Джаурабы
Джаураб упоминается, как минимум, в пяти хадисах. Существуют также повествования примерно о четырнадцати сахабах, протиравших джаураб. Некоторые современники некорректно интерпретировали данный факт, начав верить, что протирание тонких хлопчатобумажных и тканевых носков дозволено. Однако исследуя определение джаурабов, можно обнаружить, что толкование термина «джаураб» довольно обширно.
На следующем этапе нашего исследования мы изучим хадисы, указывающие на то, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протирал джаурабы. После этого мы перейдем к определению термина «джаураб» в соответствии с мнением факихов и лингвистическим смыслом данного слова.
Хадисы о протирании джаурабов
Рассказчиками хадисов, указывающих на то, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протирал джаурабы, являются следующие пять сахабов:
- Биляль (да будет доволен им Всевышний Аллах),
- Абу Муса Аль Ашари (да будет доволен им Всевышний Аллах),
- Анас (да будет доволен им Всевышний Аллах),
- Муаз бин Джабаль (да будет доволен им Всевышний Аллах),
- Аль-Мугира бин Шу'ба (да будет доволен им Всевышний Аллах).
1) Хадис, переданный Билялем (да будет доволен им Всевышний Аллах):
قال الطبراني حدثنا إبراهيم بن أحمد بن عمر الوكيعي حدثني أبي ثنا ابن فضيل عن يزيد بن أبي زياد عن ابن أبي ليلى عن كعب بن عجرة عن بلال رضي الله عنه قال : كان رسول الله صلى الله عليه و سلم يمسح على الخفين والجوربين [1]
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протирал свои хуффы и джаурабы» (Передано имамом Ат-Табрани в «Аль Муджам аль-кабир»)
Комментарий к хадису:
В цепочке передачи хадиса два рассказчика, Язид ибн Аби Зияд и Ибн Аби Лайла, являются слабыми.[2]
Примечание: В «Муджам» имама Ат-Табрани данный хадис приводится только с одним тариком, а не с двумя, как писал имам Аз-Зайляи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) в «Насб ар-рая»[3]. Ибн Хаджар (да будет доволен им Всевышний Аллах) лишь положился на утверждение имама Аз-Зайляи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) без изучения вопроса о том, действительно ли в «Муджам» имама Табрани были два тарика. Тарик, о котором Ибн Хаджар в своем труде «Ад-Дирая»[4] говорил, что рассказчики хадиса — достоверные, — это второй тарик. Поэтому данный хадис остается слабым. Даже если мы согласимся с тем, что данный второй тарик также содержится в «Муджам аль-кабир», то и тогда рассказчик Амаш, являвшийся мудаллисом, передает данный хадис как муганнан.
Кроме того, Ибн Хаджар (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) говорил лишь о том, что рассказчики хадиса заслуживают доверия, однако он не говорил, что сам хадис достоверен. Шейх Мубаракфури[5] упоминает данный факт и пишет:[6]
«... Установлено, что тот факт, что рассказчики хадиса — сильные [заслуживают доверия], не означает, что хадис достоверен».[7]
2) Хадис, переданный Абу Мусой аль Ашари (да будет доволен им Всевышний Аллах):
قال الطبراني حدثنا أحمد قال حدثنا أبو جعفر قال حدثنا عيسى بن يونس عن عيسى بن سنان عن الضحاك بن عبد الرحمن بن عرزب الأشعري عن أبي موسى الأشعري قال : أتيت رسول الله بوضوء فمسح على الجوربين والنعلين [8]
«Я принес Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) воду для совершения омовения. Он протер свои джаурабы, туфли и тюрбан».[9]
Примечание: Мы просмотрели издания «Хикмат Ариф» рукописей Ибн Маджа. Однако данного хадиса там нет.[10] Нет этого хадиса и в распространенных индийских изданиях Ибн Маджа (см. главу о протирании джаурабов)[11]. Имам Зайляи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) также говорит, что не смог найти данный хадис в своем экземпляре рукописи Ибн Маджа, а Ибн Асакир (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) в своем труде «Атраф» тоже не приписывает данный хадис к Ибн Маджа.[12] Алляма Зайляи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) допускает, что данный хадис мог находиться в некоторых других рукописях Ибн Маджа. Он также пишет, что Ибн аль-Джаузи тоже приписывал данный хадис Ибн Маджа. Великий знаток хадисов Ибн Хаджар (да будет доволен им Всевышний Аллах) также цитировал данный хадис от Ибн Маджа в своем труде «Ад-Дирая».[13] Хадис также приведен в издании Ибн Маджа от «Дар аль-фикр». А Аллах Всевышний знает лучше.
Комментарий к хадису:
Имам Абу Дауд (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) писал, что цепочка рассказчиков данного хадиса не является, ни непрерывной, ни сильной. Имам Байхаки поясняет, что рассказчик Захак бин Абдуррахман не встречался с Абу Мусой, и Иса бин Синан — слабый рассказчик. Салафитский ученый, шейх Мубаракфури перечисляет следующих великих ученых, говоривших о том, что Иса бин Синан — слабый рассказчик:
• имам Ахмад (да будет доволен им Всевышний Аллах),
• Яхья бин Ма'ин (да будет доволен им Всевышний Аллах),
• Абу Зурга (да будет доволен им Всевышний Аллах),
• Абу Хатим (да будет доволен им Всевышний Аллах),
• имам Насаи (да будет доволен им Всевышний Аллах),
• Ибн Хираш (да будет доволен им Всевышний Аллах).
К этому списку можно также добавить следующих ученых:
• Абу Хазим (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
• Аль Укайли (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
• Аль Саджи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
• Ибн Хаджар (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
• Аль Захаби (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
• Ибн Аби Шайба (да смилостивится над ним Всевышний Аллах).
Некоторые современные «ученые» пытались доказать достоверность данного хадиса, утверждая, что Захак был современником Абу Мусы (да будет доволен им Всевышний Аллах). Шейх Мубаракфури (да будет доволен им Всевышний Аллах) отвечает на это так:[14]
«Имам Абу Дауд и другие говорили, что есть два дефекта, делающих данный хадис слабым: первый — прерывание цепочки рассказчиков, и второй — слабость Исы бин Синан. Соответственно, даже если (мы согласимся с тем,) что Захак слышал от Абу Мусы (да будет доволен им Всевышний Аллах), то и в этом случае лишь первый дефект будет устранен, второй же останется в силе, что будет достаточным для признания хадиса слабым».[15]
Далее эти современные «ученые» попытались удостоверить данный хадис, говоря, что Ибн Ма'ин (да будет доволен им Всевышний Аллах) считал Ису бин Синан заслуживающим доверия. На это шейх Мубаракфури ответил:[16]
«Имам Захаби (да будет доволен им Всевышний Аллах) сообщил в труде «Аль Мизан», что имам Ахмад и Ибн Ма'ин (да смилостивится над ними Всевышний Аллах) считали Ису бин Синан слабым. Хафиз Ибн Хаджар (да будет доволен им Всевышний Аллах) писал в труде «Ат Тахдиб», что Якуб бин Аби Шайба передает от Ибн Ма'ина, что он — «ляин-аль-хадис». Группа (ученых) передали от Ибн Ма'ина, что Иса — да'иф, как вы только что увидели».[17]
3) Хадис, переданный Анасом (да будет доволен им Всевышний Аллах):
قال الخطيب أخبرنا أحمد بن عبدالحميد، أخبرنا محمد بن السيد بالمزة، أخبرنا القاضي محمد بن يحيى القرشي سنة ست وثلاثين وخمس مئة، أخبرنا أبو القاسم علي بن محمد الفقيه، أخبرنا طلحة بن علي، أخبرنا أبو الطيب أحمد بن ثابت، حدثنا محمد بن مسلمة، حدثنا موسى الطويل، حدثنا أنس قال: رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يمسح على الجوربين عليهما النعلان.(خرجه الخطيب في تاريخ بغداد - (ج 3 / ص 306) و كذا رواه الذهبي في سير أعلام النبلاء - (ج 17 / ص 480) و قال «هذا حديث تساعي لنا، لكن موسى ليس بثقة ، زعم أنه من موالي»
«Я видел Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) протирающим такие джаурабы, поверх которых была обувь».[18]
Комментарий к данному хадису:
Данный хадис передается рассказчиком Мусой бин Абдулла Ат Тавиль. Ибн Хиббан (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал, что данный рассказчик выдумывает сообщения против Анаса (да будет доволен им Всевышний Аллах).[19] Ибн Ади (да будет доволен им Всевышний Аллах) определил его в качестве маджхуля.[20]
4) Хадис Муаза (да будет доволен им Всевышний Аллах):
قال العقيلي حدثنا أحمد بن داود قال حدثنا معاوية بن عطاء قال حدثنا سفيان الثوري عن منصور عن إبراهيم عن الاسود قال وقع بين عبد الله بن عمر وبين معاذ بن جبل مشاجرة في المسح فأنكر عليه عبد الله فقال معاذ ألق أباك فاسأله فلقيه فسأله عما كان بينه وبين معاذ في المسح على الخفين فقال عمر لعبد الله معاذ أفقه منك رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم مالا أحصى يمسح على الخفين وعلى كور العمامة والجورب وشراك النعل (أخرجه العقيلي في الضعفاء الكبير- (ج 4 / ص 1333) و روي رواية أخري ثم قال «وهذه كلها بواطيل لا أصول لها» وقال عن معاوية بن عطاء بصري «كان يرى القدر عن الثوري وغيره في حديثه مناكير وما لا يتابع على أكثره» و أورده عن العقيلي الذهبي في ميزان الاعتدال في نقد الرجال - (ج 6 / ص 458) و قال عن معاوية بن عطاء البصري عن سفيان الثوري «تكلم فيه» ثم نقل قول العقيلي الذي مر آنفا وانظر أيضا لسان الميزان - (ج 6 / ص 58)
«Асвад (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорит, что между Абдуллой бин Умар и Муазом бин Джабаль возник спор о протирании; Абдулла бин Умар отрицал его. Муаз предложил: «Встреться со своим отцом (Умаром) и спроси его». Абдулла бин Умар спросил своего отца по вопросу, по которому они разошлись во мнениях с Муазом, т.е. о протирании хуффа. Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах) ответил Абдулле: «Муаз более знающий, чем ты, бесчисленное количество раз я видел Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) протирающим свои хуффы, складки тюрбана, джаурабы и шнурки».[21]
Комментарий к данному хадису:
Хадис является слабым из-за рассказчика Муавии бин Ата Аль Басри.[22] Аллама Укайли сказал, что нет основы для данного хадиса.[23]
5) Наконец, мы подходим к хадису Аль-Мугиры (да будет доволен им Всевышний Аллах), являющемуся самым известным по данному вопросу:
قال الترمذي حدثنا هناد و محمود بن غيلان قالا حدثنا وكيع عن سفيان عن أبي قيس عن هزيل بن شرحبيل عن المغيرة بن شعبة قال : توضأ النبي صلى الله عليه و سلم ومسح على الجوربين والنعلين (أخرجه الترمذي و قال هذا حديث حسن صحيح و كذا أخرجه ا بن حبان صحيحه - (ج 4 / ص 167) و أخرجه أبو داود في سننه - (ج 1 / ص 61) و قال «كان عبد الرحمن بن مهدى لا يحدث بهذا الحديث لأن المعروف عن المغيرة أن النبى -صلى الله عليه وسلم- مسح على الخفين.» و رواه البيهقي في السنن الكبرى - (ج 1 / ص 283) ثم اطنب في بسط الكلام عليه و كذا بسط الكلام عليه مصنف تحفة الأحوذي - (ج 1 / ص 279) و روي هذا الحديث أيضا ابن ماجه في سننه - (ج 1 / ص 185) و أحمد في مسنده - (ج 4 / ص 252) و الطبراني فيالمعجم الأوسط – (ج 3 / ص 112) و الكبير – (ج 20 / ص 415) وابن أبي شيبة في مصنفه - (ج 14 / ص 234)
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершил омовение и протер свои джаурабы и обувь».[24]
Хотя имам Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан (да смилостивится над ними Всевышний Аллах) считали данный хадис достоверным, подавляющее большинство мухаддисов считали этот хадис слабым. Причиной этому служит, во-первых, тот факт, что данный хадис противоречит Корану (мытью ног). Имам Муслим (да будет доволен им Всевышний Аллах) подчеркнул, что мы не оставим явное значение Корана (т.е. мытье ног) из-за хадиса, переданного людьми, подобными Абу Кайсу и Хузайлю.[25]
Во-вторых, рассказчик Абу Кайс противоречит почти всем другим рассказчикам данного хадиса. Величайший учитель имама Бухари (да будет доволен им Всевышний Аллах), имам Али бин Аль-Мадини (да будет доволен им Всевышний Аллах), сказал, что все жители Медины, Куфы и Басры передают данный хадис. Однако только Хузайль упоминает протирание джаураба, противореча всем этим (великим) людям.[26] Имам Муслим (да будет доволен им Всевышний Аллах) считал данный хадис слабым и говорил, что (рассказчики) Абу Кайс аль Ауди и Хузайль бин Шурахбиль не могут сравниться с другими великими людьми, передавшими данный хадис от Аль-Мугиры. Все они передали его, говоря только лишь о протирании хуффов (и никак не упоминая джаурабы).[27]
Маулана Анвар Шах аль-Кашмири (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) сказал, что данный хадис передается посредством 70 цепочек, каждая из которых говорит о протирании хуффов. Поэтому должен быть определенный вахм (сомнение) в данном хадисе (упоминающем джаурабы).[28] Яхья бин Ма'ин (да будет доволен им Всевышний Аллах)[29] также говорил, что все, кроме Абу Кайса, приводят данный хадис, упоминая протирание хуффов.[30]
Среди великих ученых, считавших этот хадис слабым, имам Аль-Байхаки (да смилостивится над ним Всевышний Аллах)упоминал имена следующих:
- имам Суфьян ас Саури (да смилостивится над ним Всевышний Аллах)[31],
- Абдуррахман бин Махди (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
- Ахмад бин Ханбал (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
- Яхья бин Ма'ин (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
- Али бин Мадини (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),
- Муслим бин Хаджадж (да смилостивится над ним Всевышний Аллах).
Эти ученые намного значимее имама Ат-Тирмизи (да будет доволен им Всевышний Аллах) и Ибн Хиббана (которые считали данный хадис достоверным). Имам Ан-Навави (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорит, что это настолько великие ученые, что даже если бы только один из них придерживался мнения, противоположного мнению имама Ат-Тирмизи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах), то и тогда нам следовало бы отдать предпочтение его вердикту, а не вердикту имама Ат-Тирмизи. Более того, (в соответствии с принципами хадисов) критическая точка зрения предпочтительнее удостоверяющей.[32]
Аллама Йусуф аль-Бинори (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) также указывает в своем известном труде «Магариф ас-сунан»[33]:
«Даже несмотря на то, что имам Ат-Тирмизи и другие посчитали этот хадис достоверным, однако ученые, являющиеся более компетентными и имеющие более высокий статус в этой области, подвергли данный хадис критике».[34]
Имам Ан-Навави (да будет доволен им Всевышний Аллах) далее говорит, что все хафизы хадисов соглашаются с тем, что данный хадис — слабый, поэтому вердикт имама Ат-Тирмизи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) не может быть принят.[35]
Некоторые люди, посчитавшие себя «учеными» хадисов, попытались удостоверить этот хадис, сказав, что Абу Кайс не противоречит другим рассказчикам, а просто упоминает нечто дополнительное к приведенному другими. На это шейх Мубаракфури ответил[36]:
«Все приводят данный (хадис) от Аль-Мугиры, говоря, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протирал хуффы, а Абу Кайс расходится со всеми ними и приводит его от Хузайля, передающего его от Аль-Мугиры со словами «он протирал свои джаурабы и обувь». Он не просто добавляет, а противоречит тому, что приводят все остальные. Вот если бы он приводил его, говоря «он протирал свои хуффы, джаурабы и обувь», - было бы правильным сказать, что он просто сообщает нечто большее, чем другие. Но так как он не приводит его таким образом, то и вывода такого здесь не будет. Тщательно поразмышляйте над этим. Когда вы поймете все это, вам станет очевидно, что подавляющее большинство ученых вынесли вердикт о том, что данный хадис слаб, хотя они прекрасно знали о правиле, применяемом, когда сильный рассказчик лишь что-то добавляет. Поэтому их вердикт, по моему мнению, — а Всевышний Аллах знает лучше — будет предпочтительнее вердикта имама Ат-Тирмизи, считавшего что данный хадис — хороший и достоверный».[37]
Второй попыткой, которой они попытались удостоверить данный хадис, явился аргумент, состоящий в том, что Аль-Мугира (да будет доволен им Всевышний Аллах) был свидетелем двух инцидентов с участием Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). В первом таком случае Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) протер хуффы, а во втором он (салляллаху алейхи уа саллям) протер носки. Такой аргумент слишком хрупок, и на него можно ответить многими способами:
а) Данный случай произошел во время поездки, при этом подтверждения второму случаю мы не находим. Наше сомнение дополнительно подтверждается, когда обнаруживаем, что только лишь человек, подобный Абу Кайсу, приводит данный случай.
б) В первый раз, когда Аль-Мугира (да будет доволен им Всевышний Аллах) узнал об этом, было в 9-ом году, когда он был в поездке с Пророком (салляллаху алейхи уа саллям) в сражении Табука. Это произошло в 9-ом году по хиджре. Известно, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) был в отъезде только в 10-ом году по хиджре, когда он (салляллаху алейхи уа саллям) отправился в хадж.
в) Все хадисы, содержащие слово «джаураб» переданы только лишь через Суфьяна ас Саури (да смилостивится над ним Всевышний Аллах), а сам он отвергал данный хадис и считал его ошибочным.
Кроме того, некоторые попытались использовать следующий хадис, переданный Абу Бакром Исмаили в его труде «Муджам»[38], в качестве подкрепления для хадиса Аль-Мугиры:
أخرج أبو بكر الإسماعيلي في معجم شيوخه: 163 ( 327 ) قال : ( حدثنا عبد الرحمان بن محمد بن الحسين بن مرداس الواسطي أبو بكر ، من حفظه إملاء . قال : سمعت أحمد بن سنان ، يقول : سمعت عبد الرحمان بن مهدي ، يقول : عندي عن المغيرة بن شعبة ثلاثة عشر حديثاً في المسح على الخفين. فقال أحمد الدورقي: حدثنا يزيد بن هارون، عن داود بن أبي هند، عن أبي العالية، عن فضالة بن عمرو الزهراني ، عن المغيرة بن شعبة : (أن النبِي - صلى الله عليه وسلم - توضأ ومسح على الجوربين والنعلين ) ، قال : فلم يكن عنده فاغتم)
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершил омовение и протер свои носки и обувь».
Однако есть три причины, по которым данный хадис не имеет никакого веса:
1) Учитель Аль-Исмаили неизвестен (маджхуль). Кроме того, Аль-Исмаили не высказывал никакого мнения в отношении него и не приводил никакого иного хадиса от него.
2) В «Аль Муджам аль-кабир» имама Ат-Табрани и «Изаф аль хиярах аль махарах» тот же самый хадис с той же самой цепочкой передается следующим образом:
قال الطبراني حدثنا ادريس بن جعفر العطار ثنا يزيد بن هارون أنا داود بن أبي هند عن أبي العالية عن فضالة بن عمرو الزهراني عن المغيرة بن شعبة قال : « كنا مع النبي صلى الله عليه و سلم في منزله فاتبعته فقال : أين تركت الناس ؟ فقلت : تركتهم بمكان كذا وكذا فأناخ راحلته فنزل ثم ذهب فتوارى عني فاحتبس بقدر ما يقضي الرجل حاجته ثم جاء فقال : أمعك ماء ؟ قلت : نعم فصببت على يديه فغسل وجهه ويديه ومسح رأسه وعليه جبة شامية قد ضاقت يداها فأدخل يده من تحت الجبة فرفعها عن يديه ثم غسل يديه ووجهه ومسح على رأسه وخفيه ثم قال : ألك حاجة ؟ قلت : لا قال: فركبنا حتى أدركنا الناس» (المعجم الكبير - (ج 20 / ص 425) و كذا البوصيري في إتحاف الخيرة المهرة - (ج 5 / ص 103) من طريقأبي بكر بن أبي شيبة عن يزيد بن هارون الخ و قال هذا إسناد صحيح.)
3) Как передает имам Аль-Исмаили, весь данный хадис напрямую связан с имамом Абдуррахманом бин Махди (а значит, он имел о нем очень хорошее представление). Как уже было сказано, имам Абдуррахман бин Махди (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) считал данный хадис слабым из-за Аби Кайс. Будь этот хадис достоверным, он бы не обратил на сообщение от Аби Кайс никакого внимания. В этом случае и другие почтенные мухаддисы не критиковали бы данный хадис так, как они это делали. В действительности же, многие мухаддисы подчеркивали, что Аби Кайс — единственный рассказчик данного хадиса.
Муфтий Таки сахиб (да сохранит его Всевышний Аллах) говорит, что даже если бы мы предположили, что данный хадис достоверен, то и тогда этот единственный хадис не имел бы достаточного веса для противостояния четкому велению Благородного Корана. Мы приводили ранее утверждения имама Абу Ханифы, имама Абу Йусуфа (да смилостивится над ними Всевышний Аллах) и других о том, что они согласились с протиранием хуффов только после того, как оно достигло уровня «таватур».[39]
И еще один хадис, на котором сторонники протирания джаурабов пытались основать свои доводы, — это хадис Рашида бин Сад, где он сообщает со слов Ас- Саубана (да будет доволен им Всевышний Аллах):
قال الامام احمد حدثنا عبد الله حدثني أبي ثنا يحيى بن سعيد عن ثور عن راشد بن سعد عن ثوبان قال : بعث رسول الله صلى الله عليه و سلم سرية فاصابهم البرد فلما قدموا على النبي صلى الله عليه و سلم شكوا إليه ما أصابهم من البرد فأمرهم أن يمسحوا على العصائب والتساخين (أخرجه و الحاكم في المستدرك - (1 / 275) و أحمد بن حنبل في مسنده - (ج 5 / ص 277) و عنه أبو داود في سننه - (ج 1 / ص 56) و الطبراني في مسند الشاميين - (ج 1 / ص 274) و رواه البيهقي في السنن الكبرى - (ج 1 / ص 62 مكتبة دار الباز - مكة المكرمة) من طريق أبي على الروذبارى قال أخبرنا محمد بن بكر حدثنا أبو داود الخ و أخرجه البغوي في شرح السنة (احاديث فقط) - (ج 1 / ص 66) بطريق اللؤلئي ، عن أبي داود و بطريق أبي عبيد القاسم بن سلام ، قال : سمعت محمد بن الحسن يحدث ، عن ثور بن يزيد)
«Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) отправил [людей] в поход. (Во время похода) они страдали от сильного холода. Когда они вернулись к Пророку (салляллаху алейхи уа саллям), они пожаловались на холод. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что им следует протирать свои «асаиб» и «тисахайн».»[40]
Они пытались использовать данный хадис, полагая, что под словом «тисахайн» подразумеваются тонкие носки.
Комментарий к данному хадису
Во-первых, цепочка данного хадиса не является непрерывной. Рассказчик Рашид бин Сад не слышал его от Ас Саубана. Об этом говорит Ибн Аби Хатим (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) со слов Абдуллы бин Ахмад бин Ханбал, который ссылается на слова своего отца, имама Ахмада бин Ханбал (да смилостивится над ним Всевышний Аллах).[41] Об этом также пишет великий ученый и толкователь хадисов, аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль Аскалани (да смилостивится над ним Всевышний Аллах).[42] Однако, даже если мы предположим, что Рашид бин Сад слышал от Саубана, как приводится у имама Бухари[43] и имама Аз-Захаби (который сказал, что данная цепочка — сильная)[44], то и в этом случае под словом «тисахайн» не подразумеваются тонкие носки. Многие лексикографы определили «тисахайн» как все, что покрывает ногу, даже если это хуффы.[45]
Словари и книги, дающие определения сложным словам хадисов, предлагают три определения термина «тисахайн»:
:ويجاب عن هذا بأن المعجمات اللغوية وكتب غريب الحديث أوردت للتساخين ثلاثة تفاسير
.الأول : إنها الخفاف وقد اقتصرت كثيرا من المعجمات على ذلك
.الثاني : كُلّ ما يسخَّن القدم من خف وجورب ونحوه
الثالث : إنها هي تعريب (( تَشْكَن )) وهو اسم غطاء من أغطية الرأس
"نقله ابن الأثير عن حمزة الأصفهاني في كتابه " الموازنة
1) хуффы,
2) все, что покрывает ногу,
3) слово, пришедшее в арабский и произошедшее от слова «ташкан», под которым подразумевается то, что укрывает голову.
Об этом сообщил Ибн Аль Асир (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) со ссылкой на Хамзу Аль Исфахани, писавшего об этом в своей книге «Аль-Мувазана».
Кроме того, в следующих арабских словарях четко говорится о том, что под «тисахайн» подразумеваются хуффы:
1. «Ан Нихая фи гориб аль-хадис уаль асар»,
2. «Ас Сахах» Аль Джаухари,
3. «Аль Мукри ин Мисбах»,
4. «Маджма бихар аль-Анвар»,
5. «Аль Фаик фи гориб иль хадис уаль асар»,
6. «Гориб аль-хадис» Аль-Хараби,
7. «Тадж аль урус мин джавахир аль Камус»,
8. «Лисан аль-Араб»,
9. «Мухит» Аль Сахиба бин Аббад,
10. «Аль Камус» Фирузабади.
Все это указывает на то, что данный хадис имеет немало интерпретаций. То есть, в целом, данный хадис основан на чрезвычайно хрупком фундаменте, явно недостаточном для уточнения Корана.
Если согласиться с тем, что «тисахайн» - это хуффы, то сразу будут решены проблемы:
1) Не будет никакого противоречия между различными хадисами.
2) Данный хадис будет согласован с хадисами, установленными посредством таватур.
На основе всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что в каждом из хадисов, в которых говорится о джаурабах, имеется тот или иной недостаток. Шейх Мубаракфури пишет:[46]
«В целом, нет достоверного, лишенного критики хадиса о протирании джаурабов, который бы исходил от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям).[47]
Аллама Аль-Укайли (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:[48]
«Цепочки хадисов, имеющих отношение к протиранию джаурабов и обуви, слабы».[49]
Об этом говорил и маулана Анвар Шах аль Кашмири (да смилостивится над ним Всевышний Аллах):[50]
«Знайте, что нет марфу'-хадиса, установленного, по моему мнению, в отношении протирания джаурабов».[51]
Поэтому даже если мы согласимся с тем, что джаурабы — это тонкие носки (что не является правдой, как мы объясним далее, инша Аллах), то и тогда мы не можем использовать данные хадисы, поскольку они — слабые. И даже если мы посчитаем их достоверными и предположим, что под джаурабами подразумеваются тонкие носки, то и в этом случае эти хадисы не имеют достаточного веса для противоречия Корану. В «Магариф ас-сунан» говорится:[52]
«Как бы то ни было, если (предположить, что) хадис о джаурабах достоверен, это не даст возможности применять его в общем смысле, имея ввиду тонкие и толстые носки, поскольку это противоречит Корану».[53]
А Всевышний Аллах знает лучше.
[1] (أخرجه الطبراني في المعجم الكبير – (ج 1 / ص 350) و قال الزيلعي نصب الراية - (ج 1 / ص 186) «ويزيد بن أبي زياد. وابن أبي ليلى مستضعفان، مع نسبتهما إلى الصدق، والله أعلم»
[5] Обратите внимание, что шейх Мубаракфури — уважаемый салафитский ученый. Однако он также был против протирания современных носков. Мы привели его утверждения ильзаман лиль хасм (только лишь для большего воздействия на наших оппонентов).
[6] قلت لا شك في أن رجال السند الأول من حديث بلال كلهم ثقات
ولكن فيهم الأعمش وقد عرفت أنه مدلس ورواه عن الحكم بالعنعنة وعنعنة المدلس غير مقبولة وقد تقرر أنه لا يلزم من كون رجال السند ثقات صحة الحديث(تحفة الأحوذي - (ج 1 / ص 281)
[7] «Тухфа аль-Ахвази», 1/281
[8] والعمامة (أخرجه الطبراني في المعجم الأوسط - (ج 2 / ص 24) «و قال لا يروى هذا الحديث عن أبي موسى إلا بهذا الإسناد تفرد به عيسى» و أشار اليه ابو داود في سننه - (ج 1 / ص 61) و قال «وليس بالمتصل ولا بالقوى» و كذا أخرجه ابن ماجه سننه - (ج 1 / ص 186)و البيهقي في السنن الكبرى - (ج 1 / ص 284) و قال «الضحاك بن عبد الرحمن لم يثبت سماعه من أبى موسى وعيسى بن سنان ضعيف لا يحتج به. وأخبرنا أبو عبد الله الحافظ حدثنا أبو العباس بن يعقوب حدثنا العباس بن محمد قال سمعت يحيى بن معين يقول : عيسى بن سنان ضعيف.» و ضعفه العقيلي بإخراجه في الضعفاء الكبير - (ج 7 / ص 36)أ
[9] Передано Ибн Маджа, Ат-Табрани, Аль-Байхаки и Абу Дауд также указывают на это
[12] «Насб ар-рая» (1/185)
[13] «Ад-Дирая» (опубликовано с «Аль-Хидая», стр. 60)
[14] قلت ذكر أبو داود وغيره أن في حديث أبي موسى المذكور علتين لضعفه الأولى الانقطاع والثانية ضعف عيسى بن سنان فإن ثبت سماع الضحاك من أبي موسى ترتفع العلة الأولى وتبقى الثانية وهي كافية لضعف حديث أبي موسى المشهور (تحفة الأحوذي - (ج 1 / ص 280)
[15] «Тухфа аль-Ахвази», 1/280
[16] ففيه أن بن معين أيضا ضعفه قال الذهبي في الميزان ضعفه أحمد وبن معين إلخ وقال الحافظ في تهذيب التهذيب قال يعقوب بن شيبة عن بن معين لين الحديث وقال جماعة عن بن معين ضعيف الحديث كما عرفت آنفا
[17] «Тухфа аль-Ахвази», 1/280
[18] Передано Аль-Хатыбом в «Тарих аль-Багдад» и Аз-Захаби в «Сияр А'лям ан-Нубаля»
[19] «Мизан аль-Игтидаль» (6/547), также см. «Лисан аль-мизан» (6/122)
[20] «Аль-Камиль фи Дугафа ар-риджаль», 6/351
[22] «Ад-Дугафа» Укайли (4/1333), «Мизан аль-Игтидаль» (6/458), также см. «Лисан аль-мизан» (6/58)
[23] «Ад Дугафа аль-кабир» (4/1333)
[24] Передано имамом Ат-Тирмизи, Ибн Хиббаном, Абу Даудом, Ибн Маджа, Аль-Байхаки, Ахмадом, Ат-Табрани, Ибн Аби Шайба и др.
[25] «Сунан аль-кубра», 1/283
[26] «Сунан аль-кубра», 1/283
[27] «Сунан аль-кубра», 1/283
[28] «Файд аль-Бари», 1/269
[29] Обратите внимание, что Яхья бин Ма'ин доверял Абу Кайсу, но при этом отрицал данный хадис!
[30] «Файд аль-Бари», 1/269
[31] Обратите внимание, что все хадисы, содержащие слово «джаураб», переданы через имама Суфьяна ас-Саури
[32] «Тухфа аль-Ахвази», 1/279
[33] صححه الترمذي و غيره و لكن أعله من هو أرسخ قدما و أرفع شأنا في هذا الفن منه (معارف السنن - (ج 1 / ص 348)
[34] «Магариф ас-сунан», 1/348
[35] «Тухфа аль-Ахвази», 1/279
[36] إن الناس كلهم رووا عن المغيرة بلفظ مسح على الخفين وأبو قيس يخالفهم جميعا فيروي عن هزيل عن المغيرة بلفظ مسح على الجوربين والنعلين فلم يزد على ما رووا بل خالف ما رووا نعم لو روى بلفظ مسح على الخفين والجوربين والنعلين لصح أن يقال إنه روى أمرا زائدا على ما رووه وإذ ليس فليس فتفكر فإذا عرفت هذا كله ظهر لك أن أكثر الأئمة من أهل الحديث حكموا على هذا الحديث بأنه ضعيف مع أنهم لم يكونوا غافلين عن مسألة زيادة الثقة فحكمهم عندي والله تعالى أعلم مقدم على حكم الترمذي بأنه حسن صحيح (تحفة الأحوذي - (ج 1 / ص 279)
[37] «Тухфа аль-Ахвази», 1/279
[39] См. «Фатава Усмани» (1/374)
[40] Передано Ахмадом, Абу Даудом, Ат-Табрани, Аль-Байхаки, Аль-Мустадраком и др.
[42] «Тахзиб ат-тахзиб», 3/226
[43] «Ат-Тарих аль-кабир», 3/292
[44] «Сияр А'лям ан-Нубаля», 4/491.
Обратите внимание: даже несмотря на то, что имам Хаким сказал, что данная цепочка — достоверная и отвечает условиям имама Муслима, и имам Аз-Захаби согласился с этим в своем труде «Та'лик» (1/275), однако сам имам Аз-Захаби имел противоположное мнение в «Сияр А'лям ан-Нубаля» и говорил:
وخرجه الحاكم فقال: على شرط مسلم، فأخطأ: فإن الشيخين ما احتجا براشد، ولا ثور من شرط مسلم. (سير أعلام النبلاء - (4 / 491)
Имам Хаким привел данный хадис и сказал, что он отвечает условиям имама Муслима; однако им была допущена ошибка, поскольку Бухари и Муслим не полагаются на Рашида, и Саур — не из рассказчиков Муслима. («Сияр А'лям ан-Нубаля», 4/491)
[45] «Тухфа аль-Ахвази», 1/360
[46] والحاصل أنه ليس في باب المسح على الجوربين حديث مرفوع صحيح خال عن الكلام (تحفة الأحوذي - (ج 1 / ص 281)
[47] «Тухфа аль-Ахвази», 1/281
[48] والاسانيد في الجوربين والنعلين فيها لين (الضعفاء الكبير للعقيلي - (ج 3 / ص 1084)
[49] «Ад-Дугафа аль-кабир» (3/1084)
[50] واعلم أنَّ المسحَ على الجَوْربين لم يثبت عندي مرفوعاً (فيض الباري شرح صحيح البخاري - (ج 1 / ص 269)
[51] «Файд аль-Бари», 1/269
[52] و علي كل حال ان صح حديث الجوربين لم يمكن أن يعمل علي اطلاقه الشامل للثخينين و الرقيقين لمعارضة القران المتلو (معارف السنن - (ج 1 / ص 348)
[53] «Ма'ариф ас-сунан», 1/348
Комментарии: 0
Правила форума