Циклы Авторы Сортировка

Урок 1. Мы и наши убеждения

4 611
24 марта, 17
Предисловие
 
بسم الله الرحمن الرحيم
 
Предлагаем вниманию аудитории исламского портала azan.kz цикл эссе, задуманный как введение в изучение науки акыда – исламского вероучения.
 
Мы постарались осветить ряд вопросов, которые нужно уяснить для лучшего понимания книг и уроков по акыде. Что такое убеждения? Как они складываются? Чем полезен кризис мировоззрения? В чем отличие истинных убеждений от ложных? Какие виды знания существуют и как они формируют наши убеждения? В чем отличия чувственного восприятия от логического мышления? Зачем мусульманам изучать логику? Каковы условия достоверности сообщений, чтобы на них могли опираться наши убеждения? Является ли религиозное знание подлинно научным? Каковы источники наших убеждений о существовании Аллаха и истинности пророчества Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям?
 
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в статьях этого цикла. Красной нитью через все эссе проходит мысль о важности обладания истинными убеждениями, способными сформировать у их носителя цельную картину мира, ответить на все возникающие на протяжении жизни фундаментальные вопросы бытия, успокоить душу и дать силы для достижения успеха в делах этого мира и мира вечного. Кроме того, важно не просто обладать истинными убеждениями, но и подвести под них прочную рациональную базу, чтобы избавиться от любых сомнений и смочь донести истину до других людей.
 
Источником вдохновения для автора эссе послужили, главным образом, статья шейха Саида Фуды, хафизахуЛлах, «Мукаддима аль-иꞌтикад»[1] и комментарий имама Саꞌдуддина ат-Тафтазани, рахимахуЛлах, к «аль-ꞌАкаид ан-Насафийя»[2].
 
Мы постарались изложить материал в доступной форме, надеемся, что у нас это получилось. Просим у Аллаха сделать эту работу полезной – как для читателя, так и для автора. Амин!
 
Мы и наши убеждения
 
Каждый человек в этой жизни не может жить без убеждений, то есть не может не считать с уверенностью то или иное утверждение истинным или ложным.
 
Философский энциклопедический словарь определяет убеждение как веру в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Иными словами, в отличие от предубеждений, убеждения основываются на обдуманных – связных, логичных – основаниях. Конечно, так должно быть в идеале, однако убеждения многих людей мало чем отличаются от негативных стереотипов и предубеждений.
 
Исходя из ложных убеждений, такой человек интерпретирует все факты действительности таким образом, чтобы они соответствовали его ошибочной картине мира. Поэтому исламские ученые определяют истинное убеждение как веру в то, что соответствует действительности.
 
Но можно сказать еще проще: убеждения – это прочно сложившийся взгляд человека на то, что он считает правильным или неправильным. Исходя из такого определения, мы и будем рассуждать дальше.
 
Человек не может существовать без убеждений. Как это можно доказать? Предположим, что человек мог бы не иметь никаких убеждений, то есть не считать что бы то ни было истинным или ложным. В этом случае он вряд ли смог бы за свою жизнь совершить хотя бы одно действие.
 
Мы понимаем, что человек испытывает желания. Каждый из нас может отличить, например, дрожь от осознанного движения рукой, чтобы взять, скажем, яблоко. Более того, человек, как правило, сначала выберет одно яблоко из лежащих перед ним. Значит, человек обладает волей.
 
А проявление воли – это не что иное, как выбор между двумя или несколькими вещами или действиями. А что помогает ему совершить этот выбор? Этот выбор помогает совершить мышление.
 
Мы знаем, что мышление отличает человека от животного. Однако многие люди большую часть жизни живут, будто не думая, совершая повседневные действия на автомате. Встают по будильнику, чистят зубы, завтракают, выходят из дома, добираются до работы. Часто, находясь на работе, человек может даже и не вспомнить, каким образом он туда добрался или какие именно действия он выполнил между пробуждением и выходом из дома. Но вот предположим, человек вернулся домой, вставил ключ в замок двери, но дверь открыть не смог. В этот момент включается процесс мышления: человек смотрит, его ли эта дверь, тот ли это ключ, начинает анализировать и размышлять. Если дверь его и ключ тот, то дальше ему необходимо выбрать одно из нескольких вариантов действия: позвонить домочадцам, вызвать службу вскрытия замков и так далее. В этот момент ему нужно проявить волю.
 
Выбор направления действия, основанный на проявлении воли, и соответствующий тому, что человек считает правильным (и отказ от тех вариантов действия, который человек считает неправильным) – и доказывает нашу идею, что человек не может существовать без убеждений.
 
Итак, мы доказали, что все осознанные действия человека происходят на основании убеждений.
 
Теперь посмотрим вокруг себя. Что мы увидим? Огромное количество предметов, людей, животных, растений и так далее. Все это существует, упорядочено и выполняет какую-то функцию. Галактика полна звезд и планет. Каждая планета движется по своей орбите, гармонично и упорядочено. Все мы, наверное, смотрели документальные фильмы про животных и насекомых, например, муравьев или пчел. И нас неизменно поражало то, как у них все устроено гармонично и мудро. Эти два слова отменно характеризуют устройство всего в мире.
 
Каждый человек понимает, что он включен в эту сложную систему мироздания. Он нуждается во множестве людей, животных, растений и предметов для своего существования. Многие из них также нуждаются в нем.
Пусть каждый посмотрит на себя самого. Поразмыслит, как сложно и гармонично устроено его тело.
 
Думаю, каждый читающий эти строки изучал в школе анатомию и знает, какой это сложный механизм – человеческое тело, как в нем все разумно устроено. При этом суть многих процессов, протекающих в нем, до сих пор не понятна ученым. Как формируются отпечатки пальцев? Почему у нас разные группы крови? Как работают митохондрии? На многие вопросы о строении и функционировании тела человека наука до сих пор не может дать убедительный ответ.
 
Размышление о себе и о мире вокруг рано или поздно приведет человека к фундаментальным вопросам. Откуда я взялся? Каково мое предназначение в этой вселенной? Что будет со мной после смерти? Как появился мир? Есть ли Бог? Эти и подобные вопросы рано или поздно придут в голову человеку, который не ограничивается лишь бездумным автоматическим скольжением по поверхности времени, а мыслит, рассуждает, анализирует факты о себе самом и мире вокруг.
 
Как правило, когда человек достигает стадии размышления над фундаментальными вопросами бытия, он уже не может успокоиться, пока не найдет для себя приемлемый ответ на них. Такой ответ, который раз и на всегда удовлетворит его, станет точкой опоры для продолжения жизни.
 
Обладание цельной картиной мира – одна из потребностей человека. Поглощенные каждодневной суетой, многие люди не задумываются над глобальными вопросами. Убеждения таких людей просты и удобны для уютного существования в повседневности. Но любого, даже самого приземленного, человека в какой-то острый момент его жизни, в случае тяжелых испытаний или, наоборот, в моменты вынужденного бездействия, посещают мысли о главном. Привычные убеждения рушатся. Наступает кризис мировоззрения.
 
[1] «Введение об убеждениях». Статья написана в 1989 году и напечатана в книге «Масаиль аль-ихтиляф байна аль-ашаꞌира ва аль-матуридийя», Дар аль-Фатх, Амман, 2011.
 
[2] Особенно его первая часть, разбирающая темы, с которых традиционно начинаются книги матуридитов по акыде, начиная с «Табсыра аль-адилля» имама ан-Насафи.
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков