Забота шафиитских ученых об обучении мусульман
Забота шафиитских ученых об обучении мусульман
В данной статье упоминается вклад истинных преемников «саляфу ас-салих» — больших шафиитских имамов в развитие таких исламских наук, как ...
1 510
4 мая, 22

Забота шафиитских ученых об обучении мусульман

1 510
4 мая, 22
АВТОР ЦИКЛА
Забота шафиитских ученых об обучении мусульман
Джабраил Усмаев
Автор:
ДЖАБРАИЛ УСМАЕВ
Устаз по шафиитскому фикху
Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Забота шафиитских ученых об обучении общества необходимым религиозным знаниям

 
Всевышний Аллах оказал нам большую милость, отправив лучшего из творений (да благословит его Аллах и приветствует), пришедшего с самым полноценным Шариатом. Затем Милостивый даровал нам наследников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые посвятили дни и ночи изучению божественного руководства, охватывающего все сферы жизни.
 
В Священном Коране сказано:
 

«Будьте людьми Аллаха, ведь вы обучаете Книге и изучаете ее» (Сура «Алю-Имран», 79 аят).

 
Как гласит одно из объяснений, выражение «люди Аллаха» в данном контексте — это те, кто обучает людей простым постановлениям прежде сложных, ясным положениям до глубоких. Выполняя приказ Господа миров, учёные мусульманской общины направили колоссальные усилия на то, чтобы обеспечить общество багажом знаний, невежество о которых недопустимо.
 
Праведный шафиитский имам Ульван аль-Хамави (да помилует его Аллах) объяснил, что относится к упомянутому необходимому багажу, в своей книге «Насамат аль-асхар»:
 
«Есть три области, базовое представление о которых должно быть у каждого мусульманина:
 
1. Знание об основах веры (акыда), то есть знание о том, какие качества обязательны, абсурдны и допустимы для Творца, с точки зрения разума, а также о том, что связано с этим, как правильная вера в истинность воскрешения, смерти, пребывания в могиле, Моста («Сырат»), Весов («Мийзан») и так далее;
 
2. Знание об исламском праве (фикх), то есть вопросы, связанные с водой (используемой для очищения), подмыванием, омовением, купанием, намазом, постом, закятом (если у человека есть соответствующее имущество), паломничеством (если у него есть возможность его совершения), торговлей (если ему приходится сталкиваться с различными сделками), никахом (если он собирается заключить брак или уже заключил его) и так далее;
 
3. Знание о болезнях сердцах, и эта наука в наше время близка к исчезновению».
 
Итак, праведные предшественники и их преемники в каждом столетии и по мере необходимости раскрывали три перечисленные области знаний современным языком, подходящим в том историческом отрезке, который они застали. В данной статье я хочу упомянуть вклад шафиитских имамов в это благородное дело, перечислив труды, написанные для широкого круга читателей, и указав, в каком году каждый автор покинул этот мир.
 
  1. «Китабуль ‘алим валь мута’аллим» Ибн аль-Варрака (умер в 280 г. по хиджре);
  2. «Аль-джумаль аль-лязим ма’рифатуха» Хакима Тирмизи (умер в 4 веке по хиджре);
  3. «Бидаятуль хидая» Имама аль-Газали (умер в 505 г. по хиджре);
  4. «Тухфатуль инсан» Кутбуддина аль-Кастылляни (умер в 686 г. по хиджре);
  5. «Аркануль Ислам фи-ттавхиди валь-ахкам» и «Рисаля» Абдуль-Азиза ад-Дирини (умер в 694 г. по хиджре);
  6. Труды Шейха Ахмада Захида (умер в 819 г. по хиджре), как «Ситтина мас’аля», «Аль-фард ва-ссунна», «Хадияту ан-насых»;
  7. Комментарии к «Ситтина мас’аля», написанные Ибн Расланом (умер в г. 844 по хиджре), Нуром аль-Махалли (умер в 922 г. по хиджре), Ибн Абдиссаламом (умер в 927 г. по хиджре) и Шихабом ар-Рамли (умер в 957 г. по хиджре). Из числа современников, которые преподают эту книгу, — наш шейх Абдуль-Азиз аш-Шихави;
  8. Комментарии к «Хадияту насых», написанные Ибн Абдиссаламом, Шамсуддином ар-Рамли (умер в 1004 г. по хиджре) и Абдуррауфом аль-Мунави (умер в 1031 г. по хиджре);
  9. «Мухтасар» Шейха Ульвана аль-Хамави (умер в 936 г. по хиджре);
  10. «Аль-мукаддима аль-хадрамия» Шейха Бафадля (умер в 918 г. по хиджре), а также комментарии Ибн Хаджара аль-Хайтами (умер в 974 г. по хиджре) к ней. Отличные уроки по «Мукаддима хадрамия» с опорой на комментарии Баишана в сети есть у Шейха Абдуллаха аль-Джифри;
  11. Сокращённое изложение «Аль-мукаддима аль-хадрамия», называемое «Аль-мухтасар аль-лятыф», а также комментарии Шамсуддина ар-Рамли к нему. К этой книге у Шейха Абдуллаха аль-Джифри тоже есть ценные уроки, доступные в сети;
  12. «Аль-баян валь-и’лам» Абу Бакра аль-Ахдаля (умер в 1035 г. по хиджре) и комментарии к нему под названием «Нашруль а’лам» Мухаммада аль-Ахдаля (умер в 1298 г. по хиджре).
  13. «Иршад аль-авам» с примечаниями Мухаммада аль-Ибби аль-Йамани (умер в 1283 г. по хиджре);
  14. «Аль-кифая ли-зави аль-‘иная» аль-Фахури (умер в 1323 г. по хиджре).
 
Это — лишь немногие примеры, но их вполне достаточно.
 
Сегодня нередко можно услышать недовольные возражения: «Вот вы, последователи мазхабов, обучаете людей многочисленным условиям, причинам и деталям поклонений. Разве вы не отвлекаете их тем самым от духа поклонения?! Разве религия строится на том, чтобы акцентировать внимание на том, что такое-то действие считается «рукном», а такое-то — «шартом»?!»
 
Ответом будет: «Не отвлекаем и не строится. Не отвлекаем от духа поклонения точно так же, как не отвлекаем чтеца Корана от духа размышления, когда обязываем его получить базовые знания о таджвиде, ведь иначе его чтение не будет корректным. Точно так же и здесь: прежде, чем добраться до духа поклонения, нужно это поклонение выполнить правильно. Затем, когда чтец овладевает правилами таджвида на практике, разве он акцентирует своё внимание на правилах в каждом слове? Нет. Точно так же и здесь: человек свободно и без лишних дум правильно поклоняется Творцу, и его сердце в это время может порхать в никому невиданных высотах близости к довольству Аллаха».
 
Не забывай, дорогой читатель, сегодня ты можешь продолжить цепочку трудов, обеспечивших мусульман важнейшими знаниями на доступном языке с освещением актуальных вопросов, ждущих тщательного разбора специалистов. Отбрось же лень и возьмись за учебу серьезно. Разве достигнет цели тот, кто привык отказываться от задуманного, встретившись с сложностями?!
 
Данная статья основана на материале, опубликованном издателями книги «Умдату рабих» имама Мухаммада ар-Рамли [издание «Дар аль-фатх»]. Пусть же Всевышний Аллах воздаст им благом за проделанный труд и ценную информацию!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

4 качества совершенного мусульманина
4 качества совершенного мусульманина
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал: Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха, даёт ради Аллаха и от...
1 450
13 апреля, 24
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Можно ли передавать награду за благие дела нескольким людям?
Вопрос: Если мы делаем намерение на передачу вознаграждения для 2-3 человек и для всей мусульманской уммы, может ли муфтий дать мне подро...
948
14 марта, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Дом Хадиджи, да будет доволен ею Аллах
Дом Хадиджи, да будет доволен ею Аллах
Приблизительно под этим районом, за пределами выхода Марва, находился дом Матери Правоверных — Хадиджи, да будет доволен ею Аллах. Именно...
3 543
6
19 февраля, 22
Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана
Иса (Иисус), мир ему, и его миссия в свете Священного Корана
Всемогущий Аллах послал Ису (Иисуса), мир ему, к народу иудеев. Мусульмане очень любят этого Пророка, посланного в Бану Исраиль (Сынам Из...
58 821
23 декабря, 21