Циклы Авторы Сортировка

Урок 3. О пользе правильных убеждений

3 396
3
30 марта, 17
Мы понимаем, что в результате мировоззренческого кризиса и пересмотра своих убеждений человек должен прийти к таким ответам на волнующие его фундаментальные вопросы, которые полностью удовлетворят его, не будут обусловлены лишь текущим моментом. Это не может быть философская концепция или религия, которая просто ближе и доступнее. Система убеждений должна быть логично обоснованной и давать ясные ответы на все главные вопросы. А иначе – новый кризис и новый поиск.
 
Также эта система убеждений должна давать ответы и на повседневные вопросы, охватывать каждодневную жизнь человека. Ведь духовная и материальная стороны жизни, при всех их различиях, все же неразрывно связаны между собой. Вряд ли психически здоровый человек изберет для себя радикальный разрыв с миром, уход в монастырь, многолетнюю медитацию на горных вершинах Тибета, безбрачие, затворничество на крайнем севере и тому подобные вещи, начисто игнорирующие физические и социальные потребности человека.
 
Разумный человек понимает, что гармоничное существование, хоть и предполагает доминирование духовной стороны жизни над материальной, все же не может полностью исключать и игнорировать последнюю. Духовное упорядочивает материальное, а не отменят его.
 
Верная система ценностей и убеждений даст человеку толчок к гармоничному развитию и активности в повседневной жизни, успокоит его, даст душевные и физические силы, избавит от вредного, укажет на полезное, как при жизни, так и после смерти, ответит на все мучающие его вопросы.
 
Почему мы подвергаемся лишениям и испытаниям? Почему в мире так много несправедливости? Почему одни, ничего не делая, имеют все, а другие, трудясь всю жизнь не покладая рук, остаются в итоге ни с чем? Почему умирают невинные дети? Что происходит с нами после смерти? Зная ясные ответы на эти и подобные вопросы, зная, что полезно, а что вредно, как жить и что делать – человек успокаивается, его психика приходит в норму, он полон сил для жизни и действия.
 
Если человек действует в соответствии с верными убеждениями, его жизнь в целом приходит в порядок. А если, имея верные убеждения, он не поступает в согласии с ними, то по крайней мере понимает причины того, почему все в его жизни идет не так.
 
Отсюда мы легко поймем, почему иметь правильные убеждения даже важнее, чем действовать в согласии с ними. Конечно, в идеале убеждения и дела не должны расходиться друг с другом, но мы же все взрослые люди, знаем, как бывает в жизни, что человек создан слабым и так далее. Верные убеждения могут привести человека к гармонии, согласию с самим собой и миром вокруг, даже если на данный момент он и не поступает в соответствии с ними, а ложные – не принесут удовлетворения, даже если в жизни их обладателя внешне все хорошо и гладко.
 
Разумный, взрослый, опытный человек будет стараться действовать в согласии со своими убеждениями, не предавая их, и не допуская тем самым компромиссов с самим собой. Он знает, что хорошо, а что плохо, и будет стараться поступать так, чтобы обрести счастье в этой жизни и в вечности.
 
Поэтому важно, чтобы верные убеждения человека покоились на прочном фундаменте логики, были осознанными и хорошо обдуманными, а не просто заимствованными у родителей и прочих духовных авторитетов. Осознанное, обдуманное скорее станет практическим руководством для человека, чем заимствованное некритически.
 
Мы часто видим, что люди, осознанно пришедшие к Исламу, строже придерживаются религии, чем те, кто получил Ислам «по наследству».
 
При этом речь идет, конечно, не только о новообращенных мусульманах, их убеждения как раз часто не прочны и проходят через множество испытаний и сомнений. Да и отказ от ценностей прошлой жизни бывает не столь безболезненным. Те то и дело норовят примешаться к исламским ценностям, уводя их носителя подчас в довольно опасных направлениях.
 
Этнические мусульмане меньше новообращенных подвержены кризису идентичности. Их личность чаще более цельная и гармоничная. Но и их подстерегают свои испытания, среди которых – таклид, слепое некритичное следование за предками. Довод «мой дедушка так делал» может увести мусульманина в очень опасные области нововведений и даже неверия.
 
Именно поэтому мы и говорим сейчас не о разделении мусульман на этнических и новообращенных, а на тех, кто принял исламские убеждения и ценности осознанно, и тех, кто считает себя мусульманином просто потому, что это вера его родителей и его народа.
 
Путь к гармонии и счастью – именно рационализированная, логически обдуманная вера. Каждый должен в идеале сказать про себя, что он мусульманин не потому, что его предки исповедовали Ислам, а потому, что Ислам – это истинная вера, и уметь объяснить почему это так, логически обосновать истинность религии, так чтобы избавить от сомнений себя и смочь доказать правильность своего жизненного выбора атеистам и приверженцам других религий и конфессий.
АВТОР ЦИКЛА
Как формируются наши убеждения? (Введение в изучение акыды)
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз

Комментарии: 3

Правила форума
Avatar
Альберт Лукманов
1
<p>Ассаламу аляйкум, ва рахматуллахи, в баракатуху!</p><p>Отдавая должное связности изложения и четкости формулировок, считаю необходимым отметить один спорный момент. Автор заявляет, что можно логически обосновать истинность религии, но с этим трудно согласиться. Иначе, было бы непонятно, почему до сих пор спорят атеисты и верующие, а верующие еще не пришли все к истинной религии. <br>Нет бога кроме Аллаха -- это постулат, а не теорема. Эту истину нельзя вывести из каких-то более общих оснований, и мы принимаем ее "на веру". Дальше все проще, для принявшего эту истину, уверовавшего мир полон доказательств существования Всевышнего, тогда как для неверующего ни что не доказательство.<br>Это личное мнение, конечно. </p>
15 апреля, 17
Avatar
Ahmad Abu Yahya
4
<p>Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!<br><br>Благодарю за отзыв! Но согласиться не могу. Доказательство истинности положений нашей акыды с точки зрения классической (формальной) логики неопровержимы. Проблема только в том, что атеизм, например, есть религия даже более абсурдная, чем индуизм или пастафарианство. Доводы того же Докинза для человека который хоть немного изучал логику просто смешны. Если люди не видят очевидных ошибок, то дело не в их незнании - они просто не хотят их видеть. Аллах запечатал их сердца.<br><br>Просто в этом цикле я не касался самих доказательств бытия Аллаха, например, потому что это уже непосредственно акыда, а мой цикл заявлен как введение, где говорится о некоторых предпосылках, которые надо знать для перехода к рассмотрению вопросов акыды. Даст Аллах, дойдем и до этого. Вторая часть цикла в планах.<br><br><br></p>
16 апреля, 17
Avatar
Абылай Камзин
1
<p>Ассаламу алейкум! Вот например я думаю дважды два пять, а другой думает что четыре, в процессе разговора с ним он в итоге доказывает что дважды два - четыре. И если я все равно не соглашаюсь, я не разумен. В случае верующего и неверующего мы должны выявить неразумность неверующего. Допустим это возможно. Тогда среди верующих со временем появилась бы молва о неразумности неверующего человека. Если честно, у меня лично есть такое мнение о них. В общем я бы назвал, это отсутствием духовности. Следовательно, доказав что истинно духовное существует, мы выявим неразумность неверующего. Здесь я думаю можно в качестве истинно духовного взять в пример Сократа, как воплощение истинной духовности. Спросив неверующего, как человек который жил не богато, до на шей эры, не завоевывал страны, а был самым простым человеком, смог остаться в истории в большей мере чем большинство "великих" людей? Это, я думаю наведет неверующего на необходимую мысль. </p>
15 апреля, 17
Список уроков