Вера в Бога — от фитры
До создания всего человеческого рода, со времён Аль-Мисака, когда люди уже находились во власти Бога, мы верили в Него и исповедовали, что Он — наш Господь. 172-аят суры А'раф доказывает это:
«И твой Господь взял из спин потомков Адама их потомство (поколение за поколением — и так вплоть до Судного дня) и (собрав всех людей вместе в виде частиц или в том виде, в каком Аллах пожелал) заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Не Я ли ваш Господь?» Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем (и подтверждаем, что у нас нет иного Господа, кроме Тебя)[1]».
Также в другом аяте
Корана сказано:
«Обрати свой лик к истинной религии. Это фитра (врожденное состояние), с которой Аллах создал людей. Творение Аллаха не изменить. Такова правильная религия, однако большая часть людей не знает (этого)[2]».
Ибн Фарис (да помилует его Аллах) объясняет слово
«фитра» в аяте как
«вид и натура творения[3]».
О творении человека и его натуре
Имам аль-Газали (да помилует его Аллах) дал следующее объяснение:
«Фитра — инструмент человека в познании существования Бога и о того, что люди должны поклоняться Ему».
Также он про знание о Боге он говорит:
«Оно есть где-то в сознании человека[4]».
Кроме того, можно сказать, что фитра — это врождённое качество, данное человеку Всевышним Аллахом для восприятия истины и понимания вопросов совести и чести. Фитру человека можно сравнить с операционной системой в компьютере. Бог не только создал человека, но и указал ему путь в этой жизни. В Коране об этом говорится следующее:
«Господь наш — Тот, кто создал все вещи, а затем указал всему путь[5]».
Одним из тех, кого Аллах повел прямым путем, является человек. Он создал его в прекрасной форме и направил по прямому пути.
Если у ребенка не затуманено врождённое знание о Боге, и если он убережён от противоречивых убеждений и переживаний в результате внешних воздействий, он вырастет человеком, признающим Бога и верующим в Него.
Некоторым людям может сойти с рук утверждение, что их понимание Бога является результатом воспитания или наследственности. Но как сказал Луи-Огюст Сабатье:
«Я сопротивлялся себе, говоря такие слова, но обнаружил, что эти слова только усугубили проблему, а не решили её[6]».
Также многие социологи и антропологи утверждают, что у детей, не знающих о Боге, присутствуют зачатки веры; даже если они находятся на необитаемом острове, они понимают что «нечто могущественное заставило этот остров существовать». Можно привести несколько исследований, подтверждающих, что эта история правдива.
Например, в 2001 году в Оксфордском университете были опубликованы результаты трехлетнего международного исследовательского проекта под руководством двух исследователей, Эмили Рид Берет и Джастин Баррет. Этот проект обошёлся в 1.9 миллиона фунтов и длился около 3 лет. В рамках проекта 57 научных исследователей посетили 20 стран с разными культурами и провели более 40 научных исследований. В результате аналитических и эмпирических исследований учёные показали, что
«Люди имеют естественную склонность верить в Бога и загробную жизнь[7]». Это исследование опубликовано в британском научном журнале Telegraph
[8].
Кроме того, у Джастина Баррета есть специальная работа под названием
«Наука о религиозных убеждениях детей», в которой он цитирует свои 20-летние исследования и приводит некоторые доказательства, подтверждающие вывод о том, что
«маленькие дети рождаются с врождённой верой в существование Бога[9]». Ниже прикреплены ссылки на исследования и книги о фитре, по которым вы можете пройти и ознакомиться самостоятельно.
Попытка избежать фитры
«Тот, у кого нет Бога в сердце, не может ощутить Его отсутствие».
Симона Вейль
Сегодня о Боге больше спорят люди неверующие, нежели те, которые в Него верят, поскольку человек, верящий в Бога, живет в гармонии со своей врожденной природой, а человеку, отвергающему Бога, необходимо всегда подавлять свою внутреннюю фитру. В силу некоторых внешних факторов, со временем люди, желающие удалить Бога из своей жизни, вынуждены подавлять свое врожденное стремление к истине и признанию Бога. Но как бы человек ни обманывал себя, глубинная религиозная тенденция требует своего. Отрицающий Бога так же чувствует фитру внутри себя и всегда находится в борьбе со своим ядром, дабы подавить его. Когда появляются вопросы, возникающие в поисках истины, они думают, что смогут уйти, прикрыв их сухими материальными объяснениями. Потому что, как сказал философ Уилл Дюрант:
«Даже самый скептически настроенный историк может наблюдать плоды религии в каждую эпоху, в любом месте[10]».
Как бы человек ни старался подавить свое природное естество, оно — тайно или явно — претендует на свое.
Сегодня мы можем видеть атеистов, которые не верят в Бога, гордятся этим за ненадобностью и даже проклинают Его. Но что побуждает их проклинать Бога, в которого они не верят?
Хотя отрицать Бога недопустимо, повторение этих слов является признаком того, что человек борется со своей фитрой. Потому что, если бы они действительно не верили в Бога, если бы они верили, что Его действительно не существует, не было бы необходимости поднимать такой шум. Ключом ко всему этому шуму является подавление внутри себя фитры, признающей Бога. Такая борьба не продлится долго, и в конечном итоге многим людям придется признать это внутренне, если не открыто. Потому что после признания существования Бога душа успокаивается и начинает жить в гармонии.
Возможно, вы слышали фразу «В окопах не бывает атеистов» Дуайта Эйзенхауэра, 34-го президента Америки. Раньше я бы посчитал это очень слабым аргументом, не до конца разобравшись в его применении. Но когда дело на самом деле доходит до подразумеваемой ситуации, это считается одним из сильнейших доказательств, раскрывающих истинную природу человека. Причина, по которой этот аргумент настолько силен, заключается в том, что без необходимости свидетеля сама ситуация побуждает человка полностью покаяться.
Вам не нужно цитировать исследования, чтобы доказать эту точку зрения. Аллах упоминает в Коране:
«Когда в море вас касается беда, вас оставляют все (идолы), кому вы поклонялись, кроме Него (и в трудностях вы молитесь только Аллаху, ведь только Он может вам помочь). А когда Он спасает вас (и выводит) на сушу, вы (вновь) отворачиваетесь (от истины). Поистине, человек неблагодарен[11]».
Человек, находящийся в море и чувствующий, что он близок к смерти, начинает взывать к Богу. Как говорил Оливер Петрович:
«Атеизм – это явление, отрицательное по отношению к природе человека и возникшее внезапно».
Когда человек переживает испытание или ужасную ситуацию, он чувствует изменения, происходящие в нем. В то же время он не может отрицать, что существует «высшая мистическая сила», которая вытащит его из этого затруднительного положения. Только тогда он по-настоящему почувствует присутствие Бога, который может его спасти.
Недавно мы наткнулись на интересное исследование, связанное с этой темой. В 2001 году Дженнифер Уэлш, научный сотрудник журнала LiveScience
[12], опубликовала статью:
«Когда люди сталкиваются с мыслью о смерти, они осознают, что этот мир был создан с особой мудростью и целью, и осознают, что существует «Сущность», которая управляет всем во Вселенной[13]».
Источники:
[1] Сура «Аль-А'раф», аят 172.
[2] Сура «Ар-Рум», аят 30.
[3] Ибн Фарис, «Му'джам Макаис аль-Луга».
[4] Al-Ghazali. (2007). Kimiya-e Saadat: Islamic Book Trust, p.10
[5] Сура «Та Ха», аят 50.
[6] Хасан Иса, «Бухус фис-сакафа сура исламия», аят 37.
[7] www.sciencedaily.com/releases/2011/07/110714103828.html
[9] The Science of Children's Religious Belief. 20-21 стр.
[10] Уилл Дюрант. Уроки цивилизации. стр. 77.
[11] Сура «Аль-Исра», аят 67.
Комментарии: 0
Правила форума