Можно ли в Исламе продавать подделки?
Можно ли в Исламе продавать подделки?
Вопрос: Разрешено ли в Исламе продавать поддельные товары (фейки)? А что, если продавец сообщит об этом покупателю? Ответ на данный вопро...
2 750
6 мая, 22

Можно ли в Исламе продавать подделки?

2 750
6 мая, 22
АВТОР ЦИКЛА
Можно ли в Исламе продавать подделки?
Мухаммад
Ответил:
МУХАММАД
Студент Дар аль-Ифта, Великобритания
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Разрешено ли в Исламе продавать поддельные товары? А что, если продавец сообщит об этом покупателю? 
 
Ответ:
 

Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Ас-Cаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! 

 
Контрафактные потребительские товары — это товары, часто низкого качества, произведенные или проданные под чужой торговой маркой без разрешения владельца марки. Продавцы таких товаров могут нарушать право на товарный знак, патент или авторское право владельца бренда, выдавая свой товар за произведенный владельцем бренда. 
 
При покупке или продаже товара существует два права: 
 

1) Право потребителя  

 
Право потребителя — быть надлежащим образом проинформированным о технических характеристиках товара. Недопустимо, чтобы продавец использовал обманные методы для стимулирования продаж (например, ложное брендирование продукции путем использования поддельных этикеток).
 

2) Право владельца бренда 

 
Фирменные наименования, товарные знаки, письменные произведения, изобретения и патенты — все это права, которые принадлежат их владельцам или авторам. Согласно современным обычаям и практике, они рассматриваются как интеллектуальная собственность и приобретают денежную стоимость. Поэтому, согласно предпочтительному мнению, эти права признаются в Шариате, и нарушать их недопустимо.
 
Соответственно, если продажа контрафактных товаров приводит к нарушению прав владельцев торговых марок, патентов, изобретений и т.д., то продажа такого товара будет недопустимой независимо от того, проинформирован ли потребитель о его контрафактном статусе или нет.
 
Однако если продажа таких товаров не нарушает права владельцев бренда, а потребитель проинформирован о том, что это реплика, то продажа такого товара будет разрешена[1].
 
А Всевышний Аллах знает лучше.
 
[1] https://en.wikipedia.org/wiki/Counterfeit_consumer_goods 
 
 
عمدة الرعاية بتحشية شرح الوقاية (7/20)
فإن اعورَّتْ المبيعة، أو وُطِئَتْ[(1)] ثَيْباً رابحَ[(2)] بلا بيان): أي لا يَجِبُ عليه[(3)] أن يقول: إنِّي اشتريتُها سليمةً فاعورَّتْ في يدي، وعند أبي يوسف[(4)]
..... 
(3) قوله: أي لا يجبُ عليه أن يقول… الخ؛ وأمّا بيانُ نفسِ العيبِ فلا بدَّ منه؛ لقوله - صلى الله عليه وسلم -: ((مَن غَشَّنا فليس منّا)) [مسلم (1: 99)]، فلا يجوزُ إخفاؤه.
 
المبسوط للسرخسي (13/38)
]بَابُ الْخِيَارِ فِي الْبَيْعِ]
قَالَ - رَحِمَهُ اللَّهُ -: بَلَغَنَا عَنْ رَسُولِ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - أَنَّهُ قَالَ «مَنْ اشْتَرَى شَاةً مُحَفَّلَةً فَهُوَ يُؤَخِّرُ النَّظَرَيْنِ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ» وَفِي رِوَايَةٍ «بِخَيْرِ النَّظَرَيْنِ» فَفِيهِ دَلِيلُ جَوَازِ اشْتِرَاطِ الْخِيَارِ فِي الْبَيْعِ. 
 
وَالْمُرَادُ خِيَارُ الشَّرْطِ وَلِهَذَا قَدَّرَهُ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ، وَذَكَرَ التَّحْفِيلَ لِبَيَانِ السَّبَبِ الدَّاعِي إلَى شَرْطِ الْخِيَارِ، وَالْمُحَفَّلَةُ الَّتِي اجْتَمَعَ اللَّبَنُ فِي ضَرْعِهَا وَالْمَحْفِلُ هُوَ الْمَجْمَعُ، وَاجْتِمَاعُ اللَّبَنَيْنِ فِي ضَرْعِهَا قَدْ يَكُونُ لِغَزَارَةِ اللَّبَنِ وَقَدْ يَكُونُ بِتَحْصِيلِ الْبَائِعِ بِأَنْ يَسُدَّ ضَرْعَهَا حَتَّى يَجْتَمِعَ اللَّبَنُ فِي ضَرْعِهَا فَلَا يَتَبَيَّنُ أَحَدُهُمَا عَنْ الْآخَرِ لِلْمُشْتَرِي إلَّا بِالنَّظَرِ مُدَّةً، وَذَلِكَ ثَلَاثَةُ أَيَّامٍ؛ لِأَنَّهُ إذَا حَلَبَهَا فِي الْيَوْمِ الْأَوَّلِ لَا يَتَبَيَّنُ لَهُ شَيْءٌ، وَكَذَلِكَ فِي الْيَوْمِ الثَّانِي فَلَعَلَّ النُّقْصَانَ تَعَارَضَ فَإِذَا حَلَبَهَا فِي الْيَوْمِ الثَّالِثِ وَكَانَ مِثْلَ الْيَوْمِ الثَّانِي عَلِمَ أَنَّ لَبَنَهَا هَذَا الْقَدْرُ وَأَنَّ الزِّيَادَةَ فِي الْيَوْمِ الْأَوَّلِ كَانَ لِلتَّحْفِيلِ فَيَحْتَاجُ إلَى أَنْ يَشْتَرِطَ الْخِيَارَ لِنَفْسِهِ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ حَتَّى يَدْفَعَ الْغُرُورَ بِهِ عَنْ نَفْسِهِ فَجَوَّزَ لَهُ الشَّرْعُ ذَلِكَ، وَجَعَلَهُ يُؤَخِّرُ النَّظَرَيْنِ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ، وَأَمَّا إذَا اشْتَرَاهَا بِغَيْرِ شَرْطِ خِيَارٍ فَلَيْسَ لَهُ أَنْ يَرُدَّهَا بِسَبَبِ التَّحْفِيلِ عِنْدَنَا وَقَالَ الشَّافِعِيُّ - رَحِمَهُ اللَّهُ -: لَهُ أَنْ يَرُدَّهَا وَيَرُدَّ مَعَهَا صَاعًا مِنْ تَمْرٍ لِأَجْلِ اللَّبَنِ، وَكَذَلِكَ لَوْ اشْتَرَى نَاقَةً فَوَجَدَهَا مُصَرَّاةً وَهِيَ الَّتِي سَدَّ الْبَائِعُ ضَرْعَهَا حَتَّى اجْتَمَعَ اللَّبَنُ فِيهِ فَصَارَ ضَرْعُهَا كَالصَّرَاةِ وَهِيَ الْحَوْضُ فَلَيْسَ لَهُ أَنْ يَرُدَّهَا، وَالتَّصْرِيَةُ لَيْسَتْ بِعَيْبٍ عِنْدَنَا، وَقَالَ الشَّافِعِيُّ - رَحِمَهُ اللَّهُ -: لَهُ أَنْ يَرُدَّهَا بِسَبَبِ التَّصْرِيَةِ وَالتَّحْفِيلِ، وَكَذَلِكَ لَوْ سَوَّدَ أَنَامِلَ الْعَبْدِ حَتَّى ظَنَّهُ الْمُشْتَرِي كَاتِبًا أَوْ أَلْبَسَهُ ثِيَابَ الْخَبَّازِينَ حَتَّى ظَنَّهُ خَبَّازًا وَعَنْ أَبِي يُوسُفَ فِي الشَّاةِ الْمُحَفَّلَةِ أَخَذَ بِالْحَدِيثِ وَأَقُولُ يَرُدُّهَا وَفِيمَا سِوَى ذَلِكَ أَخَذْنَا بِالْقِيَاسِ، وَاسْتَدَلَّ الشَّافِعِيُّ بِالْحَدِيثِ وَهُوَ 
 
حَدِيثٌ صَحِيحٌ مَشْهُورٌ، وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ - أَنَّ النَّبِيَّ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - قَالَ: «مَنْ اشْتَرَى شَاةً مُحَفَّلَةً فَهُوَ يُؤَخِّرُ النَّظَرَيْنِ إلَى ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ إنْ رَضِيَهَا أَمْسَكَهَا وَإِنْ سَخِطَهَا رَدَّهَا وَرَدَّ مَعَهَا صَاعًا مِنْ تَمْرٍ» وَبَعْدَمَا صَحَّ الْحَدِيثُ فَكُلُّ قِيَاسٍ مَتْرُوكٌ بِمُقَابَلَتِهِ مَعَ أَنَّ الْحَدِيثَ مُوَافِقٌ لِلْأُصُولِ؛ لِأَنَّهُ أَثْبَتَ الْخِيَارَ لِغُرُورٍ كَانَ مِنْ الْبَائِعِ، وَالتَّدْلِيسُ وَالْغُرُورُ يُثْبِتُ لِلْمُشْتَرِي حَقَّ الرُّجُوعِ كَمَا لَوْ اشْتَرَى صُبْرَةَ حِنْطَةٍ فَوَجَدَ فِي وَسَطِهَا دُكَّانًا أَوْ اشْتَرَى قُفَّةً مِنْ الثِّمَارِ فَوَجَدَ فِي أَسْفَلِهَا حَشِيشًا. 
 
مصنف ابن أبي شيبة (عوامة) (11/655)
 522 - مَا ذُكِرَ فِي الْغِشِّ. 
 
 23607- حَدَّثَنَا خَالِدُ بْنُ مَخْلَدٍ ، عَنْ سُلَيْمَانَ بْنِ بِلاَلٍ ، عَنْ سُهَيْلٍ ، عَنْ أَبِيهِ ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : مَنْ غَشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا.
 
صحيح مسلم (ط التأصيل) (1/441)
46 - باب من غشنا فليس منا 
 
 196 - حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ, حَدَّثَنَا يَعْقُوبُ, وَهُوَ ابْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ الْقَارِيُّ (ح), وَحَدَّثَنَا أَبُو الأَحْوَصِ مُحَمَّدُ بْنُ حَيَّانَ, حَدَّثَنَا ابْنُ أَبِي حَازِمٍ, كِلاَهُمَا عَنْ سُهَيْلِ بْنِ أَبِي صَالِحٍ, عَنْ أَبِيهِ, عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ, أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلى الله عَليه وسَلم قَالَ: مَنْ حَمَلَ عَلَيْنَا السِّلاَحَ فَلَيْسَ مِنَّا, وَمَنْ غَشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا. 
 
(Contemporary Fatawa, р. 188, Idara-e-Islamiat) 
 
(Qadaya Fiqhiyya Mu'asara, Vol. 1, р. 96-107, Maktaba Al-Farabi) 
 
AAOIFI, Shariah Standards, (pg. 1152)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Можно ли участвовать в соревнованиях и турнирах со вступительным взносом?
Вопрос: В настоящее время среди разных мечетей проводятся соревнования по крикету. Каждая команда должна заплатить регистрационный взнос ...
920
22 марта, 24
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Очищается ли нечистая одежда, если постирать её в стиральной машине?
Общие требования к очищению нечистой одежды: Если одежда испачкана нечистотами [наджас] и эти нечистоты видимые, то нечистоты должны быть...
1 795
1 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Разрешено ли принимать подарок от мусульманина, имеющего запретный заработок?
Разрешено ли принимать подарок от мусульманина, имеющего запретный заработок?
Если большая часть дохода мусульманина халяль, то можно принимать подарок от такого мусульманина. Если же половина или более дохода мусул...
2 454
6 ноября, 21
Можно ли получать подарки от банка?
Можно ли получать подарки от банка?
Вопрос: Суть моего вопроса заключается в снятии кэшбека и бонусов с кредитной карты. На вашем сайте сказано, что это дозволено, и что это...
2 316
12 июня, 21