Циклы Авторы Сортировка

Урок 6. Определение слова «джаураб»

4 146
22 декабря, 15

Мы уже говорили о том, что сторонники протирания джаурабов считают, что под «джаурабами» подразумеваются тонкие носки. Рассмотрим, действительно ли данное значение является единственно возможным. Ниже мы приводим выдержку из «Тухфа аль-Ахвази»[1], в котором Мубаракфури цитирует определения большого количества лексикографов и факихов:

 
«Во второй главе говорится об определении слова «джаураб» и различных мнениях, касающихся данного вопроса. Фирузабади пишет в «Аль Камус», что «джаураб — это то, что покрывает ноги».[2]
 
«Муртаза Аз-Зубайди пишет в «Тадж аль урус», что «джаураб — это то, что покрывает ноги». В персидском языке это называется «каураб», что происходит от слова «каураба», обозначающего могилу человека».[3]
 
«Ат Тиби определяет джаураб как то, что покрывает кожу, - являющееся общеизвестным хуффом и доходящее до голеней. Подобное определение дается в «Маджма аль Бихар».[4]
 
«Аш-Шаукани определяет хуфф как обувь, изготовленную из шкуры животного и покрывающую ноги. Джурмук больше этого, а джаураб больше джурмука».[5]
 
«Аш-Шейх Абдульхак Ад Дехляви пишет в «Аль Лямагат», что джаураб — это хуфф, который надевается на хуфф и доходит до лодыжек. (Он надевается при) холоде и защищает низ хуффа от грязи и нечистот».[6]
 
«Кади Абу Бакр бин Араби пишет в «Ариза аль-Ахвази», что джаураб — это изготовленное из шерсти покрытие (чехол) для ноги. (Он надевается,) чтобы согреться».[7]
 
«Ибн Таймия пишет в «Фатава», что различие между джаурабами и обувью в том, что первые сделаны из шерсти, а вторые — из шкуры».[8]
 
«Аллама Аль Айни пишет, что джаураб надевается сирийцами в чрезвычайно холодную погоду. Он изготовлен из нитей нетканого шелка и надевается на ноги, доходя до места над лодыжками».[9],[10]
 
Кроме того, аллама Бурхан ад Дин Ибн Маза Аль Бухари (да будет доволен им Всевышний Аллах) цитирует ведущего ханафитского факиха, алламу Шамса аль Аиммах Аль Хальвани (да смилостивится над ним Всевышний Аллах):[11]
 
«Шамс аль Аиммах Аль Хальвани (да будет доволен им Всевышний Аллах) пишет в «Шарх Китаб ас Салят»: «Джаурабы бывают нескольких видов. Некоторые — из пряжи и шерсти, другие изготовлены только из пряжи. Некоторые изготовлены из меха. Некоторые сделаны из волос (шкуры животных), а другие — из тонкой кожи, и некоторые — из кирбаса (грубого хлопка)».[12]
 
Из приведенного становится ясно, что существовали различные виды джаурабов. Так, Мубаракфури писал:[13]
 
«Различия в объяснении слова «джаураб» связаны с двумя моментами: материалом, из которого он изготовлен, и его размером. После  указания данных двух пунктов, по которым имеются разногласия, аллама Абу ат Таиб Шамс аль Хак пишет в «Гоях аль максуд», что данное различие — а Аллах знает лучше — возникает либо из-за различной  трактовки (слова «джаураб») лексикографами, либо из-за того, что в разных местах существуют разные типы и виды джаурабов: где-то их изготавливают из шкуры животных, где-то — из шерсти, а где-то они смешанного вида. Соответственно, каждый ученый разъясняет слово «джаураб» в соответствии с тем, что видел в своей местности. Некоторые же ученые приводили все те виды, обнаруженные в различных городах».[14]
 

Из приведенного ясно, что под джаурабом отнюдь необязательно должен подразумеваться «тонкий хлопчатобумажный носок». Таким образом, даже если хадисы о протирании джаурабов посчитать достоверными (что не является верным, как мы разъяснили ранее), то и тогда они не могут быть использованы для доказательства допустимости протирания тонкого носка.

 

[1] (1/281, 282)

 

[2] المبحث الثاني في تفسير الجورب وبيان ما وقع فيه من الاختلاف

قال مجد الدين الفيروزابادي في القاموس الجورب لفافة الرجل انتهى

 

[3] وقال أبو الفيض مرتضى الزبيدي في تاج العروس الجورب لفافة الرجل وهو بالفارسية كورب وأصله كوربا

ومعناه قبر الرجل انتهى

 

[4] وقال الطيبي الجورب لفافة الجلد وهو خف معروف من نحو الساق انتهى وكذلك في مجمع البحار

 

[5] وقال الشوكاني في النيل الخف نعل من أدم يغطي القدمين والجرموق أكبر منه والجورب أكبر من الجرموق

 

[6] وقال الشيخ عبد الحق الدهلوي في اللمعات الجورب خف يلبس على الخف إلى الكعب للبرد ولصيانة الخف الأسفل من الدرن والغسالة انتهى

 

[7] وقال القاضي أبو بكر بن العربي في عارضة الأحوذي الجورب غشاء للقدم من صوف يتخذ للدفء انتهى

 

وقال الحافظ ابن تيمية في فتاواه الفرق بين الجوربين والنعلين إنما هو من كون هذا من صوف وهذا من جلود انتهى [8]

 

[9] (وقال العيني الجورب هو الذي يلبسه أهل البلاد الشامية الشديدة البرد وهو يتخذ من غزل الصوف المفتول يلبس في القدم إلى ما فوق الكعب انتهى (تحفة الأحوذي - (ج 1/ ص 281؛282

 

[10] «Тухфа аль-Ахвази» (1/281,282)

 

[11] و قال شمس الأئمة الحلواني رحمه الله تعالي في شرح كتاب الصلاة

:أ"الجورب أنواع

(منها ما يكون من غزل وصوف، ومنها ما يكون من غزل، ومنها ما يكون من شعر. و منها ما يكون من جلد رقيق و منها ما يكون من كرباس (المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة - (ج 1 / ص 344

 

[12] «Аль-Мухит аль-Бурхани», 1/344

 

[13]فالاختلاف في تفسير الجورب من جهتين من جهة ما يتخذ منه ومن جهة مقداره قال العلامة أبو الطيب شمس الحق في غاية المقصود بعد ذكر هذين النوعين من الاختلاف ما لفظه فهذا الاختلاف والله أعلم إما لأن أهل  اللغة  قد اختلفوا في تفسيره وإما لكون الجورب مختلف  الهيئة والصنعة في البلاد المتفرقة ففي بعض الأماكن يصنع من الأديم وفي بعضها من صوف وفي بعضها من كل الأنواع فكل من فسره إنما فسره على هيئة بلاده ومنهم من فسره بكل ما يوجد في البلاد بأي نوع كان انتهى كلامه (تحفة الأحوذي - (1 / 282)

 

[14] «Тухфа аль-Ахвази» (1/282)

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков