Циклы Авторы Сортировка

Урок 10. Вера в Бога

2 965
2
27 апреля, 17
Мы начали разговор о третьем источнике явных знаний – о достоверном сообщении, и сказали, что есть несколько способов проверить его на истинность или неистинность: либо убедиться самим, либо проверить достоверность пути передачи этого сообщения, если установить соответствие его действительности самим не представляется возможным.

Итак, подведем промежуточный итог. Источником правильных убеждений может быть явное знание – априорное или приобретенное – полученное из одного из трех источников:

1. Пяти чувств. Например, наше убеждение в существовании города Алматы, если мы были там лично, видели, осязали. А поскольку мы постулируем объективное существование мира и всех его составляющих, мы можем с убежденностью утверждать, что город Алматы существует.
 
2. Разума. Мозг человека, анализируя данные, полученные посредством пяти чувств, может на их основании – путем логического мышления – прийти к определенным выводам. Так, наблюдая переменчивость состояний вещей в себе или в мире вокруг – рождение и смерть, движение и покой, смену дня и ночи, времен года, цвета травы и листьев деревьев – мы понимаем, что мир изменяется. Это суждение мы получаем путем анализа мозгом данных, поступивших от наших органов восприятия. Далее путем логического мышления (силлогизм, который мы приводили ранее) мы приходим к выводу, что мир является возникшим, сотворенным, то есть появился из небытия. Затем мы переходим от этого силлогизма к другому и так далее, пока наконец не придем к выводу о том, что у мира есть Творец. Затем, логически рассуждая дальше, мы приходим к целому ряду выводов: Творец мира – один, Он вечный, совершенный, не схожий с творениями и так далее. Все эти цепочки силлогизмов – рациональных доказательств положений исламского вероучения – приводятся в книгах по акыде. Они изучаются мусульманами, подводя прочные основания под их убеждения и избавляя их от «таклида» в акыде. Таким образом, убеждение в существовании Бога – это знание, приобретенное путем логического рассуждения на основании анализа данных, полученных посредством органов восприятия человека. 
 
3. Достоверное сообщение. В зависимости от способа передачи, как мы уже сказали, оно дает либо уверенное знание, не допускающее сомнения (в случае, если это сообщение «мутаватир»), либо предположение с высокой вероятностью (если это сообщение от одного, двух или трех человек). 

Теперь представим себе, что источником сообщения является человек, известный кристальной честностью, так что он никогда не лжет и не скрывает правду, отличающийся острым умом, красноречием и другими превосходными качествами. 

Будет ли сообщение от него достоверно? Безусловно, если такой человек сообщит нам о чем-то лично.

А если сообщение от него передает друг от друга по цепочке большое количество людей? Мы тоже уже знаем ответ: если на каждом уровне передачи сообщения большое количество людей передает большому количеству людей, так что нет оснований заподозрить их во лжи (мутаватир), мы можем утверждать, что сообщение правдивого человека истинно. 

Если передают один, два или три – мы должны рассмотреть качества и факты биографии каждого из них. Если в результате исследования выяснится, что все передатчики удовлетворяют нашим требованиям к достоверности сообщения, мы можем сказать, что с наибольшей вероятностью оно достоверно. А если не удовлетворяют – то мы не можем принять это сообщение, даже если оно передается от самого правдивого человека в истории, потому что кто-то мог переврать сообщение или и вовсе его выдумать, приписав сказавшему слова, которые тот и не думал говорить.

Все так, поэтому опираемся ли мы в наших убеждениях на сообщения от самого правдивого человека на свете, зависит от достоверности пути передачи сообщений от него. 

Правдивость человека и доверие к его сообщениям основываются на констатации того факта, что все его слова, поступки и состояния всегда соответствуют его убеждениям, которые истинны. Кроме того, такой человек обязательно должен быть умным, знающим и способным выразить свое знание адекватным образом, то есть достаточно красноречивым, чтобы не быть понятым неправильно.

Наш разум допускает существование такого человека, в том смысле, что здравый рассудок не выносит суждения о невозможности его существования.

Итак, мы узнали, каким образом формируются правильные – соответствующие действительности – убеждения. Затем мы сказали, каким путем мы приходим к убеждению о бытии Бога. 
 
Да, мы не разбираем здесь во всех подробностях доказательства Его бытия, которые приводят ученые в книгах по акыде. Во-первых, мы уверены, что абсолютно все читающие эти строки не сомневаются в Его существовании, а во-вторых, наши эссе представляют собой лишь введение к темам, которые изучает наука о положениях вероучения, и не претендуют на раскрытие этих положений здесь.

И наконец, мы сказали, что разум допускает существование человека, правдивого настолько, что все передаваемые им сообщения истинны, то есть соответствуют действительности.

Таким образом, мы подошли к вопросу: как относиться к тому, что этот правдивый человек объявляет себя пророком, получающим откровение от Бога, и утверждает, что Бог повелевает нам совершение одних поступков и запрещает совершение других.
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
merlan merlan
0
<p>Ассаламу алейкум админ!А возможно добать функцию скачать "Цикл уроков" завершенных конечно?было бы супер</p>
27 апреля, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Уа алейкум ассалям. Да, ин ша Аллах мы планиурем это сделать в будущем. </p>
27 апреля, 17
Список уроков