ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Цикл завершен
Урок 3. О пользе правильных убеждений
Верная система ценностей и убеждений даст человеку толчок к гармоничному развитию и активности в пов...
Урок 3. О пользе правильных убеждений
В чём польза правильных убеждений?
Мы понимаем, что в результате мировоззренческого кризиса и пересмотра своих убеждений человек должен прийти к таким ответам на волнующие его фундаментальные вопросы, которые полностью удовлетворят его, не будут обусловлены лишь текущим моментом. Это не может быть философская концепция или религия, которая просто ближе и доступнее. Система убеждений должна быть логично обоснованной и давать ясные ответы на все главные вопросы. А иначе – новый кризис и новый поиск.
Также эта система убеждений должна давать ответы и на повседневные вопросы, охватывать каждодневную жизнь человека. Ведь духовная и материальная стороны жизни, при всех их различиях, все же неразрывно связаны между собой. Вряд ли психически здоровый человек изберет для себя радикальный разрыв с миром, уход в монастырь, многолетнюю медитацию на горных вершинах Тибета, безбрачие, затворничество на крайнем севере и тому подобные вещи, начисто игнорирующие физические и социальные потребности человека.
Разумный человек понимает, что гармоничное существование, хоть и предполагает доминирование духовной стороны жизни над материальной, все же не может полностью исключать и игнорировать последнюю. Духовное упорядочивает материальное, а не отменят его.
Верная система ценностей и убеждений даст человеку толчок к гармоничному развитию и активности в повседневной жизни, успокоит его, даст душевные и физические силы, избавит от вредного, укажет на полезное, как при жизни, так и после смерти, ответит на все мучающие его вопросы.
Почему мы подвергаемся лишениям и испытаниям? Почему в мире так много несправедливости? Почему одни, ничего не делая, имеют все, а другие, трудясь всю жизнь не покладая рук, остаются в итоге ни с чем? Почему умирают невинные дети? Что происходит с нами после смерти? Зная ясные ответы на эти и подобные вопросы, зная, что полезно, а что вредно, как жить и что делать – человек успокаивается, его психика приходит в норму, он полон сил для жизни и действия.
Если человек действует в соответствии с верными убеждениями, его жизнь в целом приходит в порядок. А если, имея верные убеждения, он не поступает в согласии с ними, то по крайней мере понимает причины того, почему все в его жизни идет не так.
Отсюда мы легко поймем, почему иметь правильные убеждения даже важнее, чем действовать в согласии с ними. Конечно, в идеале убеждения и дела не должны расходиться друг с другом, но мы же все взрослые люди, знаем, как бывает в жизни, что человек создан слабым и так далее. Верные убеждения могут привести человека к гармонии, согласию с самим собой и миром вокруг, даже если на данный момент он и не поступает в соответствии с ними, а ложные – не принесут удовлетворения, даже если в жизни их обладателя внешне все хорошо и гладко.
Разумный, взрослый, опытный человек будет стараться действовать в согласии со своими убеждениями, не предавая их, и не допуская тем самым компромиссов с самим собой. Он знает, что хорошо, а что плохо, и будет стараться поступать так, чтобы обрести счастье в этой жизни и в вечности.
Поэтому важно, чтобы верные убеждения человека покоились на прочном фундаменте логики, были осознанными и хорошо обдуманными, а не просто заимствованными у родителей и прочих духовных авторитетов. Осознанное, обдуманное скорее станет практическим руководством для человека, чем заимствованное некритически.
Мы часто видим, что люди, осознанно пришедшие к Исламу, строже придерживаются религии, чем те, кто получил Ислам «по наследству».
При этом речь идет, конечно, не только о новообращенных мусульманах, их убеждения как раз часто не прочны и проходят через множество испытаний и сомнений. Да и отказ от ценностей прошлой жизни бывает не столь безболезненным. Те то и дело норовят примешаться к исламским ценностям, уводя их носителя подчас в довольно опасных направлениях.
Этнические мусульмане меньше новообращенных подвержены кризису идентичности. Их личность чаще более цельная и гармоничная. Но и их подстерегают свои испытания, среди которых – таклид, слепое некритичное следование за предками. Довод «мой дедушка так делал» может увести мусульманина в очень опасные области нововведений и даже неверия.
Именно поэтому мы и говорим сейчас не о разделении мусульман на этнических и новообращенных, а на тех, кто принял исламские убеждения и ценности осознанно, и тех, кто считает себя мусульманином просто потому, что это вера его родителей и его народа.
Путь к гармонии и счастью – именно рационализированная, логически обдуманная вера. Каждый должен в идеале сказать про себя, что он мусульманин не потому, что его предки исповедовали Ислам, а потому, что Ислам – это истинная вера, и уметь объяснить почему это так, логически обосновать истинность религии так, чтобы избавить от сомнений себя и смочь доказать правильность своего жизненного выбора атеистам и приверженцам других религий и конфессий.
Предыдущий урок
Урок 2. Полезен ли кризис мировоззрения?
Следующий урок
Урок 4. Мир и наше знание о нем
Комментарии: 3
Правила форума