Циклы Авторы Сортировка
Цикл завершен
Урок 3. Определение и свойства хуффов
Урок 3. Определение и свойства хуффов
Имамы всех 4-х мазхабов согласны с тем, что хуффы должны быть настолько крепкими, чтобы человек мог ...
6 712
14 декабря, 15

Урок 3. Определение и свойства хуффов

6 712
14 декабря, 15

Мы выяснили, что протирание хуффов дозволено. Теперь важно дать определение хуффам, основываясь на пояснениях наших выдающихся факихов.

 
Аллама Ибн Нуджайм (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) определил формальное значение хуффа следующим образом:[1]
 
«Хуфф — название (носка), изготовленного из кожи, который закрывает щиколотки и участок тела, находящийся выше них, а также прилегающий к ним участок тела».[2]
 
Аллама Юсуф Биннори (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) определил хуфф следующим образом:[3]
 
«Хуфф изготовлен из кожи и т.п. и закрывает щиколотки и участок тела, находящийся выше них. Он держится на ноге и (он настолько прочен), что вода не может проникнуть сквозь него».[4]
 
Далее алляма Юсуф сахиб (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) приводит двустишие, чтобы показать, что хуффы настолько прочны, что в прошлом их использовали в качестве обуви.[5]
 

Что касается условий протирания хуффа, наши выдающиеся факихи писали следующее:

 
1) Хуфф должен закрывать всю лодыжку.[6]

Это условие принято Имамами всех четырех мазхабов.[7]
 
2) Должно быть возможным путешествовать и непрерывно (без остановок) идти в хуффах на протяжении трех миль, и чтобы хуффы при этом не порвались.[8]
 
Имамы всех четырех мазхабов согласны с тем, что хуфф должен быть настолько крепок, чтобы человек мог в нем ходить. Однако у них различные мнения по поводу расстояния, которое можно пройти в них. Ханафиты считают, что хуффы должны быть таковы, чтобы в них можно было пройти 1 фарсах (3 мили). Маликиты считают, что хуффы должны быть такими, чтобы в обычных условиях человек мог в них идти, и они бы при этом не спадали. Шафииты полагают, что носки должны быть столь крепкими, чтобы человек мог исполнять свои обычные дела в течение предусмотренного для хуффов времени (т.е. одного дня и одной ночи для мукима, и трех дня и трех ночей для мусафира). Ханбалиты считают, что хуффы должны быть таковы, чтобы человек, в целом, мог в них ходить, не прерываясь, и они бы при этом не спадали с ног. [9] Великий ханафитский факих, мауляна Анвар Шах аль-Кашмири (да будет доволен им Всевышний Аллах) также придерживался того мнения, что конкретного расстояния, которое должны выдержать хуффы, нет: условием же является то, что в хуффах можно идти, не прерываясь, и они при этом не должны спадать.[10]
 
3) Ни у одного из носков, независимо друг от друга, не должно быть дырок размером в три наименьших пальца ноги.[11]
 
Ханафиты разрешили наличие дырок, размер которых меньше размера трех пальцев ноги. Маликиты также считали наличие миниатюрных дырочек дозволенным. Шафииты и ханбалиты наоборот ставят условием для хуффа полное отсутствие в нем каких бы то ни было дырок. Следовательно, по их мнению не дозволено протирать хуффы, у которых есть даже маленькие дырочки (размер которых меньше размера трех пальцев ноги).[12] Причиной тому служит то, что при наличии дырок вода неизбежно просочится к ногам. Следовательно, человек будет одновременно протирать и мыть ноги. Кроме того, как написано в «Гунья аль-мутамалли»[13], будет утрачена непосредственно сама причина надевания хуффа. Однако ханафиты и маликиты полагают, что надевая носки при исполнении повседневных дел, было бы сложно защитить их от маленьких дырок; соответственно имеется оговорка об их возможном наличии.
 
4) Хуффы должны держаться на ноге без завязывания или закрепления.[14]
 
5) Хуффы не должны пропускать воду, если полить на них сверху водой.[15]
 
Это условие было также принято шафиитами.[16]
 
Кроме того, маликиты полагают, что хуфф должен быть сделан из кожи.[17] Ханбалиты считают, что кожа человека не должна быть видна под носком из-за толщины хуффа.[18]
 
Приведенные выше условия взяты из труда «Нур Аль Идах», также они были приведены алламой Ат-Тахтави в его хашия к «Дурр аль мухтар»[19] и в «Тавали аль-Анвар»[20].
 

Хотя ни в одном из хадисов нет категоричного упоминания данных условий, наши прославленные факихи изучили хуффы, которые были распространены во времена сахабов, и пришли к выводу, что они удовлетворяют приведенным условиям. Поэтому факихи постановили, что для действительности протирания исполнение этих условий обязательно. Без этого человек с меньшими знаниями мог бы надеть носки, думая, что они удовлетворяют определению «толстые», что конечно бы привело к большой путанице. Следует отметить, что никто из классических ученых и факихов никогда не подвергал сомнению данные условия. Поэтому не стоит беспокоиться, если кто-то из современников не согласится  с одним из приведенных условий.

 

[1] (والخف في الشرع اسم للمتخذ من الجلد الساتر للكعبين فصاعدا وما ألحق به (البحر الرائق - (ج 1 / ص 164 

 

[2] «Аль-Бахр ар-раик» (1/164)

 

[3] (الخف في الشرع اسم للمتخذ من الجلد أو نحوه الساتر للكعبين فصاعدا متصلا بالقدم من غير أن يشف (معارف السنن - (ج 1 / ص 333

 

[4] «Магариф ас-сунан», 1/333

 

[5] «Магариф ас-сунан», 1/333

 

[6] (و الخف الذي يستر الكعب (فتاوي النوازل للمرغيناني- (ج 1 / ص 57

(الخف الذي يجوز عليه المسح .... وستر الكعبين وما تحتهما. وستر ما فوق الكعبين ليس بشرط، لأن ما فوق الكعبين زيادة في إطلاق اسم الخف عليه (المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة - (ج 1 / ص 342

والثاني سترهما للكعبين (نور الإيضاح - (ج 1 / ص 47)

ويستر الكعبين وما تحتهما (قاضيخان - (ج 1 / ص23)

ومن الشرائط أن يكون لابسا خفا يستر الكعبين فصاعدا (تحفة الفقهاء - (ج 1 / ص 86)

فمنها أن يكون خفا يستر الكعبين لأن الشرع ورد بالمسح على الخفين وما يستر الكعبين ينطلق عليه اسم الخف (بدائع الصنائع - (ج 1 / ص 32)

وشرائط الخف الذي يجوز المسح عليه أن يكون ساترا للقدم مع الكعب احترازا عن المتخرق وأن يكون مشغولا بالرجل احترازا عن مقطوع الأصابع إذا لبسه وصار بعض الخف خاليا من مقدمه فمسح على الخالي لا يجوز (الجوهرة النيرة - (ج 1 / ص 100)

ويستر الكعبين وستر ما فوقهما ليس بشرط هكذا في المحيط حتى لو لبس خفا لا ساق له يجوز المسح إن كان الكعب مستورا (الفتاوى الهندية - (ج 1 / ص 32)

أ(شرط مسحه ) ثلاثة أمور الأول ( كونه ساتر ) محل فرض الغسل ( القدم مع الكعب ) (الدر المختار - (ج 1 / ص261)

و هو-أي الخف- شرعاً ما يستر الكعب )فتح الله المعين- (ص 98)

 
[7] «Аль-Маусуга аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/364
 

[8] الخف الذي يجوز عليه المسح ما يمكن قطع السفر، وتتابع المشي عليه (المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة - (ج 1 / ص 342)

و هو-أي الخف-...أو المشي به كما في حاشية الهداية (فتح الله المعين - (ص 98)

ثم الخف الذي يجوز عليه المسح ما يكون صالحا لقطع المسافة والمشي المتتابع عادة (قاضيخان - (ج 1 / ص23)

وإن يمكن متابعة المشي فيه احتراز مما إذا جعل له خفا من حديد أو زجاج أو خشب (الجوهرة النيرة - (ج 1 / ص 100)

الفصل الأول في الأمور التي لا بد منها في جواز المسح منها أن يكون الخف مما يمكن قطع السفر به وتتابع المشي عليه (الفتاوى الهندية - (ج 1 / ص 32)

أ( و ) الثالث ( كونه مما يمكن متابعة المشي ) المعتاد ( فيه ) فرسخا فأكثرفلم يجز على متخذ من زجاج وخشب أو حديد(الدر المختار - (ج 1 / ص 261)

أ( صالحا للمسح ) بأن يمكن متابعة المشي فيه فرسخا وأن لا يكون مخروقا بخرق مانع (حاشية الطحاوي على مراقي الفلاح - (ج 1 / ص 83)

و الثالث من الشروط كونه مما يمكن متابعة المشي المعتاد فيه قيد به لأن المشي الغير المعتاد لا يعتبر الي قوله فرسخا هو ثلاثة اميال فأكثر (طوالع الأنوار 269 /الف المخطوط)

والثالث إمكان متابعة المشي فيهما فلا يجوز على خف من زجاج أو خشب أو حديد(نور الإيضاح - (ج 1 / ص 47)

امداد الأحكام- (ج 1 / ص 41)

 
[9] «Аль-Маусуга аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/364
 

[10] «Аль Арф аш Шази», 1/131

 

[11] والرابع خلو كل منهما عن خرق قدر ثلاث أصابع من أصغر أصابع القدم) نور الإيضاح - (ج 1 / ص 47)

ولا يجوز على خف فيه خرق يبين منه مقدار ثلاثة أصابع من أصابع الرجل الصغار، وتجمع خروق كل خف على حدته )المختار للفتوي المطبوع بالاختيار - (ج 1 / ص 38)

قال رحمه الله ( والخرق الكبير يمنعه ) أي يمنع المسح لأنه لا يمكن مواظبة المشي معه فصار كاللفافة قال رحمه الله ( وهو قدر ثلاث أصابع القدم أصغرها ) أي الخرق الكبير قدر ثلاث أصابع القدم أصغرها لأن الأصل في القدم هو الأصابع والثلاث أكثرها فيقوم مقام الكل والاعتبار بالأصغر للاحتياط )تبيين الحقائق - (ج 1 / ص 145)

قوله ( والخرق الكبير يمنعه ) قال المصنف في المستصفى يجوز بالباء بنقطة من تحت والثاء بثلاث من فوق والتفاوت بينهما أن الأول يستعمل في الكمية المتصلة والثاني في المنفصلة والثاني منقول عن العالم الكبير بدر الدين اه

وفي المغرب أن الكثرة خلاف القلة وتجعل عبارة عن السعة ومنها قولهم الخرق الكثير اه )البحر الرائق - (ج 1 / ص 175)

أ( والخرق الكبير ) بموحدة أو مثلثة ( وهو قدر ثلاث أصابع القدم الأصاغر ) بكمالها ومقطوعها يعتبر بأصابع مماثلة ( يمنعه ) إلا أن يكون فوقه خف آخر أو جرموق فيمسح عليه وهذا لو الخرق على غير أصابعه وعقبه ويرى ما تحته فلو اعتبر الثلاث ولو كبارا )الدر المختار - (ج 1 / ص 273)

وأن لا يكون مخروقا بخرق مانع )حاشية الطحاوي على مراقي الفلاح - (ج 1 / ص 83)

 

[12] «Аль-Маусуга аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/365

 

[13] (1/113)

 

[14] والخامس استمساكهما على الرجلين من غير شد(نور الإيضاح - (ج 1 / ص 47)

شرط المسح علي الخف أن يستمسك بنفسه من غير شد (طوالع الأنوار (ق 294 / الباء مخطوط)

امداد الأحكام- (ج 1 / ص 41)

 

[15] منعهما وصول الماء الى الجسد (نور الإيضاح - (ج 1 / 47)

فتاوى محمودية - (ج 5/ ص 197)

 

[16] «Аль Хави аль-кабир», 1/725

 

[17] «Аль-Хуласа аль-фикхия» Аль-Карви (1/37), «Аль-Каванин аль-фикхия» (1/30)

 

[18] «Аль-Маусуга аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/367

 

[19] (1/137)

 

[20] Q294/Alif, махтут

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков