Циклы Авторы Сортировка

Урок 2. Полезен ли кризис мировоззрения?

3 961
3
28 марта, 17
Мы сказали, что большинство людей живет, не задумываясь над фундаментальными вопросами бытия, скользя по поверхности жизни до тех пор, пока новый жизненный этап или какая-либо катастрофа не выдернет их из уютной повседневности и не поставит лицом к этим вопросам.
 
Кризис мировоззрения – это ситуация, при которой наша прежняя система убеждений перестает нас удовлетворять. Таких кризисов за свою жизнь человек обычно проходит несколько.
 
Как правило, первая система убеждений формируется у человека в детстве и ранней молодости под воздействием воспитания и той обстановки, которая окружает человека. Родители, друзья, школа, прочитанные книги закладывают в человеке те установки, которые потом станут его мировоззрением, когда он станет самостоятельной социальной единицей. Люди, не склонные к критическому мышлению, просто перенимают ценности и убеждения родителей и окружающих людей. Эти убеждения для них – данность, не подлежащая сомнению.
 
Но вот человек повзрослел и начинает самостоятельную жизнь. Его убеждения и сформированная картина мира проходят проверку реальностью: может ли человек существовать с такой системой убеждений в реальных условиях – развиваться, достигать успеха? Если нет, то человек переживает кризис мировоззрения, полностью отказываясь от сформированных в раннем возрасте убеждений или корректируя их, исходя из требований окружающей действительности.
 
Многие также проходят подобный кризис в старости, когда активная социальная жизнь завершается, избранные в молодости жизненные цели достигнуты – или, наоборот, не достигнуты – а на горизонте неумолимо маячит смерть. Это для многих время подумать «о душе», подвести итоги прожитой жизни, задать себе наконец те фундаментальные вопросы бытия, о которых все некогда было подумать в суете прежней активной жизни. Старая система убеждений перед лицом надвигающейся смерти снова проходит проверку. Для многих этот период становится моментом обращения к религии. Но станет ли религиозный выбор такого человека, чьи мыслительные способности ослаблены старостью и практически парализованы страхом смерти, осознанным или он бездумно ухватится за ближайшую соломинку – веру своих предков или окружающих его людей? Хорошо, если это истинная религия. А если нет?
 
Также мы часто слышим о «кризисе среднего возраста». Это понятие было введено в научный обиход Карлом Юнгом, который относит его к периоду 35 – 40 лет. Это время середины жизни, емко описанное строчкой Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Хотя современные психологи утверждают, что в наши дни это уже не столь распространенное явление. Человек западной системы ценностей, ориентированный на прагматичные идеалы и жизненный успех, в этот период как раз находится в разгаре гонки за этим самым успехом. Ему некогда думать о духовном, о смерти и смысле жизни. А вот после пятидесяти, когда цель достигнута (или не достигнута), активный репродуктивный период у мужчин и женщин завершен, на горизонте маячит старость, а там и смерть… И так далее, см. выше.
 
Но это не значит, что кризис мировоззрения настигает человека только в указанные периоды жизни. Это то, что характерно для большинства людей. Но никто не защищен от индивидуального кризиса мировоззрения, при смене условий жизни или невозможности продолжать привычную жизнь – при потере работы или близких, эмиграции, тяжелой болезни, инвалидности и т.д. Вот в такие переломные моменты человек склонен задумываться о главном. Старая система ценностей может оказаться непригодной, и наступает момент выработки новой.
 
Автор этих строк до принятия Ислама был человеком западных ценностей, поклонником американской и европейской культуры и искусства. Главным занятием в моей жизни в период с 12 до 25 лет были поиск и потребление этого самого искусства – музыки, кино, литературы – ради получения эстетического удовольствия. Я считал себя человеком, ведущим «духовный» образ жизни, не осознавая, что получаемые от искусства впечатления – всего лишь суррогат истинных духовных ценностей. Требовалось все больше новых впечатлений, я тратил уйму времени, сил и денег на поиск других – более редких и сложных фильмов или музыкальных произведений, но духовный голод не утолялся, а лишь усиливался.
 
В дальнейшем неудовлетворенность жизнью и интерес к европейской системе ценностей подтолкнул меня к переезду во Францию. За последующие полтора года я прошел путь от полного восторга перед ценностями европейского общества и искренних попыток ассимиляции до полного разочарования в его ценностях, менталитете и культуре. Учеба на звукорежиссера ради амбициозных планов заняться в будущем музыкальным продюсированием, основание независимой кинокомпании, два снятых фильма, поездки на фестивали в Европу, организация концертов и близкое общение с любимыми деятелями искусства – все это также не смогло утолить усиливающийся духовный голод. В результате – крушение идеалов, кризис мировоззрения, депрессия и затворничество в набитом книгами кабинете на втором этаже большого частного дома в заснеженном Подмосковье.
 
Чтение… В диапазоне от мифологии, философии, антропологии, истории религий, Генона, Эволы до Торы, Библии, Корана и хадисов. Несколько месяцев поиска, десятки томов, не давших ответа. Понадобилось несколько больших неудач, серьезных и опасных ситуаций, в которых я оказался, чтобы я понял наконец, где ответ. Вот же он – в лежавшей все это время на прикроватной тумбочке книге – Священном Коране!
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
Адильбек Каратаев
3
<p>ждем с нетерпением следующих частей. </p>
28 марта, 17
Avatar
Dinara bint Abdu-r-Razaq
0
<p>В 6 абзаце 3 строчка снизу ошибка : мужичин вместо мужчин.</p>
21 июня, 17
Avatar
Администратор Azan ru
0
<p>Ассаляму алейкум. Исправили. Джазака Аллаху хайран!</p>
22 июня, 17
Список уроков