Медицинская марихуана в Исламе: Детальный разбор
Медицинская марихуана в Исламе: Детальный разбор
Вопрос: Недавно мой друг рассказал мне о потреблении медицинской марихуаны от депрессии и тревоги. Я хочу знать, считается ли это в Ислам...
15 186
5 марта, 23

Медицинская марихуана в Исламе: Детальный разбор

15 186
5 марта, 23
АВТОР ЦИКЛА
Медицинская марихуана в Исламе: Детальный разбор
Матин А. Хан
Ответил:
МАТИН А. ХАН
Выпускник Даруль Улюм Канада, медик
Файсал ибн Абдуль-Хамид аль-Махмуди
Проверил:
ФАЙСАЛ ИБН АБДУЛЬ-ХАМИД АЛЬ-МАХМУДИ
Муфтий
Darul Iftaa Canada
Источник:
DARUL IFTAA CANADA

Под руководством муфтия Файсала ибн Абдуль-Хамида аль-Махмуди

Azan.ru
Перевод:
AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Содержание:

   ・Одурманивающие вещества

   ・Классификация марихуаны

   ・Шариатское постановление

   ・Аяты Корана

   ・Хадисы Пророка ﷺ

   ・Мнения учёных

 


 

Вопрос: Ас-Саляму Алейкум! Мне 25 лет, и всю жизнь я боролся с депрессией и тревожностью.
 
За последние два года из-за своих психических заболеваний я набрал 100 килограммов и стал тучным. Это ухудшило мое здоровье, так как у меня появились хронические боли в суставах коленей и бессонница. Я пытался заниматься спортом и сидеть на диете, но из-за депрессии это совсем не проходит, и я теряю надежду из-за боли. Я перепробовал много всего, но поскольку у меня так много проблем со здоровьем (липедема, болезнь Хашимото и ПКОС), ничего не помогает.
 
Недавно мой друг рассказал мне о потреблении марихуаны в виде настойки, подобно небольшому количеству пищи. Когда я принимаю её, мои тревога и депрессия проходят. Кроме того, я не чувствую боли в коленях и ногах, и это побуждает меня заниматься спортом и соблюдать диету. Она также помогает при бессоннице, что улучшает моё настроение. То количество, которое я принимаю, не опьяняет меня до такой степени, что я не могу молиться или вести себя совершенно нормально. Я не могу пойти к врачу, чтобы он выписал мне лекарство, потому что в моей семье это запрещено. Поэтому я занимаюсь самолечением тайно.

Я хочу знать, считается ли это тем же, что и употребление алкоголя по Исламу, и должен ли я полностью отказаться и не делать этого? Каково наказание за это? Принимается ли мой намаз в течение 40 дней?
 

 

Ответ:
 
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ас-Саляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
 
Пусть Всевышний Аллах дарует вам долгосрочное и полное исцеление от ваших недугов. Он — Аш-Шафи (Исцеляющий), и исцеление — это результат Его милости и благосклонности. Обращайтесь к Нему со своими искренними и постоянными дуа (мольбами).
 
Употребление марихуаны и её производных подробно будет обсуждаться ниже. Вам следует обратиться за советом к праведному и знающему врачу. Если он порекомендует марихуану для лечения вашего недуга, вы можете принимать её, если только она приобретена законным путем и не существует столь же действенного и эффективного лекарства. Формально рецепт не требуется, поскольку Шариат разрешает принимать марихуану без какого-либо опьянения при подлинной медицинской необходимости.
 

Марихуана и каннабис (конопля)

 
Термин «каннабис» относится ко всем продуктам, полученным из растения Cannabis sativa. Это растение издавна используется в качестве рекреационного и лекарственного средства. Его родина — Центральная Азия и Индийский субконтинент.
 
Несмотря на то, что растение содержит сотни соединений, большинство из них инертны, или же их действие неизвестно.
 
Слово «марихуана» относится к продуктам из растения, содержащего значительное количество тетрагидроканнабинола (ТГК). Растения каннабиса, содержащие минимальное количество ТГК, называют «промышленной коноплей», а не марихуаной.[1] ТГК является основным активным компонентом и, как считается, вызывает все свои психомоторные эффекты.
 
В исламской научной литературе мусульманские ученые (‘уляма) называют продукты, вызывающие психомоторные эффекты препаратов на основе конопли, «хашиш».
 
Вторичным соединением, представляющим интерес, является каннабидиол (КБД), который всё чаще используется в медицинских целях. Растение можно курить, выпаривать, использовать в качестве пищевого ингредиента или обрабатывать для извлечения ТГК и КБД в более концентрированные формы, называемые гашишем или гашишным маслом.
 
В настоящее время это самый употребляемый запрещённый наркотик в Северной Америке. С ростом легализации и снижением восприятия риска число потребителей, вероятно, будет расти и дальше. Несмотря на культурную стигму и исторически неудачный опыт, среди мусульман на Западе наблюдается рост нормализации и употребления каннабиса. Ожидается значительный рост расстройств, связанных с употреблением, включая нарушения здоровья, психологии, социальных отношений и духовности.[2]
 
Традиционно называемая хашиш, марихуана имеет долгую историю в мусульманских странах. Хашиш — это арабское слово, означающее высушенную траву, описывающее её внешний вид после высушивания и обработки.[3]
 
Первое значительное использование марихуаны в мусульманском мире было осуществлено гетеродоксальной группой исмаилитов-батынитов в качестве вспомогательного средства для духовных практик. Позднее его использование было значительно расширено при оккупантах татарах и крестоносцах в качестве инструмента для подчинения мусульманских масс.[4] В 8-ом веке по хиджре, во времена имама Бадруддина аз-Заркаши аш-Шафи'и, его использование было широко распространено, а вред был очевиден. Это заставило его подробно написать о хашише и связанных с ним постановлениях в своем трактате «Захр аль-Ариш фи Тахрим аль-Хашиш». В нем он цитирует Ибн Таймийю:
 
«Четыре имама (да помилует их Аллах) и другие учёные из числа саляфов не говорили о [хашише], потому как в их времена его не было. Он стал распространенным только в конце шестого и в начале седьмого века во времена татар».
 
Имам аз-Заркаши приводит слова другого человека:
 
«Это будет худшим из того, что войдёт неарабские земли, когда татары одолеют их народ. Затем это пришло в Багдад. Зло, которое пришло к его народу, хорошо известно!»[5]
 
Исторически марихуана использовалась в рекреационных целях, в медицине и в языческих духовных практиках. В рекреационных целях к ней прибегают из-за её психоактивных эффектов, включая изменение ощущений, повышение аппетита, чувство расслабления, замедление времени, улучшение концентрации и мышления. Опыт и исследования оспаривают многие, если не большинство, из этих предполагаемых эффектов и документируют многие вредные последствия. Шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами, как утверждается, перечислил 120 вредных эффектов — как для мирской жизни (дунья), так и для религии (дин).[6]
 
Известные на сегодня острые психические и физические негативные эффекты включают ухудшение кратковременной памяти, нарушение двигательной координации, изменение суждений, дезориентацию, паранойю и психоз. Более высокие дозы могут вызывать вялость, учащенное сердцебиение, головокружение, возбуждение, спутанность сознания, рвоту, галлюцинации и бред. Длительное или тяжелое употребление связывается с зависимостью, изменением развития мозга, плохими результатами обучения, когнитивными нарушениями, снижением удовлетворенности жизнью и достижениями, хроническим бронхитом и риском развития хронических психозов. Острая интоксикация связана с сердечными приступами, инсультом и внезапной смертью. У детей, склонных к случайному проглатыванию, существует риск развития дыхательной недостаточности, требующей механической вентиляции легких.
 
Синдром каннабиноидного гиперемезиса — неинтуитивная реакция, при которой у длительно употребляющих каннабис возникает сильная тошнота и рвота, боли в животе и непреднамеренная потеря веса — оказался новым заболеванием, приводящим к увеличению числа обращений в отделения неотложной помощи. Хотя большинство из этих реакций являются редкостью, многие психомоторные эффекты часто становятся причиной обращения за помощью. Вождение после употребления марихуаны и длительное употребление увеличивает частоту дорожно-транспортных происшествий и может быть сравнимо с вождением в состоянии алкогольного опьянения. Хроническое употребление также связано с абстинентным синдромом, включая тревогу и ищущее поведение. Кроме того, способность оценивать ухудшение самочувствия «под кайфом» также нарушается, что делает самостоятельную оценку особенно трудной.[7]
 
С духовной точки зрения, учёные перечислили множество негативных последствий, таких как лень, трусость, безнравственность и подчиняемость. Они отметили, что потребитель марихуаны теряет довольство, способность хорошо говорить, свою честь среди людей (муру'а), благородство (футува) и приобретает много других бед. Он отдаляется от Сунны, отдаляется от Джанната (Рая), и ему обещано проклятие Аллаха.
 
Имам аз-Заркаши утверждает:
 
«Худшее из зол этого в том, что её потребитель не способен приносить покаяние из-за её влияния на его темперамент. Вы увидите, что эти люди — самые заблудшие, самые отдалённые от прямого пути, самые близкие к дунье, самые глупые из мечтателей и самые развращённые в своих расходах. Как прекрасно изречение:

Скажи тому, кто по невежеству потребляет хашиш:
«О ничтожный, ты прожил худшую из жизней.
Ценность разума — бесценная жемчужина. Так почему же,
Ты, глупец, продал его за какой-то хашиш?!
»»[8]
 
ТГК и КБД — это два соединения, которые наиболее широко исследуются, покупаются и направляются на получение пользы.
 
ТГК — это основной активный компонент конопли. Он отвечает за «кайф» от употребления марихуаны и многие из её вредных эффектов, перечисленных выше. ТГК жирорастворим и надолго сохраняется в мозге, печени, легких и гонадальной ткани. Известные эффекты этого вещества проявляются в основном через каннабиноидные (КБ) рецепторы. Наиболее значимый из них, КБ1, находится в наибольшей концентрации в мозге. Следует отметить, что пероральный прием ТГК может вызвать более значительный эффект из-за метаболизма в более мощную форму.[9] Содержание ТГК в марихуане может варьироваться в зависимости от места её происхождения и способа обработки. В последние несколько десятилетий наблюдается абсолютное увеличение содержания ТГК и соотношения ТГК:КБД в продуктах из конопли.
 
В отличие от него, КБД хорошо переносится, не вызывает опьянения (не является психоактивным) и имеет низкий потенциал злоупотребления. Он имеет низкое сродство к рецептору КБ1. Из-за своей безвредной природы КБД обычно не классифицируется правительствами как контролируемое вещество. Он продается на коммерческой основе без особого надзора. В целом, КБД имеет тенденцию оказывать противоположные и противодействующие эффекты по сравнению с ТГК. Другими словами, он может смягчить некоторые неблагоприятные побочные эффекты ТГК. Следовательно, высокое соотношение ТГК к КБД является более вредным. КБД имеет потенциал для широкого спектра терапевтического применения, однако, большая часть его потенциальной пользы и вреда остаётся неизвестной либо недоказанной.[10]
 
В настоящее время FDA (Food and Drug Administration) одобрило только один вид его применения. Врачам следует принять государственные и научно обоснованные практические рекомендации, чтобы нивелировать известные и неизвестные риски при использовании как ТГК-, так и КБД-содержащих продуктов.
 
Ибн аль-Байтар, андалузский врач 7-го века по хиджре, считается одним из первых мусульманских врачей, высказавшихся о медицинском применении хашиша. Он отметил, что вред, включая психомоторные эффекты, перевешивает минимальную пользу, и посоветовал лечить побочные эффекты.
 
Сегодня же исследования часто неубедительны, противоречивы либо вовсе отсутствуют. Большинство из них проводилось на здоровой части населения. Таким образом, неблагоприятное воздействие препарата на больных может быть не до конца оценено. К сожалению, большая часть опыта среди населения носит поверхностный характер и подвержена предвзятости и эффекту плацебо. В клинических исследованиях были обнаружены (от наиболее сильных до наиболее слабых) ассоциации с пользой для здоровья при таких состояниях, как хроническая нераковая боль, рассеянный склероз, эпилепсия с лекарственной устойчивостью, тошнота и рвота при химиотерапии и воспалительные заболевания. Эти преимущества следует воспринимать с осторожностью. Кроме того, конкретные экстрагированные соединения или фармацевтические формулы соединений могут обеспечить равный или лучший контроль симптомов без значительной части неблагоприятных эффектов, перечисленных выше, при общем употреблении марихуаны. Таким образом, марихуана становится менее востребованной в медицинских целях.[11]
 

Шариатский взгляд на медицинскую марихуану

 

Одурманивающие вещества и постановления, связанные с ними

 
Несмотря на множество физического и духовного вреда, отмеченного учёными, с точки зрения права (фикх) они в основном сосредоточились на воздействии хашиша на разум.
 
Всевышний Аллах создал нас существами, ответственными (аль-мукалляф) за веру и повиновение. Следствием этого является то, что мы обязаны защищать разум от порчи и препятствий.
 
По единогласному мнению, для мусульманина категорически недопустимо (харам) намеренное опьянение. Исключение составляют случаи исключительной необходимости (дарура).
 
Имамы-муджтахиды Абу Юсуф, Мухаммад, аш-Шафи'и, Малик и Ахмад определяли опьянение (ас-сукр) как то, что вызывает неспособность говорить ясно или рационально, ходить прямо и устойчиво, отличать хорошее от плохого или сохранять ориентацию. Большинство ученых приняли это определение в отношении большинства вопросов поклонения ('ибадат) и сделок (му’амалят).
 
Несмотря на то, что Имам Абу Ханифа дал более строгое определение состояния, когда человек не может отличить небо от земли или мужчину от женщины, его определение относилось к вопросам наказаний хадд. В других вопросах недопустимости они согласились.
 
Позиция большинства вытекает из понимания обычаев (аль-'урф) опьянения среди населения. Далее, передаётся, что имама Абу Юсуфа спросили об определении опьянения, на что он ответил:
 
«Его следует попросить произнести {قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ} и он не сможет этого сделать».[12]
 
Согласно Шариату, опьяняющие вещества бывают двух видов — жидкие и твёрдые, и на них распространяются разные постановления. Жидкие опьяняющие вещества бывают двух видов:
 
  1. Жидкие опьяняющие вещества, перебродившие из винограда, изюма и фиников, категорически недопустимы в любом количестве.[13] Это ясно видно из священных текстов и единогласия ученых. В исламской судебной системе может быть назначено наказание хадд. Недопустимость не может быть устранена, кроме как крайней необходимостью, например, угрозой для жизни или конечностей.
     
  2. Жидкие опьяняющие вещества из других источников, как натуральные, так и синтетические, разрешены при соблюдении трех условий:[14]
     
  • Употребляемое количество не вызывает опьянения.
  • Цель употребления законна, например, в качестве лекарства.
  • Употребление не должно приводить к греховным действиям или напоминать действия грешников (аль-фуссак).
 
Твердые одурманивающие вещества, такие как марихуана и опиум, также бывают двух типов:
 
  1. Твердые вещества, принимаемые (1) в количестве, достаточном для опьянения, (2) в количестве, приводящем к значительному вреду без опьянения, или (3) исключительно в развлекательных целях (аль-ляхв), к чему склонны грешники (аль-фуссак), являются недопустимыми. В исламском суде может быть назначено наказание (ат-та’зир), назначенное судьей или правителем.
     
  2. Твердые опьяняющие вещества с лечебной целью допустимы, если не существует жизнеспособной или равноэффективной дозволенной (халяль) альтернативы, вероятна польза, а опьянение или больший вред не ожидаются. Если ожидается опьянение, то лекарство разрешено, если существует угроза жизни или конечностям (дарура). Для определения вероятности вреда и пользы следует проконсультироваться со знающим, правденым врачом мусульманином[15].
     
Неопьяняющие жидкие или твёрдые вещества могут применяться, если нет других причин для их нежелательности или недопустимости, например, другие виды вреда, запретные (харам) ингредиенты, обычай грешников (фасиков) и т.д.
 

Классификация марихуаны

 
Большинство учёных признали способность хашиша опьянять и отнесли его к категории сильных опьяняющих веществ. Имам аз-Заркаши писал:
 
«Что касается правоведов (факихов), то они четко заявили, что это опьяняющее вещество... и в этом нет разногласий с нашей точки зрения. Иногда они определяют опьянённого как того, кто искажает (иным образом) свою ясную речь и раскрывает свои тайны, или как того, кто не может отличить небо от земли и длину от ширины».
 
После цитирования имама аль-Карафи как единственного несогласного, который заявил, что хашиш не является опьяняющим веществом, а скорее тем, что подчиняет и запутывает разум без удовольствия, он продолжает опровергать его и утверждать, что это опьяняющее средство. Далее он пишет:
 
«Из этого стало ясно, что у хашиша есть опьяняющий (аль-искар) и развращающий (аль-ифсад) эффект, который равен вину (аль-хамр) по своему воздействию и хуже него из-за большей испорченности. Правильным мнением является то, что это опьяняющее средство, как на этом сошлись знающие о растениях».[16]
 
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни также сказал:
 
«Кто сказал: "Оно не опьяняет, а только расслабляет", то это упрямство! Ведь оно доставляет удовольствие и опьяняет так же, как и вино (аль-хамр). Даже если мы согласимся с тем, что оно не опьяняет, то оно ослабляет тело (аль-муфтир). Поистине, Абу Дауд передал, что Посланник Аллаха запретил все, что вызывает опьянение и ослабление».[17]
 
Некоторые ученые, такие как шейхи Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ибн Таймийя и Ибн Абидин, также признавали его в качестве возбудителя физического и духовного вреда, многое из которого было перечислено выше. Если не считать его опьяняющим веществом, то его предосудительность в Шариате несколько снижается. Однако он по-прежнему считается недопустимым из-за известного вреда.

Некоторые называли его развращающим (аль-муфсид) разум и приводили в качестве причины его недопустимости не опьяняющее вещество, а вещество, удерживающее от поминания Аллаха. Имам аль-Хаскафи в «Ад-Дурр аль-Мухтар» писал:
 
«Употребление в пищу конопли и хашиша, получаемых из листьев конопли, а также опиума, недопустимо, поскольку они развращают разум и препятствуют поминанию Аллаха и молитве».
 
Имамы Ибн Абидин и ат-Тaхтави согласились с ним и разъяснили его положения в своих комментариях. Имамы аль-Майдани и ан-Нахляви утверждают то же самое в «аль-Любаб» и «ад-Дурар» соответственно.[18]
 
Некоторые ученые, такие как имамы ас-Сарахси и аль-Кухустани, считают, что твердые опьяняющие вещества, такие как конопля (аль-бандж), допустимы, если человек не опьянеет. Однако имамы аль-Айни и Ибн Абидин разъяснили, что дозволенность обусловлена разрешенной потребностью, например, медицинским применением.[19]

Имамы аль-Ираки, Ибн Таймийя и аль-Карафи заявили, что существует единогласие ученых (аль-иджма) в отношении недопустимости хашиша.[20]
 
Имам Ибн Абидин добавил, что если бы хашиш использовался во времена четырех имамов-муджтахидов (Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи'и и Ибн Ханбаля), то это было бы и их мнением. Имам ат-Тaхтави в своем труде «Хашия ‘аля ад-Дурр аль-Мухтар» привёл некоторый исторический контекст. Он сообщил, что имама ас-Сарахси спросили о хашише, и он ответил:
 
«От Имама Абу Хaнифы о нём не было передано ничего, поскольку его употребление не было распространено в его время. Постановление о нем осталось на уровне первоначальной дозволенности».
 
Он продолжал оставаться неизвестным и во времена саляфов. Имам Асад ибн `Амр, один из учеников имама Абу Ханифы, сказал:
 
«Он был дозволенным (мубах). Когда же вред от него стал повсеместным, и испытания, заключенные в нём охватили земли, а глупость победила разум из-за его употребления, тогда все имамы Трансоксианы (а’имма ма вара ан-нахр) признали его недопустимым. Таким образом, они постановили так, как постановил имам аль-Музани. Они постановили уничтожить его (путём) сожжения, наказать его продавца и затруднить его употребление. Таким образом, теперь фетва обеих правовых школ (ханафитской и шафиитской) о его недопустимости такова, что было сказано:
 
«Тот, кто говорит, что это дозволено, является еретиком-новатором (зындык)», и они постановили, что вступление его талака (в состоянии опьянения) в силу является для него наказанием, как и для (любого другого) опьяневшего».[21]
 

Шариатское постановление

 
В итоге марихуану и все другие ТГК-содержащие продукты можно разделить на категории по их различным эффектам и применению:
 
  1. Количество, вызывающее опьянение, категорически недопустимо.
     
  2. Количество, которое вредит, но не опьяняет, является недопустимым.
     
  3. Количество, которое не вредит и не опьяняет, но напоминает греховное, препятствует поминанию Аллаха и является актом легкомысленного отвлечения, является недопустимым.
     
  4. То, что используется с дозволенной целью (например, лекарство) без опьянения или перевешивающего вреда, является дозволенным.
     
  5. То, что используется в случае острой необходимости (например, угроза жизни или конечностям) и вызывает опьянение, является дозволенным.[22]
 
Вышеуказанные постановления относятся к ТГК-содержащим препаратам, включая марихуану, гашиш и все другие препараты, которые курят, выпаривают, принимают внутрь или употребляют любым другим способом. Применение препаратов для кожи, изготовленных из каннабиса, допустимо, поскольку они являются чистыми (тахир).

Препараты КБД с незначительным содержанием ТГК или без него, не вызывающие потенциального опьянения, не являющиеся предметом злоупотребления грешников (фуссак) или имеющие известные вредные эффекты, разрешено употреблять с или без разрешения практикующего врача.
 

Дополнительные аспекты

 
Ниже приводятся некоторые аяты, хадисы и высказывания различных учёных относительно употребления интоксикантов. Они приведены здесь в качестве дополнительных соображений для читателя.
 

Аяты Корана

 

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

 

«[Пророк ﷺ] объявит разрешенным благое и запрещенным мерзкое (аль-хабаис)». (Сура «Аль-А'раф», аят 157)

 
Имам аз-Заркаши сказал:
 
«Самая большая нечистота (аль-хабис) — это то, что развращает интеллект, который все религии и Шариат обязали защищать». Толкователи Корана указывают на это, говоря, что под «аль-хабаис» подразумевается всё то, что естество находит вредоносным и нечистым, например, физический, духовный и интеллектуальный вред.
 

إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ

 

«Поистине, шайтан желает ввергнуть вас во вражду и (взаимную) ненависть посредством вина и азартных игр и помешать вам поминать Аллаха и (совершать) намаз. Неужели вы не перестанете?» (Сура «Аль-Маида», аят 91)

 

وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَعِبٌ وَلَهْوٌ ۖ وَلَلدَّارُ الْآخِرَةُ خَيْرٌ لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ ۗ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

 

«Земная жизнь — это лишь игра и забава (аль-ляхв), а вечная обитель (Рай — место нескончаемых наслаждений) лучше (чем земная жизнь) для тех, кто остерегается (неверия). Неужели вы не понимаете (этого)?!» (Сура «Аль-Ан'ам», аят 32)

 

Хадисы Пророка

 

عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ، قَالَتْ نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنْ كُلِّ مُسْكِرٍ وَمُفْتِرٍ

 

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ запретил нам любое опьяненяющее вещество и муфтир». (Абу Дауд, №3686)

 
Муфтир — это то, что расслабляет тело и ослабляет его. Цитируя этот хадис, имам аль-Хаскафи писал о потребителях табака:
 
«Наш шейх ан-Наджм сказал: "Его курильщик утверждает, что он [табак] не опьяняет, и даже если мы согласимся с этим, то это муфтир, а это недопустимо"».
 
Несмотря на то, что речь идет о табаке, этот принцип применим к марихуане в равной, если не в большей степени. Цитируя этот хадис, имам аз-Заркаши также сказал нечто подобное конкретно о хашише.
 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏ “‏ الْمُؤْمِنُ الْقَوِيُّ خَيْرٌ وَأَحَبُّ إِلَى اللَّهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيفِ

 

Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый верующий». (Муслим, №2664)

 
Как минимум, марихуана одурманивает своего потребителя, а как максимум, мешает и ослабляет его от того, что ожидается от верующего душой и телом.
 

عَنْ دَيْلَمٍ الْحِمْيَرِيِّ، قَالَ سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فَقُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّا بِأَرْضٍ بَارِدَةٍ نُعَالِجُ فِيهَا عَمَلاً شَدِيدًا وَإِنَّا نَتَّخِذُ شَرَابًا مِنْ هَذَا الْقَمْحِ نَتَقَوَّى بِهِ عَلَى أَعْمَالِنَا وَعَلَى بَرْدِ بِلاَدِنَا ‏.‏ قَالَ ‏”‏ هَلْ يُسْكِرُ ‏”‏ ‏.‏ قُلْتُ نَعَمْ ‏.‏ قَالَ ‏”‏ فَاجْتَنِبُوهُ ‏”‏ ‏.‏ قَالَ قُلْتُ فَإِنَّ النَّاسَ غَيْرُ تَارِكِيهِ ‏.‏ قَالَ ‏”‏ فَإِنْ لَمْ يَتْرُكُوهُ فَقَاتِلُوهُمْ ‏”‏ ‏.‏

 

Дайлам аль-Химьяри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я спросил Пророка ﷺ, сказав: "О Посланник Аллаха, мы живем в холодной местности, где выполняем тяжелую работу, и мы делаем ликер из пшеницы, чтобы получить от него силу для нашей работы и выдержать холод нашей земли". Он ﷺ спросил: "Он опьяняет?". Я ответил: "Да". Он ﷺ сказал: "Ты должен избегать его". Я сказал: "Люди не откажутся от него". Он сказал: "Если они не откажутся от этого, сражайся с ними"». (Абу Дауд, №3683)

 

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏”‏ كُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ إِنَّ عَلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ عَهْدًا لِمَنْ يَشْرَبُ الْمُسْكِرَ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ ‏”‏ ‏.‏ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ قَالَ ‏”‏ عَرَقُ أَهْلِ النَّارِ أَوْ عُصَارَةُ أَهْلِ النَّارِ ‏”‏

 

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Любое опьяняющее вещество запрещено. Поистине, Аллах, Возвышенный и Величественный, обещал тем, кто пьёт опьяняющие вещества, питьё из тинах аль-хибаль". Они сказали: "Посланник Аллаха, что такое тинах аль-хибаль? Он сказал: "Это пот обитателей Ада или выделения обитателей Ада". (Муслим, №2002)

 

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ ‏ “‏ مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ ‏”‏

 

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «То, что опьяняет в больших количествах, является харамом в малых количествах». (ат-Тирмизи, №1865, Абу Дауд, №3681)

 

Мнения учёных

 
Имам аль-Хаскафи писал:
 
«В аль-Джами аль-Фатава было передано, что тот, кто утверждает о дозволенности конопли и хашиша, является еретиком-нововведенцем».
 
Далее имам Наджмуддин аз-Захиди сказал:
 
«Он будет объявлен вероотступником, и лишение его жизни государством будет допустимым».
 
Подобные слова передали аль-Карафи и Ибн Таймийя. Несмотря на то, что правильным мнением является то, что он останется мусульманином и не будет казнён, эти комментарии показывают степень тяжести таких веществ.[23]

Имам Джалалуддин ас-Суюти рассказывает, что однажды в Каир приехал незнакомец и попросил доказательства о недопустимости хашиша. Тогдашние учёные собрались вместе, чтобы обсудить этот вопрос. К большому одобрению присутствующих, в конце концов Хафиз Зейнуддин аль-Ираки выступил и предоставил доказательство посредством хадиса от Умм Салямы, приведенного выше.[24]

Шейх Ашраф Али ат-Танви резко писал о курении и курильщиках:
 
«...и чувства затуманены (этим), и они похожи на людей Огня тем, что дым выходит из их ртов и носов. Даже дым и огонь сами по себе являются орудиями наказания (в Джаханнаме). Они смешались с [дымом и огнём] (в этой дунье) и привыкли к ним... Из высказываний людей кашфа и правдивых снов известно, что курильщики не входят в благословенную компанию Пророка , а некоторые видели, как их наказывают (после смерти). Да дарует нам Аллах убежище от этого».[25]
 
[1] Cannabis (Marijuana) and Cannabinoids: What You Need To Know. https://www.nccih.nih.gov/health/cannabis-marijuana-and-cannabinoids-what-you-need-to-know.
 
[2] Updates on Cannabis Use and Dangers in the U.S. http://www.emdocs.net/updates-cannabis-use-dangers-u-s/
The Normalization of Cannabis Use Among Bangladeshi and Pakistani Youth: A New Frontier for the Normalization Thesis? https://doi.org/10.1080/10826084.2016.1233565
 
[3] زهر العريش في تحريم الحشيش، المقدمة للدكتور السيد أحمد فرج، دار الوفاء للطباعة والنشر والتوزيع، ص 42
 
[4] زهر العريش في تحريم الحشيش، المقدمة للدكتور السيد أحمد فرج، دار الوفاء للطباعة والنشر والتوزيع، ص 47
 
[5] زهر العريش في تحريم الحشيش، بدر الدين محمد بن عبد الله بن بهادر الزركشي الشافعي، دار الوفاء للطباعة والنشر (الشاملة)، 91
 
[6] زهر العريش في تحريم الحشيش، بدر الدين محمد بن عبد الله بن بهادر الزركشي الشافعي، دار الوفاء للطباعة والنشر (الشاملة)، 93
وذكر بعضهم أنه جُمع فيها مائة وعشرون مضرة دينية ودنيوية
رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:458
بل نقل ابن حجر عن بعض العلماء أن في أكل الحشيشة مائة وعشرين مضرة دينية ودنيوية
 
[7] Adverse Health Effects of Marijuana. https://doi.org/10.1056/NEJMra1402309.
Cannabis and pain: a scoping review. https://doi.org/10.1016/j.bjane.2021.06.018.
Medicinal use of cannabis based products and cannabinoids. https://doi.org/10.1136/bmj.l1141.
Marijuana: A systems-based primer of adverse effects associated with use and an overview of its therapeutic utility. https://doi.org/10.1177/20503121211000909
Marijuana’s Effects on Human Cognitive Functions, Psychomotor Functions, and Personality. https://doi.org/10.1080/00221309.1986.9710540
The Psychopharmacology of Cannabis and its Impact on Mental Health – A Primer. https://psychscenehub.com/psychinsights/psychopharmacology-cannabis-and-mental-health/
 
[8] زهر العريش في تحريم الحشيش، بدر الدين محمد بن عبد الله بن بهادر الزركشي الشافعي، دار الوفاء للطباعة والنشر (الشاملة)، 99
 
[9] An Overview of Major and Minor Phytocannabinoids. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-800213-1.00062-6.
 
[10] Dosage, Efficacy and Safety of Cannabidiol Administration in Adults: A Systematic Review of Human Trials. https://doi.org/10.14740/jocmr4090.
 
[11] A Mapping Literature Review of Medical Cannabis Clinical Outcomes and Quality of Evidence in Approved Conditions in the USA from 2016 to 2019. https://doi.org/10.1159/000515069.
 
Benefits and harms of medical cannabis: a scoping review of systematic reviews. https://doi.org/10.1186/s13643-019-1243-x.
 
[12] الهداية في شرح بداية المبتدي، علي بن أبي بكر بن عبد الجليل الفرغاني المرغيناني، دار احياء التراث العربي (الشاملة)، 2:355
” والسكران الذي يحد هو الذي لا يعقل منطقا لا قليلا ولا كثيرا ولا ولا يعقل الرجل من المرأة ” قال العبد الضعيف: ” وهذا عند أبي حنيفة رحمه الله وقالا هو الذي يهذى ويختلط كلامه ” لأنه هو السكران في العرف وإليه مال أكثر المشايخ رحمهم الله وله أنه يؤخذ في اسباب لحدود بأقصاها درءا للحد ونهاية السكر أن يغلب السرور على العقل فيسلبه التمييز بين شيء وشيء وما دون ذلك لا يعرى عن شبهة الصحو والمعتبر في القدح المسكر في حق الحرمة ما قالاه بالإجماع أخذا بالاحتياط
 النهر الفائق شرح كنز الدقائق، سراج الدين عمر بن إبراهيم بن نجيم، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 1:58
(سكر) بضم السين المهملة اسم مصدر والجمع سكرى وسكارى بضم السين وفتحها واختلف في حده هنا وفي الأيمان والحدود فقال الإمام انه سرور يزيل العقل فلا يعرف به السماء من الأرض ولا الطول من العرض وخوطب زجرا له وقالا بل يغلب عليه فيهذأ في أكثر كلامه ولا شك انه إذا وصل إلى هذه الحالة فقد دخل مشيته اختلال والتقييد بالأغلب يفيد أن النصف من كلامه لو استقام لا يكون سكرانا وقد رجحوا قولهما في الأبواب الثلاثة. قال في حدود (الفتح) وأكثر المشايخ على قولهما واختاروه للفتوى
رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 1:144
(وَجُنُونٌ وَسُكْرٌ) بِأَنْ يَدْخُلَ فِي مَشْيِهِ تَمَايُلٌ وَلَوْ بِأَكْلِ الْحَشِيشَةِ
(قوله: وسكر) هو حالة تعرض للإنسان من امتلاء دماغه من الأبخرة المتصاعدة من الخمر ونحوه، فيتعطل معه العقل المميز بين الأمور الحسنة والقبيحة إسماعيل عن البرجندي (قوله: يدخل) أي به. قال في النهر: واختلف في حده هنا وفي الأيمان والحدود؛ فقال الإمام: إنه سرور يزيل العقل فلا يعرف به السماء من الأرض ولا الطول من العرض وخوطب زجرا له. وقالا: بل يغلب عليه فيهذي في أكثر كلامه، ولا شك أنه إذا وصل إلى هذه الحالة فقد دخل في مشيته اختلال، والتقييد بالأكثر يفيد أن النصف من كلامه لو استقام لا يكون سكران وقد رجحوا قولهما في الأبواب الثلاثة. قال في حدود الفتح: وأكثر المشايخ على قولهما واختاروه للفتوى؛ وفي نواقض المجتبى الصحيح قوله: ما اهـ أي فلا يشترط في حده أن يصل إلى أن لا يعرف الأرض من السماء. (قوله: ولو بأكل الحشيشة) ذكره في النهر بحثا، واستدل له بما في شرح الوهبانية من أنهم حكموا بوقوع طلاقه إذا سكر منها زجرا له. قال الشيخ إسماعيل: ولا يخفى أن قول البرجندي من الخمر ونحوه شامل له إذا تعطل العقل، وقول البحر بمباشرة بعض الأسباب. اهـ.
الاختيار لتعليل المختار، عبد الله بن محمود بن مودود الموصلي، مطبعة الحلبي – القاهرة (الشاملة)، 4:98
(والسكران من لا يعرف الرجل من المرأة والأرض من السماء) وقالا: هو الذي يخلط كلامه ويهذي لأنه المتعارف بين الناس وهو اختيار أكثر المشايخ، وأبو حنيفة يأخذ في أسباب الحدود بأقصاها درءا للحد، وأقصاه الغلبة على العقل حتى لا يميز بين الأشياء، لأنه متى ميز فذلك دلالة الصحو أو بعضه وأنه ضد السكر، فمتى ثبت أحدهما أو شيء منه لا يثبت الآخر.
الإيثار لحل المختار، محيي الدين الجويزاده، مكتبة الإرشاد، 3:453
(والسكران: ألا يعرف الرجل من المرأة، والأرض من السماء) في حق إيجاب الحد على من سكر من غير الخمر .وقالا: هو الذي يخلط كلامه ويهذي؛ لأنه هو المتعارف. وعن علي رضي الله عنه أنه قال: “إذا سكر هذى كلاما فاحشا بسببه.” لأبي حنيفة: أن الحد عقوبة، فيعتبر في سببه نهاية السكر، احتيالا للدرء، ونهايته أن يسلب عنه التمييز. والفتوى على قولهما . اعلم أن الخلاف في حق الحد. وأما في حق الحرمة، فقوله كقولهما أخذ بالاحتياط، حتى أن القدح الذي هذى عقيبه يكون حراما اتفاقا.
حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح شرح نور الإيضاح، أحمد بن محمد بن إسماعيل الطحطاوي، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 91
(“و” ينقضه “سكر” وهو خفة يظهر أثرها بالتمايل وتلعثم الكلام لزوال القوة الماسكة بظلمة الصدر وعدم انتفاع القلب بالعقل)
قوله: “يظهر أثرها بالتمايل” هذا التعريف باتفاق هنا كما في الحلبي كما أنه باتفاق في الايمان أن يهذي ويخلط في أكثر كلامه كما صرح به الزيلعي في كتاب الحدود واختلف في حده في باب الحد فقال الإمام: هو أن لا يعرف الأرض من السماء ولا الرجال من النساء لأن الحد عقوبة يحتال لدرئها فيعتبر نهاية السكر وقالا هو أن يهذي في كلامه لأنه هو السكر في العرف قال في النهر وينبغي النقض بأكل الحشيشة إذ دخل في مشيته إختلال
الأشباه والنّظائر على مذهب أبي حنيفة النّعمان، ابن نجيم المصري، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 268
واختلف في حد السكران فقيل: من لا يعرف الأرض من السماء والرجل من المرأة. وبه قال الإمام الأعظم رحمه الله.
وقيل: من في كلامه اختلاط وهذيان، وهو قولهما، وبه أخذ كثير من المشايخ والمعتبر في القدح المسكر في حق الحرمة ما قالاه احتياطا في المحرمات.
البناية شرح الهداية، أبو محمد، بدر الدين العينى، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 6:359
م: (وقال العبد الضعيف) ش: أي المصنف – رَحِمَهُ اللَّهُ – م: (وهذا) ش: أي المذكور في حد السكران م: (عند أبي حنيفة – رَحِمَهُ اللَّهُ -) ش: إنما بين الخلاف بقوله لأن المذكور أولا من مسائل ” الجامع الصغير ” ولم يذكر فيه الخلاف. م: (وقالا) ش: أي قال أبو يوسف ومحمد – رحمهما الله – م: (هو) ش: أي السكران م: (الذي يهذي) ش: بفتح الياء وسكون الهاء وكسر الذال المعجمة. قال الجوهري: هذا في منطقه يهذي ويهذو هذوا وهذيا. قلت: الهذيان كلام محيط مختلط من غير أن يفيد شيئا م: (ويخلط كلامه) ش: يصلح أن يكون تفسيرا مميزا لقوله: يهذي م: (لأنه) ش: أي لأن الهذي يهذي ويخلط كلامه م: (هو السكران في العرف) ش: أي في عرف الناس وعادتهم، وبه قال الشافعي وأحمد ومالك وأبو ثور – رَحِمَهُمُ اللَّهُ -. وإن كان نصف كلامه هذيانا، ونصفه مستقيما فليس بسكران م: (وإليه) ش: أي إلى قولهما م: (مال أكثر المشايخ – رَحِمَهُمُ اللَّهُ -) ش: كذا في ” المبسوط ” واختاره للفتوى.
وعن بشر بن الوليد – رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ -: سألت أبا يوسف: من السكران الذي عليه الحد؟ قال: يستقرأ أن يقرأ {قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ} [الكافرون: 1] ولا يقدر عليه.
فقلت له: غير هذه السورة، وربما أخطأ فيه الصاحي، قال: لأن الله تعالى بين الذي عجز عن قراءة هذه السورة سكران؛ لأن واحد من الصحابة صلى بالناس قبل تحريم الخمر وكان سكران، وقرأ هذه السورة، بخلاف ما أنزلت، فنزل قَوْله تَعَالَى: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَى} [النساء: 43] (النساء: الآية 43) ، فثبت أنه إذا عجز عن قراءة هذه السورة عرف أنه سكران.
عون المعبود شرح سنن أبي داود، ومعه حاشية ابن القيم، أبو عبد الرحمن العظيم آبادي، دار الكتب العلمية، 10:93
والسكر من الخمر عند أبي حنيفة رحمه الله أن لا يعلم الأرض من السماء وعند أبي يوسف ومحمد والشافعي أن يختلط كلامه وعند بعضهم أن يختلط في مشيه بحركة
 
[13] البناية شرح الهداية، بدر الدين العينى، دار الكتب العلمية (الشاملة)، ج 12، ص 348
(أن عينها) ش: أي عين الخمر م: (حرام غير معلول بالسكر ولا موقوف عليه) ش: أي على السكر
الفتاوى الهندية، دار الفكر (الشاملة)، ج 5، ص 410
(وأما الخمر فلها أحكام ستة:) أحدها: أنه يحرم شرب قليلها وكثيرها
 
[14] اللباب في شرح الكتاب، عبد الغني الميداني، المكتبة العلمية (الشاملة)، ج 3  ص 213
(الأشربة المحرمة أربعةٌ: الخمر…) (ونبيذ العسل والتين والحنطة والشعير والذرة حلالٌ) وحرام عند محمد فيحد ويقع كما في الكافي، وعليه الفتوى كما في الكفاية وغيره، اهـ. ومثله في التنوير والملتقى والمواهب والنهاية والمعراج وشرح المجمع وشرح درر البحار والعيني حيث قالوا الفتوى في زماننا بقول محمد، لغلبة الفساد.
حبیب الفتاوی، مکتبہ طیبہ ریبند، ج ۱ ص ۱۱۹؎۱۳۰
 
[15] رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 1:210
وقيل يرخص إذا علم فيه الشفاء ولم يعلم دواء آخر كما رخص الخمر للعطشان وعليه الفتوى
السابق، 6:389
وفي التهذيب: يجوز للعليل شرب البول والدم والميتة للتداوي إذا أخبره طبيب مسلم أن شفاءه فيه، ولم يجد من المباح ما يقوم مقامه
السابق، 1:233
(قوله أو قول حاذق مسلم) أي إخبار طبيب حاذق مسلم غير ظاهر الفسق، وقيل عدالته شرط
المحيط البرهاني في الفقه النعماني، أبو المعالي برهان الدين، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 5:373
فإن الاستشفاء بالمحرم إنما لا يجوز إذا لم يعلم أن فيه شفاءً؛ أما إذا علم أن فيه شفاء، وليس له دواء آخر غيره فيجوز الاستشفاء به؛ ألا ترى إلى ما ذكر محمد رحمه الله في كتاب الأشربة إذا خاف الرجل على نفسه العطش، ووجد الخمر شربها إن كان يدفع عطشه؛ لكن يشرب بقدر ما يرويه ويدفع عطشه، ولا يشرب للزيادة على الكفاية.
البحر الرائق شرح كنز الدقائق، بابن نجيم المصري، دار الكتاب الإسلامي (الشاملة)، 1:122
الاستشفاء بالحرام يجوز إذا علم أن فيه شفاء ولم يعلم دواء آخر اهـ. وفي فتاوى قاضي خان معزيا إلى نصر بن سلام معنى قوله – عليه السلام – «إن الله لم يجعل شفاءكم فيما حرم عليكم» إنما قال ذلك في الأشياء التي لا يكون فيها شفاء فأما إذا كان فيها شفاء فلا بأس به ألا ترى أن العطشان يحل له شرب الخمر للضرورة اهـ.
رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:457
أقول: هذا غير ظاهر، لأن ما يخل العقل لا يجوز أيضا بلا شبهة فكيف يقال إنه مباح: بل الصواب أن مراد صاحب الهداية وغيره إباحة قليله للتداوي ونحوه ومن صرح بحرمته أراد به القدر المسكر منه، يدل عليه ما في غاية البيان عن شرح شيخ الإسلام: أكل قليل السقمونيا والبنج مباح للتداوي، ما زاد على ذلك إذا كان يقتل أو يذهب العقل حرام اهـ فهذا صريح فيما قلناه مؤيد لما سبق بحثناه من تخصيص ما مر من أن ما أسكر كثيره حرم قليله بالمائعات، وهكذا يقول في غيره من الأشياء الجامدة المضرة في العقل أو غيره، يحرم تناول القدر المضر منها دون القليل النافع، لأن حرمتها ليست لعينها بل لضررها.
فتاوی محمودیہ، جامیہ فاروقیہ کراچی، 18:380-386
امداد الفتاوى جديد، دوا میں افیعون، زكريا بك ڈپو انڈیا الھند، 9:257
 
[16] زهر العريش في تحريم الحشيش، بدر الدين محمد بن عبد الله بن بهادر الزركشي الشافعي، دار الوفاء للطباعة والنشر (الشاملة)، 102
وأما الفقهاء: فقد صرحوا بأنها مسكرة منهم… ولا يعرف فيه خلاف عندنا، وقد يدخل في حدهم السكران، بأنه الذي اختلط كلامه المنظوم، وباح بسره المكتوم، أو الذي لا يعرف السماء من الأرض، ولا الطول من العرض.
السابق 111
والصواب أنها مسكرة، كما أجمع عليه العارفون بالنبات
رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:457
(قوله وكذا جوزة الطيب) وكذا العنبر والزعفران كما في الزواجر لابن حجر المكي، وقال: فهذه كلها مسكرة، ومرادهم بالإسكار هنا تغطية العقل لا مع الشدة المطربة لأنها من خصوصيات المسكر المائع، فلا ينافي أنها تسمى مخدرة، فما جاء في الوعيد على الخمر يأتي فيها لاشتراكهما في إزالة العقل المقصود للشارع بقاؤه اهـ.
 
[17] سبل السلام، محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني، دار الحديث (الشاملة)، 2:451
ويحرم ما أسكر من أي شيء وإن لم يكن مشروبا كالحشيشة قال المصنف: من قال: إنها لا تسكر وإنما تخدر فهي مكابرة فإنها تحدث ما تحدث الخمر من الطرب والنشوة، قال: وإذا سلم عدم الإسكار فهي مفترة وقد أخرج أبو داود أنه «نهى رسول الله – صلى الله عليه وسلم – عن كل مسكر ومفتر»
 
[18] رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:458
(ويحرم أكل البنج والحشيشة) هي ورق القتب (والأفيون) لأنه مفسد للعقل ويصد عن ذكر الله وعن الصلاة
ونقل عن ابن تيمية أن من قال بحلها كفر. قال: وأقره أهل مذهبه اهـ وسيأتي مثله عندنا…
(قوله لأنه مفسد للعقل) حتى يصير للرجل فيه خلاعة وفساد جوهرة
اللباب في شرح الكتاب، عبد الغني الميداني، المكتبة العلمية (الشالمة)، 3:217
ولا يجوز أكل البنج والحشيش والأفيون، وذلك كله حرام، لأنه يفسد العقل ويصد عن ذكر الله وعن الصلاة، لكن تحريم ذلك دون تحريم الخمر، فإن أكل شيئا من ذلك لا حد عليه، وإن سكر منه، بل يعزر بما دون الحد كما في الجوهرة.
الدرر المباحة في الحظر والإباحة، خليل بن عبد القادر الشيباني (النحلاوي)، الشاملة، 282
ويحرم أكل البنج (1)، والحشيشة (2)، والأفيون (3)، لأنه مفسدٌ للعقل، ويَصُدُّ عن ذكر اللَّه، وعن الصلاة، لكن دون حرمة الخمر. فإنْ أكل شيئاً من ذلك، (ف) لا حَدَّ عليه، وإن سكر منه، بل يُعَزّر، بما دون الحَدّ، لأن الشرع أوجب الحدّ بالسُّكر من المشروب، لا المأكول. ومثلُ الحشيشة – في الحرمة – جوزةُ الطِّيب، وكذا العنبر، والزّعفران، ومثله: زهر القطن، فإنه قويُّ التفريح، يبلغ الإسكار، فهذا كلُّه، ونظائرُه، يَحْرم استعمالُ القدر المسكر منه، دون القليل، بخلاف الخمر.
 
[19] البناية شرح الهداية، بدر الدين العينى، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 11:599
 وذكر شمس الأئمة السرخسي في أثناء الكلام أنه مباح كالبنج، وعامة المشايخ – رحمهم الله -: قالوا مكروه كراهية التحريم إلا أنه لا يحد وإن زال عقله كما لو تناول البنج وارتفع إلى رأسه حتى زال عقله يحرم ذلك ولا يحد فيه؛
 
[20] عون المعبود شرح سنن أبي داود، ومعه حاشية ابن القيم، أبو عبد الرحمن العظيم آبادي، دار الكتب العلمية، 10:92
وحكى العراقي وبن تيمية الإجماع على تحريم الحشيشة وأن من استحلها كفر
 
[21] كتاب الزواجر عن اقتراف الكبائر، ابن حجر الهيتمي، دار الفكر (الشاملة)، 1:354
وحكى القرافي وابن تيمية الإجماع على تحريم الحشيشة
سبل السلام، محمد بن إسماعيل الأمير الصنعاني، دار الحديث (الشاملة)، 2:451
وحكى العراقي وابن تيمية الإجماع على تحريم الحشيشة وأن من استحلها كفر
حاشية الطحطاوي على الدر المختار، احمد بن محمد الطحطاوي، دار الكتب العلمية، 11:295
 
[22] البناية شرح الهداية، بدر الدين العينى، دار الكتب العلمية (الشاملة)، 6:355
وقال الأكمل: هذا ليس بصحيح؛ لأن رواية المحبوبي تدل على أن السكر الحاصل من البنج حرام لا على أن البنج حرام. وكلام المصنف يدل على أن البنج مباح، ولا يأتي بينهما، انتهى. قلت: فيما قاله تقوية لمن يولع بالبنج، وفيه من الفساد مالا يخفى. وقال في أشربته الخاصة وشرب البنج للتدواي، ولا بأس به فإن ذهبت بعقله لم يحل، وإن سكر منه لم يحد عندهما، خلافا لمحمد – رَحِمَهُ اللَّهُ -.قلت: ينبغي اليوم أن يفتى بقول محمد – رَحِمَهُ اللَّهُ – قطعا لمادة الفساد.
السابق 11:599
وذكر شمس الأئمة السرخسي في أثناء الكلام أنه مباح كالبنج، وعامة المشايخ – رَحِمَهُمُ اللَّهُ -: قالوا مكروه كراهية التحريم إلا أنه لا يحد وإن زال عقله كما لو تناول البنج وارتفع إلى رأسه حتى زال عقله يحرم ذلك ولا يحد فيه؛ لأنه ليس في شربه أي شرب اللبن تقليل آلة الجهاد وفي ” الخلاصة “: وهو الأصح.
رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:457
وفي القهستاني: هو أحد نوعي شجر القنب، حرام لأنه يزيل العقل، وعليه الفتوى، بخلاف نوع آخر منه فإنه مباح كالأفيون لأنه وإن اختل العقل به لا يزول، وعليه يحمل ما في الهداية وغيرها من إباحة البنج كما في شرح اللباب اهـ.
أقول: هذا غير ظاهر، لأن ما يخل العقل لا يجوز أيضا بلا شبهة فكيف يقال إنه مباح: بل الصواب أن مراد صاحب الهداية وغيره إباحة قليله للتداوي ونحوه ومن صرح بحرمته أراد به القدر المسكر منه، يدل عليه ما في غاية البيان عن شرح شيخ الإسلام: أكل قليل السقمونيا والبنج مباح للتداوي، ما زاد على ذلك إذا كان يقتل أو يذهب العقل حرام اهـ فهذا صريح فيما قلناه… وهو صريح في حرمة البنج والأفيون لا للدواء. وفي البزازية: والتعليل ينادي بحرمته لا للدواء اهـ كلام البحر. وجعل في النهر هذا التفصيل هو الحق.
والحاصل أن استعمال الكثير المسكر منه حرام مطلقا كما يدل عليه كلام الغاية. وأما القليل، فإن كان للهو حرام، وإن سكر منه يقع طلاقه لأن مبدأ استعماله كان محظورا، وإن كان للتداوي وحصل منه إسكار فلا، فاغتنم هذا التحرير المفرد.
السابق 4:42
(قوله أن البنج مباح) قيل هذا عندهما. وعند محمد ما أسكر كثيره فقليله حرام وعليه الفتوى كما يأتي. اهـ…. وبه علم أن المراد الأشربة المائعة، وأن البنج ونحوه من الجامدات إنما يحرم إذا أراد به السكر وهو الكثير منه، دون القليل المراد به التداوي ونحوه
الفتاوى الهندية، دار الفكر (الشاملة)،  5:415
السكر من البنج ولبن الرمكة حرام بالإجماع كذا في جواهر الأخلاطي.
فتاوى دار العلوم ديوبند, مكتبة دار العلوم ديوبند, 16:132-134
فتاوی مفتی محمود، محمد ریاض درانی، 10:451
احسن الفتاوی، مفتی رشید احمد، ایچ ایم سعید کمپنی، 8:483
 
[23] رد المحتار على الدر المختار، ابن عابدين، دار الفكر (الشاملة)، 6:458
 ونقل عن الجامع وغيره أن من قال بحل البنج والحشيشة فهو زنديق مبتدع؛ بل قال نجم الدين الزاهدي: إنه يكفر ويباح قتله.
 
[24] مرقاة الصعود إلى سنن أبي داود، جلال الدين عبد الرحمن السيوطي، دار ابن حزم (الشاملة)، 2:908
على تحريم الحشيشة، وعقد لذلك مجلسًا حضره علماء العصر، فاستدلّ الحافظ زين الدّين العراقي بهذا الحديث، فأعجب الحاضرين.
 
[25] امداد الفتاوى جديد، حقہ پینا، زكريا بك ڈپو انڈیا الھند، 8:564

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Как мусульманской молодёжи развлекаться «халяльным» образом?
Вопрос: Ассаляму 'алейкум, уважаемый муфтий! У меня возник следующий вопрос, не могли бы вы мне помочь: молодой подросток-мусульманин спр...
2 102
5 октября, 24
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Алляма Касим ибн Кутлубуга
Его имя — Зейн ад-Дин Абу аль-‘Адль Касим ибн Кутлубуга аль-Джамали аль-Ханафи, более известный как Алляма Касим. Он родился в Каире в 80...
1 211
12 сентября, 24

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как быть, если зовут на мероприятие, где свободно смешиваются мужчины и женщины?
Как быть, если зовут на мероприятие, где свободно смешиваются мужчины и женщины?
Вопрос: Если близкий друг или семья приглашают на мероприятие, и человек знает, что оно будет смешанным, с музыкой и т.д., должен ли он п...
4 274
26 февраля, 23
Что можно писать на могилах?
Что можно писать на могилах?
Вопрос: На многих мусульманских кладбищах на могиле покойного со стороны головы устанавливается доска с личными данными покойного и надпи...
9 071
19 февраля, 23