Image
Истигаса: важность правильного определения этого понятия
От редакции: в мусульманском русскоязычном сообществе уже многие годы идут споры о дозволенности истигасы – обращения к умершему праведни...
729
25 января, 19

Истигаса: важность правильного определения этого понятия

729
25 января, 19
АВТОР ЦИКЛА
Истигаса: важность правильного определения этого понятия
Замиль ар-Рахман
Автор:
ЗАМИЛЬ АР-РАХМАН
Муфтий
Azan.ru
Источник:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Различные формы Тавассуля и Истигасы и правила их совершения
От редакции: в мусульманском русскоязычном сообществе уже многие годы идут споры о дозволенности истигасы – обращения к умершему праведнику с просьбой о дуа к Аллаху. Некоторые люди, доказывая запретность этой практики, ссылаются на мнение ученых индо-пакистанской школы Деобанди, где такая практика не дозволяется. Но автор данной работы конкретизирует – какой вид истигасы осуждается шейхами Деобанди, а какой – считался дозволенным у многих представителей этой школы.
 
Понятие истигаса (испрашивание помощи) относится к обращению за помощью к умершему человеку с просьбой исполнить чью-либо нужду. Такое значение слова истигаса одобряют Барельви, но решительно осуждают Деобанди.
 
Однако, в прошлом слово истигаса использовалось для обозначения иных понятий:
 
1) К примеру, это было синонимом тавассуля через умерших людей, когда человек говорит: «О, Аллах, я прошу тебя через посредство…» или «посредством баракята такого-то…» - «исполни это мое дело».
 
2) Также это понятие может относиться к получению благословения (табаррук) от упоминания кого-то. К примеру, когда человек произносит: «Йа, Мухаммад – о, Мухаммад», желая показать свою любовь и связь с этим благословенным именем, без убеждения в том, что Пророк (мир ему и благословение) слышит его напрямую, и что это обращение непременно достигнет его.
 
3) Также истигаса может пониматься в смысле получения духовных благ от могил святых людей, когда человек сидит рядом с могилой, но не просит ничего у обитателя могилы.
 
4) Человек, находясь рядом с могилой праведного человека, просит его обратиться к Аллаху для исполнения его нужды.
 
Эти значения термина истигаса Деобанди не подвергают сомнению. Первые три они единодушно принимают, в отношении четвертого существуют дозволенные расхождения.
 
Мауляна Рашид Ахмад Гангохи пишет о четвертом значении:
 
«Если человек приближается к могиле и говорит: «О такой-то, помолись за меня, чтобы Всевышний исполнил мое дело», в отношении этого у ученых есть разногласия. Те, кто считает это дозволенным, убеждены, что умершие могут слышать, а те, кто отрицает возможность мертвых слышать наши обращения, запрещает это…Однако, нет разногласий в том, что пророки (мир им всем) могут слышать, вопрос слышания пророков исключен из этой дискуссии» (аль-Фатава ар-Рашидия, с. 139).
 
О третьем значении термина истигаса (получение баракята от могил праведников) автор книги «Аль-Муханнад» пишет:
 
«Что касается получения баракята от великих святых и получения духовных истечений от их тел или их могил, это дозволено в той форме, как об этом пишут ученые и эксперты данного вопроса, но не в такой, как это распространено среди простых людей» (аль-Муханнад, Даруль-фейс, с.60).
 
Алляма Сунуллах аль-Халяби аль-Ханафи (ум. в 1708 г.), османский правовед ханафитской школы из Халяба (живший до появления движения ваххабитов и до возникновения школы Деобанди), отрицал дозволенность обращения к умершим святым за помощью, если взывающий убежден, что они обладают тасарруфатом (непрерывной властью). Он написал довольно длинный трактат на эту тему под названием «Сайфулла аля ман казаба аля аулия Аллах», содержащий много полезных рассуждений, в том числе важное разграничение между понятием карамат (отдельными чудесами) и тасарруфат (непрерывной властью или могуществом).
 
‘Алляма Сунуллах был суннитом, который делал таавиль (иносказательное толкование) сыфатов Аллаха хабария (буквальное значение которых указывает на тело или органы) – таких как йад (рука), следовательно, его нельзя причислить к ваххабитам или «теймитам» (последователям Ибн Теймии), также он считал дозволенным тавассуль. Объясняя, какой вид истигасы его предшественники-ученые считали дозволенным, он пишет:
 
«Что касается дозволенности истигасы через пророков и праведников, она дозволена при наличии намерения на получение благословения (табаррук) от их упоминания и обращения (к Аллаху) посредством них (тавассуль), не прося при этом помощи у них непосредственно» («Сайфулла аля ман казаба аля аулия Аллах», с. 49-50).
 
Шейх Абдуль-Хакк Мухаддис Дехляви (1551 – 1642), известный имам по хадису из Индии, приводит краткую дискуссию по вопросу истигасы в своих арабских комментариях к Мишкат аль-Ламаат (Ламаат ат-Танкых, Дар ан-Навадир, 7:38-40). Что интересно в этих рассуждениях, так это тот факт, что он использует термины истимдад и истигаса, и защищает их дозволенность против своих оппонентов. Ясно, что он использует их в альтернативном значении, описанном выше (в частности, в значении 1,3 и 4). Соответствующие части этого рассуждения приведены ниже:
 
«Что касается истимдад (истигасы) от обитателей могил, некоторые правоведы осуждают его. Если отрицание связано с тем, что у них нет возможности слышать, знать или чувствовать нужды того, кто пришел с просьбой и знать его дело, то это следует отвергнуть как несостоятельное. Если же отрицание связано с отсутствием у умерших власти и контроля, чтобы оказать кому-то помощь, поскольку они всецело погружены в испытания, которые происходят с их душами, и которые препятствуют им заниматься чем-то еще, то это происходит с ними не всегда, особенно это касается праведных аулия, друзей Аллаха, души которых имеют возможность приближения к Аллаху в Барзахе, и имеют возможность совершать дуа и просить о нуждах тех, кто посещает их и делает тавассуль через них.
 
Я не понимаю истимдад и имдад (в том смысле), который отвергают осуждающие их. Мы понимаем (эти термины) таким образом: нуждающийся проситель делает дуа к Аллаху и просит исполнить его нужду по милости Всевышнего, обращаясь к Нему через духовные степени этого святого человека, возвышенного Аллахом, которого он избирает в качестве посредника, говоря: «О, Аллах, посредством баракята этого праведника, на которого Ты излил милость и которого превознес, и через почет и благородство, которые Ты даровал ему, исполни мою нужду и выполни мою просьбу, поистине, Ты есть Щедрый Податель». Либо он может обращаться к самому этому рабу (праведнику), возвышенному Аллахом: «О раб Аллаха! О Его друг, заступись за меня, сделай дуа за меня к своему Господу и попроси Его принять мою просьбу и исполнить мою нужду». Податель, к Кому обращаются с просьбой и на кого надеются, есть Господь Всевышний и Возвышенный, а раб (праведник) между ними (просителем и Аллахом) есть ни что иное, как посредник. Властью, силой и могуществом не обладает никто, кроме Него, а друзья Аллаха не имеют никакой власти и могущества (сами по себе).
 
Существует огромное количество свидетельств, которые передаются от наших ученых и праведников, испытавших состояние кашф с помощью истимдад (то есть, получивших духовные блага) от душ святых людей, они приведены в их работах и хорошо известны, так что нет необходимости цитировать их» (Ламаат ат-Танки, Дар ан-Навадир, 7:38-40).
 
Как можно видеть, шейх АбдульХакк описывает первое, третье и четвертое значение термина истигаса (наряду с этим термином он употребляет для этого понятия слово истимдад), описанные выше. Он не говорит о том, что можно напрямую обратиться к покойному, прося его исполнить чью-то нужду. Это (ошибочное) значение он описывает в той же работе, говоря:
 
«Если же посетители (кладбища) верят, что обитатели могил являются самостоятельными совершителями деяний, обладающими собственной силой, не нуждающиеся в обращении к Божественному Могуществу, как верят некоторые невежды, то это будет запретно и не дозволено. Подобные практики обычных людей не должны приниматься во внимание» (Ламаат ат-Танкых, Дар ан-Навадир, 7:39).
 
Шах АбдульАзиз Дехляви (1746 – 1824) также отрицал убеждения невежественных людей, когда говорил о понятии истигаса. Он пишет об этом в своем ответе (на этот вопрос) на фарси:
 
«Люди этой уммы перешли границы (дозволенного) в вопросе истигасы от чистых душ (праведников). То, как это делают простые и невежественные люди, и что они убеждены в том, что праведные люди независимы (от Аллаха) в каждом деянии, есть, без сомнения, проявление ширка» (Фатава Азизи, Матба Муджтаба, с. 121).
 
Ханафитский муфтий Багдада, который принадлежал к поколению, жившему перед основателями Деобанда, алляма Махмуд аль-Алуси (1802 – 1854), автор известной книги «Рух аль-Маани», также осудил подобные взгляды на истигасу простых людей:
 
«Люди перешли границы в обращении к кому-то еще, помимо Аллаха (Свят Он и Велик) – к святым, живым и умершим, и к другим, произнося подобные слова: «О, мой господин такой-то и такой-то, даруй мне облегчение». Такая форма тавассуля не является приемлемой. Таких вещей верующему следует избегать и не приближаться к таким вещам. Некоторые уляма посчитали это ширком, и, если даже это не так, это близко к нему.
 
Я не видел никого, кто был бы убежден в следующем (что такой-то человек помогает помимо Аллаха), но если он обращается с подобным призывом к умершим или живым, то значит, он убежден, что объект его просьбы знает неведомое (людям) или слышит такой призыв (в свое отсутствие), и способен (сам по себе, без чьей-либо помощи) приносить пользу или вред, - в противном случае, он не стал бы произносить подобных призывов («о такой-то, принеси мне облегчение, исполни мою нужду»).
 
В этом великое испытание от вашего Господа. Обязательным для нас будет держаться подальше от подобного и не искать помощи ни у кого, помимо Аллаха, Сильного, Могущественного, Самодостаточного, Делающего все, что Он пожелает.
 
Пусть не обманывает вас никто тем, что эти просьбы к творениям часто исполняются, и на их мольбы поступает ответ, ибо это испытание от Него (Свят Он и Велик). Часто сатана принимает форму того, у которого просят помощи, поэтому он исполняет просьбы тех, которые обращаются за помощью. Поистине, сатана вводит в заблуждение подобных людей» (Рух аль-Маани, Муассасат ар-Рисаля, 7:181).
 
Примечание:
 
Некоторые утверждают, что книга «Рух аль-Маани» была подделана. Но на самом деле в ней не содержится никаких подделок. Команда исследователей, которые работали над последним изданием этой книги в издательстве Муассасат ар-Рисаля, опирались на ряд рукописей, причем, основная рукопись была переписана (несколькими писцами) прямо с собственной авторской рукописи, которая (копия) затем была проверена самим автором книги (Махмудом Алуси). Исследователи пишут: «Рукописи, на которые мы опирались, в частности, первоначальный манускрипт, ничем не отличаются от широко распространенных изданий этой книги. Они точно такие же. Так что заявления, что сын Алуси не заслуживает доверия в деле изданий рукописей своего отца, не соответствуют действительности» (Рух аль-Маани, Муассасат ар-Рисаля, 2010, 1:72)

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image
Имам ар-Раббани: обновитель второго тысячелетия
Этим титулом обычно называют шейха Ахмада ибн Абдуль-Ахада ибн Зейна аль-Абидина ас-Сирханд, и он более известен как имам ар-Раббани. Он ...
1 671
11 января, 19
Image
«У кого нет наставника, у того наставник – шайтан» - откуда эти слова?
Вопрос: Пожалуйста, разъясните – откуда взята известная фраза, что шайтан является наставником того человека, у кого нет духовного настав...
6 426
5 апреля, 16

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Image
«Я был послан как милость» - о милосердии нашего Пророка (мир ему и благословение)
Наступил благословенный месяц Рабиуль-авваль, и исламские сайты и группы в соцсетях наполнились призывами к верующим написать лучший расс...
10 571
1
7 декабря, 18
Image
Достоинства чтения салавата на Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Один из величайших действий ибадата, которым Всевышний Аллах благословил нашу умму – это чтение салавата на Пророка (мир ему и благослове...
19 299
2
22 ноября, 18