Циклы Авторы Сортировка

Урок 13. Протирание современных носков

5 816
18 января, 16
Ранее мы отметили, что ни один достойный ученый прошлого никогда не говорил о том, что протирание тонких носков дозволено. Основываясь на этом, многие ученые отметили, что существует полное согласие (иттифак) по недозволенности протирания тонких носков.[1]
 
В «Аль-Мухит аль-Бурхани» также ясно отмечается, что все ученые сходятся на недозволенности[2]. Муфтий Шафии (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал, что это яснее, чем солнце.[3]
 
Мы также ранее разъяснили, что изначальное правило заключается в мытье ног. Так как протирание хуффов установлено через таватур, ученые постановили, что протирание хуффов имеет достаточную силу, чтобы служить заменой мытью ног. Так как только лишь протирание хуффов установлено посредством таватур, любые иные носки, чтобы их протирание было действительным, должны отвечать требованиям, предъявляемым к кожаному носку. Ранее мы процитировали утверждение имама Мухаммада (да будет доволен им Всевышний Аллах), писавшего в своем труде «Китаб аль-худжах аля Ахль ар-раик» в главе о протирании хуффов:[4]
 
«Тем, кто использует аналогию в Сунне и асарах, необходимо подумать таким же образом, как они думают над теми случаями, где нет хадисов, и использовать аналогию хадисов подобно им».[5]
 
Великий маликитский ученый Ибн Рушд (да смилостивится над ним Всевышний Аллах)сказал:[6]
 
Китаб иль худжах аля Ахль аль Мадина«Те, кто считает данные хадисы достоверными или считает использование аналогии по отношению к хуффам дозволенным, разрешают протирание джаурабов.»[7]
 
Так как протирание хуффов установлено вопреки киясу, необходимо, чтобы  все, что с ними ассоциировалось, обладало всеми их свойствами.[8]
Поэтому мы обнаруживаем, что наши алимы всегда выносили решение о дозволенности протирания тех носков, которые обладают всеми свойствами хуффов. Именно по этой причине они постановили дозволенность протирания «Лабуд Туркие».[9]
 
Муфтий Махмуд сахиб (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) ясно говорил о том, что дозволено протирание тех современных носков, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым к хуффам. Муфтий Низамуддин (верховный муфтий Даруль Улум Деобанд) отмечает, что если хлопчатобумажные, шерстяные и нейлоновые носки таковы, что отвечают требованиям к хуффам, то будет дозволено протирать их.[10] Также мы обнаруживаем, что маулана Рашид Ахмад Гангохи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) вынес решение о дозволенности протирания некоторых кашемировых носков, поскольку они отвечали установленным требованиям.[11] Также см. «Фатава Даруль Улум Закария»[12].
 
Аллама Садр аш-Шариах Аль-Махбуби (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) отмечает в «Ан-Нукаях»:[13]
 
«Разрешается протирать... любой носок, закрывающий лодыжки и в котором можно ходить, не прерываясь».
 
Аллама Рази ад-Дин ас-Сарахси подчеркнул, что разрешается протирать хуфф и все, что похоже на хуфф.[14]
 
Следовательно, если наши современные носки обладают свойствами хуффов, тогда протирать их будет дозволено. Для удобства вкратце упомянем данные условия еще раз:
 
1) Они должны закрывать всю лодыжку, согласно мнению имамов всех четырех мазхабов.[15]
 
2) По ханафитскому мазхабу, в хуффах можно пройти три мили, и при этом они не должны порваться. По мнению шафиитов, носки должны быть достаточно прочными, чтобы в них можно было выполнять повседневные дела в течение времени, определенного для хуффов (т.е. один день и одну ночь для мукима, и три дня и три ночи для мусафира). Согласно мнению ханбалитов, носки должен быть такими, чтобы обычно человек мог в них  идти без остановок и чтобы при этом они не соскальзывали с ноги.[16]
 
3) Согласно мнению ханафитов, ни в одном из носков (независимо друг от друга) не должно быть дырок размером в три наименьших пальца ноги. Согласно мнению шафиитов и ханбалитов в носках не должно быть никаких дырок.[17]
 
4) Оба носка должны держаться на ногах без завязывания и закрепления.
 
5) Оба носка не должны легко пропускать воду.
 
Ханбалиты также считают, что вследствие толщины носков сквозь них не должна быть видна кожа[18]. Что касается маликитов, мы уже отмечали, что они ограничили дозволенность протирания только кожей, соответственно, они не дали бы разрешения на протирание никаких из современных носков. Согласно тем шафиитским ученым, которые отмечают таджлид и тангиль в качестве одного из условий, очевидно, что они не разрешат протирание распространенных ныне носков.
 
Если носки не удовлетворяют хотя бы одному из отмеченных ранее условий, протирать их не разрешено.[19]
 
После проверки современных толстых носков мы обнаруживаем, что существуют носки (такие, как «Sealskinz»), которые удовлетворяют всем представленным требованиям (т.е. они таковы, что человек может пройти в них три мили и даже больше (при этом они не рвутся), вода не просачивается через них и т.д.). Однако таких носков, на самом деле, мало.
 
Есть одно условие, которому не удовлетворяют многие из современных носков (вследствие чего протирание становится недозволенным). Это условие заключается в том, что они должны быть настолько толстыми, чтобы они могли стоять вокруг голени только из-за своей толщины, т.е. не из-за того, что они привязаны или столь эластичны, или очень узкие. Иными словами, они должны стоять прямо вследствие своей толщины. Об этом четко говорится в книгах, цитаты из которых приведены в подстрочном комментарии.[20]
Если мы посмотрим на современные носки, то обнаружим, что почти все носки не удовлетворяют данному требованию. Чтобы проверить, стоят ли носки прямо вследствие своей толщины, можно провести эксперимент, положив что-нибудь в область ступни. Носок должен стоять прямо следующим образом:
 

 
Кроме того, очень немногие носки не пропускают воду, если полить на них сверху. В этом состоит значение того, что вода не просочится — вода не должна просачиваться, если ею полить на носки. Это не означает, что вода не просачивается внутрь при протирании, как думают некоторые, так как у такого условия нет оснований. Даже через тонкие носки вода не просочится внутрь при протирании. Книги мутакиддимин (и на самом деле, большинства ученых мазхаба) не упоминают об этом. В шафиитском мазхабе четко указывается, что вода не должна просачиваться, когда ее льют сверху. Также обратите внимание, что это необязательно означает то, что носок должен быть водонепроницаемым. А Аллах Всевышний знает лучше.
 
Более того, наши факихи также подчеркивали, что не разрешается протирать кирбас, так как он не удовлетворяет соответствующим требованиям.[21]
 
Определение кирбаса имеет следующий вид:[22]
 
«Кирбас — ткань, изготовленная из белого хлопка, как указано в «Аль-Камус». Однако любые виды сшитых тканей также подпадают под данную категорию, например, носки, изготовленные из льна или шелка (в отличие от носков из шерсти и т.д.)»[23]
 

Муфтий Шафии использовал указанные факты для доказательства недозволенности протирания тонких хлопчатобумажных носков.[24]

 

[1] «Тавали Анвар» (Q303/ба, махтут), «Аль-Бахрар-раик» (1/192), «Найльаль-магариб» (2/251), «Базльаль-маджхуд» (1/278), «Магарифас-сунан» (1/346), «ФатаваУсмани» (1/372, 373), «Аль-Лубаб» (1/21) ит.д.

 

[2] (1/343)

 

[3] «Найль аль-магариб», 2/251

 

[4] نبغي لمن قاس علي السنة و الآثار أن يقيس علي السنة ما لم يأت فيه أثر لما قد جاءت فيه الآثار مما يشبهه (كتاب الحجة علي أهل المدينة – (ج 1 / ص 44)

 

[5] «Китаб иль худжах аля Ахль аль-Мадина» (1/44)

 

[6] و من صح عنده الأثر أو جوز القياس علي الخف أجاز المسح علي الجوربين (بداية المجتهد- (ج 1 / ص 52)

 

[7] «Бидаяаль-Муджтахид», 1/52

 

[8]لا شك أن المسح على الخف على خلاف القياس فلا يصلح إلحاق غيره به إلا إذا كان بطريق الدلالة وهو أن يكون في معناه ومعناه الساتر لمحل الفرض الذي هو بصدد متابعة المشي فيه في السفر وغيره للقطع بأن تعليق المسح  بالخف ليس لصورته الخاصة بل لمعناه للزوم  الحرج في النزع المتكرر في أوقات الصلاة خصوصا مع آداب السير شرح (فتح القدير - (ج 1 / ص 157)

 

[9] ثم قال ويجوز المسح على الخف الذي يكون من اللبد وإن لم يكن منعلا لأنه يمكن قطع المسافة به

 وفي الخلاصة وأما المسح على الخفاف المتخذة من اللبود التركية فالصحيح أنه يجوز المسح عليه (البحر الرائق - (ج 1 / ص 189)

والصحيح من المذهب جواز المسح على الخفاف المتخذة من اللبود التركية لأن مواظبة المشي فيها سفرا ممكن كذا في شرح المبسوط للإمام السرخسي (الفتاوى الهندية - (ج 1 / ص 32)

والصحيح من المذهب جواز المسح على الخفاف المتخذة من اللبود التركية لأن مواظبة المشي فيها سفرا ممكن. (المبسوط للسرخسي - (ج 1 / ص 184)

 

[10] «Низамуль фатава» (1/42)

 

[11] «Тазкирах ар-Рашид», 1/182

 

[12] (1/507-515)

 

[13] ويجوز علي... كل ما يستر الكعب و يمكن به السفر 

 

[14] «Аль-Мухит ар-Ридави», стр. 36

 

[15] «Аль-Мусугах аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/364

 

[16] «Аль-Мусугах аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/364

 

[17] «Аль-Мусугах аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/365

 

[18] «Аль-Мусугах аль-фикхия аль-Кувайтия», 37/367

 

[19] وأنهم أخرجوه لعدم تأتي الشروط فيه غالبا يدل عليه ما في كافي النسفي حيث علل عدم جواز المسح على الجورب من كرباس بأنه لا يمكن تتابع المشي عليه فإنه يفيد أنه لو أمكن جاز ويدل عليه أيضا ما في ط عن الخانية أن كل ما كان في معنى الخف في إدمان المشي عليه  وقطع السفر به (حاشية ابن عابدين - (ج 1 / ص 269)

 

[20] أ(و) حد الجورب (الثخينين أن يستمسك) أي يثبت و لا ينسدل (علي الساق من غير ان يشد بشيء) هكذا فسروه كلهم و ينبغي أن يقيد بما اذا لم يكن ضيقا (غنية المتملي - (ج 1 / ص 121)

حد الثخانة أن يقوم على الساق من غير أن يربط بشيء (الجوهرة النيرة - (ج 1 / ص32)

والثخين من الجورب أن يستمسك على الساق من غير أن يشده بشئ. والصحيح من المذهب جواز المسح على الخفاف المتخذة من اللبود التركية لان مواظبة المشى فيها سفرا ممكن (المبسوط للسرخسي - مرقم - (ج 1 / ص 102)

والثخينين أن يقوم على الساق من غير شد ولا يسقط ولا ينشف (خزانة المفتين - (ق 11/ب مخطوط)

وحد الثخانة أن تقوم على الساق من غير أن يشد بشيء (الضياء المعنوية شرح المقدمة الغزنوية - (ق 153/ب مخطوط)

بط د : والثخين ما يستمسك على الساق من غير شد (المجتبى - (ق15/ب يكي جامع مخطوط)

والثخين أن يقوم على الساق من غير أن يشده بشيء لإنها في معنى الخف لإمكان المشي فيه. (الكافي شرح الوافي - (1/ق25/أ يوسف أغا مخطوط )

أ(و) على (الثخين) وهو أن يقوم على الساق من غير أن يشده بشيء ولا يشف ولا يسقط (شرح ملا مسكين على الكنز - (1/107 مع فتح المعين)

الثخينين أي بحيث يستمسكان على الساق بلا شد كما في الهداية والسراج والعناية والمنح والمفتاح وغيرها وفي التبيين وهو أن يستمسك على الساق من غير ربط وأن لا يرى ما تحته وفي المفتاح قال بعضهم ولا ينشفان معناه أن لا يتجاوز الماء إلى القدم وفي البردجندي والمراد ما يكون غليظا بحث لا يرى ما تحته وفي الخزانة الثخين أن يقوم على الساق من غير شد ولا يشف ولا يسقط الإحكام (شرح درر الحكام - (1/ق171/أ مخطوط)

و حد الثخين أن يثبت على الساق من غير شد و ربط (فتاوى غياثية - (ج 1 / ص 15)

ويؤخذ من هذا ومما قبله أنه لو كان محل المسح وهو ظهر القدم مجلدا مع أسفله أنه يجوز المسح عليه كما قدمناه عن سيدي عبد الغني في الخف الحنفي المخيط بالشخشير ولا يعكر عليه اشتراطهم أن يثبت على الساق بنفسه لأن ذاك في الجورب الثخين الغير المجلد والمنعل كما في النهر وغيره (حاشية ابن عابدين - (ج 1 / ص 270)

 

[21] فإن كان من كرباس، أو ما يشبه الكرباس لا يجوز المسح عليهما، لأنه لا يمكن قطع السفر، وتتابع المشي عليه، وإن كان من أديم أو ما يشبه الأديم يجوز المسح عليهما، لأنه يمكن قطع السفر وتتابع المشي عليه، وإن لبسهما فوق الخفين، فإن كانا من كرباس أو ما يشبه  الكرباس لا يجوز المسح عليهما كما لو لبسهما على الانفراد إلا أن يكونا رقيقين يصل البلل إلى ما تحتهما (المحيط البرهاني للإمام برهان الدين ابن مازة - (ج 1 / ص 215)

ولو كان من الكرباس لا يجوز (مجمع الأنهر في شرح ملتقى الأبحر - (ج 1 / ص 75)

ولا يجوز المسح على الجرموق إذا كان من كرباس ونحوه لأنه لا يمكن قطع السفر وتتابع المشي عليهما كما لو لبسهما على الانفراد إلا أن يكونا رقيقين يصل البلل إلى ما تحتهما من الخف فحينئذ يجوز ويكون مسحا على الخف

كذا في الذخيرة وغيرها (البحر الرائق - (ج 1 / ص 191)

ولو كان الجرموق من كرباس لا يجوز المسح عليه لأنه لا يمكن متابعة المشي عليه فصار كاللفافة إلا أن تنفذ البلة إلى الخف قدر الواجب لحصول المقصود (تبيين الحقائق - (ج 1 / ص 52)

قوله ( وكرباس ) هو الثوب الأبيض من القطن كما في القاموس وظاهر كلام الحلبي عن الحلواني والخلاصة أنه لا يصح المسح عليه إلا إذا كان مجلدا فليراجع (حاشية الطحاوي على مراقي الفلاح - (ج 1 / ص 84)

 

[22] الكرباس بالكسر اسم الثوب من القطن الأبيض قاله في القاموس وهو معرب بالفتح و لكن يلحق به كل ما كان من نوع الخيط كالكتان و لابريسم و نحوهما بخلاف ما هو من الصوف و مثله (امداد المفتين نقلا عن شرح منيه 142))

 

[23] «Имдад аль-Муфтин», 142

 

[24] «Имдад аль-Муфтин», 2/253

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков