ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
Урок 11. Правила и условия протирания джаурабов по 4-ем мазхабам. Резюме по четырем мазхабам; Доводы четырех мазхабов
Резюме по четырем мазхабам
После указания книг четырех мазхабов по решению в отношении протирания тонких носков, великий египетский ученый, шейх Ахмад Камиль аль-Хадри пишет:
«Мы перечислили немалое количество утверждений ученых различных мазхабов. Они включают мнения всех ученых всех эпох по данному вопросу. В основном, по данному вопросу ученые принимают одно из четырех мнений:
1) Разрешается протирать джаураб, независимо от того, изготовлен ли он из кожи или иного материала, является он мунагаль или нет, в том случае, если он — толстый, вода не просачивается к ногам, если полить сверху, в нем можно ходить, и он скрывает участки тела, обязательные для мытья.
2) Не разрешается протирать его за исключением случая, когда он удовлетворяет ранее указанным условиям и является мунагаль.
3) Разрешается протирать джаураб, если он изготовлен из кожи, и он столь крепок, что нем можно ходить, без остановки, или он изготовлен не из кожи, но при этом является муджалляд или мунагаль.
4) Вообще не разрешается протирать джаураб, даже если он из кожи и в нем можно ходить.»[1]
Из указанного становится ясно, что, в соответствии с мнением подавляющего большинства ученых, протирать современные носки не разрешается.
Доводы четырех мазхабов
Ранее было доказано, что хадисы, в которых говорится о джаурабах, слабые. Почему же тогда четыре имама разрешили протирание джаурабов в случае выполнения вышеуказанных условий?
Разумным обоснованием данного факта служит то, что протирание джаурабов основано на киясе (аналогии), примененном к хуффам (а не хадисам, поскольку они недостаточно авторитетны для уточнения Корана). Соответственно, чтобы аналогия была верной, необходимо, чтобы джаурабы отвечали всем требованиям хуффов. Причиной тому служит тот факт, что изначальное правило Корана заключалось в мытье ног; однако поскольку протирание ног было установлено посредством таватур, ученые вывели правило о дозволенности протирания хуффов. В отличие от хуффов, протирание джаурабов упоминается только в нескольких хадисах. Мы подробно разъяснили статус данных хадисов. Поэтому для доказательства дозволенности нам нужно было прибегнуть к киясу. Аналогия будет верна только в том случае, если джаурабы отвечают всем требованиям, предъявляемым к хуффам. Имам Абу Бакр Аль Джассас пишет:
والأصل فيه أنه قد ثبت أن مراد الآية الغسل على ما قدمنا فلو لم ترد الآثار المتواترة عن النبي ص - في المسح على الخفين لما أجزنا المسح فلما وردت الآثار الصحاح واحتجنا إلى استعمالها مع الآية استعملناها معها على موافقة الآية في احتمالها للمسح وتركنا الباقي على مقتضى الآية ومرادها ولما لم ترد الآثار في جواز المسح على الجوربين في وزن ورودها في المسح على الخفين بقينا حكم الغسل على مراد الآية ولم ننقله عنه (أحكام القرآن للجصاص - ج 3 / ص 440
Имам Мухаммад писал в своем труде «Китаб иль худжах аля Ахль ар-раик» в главе о протирании хуффов:[2]
«Тем, кто использует аналогию в Сунне и асарах, необходимо подумать таким же образом, как они думают над теми случаями, где нет хадисов, и использовать аналогию хадисов подобно им».[3]
Великий маликитский ученый Ибн Рушд Аль-Малики (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) сказал:[4]
«Те, кто считает данные хадисы достоверными или считает использование аналогии по отношению к хуффам дозволенным, разрешают протирание джаурабов.»[5]
Так как протирание хуффов установлено вопреки киясу, необходимо, чтобы все, что с ними ассоциировалось, включало все их свойства.[6]
لا شك أن المسح على الخف على خلاف القياس فلا يصلح إلحاق غيره به إلا إذا كان بطريق الدلالة وهو أن يكون في معناه ومعناه الساتر لمحل الفرض الذي هو بصدد متابعة المشي فيه في السفر وغيره للقطع بأن تعليق المسح بالخف ليس لصورته الخاصة بل لمعناه للزوم الحرج في النزع المتكرر في أوقات الصلاة خصوصا مع آداب السير (شرح فتح القدير - ج 1 / ص 157
[1] «Нихая аль-мараб», стр.17
[2] ينبغي لمن قاس علي السنة و الآثار أن يقيس علي السنة ما لم يأت فيه أثر لما قد جاءت فيه الآثار مما يشبهه (كتاب الحجة علي أهل المدينة – (ج 1 / ص 44)
[4] و من صح عنده الأثر أو جوز القياس علي الخف أجاز المسح علي الجوربين (بداية المجتهد- (ج 1 / ص 52)
[5] «Бидая аль-Муджтахид», 1/52
[6] См. «Фатава Усмани» (372, 373)
Предыдущий урок
Урок 10. Правила и условия протирания джаурабов по 4-ем мазхабам. Шафиитский и Ханбалитский мазхабы
Следующий урок
Урок 12. Мнение имама Абу Ханифы о протирании джаурабов
Комментарии: 0
Правила форума