Циклы Авторы Сортировка

Урок 5. Явное знание и его источники

2 878
6 апреля, 17
Мы начали говорить о знании и способах его получения. Способов получения знания – даже если мы ограничимся явным знанием – несколько, но общие у всех две составляющие – субъект познания (человек который познает) и объект познания (то, что человек познает).
 
Исходя из нашего убеждения об объективности существования мира и возможности получения верного знания о нем, мы верим, что находящийся перед нами стол действительно существует, а информация о его цвете, размере, форме и прочих характеристиках будет объективной и общей для всех разумных людей, чье восприятие не искажено (скажем, дальтоники не способны к адекватному восприятию цвета). Также мы все понимаем суть абстрактных понятий – бытия, небытия, дружбы, симметрии, гармонии и т.п. – хотя никогда не видели их и не осязали. При этом восприятие этих абстракций также общее для всех разумных людей.
 
Затем мы понимаем разницу между противоположными понятиями: тепла и холода, движения и покоя, жизни и смерти, бытия и небытия. Эта разница также существует объективно, иначе не было бы разницы между бытием и небытием, например, а это очевидно не так.
 
После того, как мы доказали объективность знания, скажем:
 
Знание делится на то, которым обладаем мы все без исключения, в философии оно называется «априорным», то есть универсальным, не зависящим от индивидуального опыта человека, и на то, которое мы приобрели в течении жизни.
 
Первый вид – знание «априори» – общий для всех разумных людей, например, это знание о том, что небо находится сверху, а земля снизу, что половина меньше целого и т.п. Эти истины невозможно забыть, и в них не может быть никакого сомнения.
 
Приобретенное знание отличается от априорного тем, что оно более индивидуально, основано на опыте субъекта познания. Люди отличаются друг от друга в отношении объемов и качества приобретенного знания. Однако сами методы познания общие для всех разумных людей.
 
В первую очередь это касается логического мышления. Первая его стадия – это получения представления об объекте познания. В случае эмпирического восприятия представление достигается посредством органов чувств: размер мы постигаем зрением, фактуру и температуру – осязанием. Абстрактные понятия и информацию о результатах чувственного познания мы постигаем и передаем через язык. Мы даем определения объектам (например, человек – это мыслящее животное, осел – животное, вид семейства лошадиных отряда непарнокопытных и т.д.), которые также носят объективный, универсальный характер.
 
После представления следует суждение – мы выносим решение, утверждая что-либо или отрицая, о понятии, которое сформировалось в результате представления. Примеры суждений: все люди смертны, ничто в мире не вечно, Али – человек, осел меньше слона, все в мире изменяется и так далее.
 
Затем, комбинируя суждения, мы переходим к выполнению логических операций, которые и составляют суть логического мышления. Из известных суждений мы по определенным правилам приходим к новым суждениям – выводам. Правильная расстановка суждений приведет нас к правильным выводам, которые также дадут нам объективное, универсальное знание.
 
Приведем примеры такого рода мышления через силлогизм, то есть получение нового вывода из известных суждений:
 
  1. Всякий человек смертен.
Сократ – человек.
Вывод: Сократ смертен.
 
  1. Все, что изменяется, – возникшее (сотворенное).
Мир изменяется.
Вывод: мир сотворен.
 
Третье утверждение – это и есть вывод, то есть новая информация, полученная из двух известных утверждений.
 
Таков вкратце метод классической логики, изучение которой в минимальном объеме будет полезным для мусульманина, желающего поставить свои убеждения на прочный фундамент разума, избавиться от сомнений и смочь доказать правильность своей акыды другим людям.
 
Таким образом, приобретенное знание, даже если берется из внешнего – находящегося вне сознания человека – источника, все равно проходит обработку разумом, присваивается человеком, становится неотъемлемой частью его собственной внутренней духовной и рациональной жизни. Полученные извне и освоенные разумом человека приобретенные знания и составляют основу его убеждений.
 
Мы упомянули, что, когда мы говорим о знании, мы имеем в виду явное знание – то есть такое, которое является общим для всех и может быть передано другим средствами языка. Это приводит нас к разговору о третьем (после органов чувств и разума) источнике приобретения знания – достоверном сообщении.
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Список уроков