Циклы Авторы Сортировка

Урок 2. Омовение (вуду) и мытье ног

5 117
11 декабря, 15

Всевышний Аллах призывает в Коране:

 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ
 
«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и УМОЙТЕ ваши ноги до щиколоток».[1]
 
Данный аят ясно указывает на то, что мытье босых ног обязательно. Это подтверждается также большим количеством хадисов, четко и категорично говорящих о мытье ног. Это привело к тому, что вся умма пришла к согласованному мнению о мытье ног. Великий знаток хадисов, хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалани (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) сказал, что тот факт, что все сахабы, считавшие обтирание ног дозволенным, отреклись от этого мнения, является согласованным мнением[2],[3]
 
Ибн Аби Лайла (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) сказал[4]:
 
«Сподвижники Пророка Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) единогласны (в обязательности) мытья ног».[5]
 
Таким образом, у Ахль Ас Сунна нет разногласий по данному вопросу.[6]
 
Хуффы
 
Дозволенность протирания кожаных носков является согласованным мнением Ахль Ас Сунна. Причиной тому служит наличие столь большого количества хадисов, в которых говорится о дозволенности протирания кожаных носков, что они стали соответствовать категории «таватур». Если бы по протиранию хуффов не было такого количества хадисов, оно бы не было дозволенным. Великий ханафитский ученый, аш-шейх Абу Бакр Аль-Джассас (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) писал[7]:
 
«Общим принципом по данному вопросу является то, что значением аята, как передавалось, является мытье (ног). Если бы протирание хуффов не было установлено посредством таватур от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), мы бы не дали согласия (на протирание хуффов)».[8]
 
Муфтий Таки (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) также высказал похожее утверждение в «Фатава»[9].
 
Великий аулия и факих Аль-Хасан Аль-Басри (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) говорил, что семьдесят сахабов сообщили ему о протирании хуффов[10].
 
Другие ученые полагали, что о протирании хуффов сообщали восемьдесят сахабов. Маулана Абдулхай Аль Лакнави (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) привел полные повествования почти от пятидесяти сподвижников в своем труде «Ас-Сигая»[11]. Аллама Бадр ад Дин Аль Айни (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) указал на источники почти шестьдесят сподвижников в своем комментарии к «Шарх Магани аль асар»[12], а также в «Аль Биная»[13]. Он также указал статус большинства данных сообщений. Ибн Мунда (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) перечислил имена восьмидесяти сахабов в своем труде «Ат-Тазкирах»[14]. А аллама Синди (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) собрал имена всех восьмидесяти сахабов, включая источники большинства их сообщений в своем фундаментальном труде «Тавали аль-Анвар»[15].

Поэтому Ибн Хаджар (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) утверждал[16]:
 
«Группа хафизов четко указывала на то, что протирание хуффов — мутаватир».[17]
 
Все те сахабы, которые поначалу не признавали протирание хуффов, впоследствии отреклись от данного мнения. Аллама Тахтави (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) указывает в  своем  труде «Хашия» к «Мараки аль Фалях»[18]:
 
«Так же, как было передано от некоторых сахабов — таких, как Ибн Аббас, Абу Хурайра и Айши (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что они не признавали протирание хуффов, - было достоверно доказано, что все они отказались от данного мнения».[19]
 
Ибн Абдуль Барр (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) утверждал[20]:
 
«Все участники Бадра, Худайбии и другие мухаджиры и ансары, (и на самом деле) все сахабы, табиины и факихи протирали хуффы».[21]
 
Также было передано от Ибн аль Мубарак (да смилостивится над ним Всевышний Аллах):[22]
 
«Среди сахабов нет разногласий по протиранию хуффов».[23]
 
Вышеизложенное ясно указывает на то, что протирание хуффов установлено посредством таватур, который может уточнять (производить такйид) коранический аят. Если бы имелось только один-два хадиса от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям), то столь малое количество не было бы достаточным для уточнения общего положения данного коранического аята. Это связано с тем, что Ахбари-Ахад не правомочен уточнять или отменять общие положения любого из аятов. Аллама Джассас (да будет доволен им Всевышний Аллах)  утверждал[24]:
 
«Протирание хуффов было установлено от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) посредством таватур и истифазы таким образом, что это неизбежно влечет за собой (твердое) знание. Так, Абу Йусуф сказал: «Разрешается отменять Коран посредством Сунны, если она передана так же, как было передано протирание хуффов, т.е. через истифазу. Насколько нам известно, никто из сахабов не возражал против протирания хуффов и не сомневался, что даже Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протирал».[25]
 
Кроме того, некоторые ученые подтвердили протирание хуффов кираатом, в котором произносится وَأَرْجُلكُمْ (с буквой «касра») в аяте:[26]
 
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ
 
Однако многие ученые не приняли данный истидляль[27]. Причиной этому служит то, что в аяте ясно говорится: إِلَى الْكَعْبَينِ, и имеется полный консенсус о том, что место протирания хуффов не простирается до щиколоток.[28]
 
Идеальным завершением данной главы стал бы отрывок из блистательного комментария к «Сахиху Аль Бухари» — «Умда аль Кари» — который ясно излагает позицию наших праведных предшественников по вопросу протирания хуффов. Автор, аллама Бадр ад дин Аль Айни, пишет:[29]
 

«(Хадис) показывает дозволенность протирания хуффов. И никто этого не отрицает кроме новатора, кто сбился с пути. Тем не менее, хариджиты утверждают, что это не разрешено. Автор «Аль-Бадаги» говорил: «Протирание хуффов разрешено согласно мнению всех факихов и всех сахабов, за исключением некоторых из них; от Ибн Аббаса передается, что это не дозволено, и таково мнение рафидитов». Далее он указывал: «И передано от Аль-Хасана Аль-Басри, что он сказал: «Я видел семьдесят сахабов Бадра; все они считали протирание хуффов (дозволенным)». Поэтому имам Абу Ханифа считал это условием принадлежности к Ахль ас Сунна. Он отметил: «Мы отдаем предпочтение Шейхам (т.е. халифам Абу Бакру и Умару), мы храним любовь к двум зятьям (т.е. Усману и Али), мы считаем протирание хуффов (разрешенным) и мы не считаем набиз недозволенным». Также передается, что он (имам Абу Ханифа) отмечал: «Я не выражал мнение по протиранию хуффов до тех пор, пока оно не стало мне ясным как белый день». Следовательно, отрицание этого будет равнозначно опровержению старших сахабов (да смилостивится над ними Всевышний Аллах), и это будет равнозначно приписыванию им ошибки. Поэтому (отрицание этого) является нововведением. Имам Кархи сказал: «Я ОПАСАЮСЬ НАЛИЧИЯ КУФРА У ТОГО, КТО НЕ СЧИТАЕТ ПРОТИРАНИЕ ХУФФОВ ДОЗВОЛЕННЫМ». Умма не имеет разногласий в том, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) также протирал...»[30]

 

[1] Коран, 5:6

 

[2] «Фатх аль-Бари», 1/352

 

[3] وقد تواترت الأخبار عن النبي صلى الله عليه و سلم في صفة وضوئه أنه غسل رجليه وهو المبين لأمر الله وقد قال في حديث عمرو بن عبسه الذي رواه بن خزيمة وغيره مطولا في فضل الوضوء ثم يغسل قدميه كما أمره الله ولم يثبت عن أحد من الصحابة خلاف ذلك الا عن  على وبن عباس وأنس وقد ثبت عنهم الرجوع عن ذلك (فتح الباري - ابن حجر - (ج 1 / ص 352 قديمي كتب خانه)

 

[4] أجمع أصحاب رسول الله صلى الله عليه و سلم على غسل القدمين رواه سعيدبن منصور (فتح الباري - ابن حجر - (ج 1 / ص 352 قديمي كتب خانه)

 

[5] «Фатхаль Бари», 1/352

 

[6] الرابع عشر: فيها الرد على الرافضة، على قراءة الجمهور بالنصب، وأنه لا يجوز مسحهما ما دامتا مكشوفتين. (تفسير السعدي - (ج 1 / ص 222)

اختلفوا في إعراب أرجلكم فالأصح الحق الحقيق هو النصب بأنه معطوف علي وجوهكم و أيدكم فيكون داخلا تحت الغسل (التفسيرات الأحمدية (ج 1 / ص 346)

(ولا خلاف بين فقهاء الأمصار في أن المراد الغسل (أحكام القرآن للجصاص - (ج 2/ ص 433

 

[7] والأصل فيه أنه قد ثبت أن مراد الآية الغسل على ما قدمنا فلو لم ترد الآثار المتواترة عن النبي صلى الله عليه و سلم في المسح على الخفين لما أجزنا المسح(أحكام القرآن للجصاص - (ج 2/ ص 440)

 

[8] «Ахкам аль-Коран», 3/440

 

[9] (1/270)

 

[10] «Аль-Мухит аль-Бурхани» (1/339), «Фатх аль Бари» (1/404), «Талхис аль-хабир» (1/415), «Ат-Тамхид» (11/37), «Аль- Биная» (1/394), «Гунья аль-мутамалли» (стр. 104) и т.д.

 

[11] (1/558-560)

 

[12] «Нухаб аль-афкар» (1/510-514), также см. «Ас-Сигая» (1/560-561)

 

[13] (1/390-391)

 

[14] «Магариф ас-сунан», 1/332

 

[15] (Q 297/Alif - Q 298/Alif, махтут)

 

[16] وقد صرح جمع من الحفاظ بأن المسح على الخفين متواتر (فتح الباري - ابن حجر - (ج 1 / ص 404)

 

[17] Также в «Найль аль-Аутар», 1/194

 

[18] وما روي عن الصحابة كابن عباس وأبي هريرة وعائشة رضي الله عنهم من إنكاره فقد صح رجوعهم إلى جوازه كما في النهاية وغيرها (حاشية الطحاوي على مراقي الفلاح - (ج 1 / ص 83)

 

[19] «Хашия ат-Тахтави аля аль-Мараки», 1/83 (для доказательств об их отказе от своего мнения см. «Аль-Мабсут» (1/92), «Найль аль-Аутар» (1/195), «Фатх баб алинаях» 1/121, «Ас-Сигая» 1/562 и т.д.)

 

[20] وقال أبو عمر بن عبد البر مسح على الخفين سائر أهل بدر والحديبية وغيرهم من المهاجرين والأنصار وسائر الصحابة والتابعين والفقهاء (عمدة القاري شرح صحيح البخاري - (ج 3 / ص 97)

 

[21] «Умда аль-Кари» (3/97), «Ат-Тамхид» (11/137)

 

[22] نقل ابن المنذر عن ابن المبارك قال ليس في المسح على الخفين عن الصحابة اختلاف (فتح الباري - ابن حجر - (ج 1 / ص 404) 

 

[23] «Фатх аль Бари» (1/404), «Найль аль Аутар» (1/195)

 

[24]قال أبو بكر قد ثبت المسح على الخفين عن النبي صلي الله عليه و سلم من طريق التواتر والاستفاضة من حيث يوجب العلم ولذلك قال أبو يوسف إنما يجوز نسخ القرآن بالسنة إذا وردت كورود المسح على الخفين في  الاستفاضة وما دفع أحد من الصحابة من حيث نعلم المسح  على الخفين ولم يشك أحد منهم في أن النبي صلي الله عليه و سلم قد مسح (أحكام القرآن للجصاص - (ج 2 / ص 437)

 

[25] «Ахкам аль-Коран»; подобные утверждения имама Абу Йусуфа можно также найти в «Аль-Мабсут» (1/92), «Аль-Ихтияр» (1/37), «Бадаги ас санаги» (1/77), «Маджма аль-анхур» (1/45), «Гунья аль мутамалли» (стр. 104) и т..д.

 

[26] «Тафсират аль Ахмадия» (стр. 347), «Тафсир Ибн Кясир» (2/25), «Бадаги ас-санаги»(1/76, 78), «Тавали аль-Анвар» (Q298/Alif, махтут), «Ас-Сигая» (1/558) и т.д.

 

[27] «Аль Биная» (1/393), «Табйин аль-Хакаик» (1/137), «Фатх Аллах аль-маин» (1/99), «Аль-Бахр ар-раик» (1/165), «Тавали аль-Анвар» (Q295/Baa, Q298/Alif; махтут), «Гунья аль-мутамалли» (1/107), «Ас-Сигая» (1/566) и т.д.

 

[28] «Ас-Сигая» (1/566), «Маджма аль-Анхур» (1/45), «Тавали аль-Анвар» (Q298/Alif, махтут) и т.д.

 

[29]فيه جواز المسح على الخفين ولا ينكره إلا المبتدع الضال وقالت الخوارج لا يجوز وقال صاحب ( البدائع ) المسح على الخفين جائز عند عامة الفقهاء وعامة الصحابة إلا شيئا روي عن ابن عباس أنه لا يجوز وهو قول  الرافضة ثم قال وروي عن الحسن البصري أنه قال  أدركت سبعين بدريًا من الصحابة كلهم يرى المسح على الخفين ولهذا رآه أبو حنيفة من شرائط أهل السنة والجماعة فقال نحن نفضل الشيخين ونحب الخنتين ونرى المسح على الخفين ولا نحرم نبيذ الجر يعني المثلث وروي عنه أنه قال ما قلت بالمسح حتى جاءني مثل ضوء النهار فكان الجحود ردا على كبار الصحابة رضي الله تعالى عنهم ونسبته إياهم إلى الخطأ فكان بدعة ولهذا قال الكرخي أخاف الكفر على من لا يرى المسح على الخفين والأمة لم تختلف أن رسول الله مسح وقال البيهقي وإنما جاء كراهة ذلك عن علي وابن عباس وعائشة رضي الله تعالى عنهم فأما الرواية عن علي سبق الكتاب بالمسح على الخفين فلم يرو ذلك عنه بإسناد موصول يثبت مثله وأما عائشة فثبت عنها أنها أحالت بعلم ذلك على علي رضي الله تعالى عنه وأما ابن عباس فإنما كرهه حين لم يثبت مسح النبي صلى الله تعالى عليه وسلم بعد نزول المائدة فلما ثبت رجع إليه وقال الجوزقاني في ( كتاب الموضوعات) إنكار عائشة غير ثابت عنها وقال الكاشاني وأما الرواية عن ابن عباس فلم تصح لأن مداره على عكرمة وروي أنه لما بلغ عطاء قال كذب عكرمة وروي عن عطاء أنه قال كان ابن عباس يخالف الناس في المسح على الخفين فلم يمت حتى تابعهم وفي ( المغني ) لابن قدامة قال أحمد ليس في قلبي من المسح شيء فيه أربعون حديثا عن أصحاب رسول الله ما رفعوا إلى رسول الله وما لم يرفعوا وروي عنه أنه قال المسح أفضل يعني من الغسل لأن النبي وأصحابه إنما طلبوا الفضل وهذا مذهب الشعبي والحكم وإسحاق وفي ( هداية الحنفية ) الأخبار فيه مستفيضة حتى إن من لم يره كان مبتدعا لكن من رآه ثم لم يمسح أخذ بالعزيمة وكان مأجورا وحكى القرطبي مثل هذا عن مالك أنه قال عند موته وعن مالك فيه أقوال أحدهما أنه لا يجوز المسح أصلا ...... …وقال الميموني عن أحمد فيه سبعة وثلاثون صحابيا وفي رواية الحسن بن محمد عنه أربعون وكذا قاله البزار في (مسنده) وقال ابن حاتم أحد وأربعون صحابيا وفي (الأشراف) عن الحسن حدثني به سبعون صحابيا (عمدة القاري شرح صحيح البخاري - (ج 3 / ص 97)

 

[30] «Умда аль-Кари» (3/97); очень похожий текст также приводится в «Бадаги ас-санаги» (1/77)

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков