Циклы Авторы Сортировка

Урок 6. Связь исламского вероучения с логикой. Зачем мусульманам изучать мантык? (часть 1)

4 782
10 апреля, 17
В предыдущем эссе мы затронули тему связи логики и убеждений, сказав, что логическое мышление – это универсальный способ проверки рациональных утверждений на истинность или ложность. Логика нужна для того, чтобы наши убеждения состояли исключительно из истинных суждений.
 
Теперь мы поговорим чуть подробнее о том, какова связь логики с акыдой, и почему хотя бы минимальные знания логики полезны мусульманам, желающим подвести под свои убеждения прочный рациональный фундамент[1].
 
Исламские ученые дают такое определение акыде, науке о вероучении Ислама: это наука, изучающая доводы, доказывающие положения вероучения, полученные из источников, дающих уверенное знание и убежденность. Весь наш цикл эссе – это попытка в доступной форме объяснить это определение. 
 
А логика (по-арабски «мантык») – это наука, изучающая универсальные законы мышления. Если человек ими владеет и применяет их на практике, то он тем самым защищает свое размышление от логических ошибок.
 
Проще говоря, соблюдая законы логики, вы не допустите ошибок в рассуждении и придете к верным выводам.
 
Итак, акыда, как мы сказали, изучает положения вероучения и их доводы, но при этом важное место в этой науке отводится защите этих положений и опровержению противоречащим им мнениям различных течений, сект и идеологий. Отсюда мы понимаем, что ученые по акыде занимаются опровержением:
 
А) исламских сект и течений;
 
Б) религий, идеологий и философских систем, лежащих вне рамок Ислама.
 
Вторую группу (немусульман) можно разделить на два вида:
 
  1. приверженцы других религий, например, иудеи и христиане;
  2. атеисты и агностики. Первые отрицают существование Бога, вторые, как мы разобрались, ничего не отрицают, но и утверждать ничего не хотят.
 
Понятно, что с первыми нас сближает ряд положений (например, вера в Бога или креационизм – убеждение, что мир создан Всевышним), при этом между нами и ними есть ряд серьезных отличий. Второй же вид немусульман решительно ни в чем с нами не согласен, ну может, кроме ряда второстепенных положений этики и морали, но мы ведь ведем речь об основах.
 
Ученые по акыде во все периоды истории Ислама прилагали усилия для защиты верных убеждений и опровержения ложных. Одним из путей для этого во все времена было приведение рациональных доводов. В самом деле, как мы докажем атеисту, что Бог есть, не станем же цитировать ему аяты Корана или хадисы Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, об этом?!
 
Вот для проверки этих рациональных доводов на истинность и ложность ученые и прибегали к логике, ибо другого пути для этого просто не существует.
 
Носители каждой системы взглядов, отличной от суннитских убеждений, противоречат истине и исповедуют вещи, не соответствующие действительности. Так, например, христиане утверждают, что Бог – это три личности, а некоторые иудеи верят в то, что Бог антропоморфен, и в другие абсурдные вещи.
 
Идеологий же атеистов и агностиков великое множество. Атеисты убеждены, что Бога нет, а все религии – просто выдумка человека, адепты «нью-эйдж» верят, что Бог – внутри нас, кто-то верит в Ктулху, а кто-то поклоняется макаронному монстру. Прагматики говорят: верь во что хочешь или не верь ни во что, главное быть успешным в мирской жизни. Все эти абсурдные убеждения пытаются выдать за прогрессивные, а нас – последовательных монотеистов – выставить косными, отсталыми людьми, застрявшими в Средневековье.
 
Такова, увы, печальная реальность наших дней. И еще печальнее то, что некоторые мусульмане, живущие на западе среди немусульман, заражаются этим мировоззрением и пытаются как-то совместить «прогрессивные взгляды» с Исламом. Тем самым они искажают свою религию, забывая о ее основах и истинных принципах.
 
Среди таких мусульман есть даже те, кто обладает какими-то религиозными знаниями, так появляются различные «мусульманские философы», модернисты и «реформаторы Ислама». Прибегаем к защите Аллаха от их вреда!
 
Также немало тех, кто верит в вечность материи, которая просто меняет свою форму, образуя при этом разнообразие всего в этом мире. Это убеждения материалистов. Диалектический материализм был господствующей философской системой на территории Советского Союза на протяжении семидесяти с лишним лет его существования. Он изучался повсеместно, а все, что ему противоречит, в том числе и религию, объявляли ересью.
 
Материалисты особо свято верили в незыблемость «законов природы», а все сверхъестественное, в том числе чудеса пророков и авлия, высмеивалось и отрицалось. Возможно, религиозное невежество, а также влияние господствующего в умах материализма, отрицавшего все чудесное, и стали причинами распространения в наших землях примитивных, приземленных и материалистичных сект и идеологий, вроде ваххабизма.
 
[1] При написании эссе автор пользовался книгой шейха Саида Фуды, хафизахуллах, «Тадꞌим аль-мантык» («Защита логики»), Дар ан-нур аль-мубин, Амман, 2013.
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков