Почему суры Корана расположены именно в таком порядке?
Почему суры Корана расположены именно в таком порядке?
Вопрос: Почему суры Корана расположены именно в таком порядке – от суры «Аль-Бакара» до суры «Ан-Нас»? Я слышал, что якобы их располагали...
16 029
1
23 марта, 17

Почему суры Корана расположены именно в таком порядке?

16 029
1
23 марта, 17
АВТОР ЦИКЛА
Почему суры Корана расположены именно в таком порядке?
Хафизуррахман Фатихмохаммед
Ответил:
ХАФИЗУРРАХМАН ФАТИХМОХАММЕД
Студент Даруль-Ифта, Нидерланды
Ибрахим Десаи
Проверил:
ИБРАХИМ ДЕСАИ
Муфтий, хафиз Корана
Askimam.org
Источник:
ASKIMAM.ORG

Recent Fatwas by Mufti Ebrahim Desai

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Вопрос: Почему суры Корана расположены именно в таком порядке – от суры «Аль-Бакара» до суры «Ан-Нас»? Я слышал, что якобы их располагали от большей к меньшей, но тогда почему суры «Аль-Аср» или «Аль-Ихляс» стоят перед сурами «Аль-Фаляк» или «Ан-Нас», хотя они меньше их по размеру?
 

 

Ответ:
 
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
 
Порядок сур Корана был установлен из откровения (таукыфий). Следовательно, сура «Аль-Аср» находится раньше суры «Аль-Ихляс» именно потому, что так было предписано посредством вахью (откровения). Ниже будет дана подробная информация об этом:
 
Между исламскими учеными существует иджма (единогласное мнение), что порядок аятов Корана установлен из откровения (таукыфий). После ниспослания каждого откровения Пророк ﷺ говорил своим писцам, где и после какого аята следует расположить вновь ниспосланный аят. Рассмотрим следующее сообщение:
 
قَالَ عُثْمَانُ: كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِمَّا تَنَزَّلُ عَلَيْهِ الْآيَاتُ فَيَدْعُو بَعْضَ مَنْ كَانَ يَكْتُبُ لَهُ، وَيَقُولُ لَهُ: «ضَعْ هَذِهِ الْآيَةَ فِي السُّورَةِ الَّتِي يُذْكَرُ فِيهَا، كَذَا وَكَذَا»
سنن أبي داود (1/ 209)
 
Усман (радыАллаху анху) сказал: «Когда ниспосылались аяты Корана, Пророк ﷺ звал своих писцов, чтобы записать их, и говорил им: «Поместите этот аят в суре, где говорится о том-то и том-то»» («Сунан» Абу Дауда, т. 1, стр. 29).
 
Алляма Суюты (рахимахуллах) пишет в «Аль-Иткан»:
 
أن ترتيب الآيات توقيفي لا شبهة في ذلك
الإتقان في علوم القرآن (1/211)
 
«Порядок аятов Корана является таукыфи, и нет никаких сомнений в этом отношении».
 
Тем не менее, есть разница во мнениях среди ученых, установлен ли порядок сур Корана через вахью (откровение) или посредством иджтихада (понимания) сахабов. Более предпочтительная точка зрения состоит в том, что и последовательность аятов в сурах Корана, и порядок самих сур Корана есть результат откровения.
 
وقال ابن الحصار: ترتيب السور ووضع الآيات مواضعها إنما كان بالوحي
الإتقان في علوم القرآن (1/219)
 
Ибн Хассар сказал: «Порядок сур и порядок аятов в сурах Корана установлены через откровение (вахью)» («Иткан фи улюм аль-Куран», т. 1, стр. 219).
 
Таким образом, порядок сур Корана был установлен при жизни Пророка ﷺ. Аяты Корана после ниспослания очередного откровения были записаны на различных предметах и не собирались в единую книгу при жизни Пророка ﷺ.
 
При Абу Бакре (радыАллаху анху) эти записи были собраны в единую книгу, где суры не были собраны в определенном порядке. Во время правления Усмана (радыАллаху анху) все суры были записаны последовательно, и Коран был записан таким образом, как он выглядит сейчас.
 
И Аллах Та'аля знает лучше.
 
«Ат-Тибьян фи улюм аль-Куран», Мухаммад Али Сабуни, стр. 53.
«Джамуль-Куран аль-Карим», Нуруддин Итр, стр. 18-41
 
یہ ترتیب توقیفی ہے، بعض جگی اختلاف بہی ہے، اس کا منکر کافر نہیں (فتاوی محمودیۃ، ج3، 503)
ترتیب سور توقیفی ہے اور اسی پر صحابۃ کا اجماع ہے (فتاوی دار العلوم زکریا، ج1، ص256)
 الإتقان في علوم القرآن (1/ 213)
عَنِ ابْنِ الزُّبَيْرِ قَالَ: قُلْتُ لِعُثْمَانَ: {وَالَّذِينَ يُتَوَفَّوْنَ مِنْكُمْ وَيَذَرُونَ أَزْوَاجاً} قَدْ نَسَخَتْهَا الْآيَةُ الْأُخْرَى فَلَمْ تَكْتُبْهَا وَلَمْ تَدَعْهَا؟ قَالَ: يَا بن أَخِي لَا أُغَيِّرُ شَيْئًا مِنْهُ مِنْ مَكَانِهِ
 
Муфтий Таки Усмани говорит, что будет более уместным сказать, что часть сур была выстроена по порядку посредством откровения, но о порядке некоторых из них нет четкой информации, к примеру, о суре тауба, которая была размещена после суры «Аль-Анфаль». Это подтверждается следующим:
 
سنن الترمذي ت بشار (5/ 123)
حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ بَشَّارٍ، قَالَ: حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ سَعِيدٍ، وَمُحَمَّدُ بْنُ جَعْفَرٍ، وَابْنُ أَبِي عَدِيٍّ، وَسَهْلُ بْنُ يُوسُفَ، قَالُوا: حَدَّثَنَا عَوْفُ بْنُ أَبِي جَمِيلَةَ، قَالَ: حَدَّثَنَا يَزِيدُ الفَارِسِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا ابْنُ عَبَّاسٍ، قَالَ: قُلْتُ لِعُثْمَانَ بْنِ عَفَّانَ: مَا حَمَلَكُمْ أَنْ عَمَدْتُمْ إِلَى الأَنْفَالِ وَهِيَ مِنَ الْمَثَانِي وَإِلَى بَرَاءَةٌ وَهِيَ مِنَ الْمِئِينَ فَقَرَنْتُمْ بَيْنَهُمَا وَلَمْ تَكْتُبُوا بَيْنَهُمَا سَطْرَ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ وَوَضَعْتُمُوهَا فِي السَّبْعِ الطُّوَلِ، مَا حَمَلَكُمْ عَلَى ذَلِكَ؟ فَقَالَ عُثْمَانُ: كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِمَّا يَأْتِي عَلَيْهِ الزَّمَانُ وَهُوَ يُنْزَلُ عَلَيْهِ السُّوَرُ ذَوَاتُ الْعَدَدِ، فَكَانَ إِذَا نَزَلَ عَلَيْهِ الشَّيْءُ دَعَا بَعْضَ مَنْ كَانَ يَكْتُبُ فَيَقُولُ: ضَعُوا هَؤُلاَءِ الآيَاتِ فِي السُّورَةِ الَّتِي يُذْكَرُ فِيهَا كَذَا وَكَذَا وَإِذَا نَزَلَتْ عَلَيْهِ الآيَةَ فَيَقُولُ: ضَعُوا هَذِهِ الآيَةَ فِي السُّورَةِ الَّتِي يُذْكَرُ فِيهَا كَذَا وَكَذَا، وَكَانَتِ الأَنْفَالُ مِنْ أَوَائِلِ مَا نَزَلَتْ بِالْمَدِينَةِ وَكَانَتْ بَرَاءَةٌ مِنْ آخِرِ القُرْآنِ وَكَانَتْ قِصَّتُهَا شَبِيهَةً بِقِصَّتِهَا فَظَنَنْتُ أَنَّهَا مِنْهَا، فَقُبِضَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَمْ يُبَيِّنْ لَنَا أَنَّهَا مِنْهَا، فَمِنْ أَجْلِ ذَلِكَ قَرَنْتُ بَيْنَهُمَا وَلَمْ أَكْتُبْ بَيْنَهُمَا سَطْرَ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ، فَوَضَعْتُهَا فِي السَّبْعِ الطُّوَلِ.
 
Муфтий Рада аль-Хак говорит, что данное сообщение нельзя использовать в поддержку этого мнения из-за одного из рассказчиков в иснаде (Ауф ибн Джамиля), которого считают приверженцем шиитов и кадаритов. Примите во внимание следующее:
 
ثقة رمي بالقدر و التشيع (تهذيب التهذيب، ج8، ص143 )
فقال البندار: و الله فقد كان عوف قدريا رافضيا شيطانا ( ميوان الاعتدال، ج5، ص225 )
و الحديث الضعيف فيه يزيد الفارسي مجهول، و ذكر البخاري في الضعفاء، و ضعف الحديث احمد شاكر (تخريج الخلال، ج1، ص5)
 
Здесь можно возразить, что многие из сахабов имели разный порядок Корана в своих личных списках, к примеру, такие сахабы, как Али, Ибн Масуд, Убай ибн Кааб (радыАллаху анхум). Имам Суюти (рахимахуллах) говорит в отношении порядка Али (радыАллаху анху) следующее:
 
الإتقان في علوم القرآن (1/ 216)
فَمِنْهُمْ مَنْ رَتَّبَهَا عَلَى النُّزُولِ وَهُوَ مُصْحَفُ عَلِيٍّ كَانَ أَوَّلَهُ اقْرَأْ ثُمَّ الْمُدَّثِّرُ ثُمَّ ن ثُمَّ الْمُزَّمِّلُ ثُمَّ تَبَّتْ ثُمَّ التَّكْوِيرُ
 
Нуруддин Итр пишет:
 
أما مخالفة بعض مصاحف الصحابة في ترتيب بعض السور، فهو اجتهاد منهم للأنفسم، لميتمسكوا به، فلا حجة فيه و لا دليل إذن علي أن ترتيب شئ من سور القرآن كان بتصرف من أحد، فيكون كله توقيفييا ( جمع القرآن الكريم و توثيقه في عهد النبي صلي الله عليه و سلم، ص39)
 
فضائل القرآن لابن كثير (ص: 73)
وأما ترتيب السور فمن أمير المؤمنين عثمان بن عفان -رضى الله عنه4، ولهذا ليس لأحد أن يقرأ القرآن إلا مرتبا آياته، فإن نكسه أخطأ خطأ كبيرًا, وأما ترتيب السور فمستحب، اقتداء بعثمان -رضى الله عنه
 
الإتقان في علوم القرآن (1/ 219)
وَقَالَ ابْنُ حَجَرٍ: تَرْتِيبُ بَعْضِ السُّوَرِ عَلَى بَعْضِهَا أَوْ مُعْظَمِهَا لَا يُمْتَنَعُ أَنْ يَكُونَ تَوْقِيفِيًّا
 
الإتقان في علوم القرآن (1/ 219)
وَمِمَّا يَدُلُّ عَلَى أن ترتيبها توقيفي مَا أَخْرَجَهُ أَحْمَدُ وَأَبُو دَاوُدَ عَنْ أَوْسِ بْنِ أَبِي أَوْسٍ حُذَيْفَةَ الثَّقَفِيِّ قَالَ: كُنْتُ فِي الْوَفْدِ الَّذِينَ أَسْلَمُوا مِنْ ثَقِيفٍ ... الْحَدِيثَ، وَفِيهِ فَقَالَ لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: "طَرَأَ عَلَيَّ حِزْبِي مِنَ الْقُرْآنِ فأردت ألا أَخْرُجَ حَتَّى أَقْضِيَهُ "، فَسَأَلْنَا أَصْحَابَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قُلْنَا: كَيْفَ تُحَزِّبُونَ الْقُرْآنَ؟ قَالُوا نُحَزِّبُهُ ثَلَاثَ سُوَرٍ وَخَمْسَ سُوَرٍ وَسَبْعَ سُوَرٍ وَتِسْعَ سُوَرٍ وَإِحْدَى عَشْرَةَ وَثَلَاثَ عَشْرَةَ وَحِزْبُ الْمُفَصَّلِ مِنْ "ق" حَتَّى نَخْتِمَ. قَالَ: فَهَذَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ تَرْتِيبَ السُّوَرِ عَلَى مَا هُوَ فِي الْمُصْحَفِ الْآنَ كَانَ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ. قَالَ: وَيُحْتَمَلُ أَنَّ الَّذِي كَانَ مُرَتَّبًا حِينَئِذٍ حِزْبُ الْمُفَصَّلِ خَاصَّةً بِخِلَافِ مَا عَدَاهُ.
قُلْتُ: وَمِمَّا يَدُلُّ عَلَى أَنَّهُ توقيفي كَوْنُ الْحَوَامِيمِ رُتِّبَتْ وَلَاءً وَكَذَا الطَّوَاسِينِ وَلَمْ تُرَتَّبِ الْمُسَبِّحَاتُ وَلَاءً بَلْ فُصِلَ بَيْنَ سُوَرِهَا وَفُصِلَ بَيْنَ طسم الشُّعَرَاءِ وَطسم الْقَصَصِ بطس مَعَ أَنَّهَا أَقْصَرُ مِنْهُمَا وَلَوْ كَانَ التَّرْتِيبُ اجْتِهَادِيًّا لَذُكِرَتِ الْمُسَبِّحَاتُ وَلَاءً وَأُخِّرَتْ طس عَنِ الْقَصَصِ. وَالَّذِي يَنْشَرِحُ لَهُ الصَّدْرُ مَا ذَهَبَ إِلَيْهِ الْبَيْهَقِيُّ وَهُوَ أَنَّ جَمِيعَ السُّوَرِ تَرْتِيبُهَا تَوْقِيفِيٌّ إِلَّا بَرَاءَةَ وَالْأَنْفَالَ وَلَا يَنْبَغِي أَنْ يستدل بقراءته سُوَرًا وَلَاءً عَلَى أَنَّ تَرْتِيبَهَا كَذَلِكَ
 
الإتقان في علوم القرآن (1/ 220)
وَأَخْرَجَ ابْنُ أَشْتَةَ فِي كِتَابِ الْمَصَاحِفِ مِنْ طَرِيقِ ابْنِ وَهْبٍ عَنْ سُلَيْمَانَ ابن بِلَالٍ قَالَ: سَمِعْتُ رَبِيعَةَ يَسْأَلُ: لِمَ قُدِّمَتِ الْبَقَرَةُ وَآلُ عِمْرَانَ وَقَدْ نَزَلَ قَبْلَهُمَا بِضْعٌ وَثَمَانُونَ سُورَةً بِمَكَّةَ وَإِنَّمَا أُنْزِلَتَا بِالْمَدِينَةِ؟ فَقَالَ: قُدِّمَتَا وَأُلِّفَ الْقُرْآنُ عَلَى عِلْمٍ مِمَّنْ أَلَّفَهُ بِهِ وَمَنْ كَانَ مَعَهُ فِيهِ وَاجْتِمَاعُهُمْ عَلَى عِلْمِهِمْ بِذَلِكَ فَهَذَا مِمَّا يُنْتَهَى إِلَيْهِ وَلَا يُسْأَلُ عَنْهُ
 
«Ма`арифуль Куран», т. 1, стр. 29

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Человек и его разум с точки зрения Ислама
Человек и его разум с точки зрения Ислама
В Исламе человек, как творение, почитаем благодаря разуму. В противном случае в адрес человека выносится выговор и предостережение. Есть ...
3 644
3 февраля, 24
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — халяль или харам?
Сычужный фермент — это сложный набор ферментов, вырабатываемых в желудке жвачных млекопитающих. Химозин, его ключевой компонент, является...
5 525
19 января, 24

Комментарии: 1

Правила форума
Ислам Sound
Ислам Sound
1
<p><a href="https://www.youtube.com/watch?v=lgH_ApjBU0A">Аудиоверсия Почему суры Корана расположены именно в таком порядке? | Azan.kz | ISLAM CHANNEL</a></p>
24 марта, 17

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Некоторые люди читают Коран, но он их проклинает
Некоторые люди читают Коран, но он их проклинает
Вопрос: Это изречение часто приводят как хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – что многие люди читают Коран, но он их проклинает....
8 771
15 марта, 17
Хадис об отмененных аятах Корана
Хадис об отмененных аятах Корана
Вопрос: Пожалуйста, разъясните хадис, где Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) говорит, что «никто не может сказать, что знает в...
8 449
14 марта, 17