вопросе может быть только две: «я мусульманин, и я за хиджаб в школах» и «я немусульманин, и я против». Но стоило только открыть комментарии… Ну вы все знаете, что бывает в комментариях – действительность оказалась куда более сложной: есть немусульмане, которые за свободу в выборе одежды – это приятно, и есть мусульмане, которые против – это уже не очень. Да, есть такие единоверцы, которые «не навязывают своим детям религию» или вовсе «не желают(!) своим детям ограничений в виде хиджаба(!)».
 
И принять бы мне факт отсутствия ума у некоторых открывшиеся мне удивительные грани этого мира, и жить бы себе дальше, но я не могу. Честно прошлепанные из угла в угол нервные километры и обрушенные на несчастных домочадцев взволнованные монологи не сработали – это нужно вынести на обсуждение.
 
Вступать в дискуссии с немусульманами, имеющими свое непоколебимое мнение о том, как жить и дышать мусульманам, я не вижу смысла. Что ты скажешь человеку, который учит своего полуторагодовалого малыша английскому и математике, но при этом считает, что твоему пятилетнему ребенку знать о религии его семьи рано? Здесь все просто: дорогие противники хиджаба из числа немусульман! Ваше вмешательство невежливо, позвольте взрослым людям разобраться со своими семьями без вашего чуткого руководства. Вы учите своих детей языкам, мы – на один язык больше, вы учите их светским предметам, мы – тоже, вы учите их своей морали, мы учим морали Ислама, вы одеваетесь по-своему, а у нас на кусочек ткани больше. Если вы ищете ущемленных детей – обратите свои внимание и нерастраченную энергию на детей-сирот, чье положение несравнимо хуже. У наших же детей есть свои родители. Давайте уважать права и личное пространство друг друга. Спасибо!
 
Теперь – наши единоверцы. Реплики «я сам делаю намаз, но моим детям рано – у них вся жизнь впереди», как правило, принадлежат вновь прибывшим в ряды мусульман, которые еще осторожничают с религией и побаиваются в нее «нырять». Что же скрывается за этой цитатой? А то, что для такого человека все еще существует помимо религии другое счастье (как правило, это ух, какой головокружительный успех в бизнесе, спорте, науке и т.д.), и это другое счастье – первоначально. Не достиг его – можно и в религию. Как мама или папа. Выходит, религия, прости Господи, для лузеров? Это, понятное дело, не позиция искренне верующего.
 
Искренне верующий человек понимает, что главное счастье – в близости к Аллаху, то есть религия – твой спасательный круг, а успех в мирской жизни – дополнительное удовольствие, как, например, коробка пончиков. Родители, которые религиозному воспитанию предпочли исключительно секулярное, вручают в открытом море ребенку коробку пончиков вместо спасательного круга. Я не шучу. Судный День – реален. Предстанет такое дитё перед Аллахом и скажет на шести языках: «я не поклонялся, зато построил карьеру в NASA». И сделает эффектное виртуозное сальто-мортале в адскую пучину. Спасибо маме?
 
Таким мусульманам есть куда развивать свою веру и им еще предстоит принять ее на разных уровнях и пересмотреть приоритеты. Пусть Аллах поможет им в этом!
 
Гораздо сложнее обстоит с теми, кто желает детям религиозности, но боится им ее «навязывать». Аргументы следующие:
 
  1. Детей под давлением легко отпугнуть от веры (я согласна);
     
  2. Религия и ее соблюдение должны быть самостоятельным и осознанным выбором (и с этим согласна).
 
На самом деле, оба этих возражения касаются ограничений и обязанностей, которые в том или ином сочетании есть в каждой семье. Никто не станет отрицать, что границы и правила нужны как воздух – без них у ребенка не будет нормального психоэмоционального развития,  но будет тревожность, неуверенность в себе и неприспособленность к жизни.
 
Сначала мы не даем малышу совать пальцы в розетку и облизывать горячий утюг, затем – перебивать взрослых и ужинать тортом, а впоследствии – принимать наркотики и спать на рельсах. Каждая семья, будь то религиозная или атеистическая (асоциальные семьи не в счет), по умолчанию имеет свой набор правил и ограничений – в пище, одежде и поведении, более того – у разных детей одной семьи могут быть индивидуальные правила с учетом особенностей каждого. Кто-то не дает своим детям есть арахис или чипсы, кто-то – колбасу, а кто-то – свинину; кто-то заставляет ребенка посещать пять кружков и секций, кто-то – делать намаз, а кто-то – все вместе. Для одного украсть – достижение, для другого – позор. Так или иначе родители прививают ребенку свое видение мира, свой способ коммуникации с ним и свою мораль.
 
Дети могут отказываться чистить зубы, менять нательное белье, принимать лекарства и так далее. Но найдется ли человек, который перестанет настаивать на выполнении этих процедур, сочтя это «излишним давлением»? Также нормальный родитель не даст подросшему ребенку спиваться и пробовать наркотик из боязни «ограничить». Нормальный родитель не даст ребенку «решать самостоятельно» в вопросах получения среднего образования или, упаси Господи, совершения убийства. И нормальный родитель не выпустит ребенка из дома без штанов, потому что «ему жарко». Потому что нормальный родитель осознает последствия всего этого. А мусульманин осознает последствия отказа от религии.
 
Важный момент: в силу неспособности анализировать и мыслить рационально, дети воспринимают реальность интуитивно, улавливая в большей степени невербальные сигналы, а это значит, что принимать он будет только то, во что вы действительно верите и что практикуете сами. Нельзя научить ребенка не кричать, если для вас самого – это естественный способ общения, нельзя приучить к намазу, если вы сами его частенько пропускаете. Неважно, насколько правильно и убедительно вы говорите, если ваши слова не подкреплены собственным примером, они не возымеют никакого эффекта. То есть, если вы искренне верите в то, что вы делаете (в данном случае – соблюдаете хиджаб и намаз), то вашу позицию примут и ваши дети.
 
Как правило, если Ислам – это действительно ваш образ жизни, и у вас с ребенком установились доверительные отношения, то выбора «навязывать или нет» просто не встанет – ребенок сам последует за вами.
 
Что касается идеи «не давить». Если давление – это требования в агрессивной форме и метание тапок за ослушание, разумеется, религия для ребенка станет символом стресса и тирании, а вовсе не желанным образом жизни. Такое давление научит ребенка изворачиваться и обманывать. Правильное же давление подразумевает создание условий, предсказуемость, последовательность, частое напоминание и настойчивость в требовании.
 
И даже «правильное давление» допустимо только тогда, когда родитель уже достаточно внятно и подробно обсудил с ребенком устройство этого мира, основы Ислама и обязанности мусульманина. Важно вести этот разговор на языке, доступном для ребенка. Избегайте пафосных выражений и метафор типа «религия – вервь». Объясните на пальцах, для чего Аллах сделал людей, кто такой Иблис, для чего пост, молитва и хиджаб, за что и как благодарить Аллаха и кто такой Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Обычно ребенок четырех-пяти лет уже способен усвоить эту информацию. Отвечайте на вопросы ребенка честно, но учитывайте его возраст и уровень восприятия. Включите в его распорядок дня время для подготовки к молитве. Пусть он выберет себе молитвенный коврик и одежду для намаза. Как правило, после такого разговора ребенок, как минимум – не отказывается соблюдать намаз. Включайте его в ваши коллективные молитвы, пусть просто повторяет движения за вами. Обычно дети очень любят общие молитвы, поскольку в нее вовлечены все члены семьи, а это стимулирует чувство единения и укрепляет связь с родными. По истечении 25-40 дней активного участия в ежедневной религиозной рутине у ребенка уже выработается привычка. Как только ребенок запомнил движения – начинайте заучивание сур и молитв для самостоятельного намаза. Выучил – все, вы наладили его поклонение, держите +100 очков в копилку наград! А если со временем он станет отлынивать (а он станет) – это будет не жизненная позиция ребенка, а элементарная лень. Со вторым, в отличие от первого, не так сложно справиться. В этом случае мягко напоминаем, настаиваем, возвращаемся к обсуждению смысла поклонения, а в идеале – вводим исламские уроки с хадисами для поддержания энтузиазма.
 
Если девочка жалуется на то, что ей жарко и неудобно в хиджабе – подберите ей фасон и ткань, которые облегчат его ношение. Не нужно натягивать на дочь тяжелые многослойные платья в пол, если она привыкла к брюкам – начните с простых комфортных моделей (сочетание джинсы-туника-легкий капор), предоставьте ей самой выбрать себе наряд. И в дальнейшем это все на ваших глазах само эволюционирует в полноценный хиджаб.
 
Обеспечьте детям соответствующее окружение. В современных условиях детям просто необходимо иногда оказываться в близком для них исламском микро-обществе, видеть единомышленников среди сверстников, важно понимать, что они – нормальные.
 
И уж точно не стоит бояться того, что ваш ребенок будет выделяться. В наше время разные все, приглядитесь – им транслируют самые разные идеи, и никто не боится столкновения с обществом на этой почве. Люди вокруг – вегетарианцы, неформалы, сексуальные меньшинства, националисты – кто во что горазд, какую только ерунду не прививают своим детям, а мусульмане стесняются, теребят платочки и «боятся навязать» то, что спасет их ребенка в обоих мирах!
 
Дорогие братья и сестры! Если вы боитесь травли сверстников – то это явление непредсказуемое, прямой связи с религией у нее нет. Поверьте, травят умных и не очень, состоятельных и не очень, за успех и неуспех, за красоту и непопулярную внешность. Я видела примеры каждому из этих случаев и не видела, чтобы травили исключительно за платок на голове. Если травят взрослые – стоит призвать к букве закона и обойти соответствующие инстанции. Не помогает – рассмотрите альтернативные формы обучения (вполне реально организовать дистанционное обучение без ущерба социализации ребенка). Выход всегда есть. А вот оправдания оставлению религии у нас нет и не будет.
 
Да, вы правы – ребенок должен решить сам. Но подвести к такому решению его должны родители. Любящие, внимательные, терпеливые и последовательные. И тогда, по Воле Аллаха, намаз и хиджаб станут его самостоятельным и осознанным выбором.
 
Пусть Всевышний облегчит положение нашей уммы и поможет нам вопреки всему взрастить в своих семьях настоящих мусульман!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как «исламский феминизм» разрушает брак
Как «исламский феминизм» разрушает брак
Опасность так называемых «исламских феминисток» заключается в том, что они знают об Исламе лишь отдельные фрагменты и бессистемно применя...
1 158
вчера
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Можно ли мусульманам изучать психологию?
Вопрос: Моя мама постоянно говорит, что нельзя изучать психологию и консультирование, потому что можно потерять свой иман! Я хочу узнать ...
1 767
16 ноября, 24

Комментарии: 8

Правила форума
Al  Almaty
Al Almaty
0
Закон РК запрещает читать намаз в универе?
Кажется есть статья о запрете чтение намаза в нерелигиозных учреждениях. Как-то раз людей оштравовали на 500 к за намаз в парке.
21 сентября, 18
Al  Almaty
Al Almaty
-1
Статья отличная.
Люди боятся, что дети начнут уезжать в Сирию. Образ мусульманина террориста слишком прочно закрепился в умах людей. Трудно объяснить, что салафиты всего лишь секта. Они не проводят различий между ними и нами. Это печально.
21 сентября, 18
Ренат Муслимов
Ренат Муслимов
1
Ассаляму алейкум ва рахматуллах. В том, что образ мусульманина ассоциируется с ваххабитами, виноваты и мы- соблюдающие.
21 сентября, 18
Al  Almaty
Al Almaty
0
Ассаламу алейкум сайт азан.ру. Я не знаю куда писать о проблеме, потому пишу сюда, в статью не по теме.
По стараюсь по короче.
Мне 17 лет, молюсь пять раз в день, учусь в светском универе.
Я стеснителен, очень. А также очень боюсь своих родителей. Боюсь сделать что-то не так или сказать что-то им вопреки. Они меня не бьют, сами не пьют, со мной мягки и заботятся с любовью... Но страх идёт со мной рука об руку с раннего детства.
И недавно узнал, что мусульманин обязан совершать Амр биль мааруф. То есть теперь я должен учить людей "читай намаз", " носи хиджаб", "музыка харам", " аурат открывать нельзя", "не общайся с не махрамами", " кинотеатры харам", "больше никаких аквапарков и пляжей", " никакой пышной свадьбы и смешения полов", "вам нельзя общаться с такими то родственниками, так как они не махрамы" и т.п. Если я хотел оставаться мусульманином, то мне теперь нужно было делать две вещи которые я ненавидил делать всегда.
1) учить других (особенно родителей. Последняя попытка отказаться от поездки на пляж закончилась моей истерикой, как и попытка попросить отца дать мне коврик, чтобы читать намаз в универе)
2) отстаивать свою точку зрения.
Я привык быть серой мышкой, а теперь мне придётся сделать наверное самое сложное в моей жизни. Пойти против родителей.
Слава Аллаху, частое напоминание всё-таки заставило отца начать читать витр намаз, но я боюсь их реакции, которая может произойти если я им скажу: "Кхм, мама, папа, думаю нам стоит изучить основы веры и куфра, потому что просто считать себя мусульманами для имана, недостаточно" Я боюсь Ада и боюсь, что мы можем там оказаться, но и сделать что-то неправильное тоже. Я же не учёный, и уверенности в моих знаниях у меня нет. Ислам учит быть мягким с родителями. Таким образом я словно зажат меж двух огней.
Скорее всего, снова будут слёзы и истерика, а я стану ваххабитом и сектантом.
Мне кажется у многих возникает проблема подобная.
Итак, как правильно делать Амр биль мааруф? Я не знаю. Я запутался. Ведь если человек разрешает грех он выходит из ислама верно? Не совершение Амр биль мааруфа выводит из Ислама?
30 сентября, 18
Ануар Кайырхан
Ануар Кайырхан
0
Брат, ассаламу алейкум уа рахматуллаһ! Я бы вам посоветовал ходить на уроки в мечети! Вам не хватает знания и по этому шайтан сеет смуту в вашем разуме! Пусть Аллаһ даст вам правильное понимание религии! Амин!
1 октября, 18
Al  Almaty
Al Almaty
1
О, и ещё вопрос. Предположим ко мне подойдут и спросят: "Почему Ислам?"
А я отвечу: "Моё сердце нашло успокоение в Исламе." и всё. То есть у меня не будет для них каких-то "неопровержимых доказательств" и они скажут: "Твоя вера всего лишь твои личные эмоции, нельзя на этой основе навязывать веру другим". Что мне тогда сказать им? "Увидим кто был прав на Судном Дне?"
И ещё, принимается ли вера того человека, который уверовал просто на основе чувств? То есть как бы "слепая вера"? Ведь вера это не просто какие-то предпочтения или выбор цвета, к ней нельзя относится, типа: " Я буддист, мне буддизм ближе, а я атеист, а ты мусульманин и все мы равнозначно правы." Просто когда дело доходит до даваата, люди просят "НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ того, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был посланником", а всё что ты можем им сказать, так это лишь достоверные цепочки передачи муаджизат. Я не говорю, что это ничего не значит, просто они не станут верить и назовут это сказками. В такие моменты сам начинаешь сомневаться в своей вере и почему ты уверовал.
Для меня Мухаммад(мир ему и благословение Аллаха) лучший пример для подражания и я искренне верю в его миссию. Но остальные просто назовут его "мудрым, коих в мире было много", хотя он не сравненен ни с кем. Его слова несут в мириады раз больше смысла и простоты чем самые умные изречения самых знатных философов. Но остальные этого не видят. Неужели иман действительно нельзя "доказать" другим?...
30 сентября, 18
Ануар Кайырхан
Ануар Кайырхан
2
АЛЬ-ДЖАВАХИР АЛЬ-КАЛЯМИЯ (АКЫДА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ)
https://azan.ru/durus/audio/al-dzhavahir-al-kalyamiya-akyida-dlya-nachinayuschih-48

Так же советую послушать циклы лекции Устаза Абу-Али Аль-Ашари
1 октября, 18
Ренат Муслимов
Ренат Муслимов
0
https://t.me/sub_stratum/14
2 октября, 18

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Никак не могу выйти замуж
Никак не могу выйти замуж
Вопрос: Ко мне несколько раз сватались молодые люди, но через какое-то время отказывались от брака со мной. Я очень расстроена и подавлен...
12 868
7 апреля, 18
​​​​​​​К чему ведет «исламский феминизм»?
​​​​​​​К чему ведет «исламский феминизм»?
Одна из ведущих мусульманских феминисток однажды написала, что мусульманам нужно чувствовать себя комфортно, говоря «нет» Корану. И в это...
9 687
8
8 марта, 18