ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Урок 11. Вера в пророков (Окончание цикла)
Мы верим, что Всевышний Господь оправлял людям пророков: особых, избранных им мужчин, которые приход...
Урок 11. Вера в пророков (Окончание цикла)
Мы часто можем услышать от людей, которые, по их словам, верят в Бога, что Бог ничего от людей не требует, мол, зачем ему наше поклонение и наши добрые дела. На практике это приводит к восприятию Бога как некой абстрактной идеи, таинственной сущности, существование которой такие люди ощущают в моменты особых «мистических» настроений, чувствуют ее присутствие в музыке и других видах искусства. Человек при этом волен жить так, как он хочет, поступать так, как ему заблагорассудится, в лучшем случае, руководствуясь голосом совести, нормами светской этики и прочими «общечеловеческими ценностями».
Эти идеи крайне близки к концепции агностицизма, о которой мы говорили до того, хотя зачастую такие люди считают себя христианами, мусульманами или кем-то еще, но либо по крови («я мусульманин, потому что казах»), либо на основании собственного, глубоко индивидуального понимания выбранной религии.
Такие люди относятся к любой религиозной догматике со скепсисом и иронией. Они, руководствуясь собственным пониманием, выбирают, что из положений религии принять, а что отвергнуть. Не стоит, думаю, говорить, что религиозность таких людей вряд ли можно назвать подлинной.
Итак, как мы узнаем, чего хочет от людей Бог, с позиции исламского вероучения?
Мы верим, что Всевышний Господь оправлял людям пророков: особых, избранных им мужчин, которые приходили каждый к своему народу, пока в начале 7-го века нашей эры Он не отправил араба из племени курайшитов по имени Мухаммад (солляллаху алейхи ва саллям) пророком ко всему человечеству, завершив им череду Божьих посланников.
Теперь вернемся к рассмотренной нами ранее ситуации: человек, известный всем своим землякам кристальной честностью, умом, мудростью и красноречием, объявляет себя пророком, который получает откровение от Бога. Какова возможная реакция людей?
Кое-кто из тех, кто близко знает этого человека, может поверить ему сразу, как это было с любимой женой Пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, Хадиджей и его близким другом Абу Бакром, радыаЛлаху анхума. Других убедят рациональные доводы и изложение положений нового божественного закона, которые им покажутся мудрыми и справедливыми. Но для большинства современников пророка, особенно тех, кто не знает его лично, нужны другие, более сильные доводы.
Тогда пророк являет сомневающимся чудеса. Что такое чудо? Это действие, нарушающее привычный порядок вещей в природе, который неверующие называют «законами природы» и свято верят в их незыблемость. Проще говоря, это действие, которое обычный человек совершить не может. Например, воскрешение мертвого, раскалывание луны на две части, вытекание воды между пальцев пророка таким образом, что воды стало достаточно для удовлетворения жажды всех присутствовавших и другие вещи, которые другие люди повторить не могут.
Чудеса убеждали присутствующих в том, что перед ними – действительно посланник Бога. Для объяснения этого явления ученые по акыде приводят такой пример (в частности, об этом пишет имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-ʼакаид»):
Предположим, что некий человек в присутствии правителя объявляет себя посланником этого правителя к людям. Люди сомневаются. Тогда этот человек обращается к правителю: «Если я говорю правду, и я действительно твой посланник, нарушь свой обычай и привстань со своего трона три раза». Согласитесь, подобные действия необычны для царей прошлого, стремившихся всегда сохранять свое достоинство на публике.
И вот правитель, вопреки обыкновению, выполняет просьбу того, кто объявил себя его посланником, и три раза подряд встает с трона и садится обратно. Таким образом, все присутствующие получают очевидное, не допускающего ни малейшего сомнения знание о том, что данный человек говорит правду и он действительно посланник царя.
Конечно, чудеса пророков служат доводом, главным образом, для тех, кто их наблюдал, однако сообщения о том, что Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, совершал чудеса, достигают степени таватур. Также его главное чудо – в уникальности и неподражаемости которого уверены все, кто имел возможность читать его по-арабски – это Священный Коран. Никто никогда не смог написать ничего подобного, хотя попыток такого рода в истории было немало.
Также сообщения о совершенстве нравственных качеств пророка Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, его правдивости, честности, мудрости, справедливости, смелости, доброте и других превосходных чертах также достигли степени таватур, поэтому и они служат доказательством того, что их обладатель – посланник Господа.
После того, как люди убеждались в том, что человек перед ними – действительно пророк, они верили в то, что он действительно получает откровение от Бога, и откровение также подтверждало, что перед ними – пророк.
Иными словами, для веры в содержание откровения, людям сначала требовалось убедиться, что человек, передающий им речь Бога – на самом деле Его пророк, а то что он передает – на самом деле слова Всевышнего.
А уже из содержания откровения и разъяснений пророка люди узнавали, чего на самом деле хочет от них Бог: что обязательно, что запретно, а что допустимо делать, о том, что ожидает людей после смерти, о том, что действительно важно в жизни, а что второстепенно, что приносит пользу, а что вредит. Без этого разъяснения люди действительно не знали бы, как им жить, для чего они приходят в этот мир, и блуждали бы по жизни, подобно слепым котятам. А так мы, к счастью, получаем из нашей религии ответы на все фундаментальные вопросы бытия, и все аспекты нашей жизни регламентированы Исламом. Бесцельные размышления о смысле жизни больше не лишают нас жизненных сил и не отвлекают от действительно важных занятий. Хвала Аллаху, Господу миров!
Комментарии: 9
Правила форума