Циклы Авторы Сортировка

Урок 5. Расхождение с Кораном

4 498
19 декабря, 15

Ранее мы объяснили, что веление Корана о мытье ног — явное и категоричное. Относительно возможности уточнения данного веления среди ученых имеются два различных мнения:

 
1. Мнение ханафитов
 
Для получения права уточнять Коран, хадис должен соответствовать категории «таватур», или хотя бы он должен быть мустафизом. Не дозволено уточнять Коран с помощью хабр-вахид, так как первое (Коран) — кати'и (абсолютно), а второе — занни (сомнительно). Мы уже говорили о высказывании имама Абу Йусуфа:[1]
 
«Абу Йусуф сказал: «Разрешается отменять Коран посредством Сунны, если она передана так же, как было передано через истифазу протирание хуффов».[2]
 
Об этом же говорил аллама Джассасс Ар- Рази (да будет доволен им Всевышний Аллах):[3]
 
«Общим принципом по данному вопросу является то, что значением этого аята, как передавалось, является мытье (ног). Если бы протирание хуффов не было установлено посредством таватур от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) мы бы не дали согласия (на протирание хуффов)».[4]
 
2. Мнение других трех имамов и иных ученых
 
Хотя другие ученые разрешают уточнение аята Корана посредством хабр-вахид, имеется консенсус в том, что это будет приемлемым только в том случае, если хадис достоверен.
 
Этот факт иллюстрируют слова имама Муслима (да смилостивится над ним Всевышний Аллах):[5]
 
«Мы не оставим явное значение Корана (т.е. мытье ног) из-за хадиса, переданного людьми, подобными Абу Кайсу и Хузайлю».[6]
 
Ранее мы уже объяснили, почему все хадисы о протирании джаурабов являются недостоверными. Поэтому, даже если предположить, что под джаурабами подразумеваются тонкие носки, эти хадисы все равно не смогут уточнить аят Корана. Имам Аль-Байхаки (да будет доволен им Всевышний Аллах) превосходным образом подвел итог дискуссии по данному вопросу следующими словами:[7]
 

«Базовым правилом является обязательность мытья ног, за исключением случая, когда значение было уточнено доказанным хадисом или консенсусом (согласованным мнением), по которому нет разногласий. В отношении протирания обуви и протирания джаурабов не выполняется ни одно из этих двух условий».[8]

 

[1] (ولذلك قال أبو يوسف إنما يجوز نسخ القرآن بالسنة إذا وردت كورود المسح على الخفين في الاستفاضة (أحكام القرآن للجصاص - (ج 2 / ص 437

 

[2] «Ахкам аль-Коран» (1/417). Подобные утверждения имама Абу Йусуфа также содержатся в «Аль-Мабсут» (1/92), «Аль-Ихтияр» (1/37), «Бадаги ас-санаги» (1/77), «Тавали аль-Анвар» (Q297/ба), «Маджма аль-анхур» (1/45), «Гунья аль-мутамалли» (1/104) и т.д.

 

[3] (والأصل فيه أنه قد ثبت أن مراد الآية الغسل على ما قدمنا فلو لم ترد الآثار المتواترة عن النبي صلى الله عليه و سلم في المسح على الخفين لما أجزنا المسح (أحكام القرآن للجصاص - (ج 3 / ص 440

 

[4] «Ахкам аль-Коран», 3/440

 

[5] (وقال : لا نترك ظاهر القرآن بمثل أبى قيس وهزيل. (السنن الكبرى للبيهقي وفي ذيله الجوهر النقي - (ج 1 / ص 284

 

[6] «Сунан аль-кубра», 1/283

 

[7] (والأصل وجوب غسل الرجلين إلا ما خصته سنة ثابتة أو إجماع لا يختلف فيه ، وليس على المسح على النعلين ولا على الجوربين واحد منهما والله أعلم. (السنن الكبرى للبيهقي وفي ذيله الجوهر النقي - (ج 1 / ص 288

 

[8] «Сунан аль-кубра», 1/288

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков