Акыда болезни: что мусульманам следует знать о заражении болезнями
Акыда болезни: что мусульманам следует знать о заражении болезнями
В момент написания этой статьи мир охвачен пандемией. Никогда еще мир не был так взаимосвязан, как сегодня. Никогда мусульмане не были та...
47
10 час. назад

Акыда болезни: что мусульманам следует знать о заражении болезнями

47
10 час. назад
АВТОР ЦИКЛА
Акыда болезни: что мусульманам следует знать о заражении болезнями
Матин А. Хан
Автор:
МАТИН А. ХАН
Выпускник Даруль Улюм Канада, специалист в области медицины
Enterthesunnah.com
Источник:
ENTERTHESUNNAH.COM

Живой Ислам в Северной Америке

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

В чем польза болезней для верующего? Болезни и предохранение от них – что говорит об этом Шариат? Вакцина от COVID-19: Фетва Даруль Ифта Махмудийя

Акыда болезни

 
В момент написания этой статьи мир охвачен пандемией. Никогда еще мир не был так взаимосвязан, как сегодня. Никогда мусульмане не были так рассеяны по всему миру, как сегодня. По этой причине наше знакомство с COVID-19 кажется неизбежным. В рамках серии «Наше вероучение» в журнале Madania мы отвлечемся от нашей темы, чтобы объяснить акыду касательно болезней.
 
При обсуждении болезней учёные в первую очередь обсуждали связанные с ними вопросы акыды [прим. пер.: вероубеждения мусульман]. Они всегда уделяли первостепенное внимание акыде верующих. В отношении возбудителей болезней (переносчиков болезней, таких как бактерии и вирусы) они следовали примеру Пророка , когда тот сказал:
 

«Нет болезней, которые были бы заразными по своей сути».

 
Естественно, один бедуин попросил объяснения, сказав:
 
«Разве ты не видишь, как верблюды похожи на газелей на песке, пока к ним не приходит паршивый верблюд, и все они заражаются?»
 
Даже в то время было общеизвестно, что болезни передаются от одного человека к другому. Это знание было основано на наблюдениях и, возможно, на раннем проникновении греческой науки. Позже эта идея была экстраполирована мусульманами из греческой науки о медицине, в частности, во времена Харуна ар-Рашида.[1] Несмотря на это, Пророк  ответил бедуину:
 

«Кто заразил первого?»[2].

 
(В качестве отступления я хотел бы отметить, что формулировка Пророка  напоминает твёрдое, логическое доказательство акыды для каждого случайного объекта, нуждающегося в Создателе. Читатель помнит, что в последней статье из серии «Наше вероучение», озаглавленной «О Вселенной и её Создателе», мы представили идею доказательства от бесконечной регрессии. Вкратце, это идея о том, что все должно иметь начало (т. е. Создателя), иначе нечто не существовало бы в данный момент времени. Более подробное объяснение см. в той статье).
 
Сейчас можно написать целую книгу, разъясняя высказывание Пророка , но давайте жё вернемся к вопросу об акыде в отношении болезни.
 
Как показывает высказывание бедуина, во времена джахилии [прим. пер.: доисламской эпохи невежества] люди верили, что болезни обладают свойственной им способностью переходить от одного носителя к другому. Это считалось процессом самовоспроизведения и передачи, не требующим внешней (т.е. божественной) силы. Конечно же, им не хватало сложных знаний о микроскопических переносчиках, выступающих в качестве причины, однако идея заразительного распространения существовала. Некоторые считали, что это результат заражённых элементов, способных по своей природе вызывать болезни. Другие считали, что болезни наделены этой способностью Аллахом, так что для передачи больше не требуется Его вмешательства. Третьи же считали, что болезни и их способности всегда существовали как часть природы как таковой. Далеко не ограничиваясь джахилийей, многие из нас сегодня придерживаются подобных убеждений — мы считаем, что появление и исчезновение болезней является исключительно результатом воздействия бактерий, вирусов, грибков, аутоиммунных процессов и т. д. Наука, будучи атеистической деятельностью и основанной исключительно на эмпирических данных, подытоживает своё стремление к пониманию на поверхностном уровне.
 
Коран, однако, был ниспослан, чтобы передать более глубокое и целостное понимание. Наша Книга не подрывает эмпирические наблюдения, а скорее дополняет науку таким образом, что также приносит нам и духовную пользу. Всевышний Аллах ниспослал несколько простых утверждений, чтобы прояснить реальность.
 

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ

 

«Скажи«Он — Аллах — Один». (Сура «Аль-Ихляс», 112:1)

 
Таухид относится не только к Аллаху, но и к Его действиям. Он один является Создателем; Создателем всего. Его способность к созданию [прим. пер.: Таквин] абсолютна, и не существует никакого движения или причины, кроме тех, которые создал Он.
 

قُلِ اللَّـهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ

 
«Скажи: «Аллах — Создатель всего [досл.: каждой вещи]». (Сура «Ар-Ра'д», 13:16)
 
Следовательно, Он является Создателем и болезни, и исцеления. Он является Создателем возбудителей болезней и способов их передачи, потому что все это — «вещи». Заболевания и их распространение не могут быть созданы самим возбудителем. Если бы это было возможно, то создателем болезни был бы возбудитель... но ведь есть только один Создатель.
 

Исламский взгляд

 
Итак, что же здесь происходит? Возникновение каждой вещи — это момент времени, когда Аллах приводит её в существование. Это означает, что когда происходит событие А, Аллах обычно приводит в существование событие Б. Это является корреляцией, а не причинно-следственной связью со стороны события А. Например, когда огонь встречается с сухим деревом, Аллах обычно создает тепло, а затем — горение дерева[3]. Источником всего является Аллах. Мы неоднократно наблюдаем одно и то же явление (например, Аллах создает огонь в дровах), потому что это то, что Он создает систематически. Однако взаимосвязь между двумя событиями сама по себе не является необходимой. Когда Аллах желает создать что-либо другое, Он может это сделать. Например, несмотря на то, что результатом огня обычно является горение и тепло, Коран сообщает нам о другом событии, произошедшим с Пророком Ибрахимом (мир ему).
 

قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَىٰ إِبْرَاهِيمَ

 
«Мы сказали: «О огонь! Стань холодным и безопасным для Ибрахима!» (Сура «Аль-Анбия», 21:69)
 
Когда Пророк Ибрахим (мир ему) был брошен в огонь, в тот момент Аллах создал прохладу, а не жар. В хадисе мы находим ещё один пример. Пророк  постился несколько дней подряд, не испытывая голода. Обычно отсутствие пищи сопровождается голодом, жаждой и слабостью. Вместо этого в те дни он  говорил:
 

«Мой Господь кормит меня и поит»[4].

 
Под этим Пророк  не имел в виду, что Аллах ниспослал ему пищу и питье, а скорее то, что Он не создал в нём ощущения голода, жажды и слабости, как это обычно бывает[5].
 
Случай с болезнью аналогичен. Видимая причина, например, заражение переносчиком, является признаком или индикатором Сунны Аллаха [прим. пер.: обычного порядка вещей в этом мире, происходящих по Его Воле] относительно того, что, вероятно, произойдёт дальше, то есть болезнь. В то время как один человек видит внешнее (переносчик, вызывающий болезнь), верующий в более полном объёме осознаёт действия своего Создателя. Если его Господь желает привести к существованию болезнь с помощью переносчика, то он мало беспокоится об этом, поскольку Посланник Аллаха  сообщил нам:
 

«Он сделал это милостью для верующих»[6].

 
Даже в случае смерти верующему даровано облегчение, поскольку он  также сказал:
 

«Эпидемическая болезнь является видом мученичества для каждого мусульманина»[7].

 
Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) спросил Хафсу бинт Сирин (да будет доволен ею Аллах), великую праведную специалистку в области фикха:
 
— «От чего бы ты предпочла умереть?»

Она ответила:
— «От эпидемии».

Он ответил:
— «Воинстину, это шахада [прим. пер.: мученичество] для каждого мусульманина»[8].
 
Когда разражается эпидемия, мы не интеллектуализируем переносчик и не боимся его, поскольку он не обладает могуществом. Напротив, мы понимаем, что истинный источник — это Аллах, и обращаемся к Нему.
 
Так же как мы обращаемся к пророческим словам, дабы понять действительность того, что происходит при болезни, мы снова обращаемся к хадисам, чтобы получить руководство о том, что делать в такие времена. Недопустимо думать, что Аллах создаёт болезни в ком пожелает, а затем за этим идти туда, куда хочешь, и вести себя безрассудно. Пророк  запретил это. Согласно Сунне Аллаха, болезнь возникает посредством переносчика, поэтому Пророк  советовал:
 

«Не смешивайте больных с здоровыми»[9].

 
А также:
 

«Бегите от прокаженного, как ото льва»[10].

 
На этом этапе я хотел бы подвести итог таким образом, чтобы открыть разум для действительности и связать части тела с послушанием Богу. Как только вы осмыслите вышесказанное, вы увидите Вселенную не как череду причин и следствий, а как великолепное проявление Божественного Могущества. Верующий должен действовать в соответствии с велениями своего Создателя. Каждое Его действие благое, мудрое и полезное. Только Его Знание охватывает всё, что полезно для Его рабов, а мы знаем из этого лишь малую толику. Поэтому для рабов лучше, и более подходяще для нашего положения, довольствоваться Его решением, принимать его от всего сердца и заниматься тем, что повелели Аллах и Его Посланник [11].
 
[1] Dols, Michael. Medieval Islamic Medicine. Berkeley, Univ. of California Press 1984, Pg. 6
 
[2] «Сахих» аль-Бухари, №5770; «Сахих» Муслима, №2220
 
[3] На молекулярном уровне процесс окисления, проявляющийся в виде экзотермической реакции, т. е. огонь, представляет собой лишь серию событий на субатомном уровне, созданных Аллахом.
 
[4] «Сахих» аль-Бухари, №1963; «Сахих» Муслима, №1103
 
[5] «Джами' аль-Ллали шарх ба'д аль-амали», стр. 30-31 
 
[6] «Сахих» аль-Бухари, №3474
 
[7] «Сахих» аль-Бухари, №2830; «Сахих» Муслима, №1916
 
[8] «Ат-Табакат аль-Кубра», Ибн Са'д
 
[9] «Сахих» аль-Бухари, №5773
 
[10] «Сахих» аль-Бухари, №5707
 
[11] Мулла Али аль-Кари, «Аль-Мубин аль-му'ин ли фахм аль-арба'ин», стр. 439

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Разрешено ли в Исламе совершать суицид?
Решением различных жизненных проблем является не самоубийство, а терпение и обращение за помощью непосредственно к Всевышнему Аллаху. Сам...
1 084
1 октября, 25
Имеет ли выступ на куполе Мечети Пророка ﷺ какое-либо историческое значение?
Имеет ли выступ на куполе Мечети Пророка ﷺ какое-либо историческое значение?
Имам ад-Дарими передаёт, что после того, как Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, Медина столкнулась с сильной засухой и голодом. Жители г...
1 596
25 сентября, 25

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
От святости до унижения: на что обречены все ложные божества
Многие из нас хорошо знают или хотя бы слышали историю о том, как пророк Ибрахим (мир ему) разрушил языческих идолов, которым поклонялись...
1 000
23 августа, 25
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Есть ли понятие «карма» в Исламе?
Мусульмане не верят в карму. Карма — это дхармическая философия божественной справедливости, которая тесно связана с реинкарнацией. Эти у...
8 509
5 августа, 24