Циклы Авторы Сортировка

Урок 9. Правила и условия протирания джаурабов по 4-ем мазхабам. Маликитский мазхаб

4 487
7 января, 16

По мнению маликитов, протирание не дозволяется ни на что, кроме кожи или носка, покрытого кожей. Современный маликитский ученый Мухаммад аль-Араби аль-Карави пояснил, что это обозначает следующее: «Джаураб — это хуфф, внутренняя часть которого для удобства изготовлена из хлопка или шерсти».[1]


Он также перечислил требования маликитского мазхаба (если не выполняется хотя бы одно из данных требований, протирание не разрешается) :
 
«1. Чтобы он (хуфф/джаураб) был изготовлен из кожи. Если он изготовлен не из кожи, протирать его не разрешается.
 
2. Чтобы он был сам по себе чист. Если он изготовлен из кожи животного, умершего своей смертью или убой которого не был совершен правильным образом, то протирание не разрешается, даже если эта кожа прошла через дубление. [Обратите внимание: кроме того, что материал, из которого изготовлены хуффы, должен быть сам по себе чистым, на них не должно никаких нечистот (например, человеческой мочи, фекалий).]
 
3. Чтобы он был изготовлен посредством сшивания. Если хуффы изготовлены с помощью клея или скотча, протирать их не разрешается.
 
4. Чтобы он закрывал места, которые обязательно мыть при мытье ног. Иными словами, хуффы должны полностью закрывать лодыжки. Если хуффы немного не достают до лодыжек или закрывают их не полностью, протирать их не разрешается.
 
5. Чтобы можно было нормально в них ходить. Если хуффы столь велики, что они спадают при ходьбе (или столь узкие, что невозможно в них ходить, или столь тонкие, что порвутся при ходьбе), то их протирать не разрешается.
 
6. Чтобы между хуффами и водой не было никакой преграды (воска и т.п.).»[2]
 
В основе первого условия (о том, что носки должны быть кожаными) у маликитов находится принцип фикха; согласно мнению маликитов, не разрешается применять кияс (аналогию) ни к чему из того, что выведено посредством рухса, а протирание носков — рухса (следовательно нельзя делать кияс по обычным носкам, основываясь на хуффах). Примером тому является то, что маликиты не соотносят свежие финики со старыми в араях. Данный принцип не принимается другими тремя мазхабами.[3]
 

В подстрочном комментарии приводятся цитаты из многих книг маликитского мазхаба, доказывающих указанные условия.[4]

 

 

[3] См. «Азва аль-байан» шейха Мухаммада Амина Аш-Шанкити в тафсире шестого аята пятой суры (6/18)

 

[4] ولا يجوز المسح على الجوربين عند أبي حنيفة والشافعي إلا أن يكونا مجلدين 

وهو أحد قولي مالك ولمالك قول آخر لا يجوز المسح على الجوربين وإن كانا مجلدين (الاستذكار - (ج 1 / ص 222)

أ( خرز ) ابن الحاجب لا يمسح على الجورب إلا أن يكون من فوقه ومن تحته جلد مخروز (التاج والإكليل - (ج 1 / ص 320)

ولا يجوز المسح على "جوربين" غير مجلدين وفي المجلدين والجرموقين روايتان والمختار مسح أعلاهما وأسفلهما (التلقين - (ج 1 / ص 31)

فإن لم يجلد فلا يصح المسح عليه (الخلاصة الفقهية على مذهب السادة المالكية ـ للقروى - (ج 1 / ص 37)

والجوربان وهما على شكل الخف إلا أنهما من نحو قطنٍ أو غيره وجلدٍ ظاهرهما وباطنهما كما قدمنا (الفواكه الدواني - (ج 1 / ص 432)

ولا يمسح أحد على الجوربين.فإن كان الجوربان مجلدين كالخفين مسح عليهما وقد روي عن مالك: منع المسح على الجوربين وإن كانا مجلدين والأول اصح. (الكافي في فقه أهل المدينة - (ج 1 / ص 178)

ومثلهما الجوربان وهما على شكل الخف من نحو قطن جلد ظاهرهما وباطهنما (حاشية العدوي - (ج 1 / ص 296)

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков