ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Урок 2. Полезен ли кризис мировоззрения?
Кризис мировоззрения – это ситуация, при которой наша прежняя система убеждений перестает нас удовле...
Урок 2. Полезен ли кризис мировоззрения?
Кризис мировоззрения
Мы сказали, что большинство людей живет, не задумываясь над фундаментальными вопросами бытия, скользя по поверхности жизни до тех пор, пока новый жизненный этап или какая-либо катастрофа не выдернет их из уютной повседневности и не поставит лицом к этим вопросам.
Кризис мировоззрения – это ситуация, при которой наша прежняя система убеждений перестает нас удовлетворять. Таких кризисов за свою жизнь человек обычно проходит несколько.
Как правило, первая система убеждений формируется у человека в детстве и ранней молодости под воздействием воспитания и той обстановки, которая окружает человека. Родители, друзья, школа, прочитанные книги закладывают в человеке те установки, которые потом станут его мировоззрением, когда он станет самостоятельной социальной единицей. Люди, не склонные к критическому мышлению, просто перенимают ценности и убеждения родителей и окружающих людей. Эти убеждения для них – данность, не подлежащая сомнению.
Но вот человек повзрослел и начинает самостоятельную жизнь. Его убеждения и сформированная картина мира проходят проверку реальностью: может ли человек существовать с такой системой убеждений в реальных условиях – развиваться, достигать успеха? Если нет, то человек переживает кризис мировоззрения, полностью отказываясь от сформированных в раннем возрасте убеждений или корректируя их, исходя из требований окружающей действительности.
Многие также проходят подобный кризис в старости, когда активная социальная жизнь завершается, избранные в молодости жизненные цели достигнуты – или, наоборот, не достигнуты – а на горизонте неумолимо маячит смерть. Это для многих время подумать «о душе», подвести итоги прожитой жизни, задать себе наконец те фундаментальные вопросы бытия, о которых все некогда было подумать в суете прежней активной жизни. Старая система убеждений перед лицом надвигающейся смерти снова проходит проверку. Для многих этот период становится моментом обращения к религии. Но станет ли религиозный выбор такого человека, чьи мыслительные способности ослаблены старостью и практически парализованы страхом смерти, осознанным или он бездумно ухватится за ближайшую соломинку – веру своих предков или окружающих его людей? Хорошо, если это истинная религия. А если нет?
Также мы часто слышим о «кризисе среднего возраста». Это понятие было введено в научный обиход Карлом Юнгом, который относит его к периоду 35–40 лет. Это время середины жизни, емко описанное строчкой Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Хотя современные психологи утверждают, что в наши дни это уже не столь распространенное явление. Человек западной системы ценностей, ориентированный на прагматичные идеалы и жизненный успех, в этот период как раз находится в разгаре гонки за этим самым успехом. Ему некогда думать о духовном, о смерти и смысле жизни. А вот после пятидесяти, когда цель достигнута (или не достигнута), активный репродуктивный период у мужчин и женщин завершен, на горизонте маячит старость, а там и смерть… И так далее, см. выше.
Но это не значит, что кризис мировоззрения настигает человека только в указанные периоды жизни. Это то, что характерно для большинства людей. Но никто не защищен от индивидуального кризиса мировоззрения, при смене условий жизни или невозможности продолжать привычную жизнь – при потере работы или близких, эмиграции, тяжелой болезни, инвалидности и т.д. Вот в такие переломные моменты человек склонен задумываться о главном. Старая система ценностей может оказаться непригодной, и наступает момент выработки новой.
Автор этих строк до принятия Ислама был человеком западных ценностей, поклонником американской и европейской культуры и искусства. Главным занятием в моей жизни в период с 12 до 25 лет были поиск и потребление этого самого искусства – музыки, кино, литературы – ради получения эстетического удовольствия. Я считал себя человеком, ведущим «духовный» образ жизни, не осознавая, что получаемые от искусства впечатления – всего лишь суррогат истинных духовных ценностей. Требовалось все больше новых впечатлений, я тратил уйму времени, сил и денег на поиск других – более редких и сложных фильмов или музыкальных произведений, но духовный голод не утолялся, а лишь усиливался.
В дальнейшем неудовлетворенность жизнью и интерес к европейской системе ценностей подтолкнул меня к переезду во Францию. За последующие полтора года я прошел путь от полного восторга перед ценностями европейского общества и искренних попыток ассимиляции до полного разочарования в его ценностях, менталитете и культуре. Учеба на звукорежиссера ради амбициозных планов заняться в будущем музыкальным продюсированием, основание независимой кинокомпании, два снятых фильма, поездки на фестивали в Европу, организация концертов и близкое общение с любимыми деятелями искусства – все это также не смогло утолить усиливающийся духовный голод. В результате – крушение идеалов, кризис мировоззрения, депрессия и затворничество в набитом книгами кабинете на втором этаже большого частного дома в заснеженном Подмосковье.
Чтение… В диапазоне от мифологии, философии, антропологии, истории религий, Генона, Эволы до Торы, Библии, Корана и хадисов. Несколько месяцев поиска, десятки томов, не давших ответа. Понадобилось несколько больших неудач, серьезных и опасных ситуаций, в которых я оказался, чтобы я понял наконец, где ответ. Вот же он – в лежавшей все это время на прикроватной тумбочке книге – Священном Коране!
Комментарии: 3
Правила форума