Циклы Авторы Сортировка

Урок 7. Сахабы, протиравшие джаурабы

2 768
24 декабря, 15

Имам Абу Дауд (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) назвал имена следующих сахабов, совершавших протирание джаураба:

 
1) Али бин Аби Талиб (да будет доволен им Всевышний Аллах),

2) Ибн Масуд (да будет доволен им Всевышний Аллах),

3) Аль-Бара бин Азиб (да будет доволен им Всевышний Аллах),

4) Анас бин Малик (да будет доволен им Всевышний Аллах),

5) Абу Умама (да будет доволен им Всевышний Аллах),

6) Сахль бин Сад (да будет доволен им Всевышний Аллах),

7) Амр бин Хурайс (да будет доволен им Всевышний Аллах).
 
Он также добавляет, что есть хадисы, в которых говорится о том, что Умар бин Аль- Хаттаб и Ибн Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) протирали джаурабы.[1]
 
Хадис Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится с тремя различными цепочками передачи. Одна цепочка, переданная через Ка'ба бин Абдулла, содержится и в «Мусанаф Абдурраззак», и в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба».[2] Имам Аль-Бухари (да смилостивится над ним Всевышний Аллах)также привел ее в «Ат- Тарих аль-кабир»[3], а Ибн Сад привел ее в своем труде «Ат Табакат аль-кубра». Вторая цепочка, переданная через Халласа, содержится в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[4]. Полный санад третьего хадиса, переданного через Амра бин Курайб, также приведен в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[5]. Он также приводится Ибн Аль-Мунзиром в «Аль-Аусат».[6] Что касается цепочки, переданной через Халида ибн Саид, она передается Ибн Садом в его труде «Ат Табакат аль-кубра».[7]
 
Хадис Ибн Масуда (да будет доволен им Всевышний Аллах)содержится в «Аль Муджам аль-кабир» имама Ат Табрани.[8] Аллама Аль Хайсами (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) сказал, что рассказчики данного хадиса причислены к сильным рассказчикам.[9]
 
Санад хадиса от Аль-Бары (да будет доволен им Всевышний Аллах) содержится в «Мусаннаф Абдурраззак»[10] и «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[11].
 
Хадис Анаса (да будет доволен им Всевышний Аллах), переданный через Катаду, содержится в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[12] и «Ал Муджам аль-кабир» имама Ат Табрани[13]. Хадис, переданный через Аль-Амаша, содержится в «Ас-Сунан аль-кубра» имама Аль Байхаки[14]. Хадис, переданный через Азрака бин Кайс, приведен  в «Аль Куна уаль асма» алламы Аль- Дуляби[15] и «Аль-Аусат» Ибн Аль-Мунзира[16].
 
Хадис Абу Умамы (да будет доволен им Всевышний Аллах) приведен в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[17].
 
Хадис Сахля бин Сад (да будет доволен им Всевышний Аллах) также приведен в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[18].
 
Что касается хадиса Амра бин Хурайс (да будет доволен им Всевышний Аллах), мы не смогли обнаружить его ни в одном из сборников хадисов, находящихся в нашем распоряжении.
 
Аллама Ибн аль-Мунзир (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) добавляет имена следующих сахабов:
 
1) Аммар (да будет доволен им Всевышний Аллах),

2) Укба бин Амр Абу Масуд аль-Ансари (да будет доволен им Всевышний Аллах),

3) Абдулла бин Умар (да будет доволен им Всевышний Аллах),

4) Биляль (да будет доволен им Всевышний Аллах),

5) Абдулла бин Аби Ауфа (да будет доволен им Всевышний Аллах).
 
Из этого списка мы смогли найти санады хадисов только для Укбы бин Амр (Абу Масуда Аль-Ансари). Передачи данного хадиса, идущие через Халида бин Сад и Хаммама бин Аль- Харис, содержатся в «Мусаннаф Абдурраззак»[19] и «Мусаннаф Ибн Аби- Шайба»[20]. Цепочки, идущие через Василя Аль= Ахдаба и Ясира бин Амр, приведены в «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[21].
 
Имам Абу Дауд (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) ссылался на хадис Умара (да будет доволен им Всевышний Аллах). Этот хадис можно найти в «Мусаннаф Абдурраззак»[22] и «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[23]. Он также был передан Ар-Рази (да смилостивится над ним Всевышний Аллах) в «Аль-Джарх уат-тагдиль»[24]. Из-за рассказчика Джалляса бин Мухаммад ученые по хадисам полагают, что данный хадис — слабый.[25]
 
Из приведенного становится очевидно то, что факт протирания джаурабов сахабами достоверно доказан. На это большинство ученых дают следующие два ответа:
 
1. Действия сахабов не являются доказательством шариата, особенно если с виду это противоречит Корану. (Удивительно, что те же самые люди, которые говорят, что они полагаются на действия сахабов в данном вопросе, настроены против двадцати ракаатов таравиха и отрицают, что три талака равны трем талакам.)
 
2. Как было доказано выше, под джаурабами отнюдь необязательно должны подразумеваться тонкие носки. При этом в хадисах нет упоминаний, указывающих на то, что джаурабы, которые протирали сахабы, были тонкими. В действительности же, есть достаточное количество указаний на то, что джаурабы, протиравшиеся сахабами, были толстыми. Так, обратим внимание на следующие моменты:
 
а) В труде «Мусаннаф Ибн Аби Шайба»[26] указаны имена следующих сахабов, подчеркивавших, что джаураб наравне с хуффом:
 
1) Ата (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),

2) Нафи (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),

3) Яхья аль Бука (да смилостивится над ним Всевышний Аллах),

4) Ибрахим ан Наха'и (да смилостивится над ним Всевышний Аллах).
 
Кроме того, Саид бин Аль-Мусаяб и Аль-Хасан Аль-Басри (да смилостивится над ними Всевышний Аллах)указывали:[27]
 
«Протирание джаурабов будет разрешено только в том случае, если они очень толстые».[28]
 
Это те самые люди, которые воочию видели те виды джаурабов, которые протирали сахабы. Кроме того, Ибн Аби Шайба (да смилостивится над ним Всевышний Аллах), приведя цитаты указанных выше троих, приводит цитату самого Ибн Умара (да будет доволен им Всевышний Аллах), где он ясно говорит: «Протирание джаураба подобно протиранию хуффа».[29]
 
Более того, в книге «Аль-Куна уаль-Асма» Ад-Дуляби[30] есть хадис Аль-Азрака бин Кайс (да смилостивится над ним Всевышний Аллах), где он говорит: «Я видел Анаса бин Малик после справления им малой нужды: он помыл свое лицо и руки и протер голову и джаурабы, изготовленные из шерсти. Я спросил: «Ты протираешь такие джаурабы?» Он ответил: «Это хуффы, но из шерсти».
 
б) Приняв значением джаурабов толстые носки, мы избавимся от всех противоречий. Иными словами, это приведет к согласованию Корана, хадисов и поступков сахабов.
 

Следует особо отметить, что нет абсолютно никаких указаний на то, что джаурабы, которые протирали сахабы, были тонкими. Учитывая приведенные ранее доводы, становится ясно, что протираемые ими джаурабы были толстыми.

 

[1] «Сунан Аби Дауд», 1/61

 

[2] (1/188)

 

[3] (7/224)

 

[4] (1/188)

 

[5] (1/188)

 

[6] (1/362)

 

[7] (6/241)

 

[8] (9/251)

 

[9] «Маджма аз-заваид», 1/582

 

[10] (1/200)

 

[11] (1/188)

 

[12] (1/188)

 

[13] (1/244)

 

[14] (1/285)

 

[15] (2/561)

 

[16](1/462)

 

[17] (1/188)

 

[18] (1/188)

 

[19] (1/199, 200)

 

[20] (1/188)

 

[21] (1/188)

 

[22] (1/199)

 

[23] (1/188)

 

[24] (7/220)

 

[25] «Лисан аль-мизан», 2/13

 

[26] (1/188)

 

[27] (قال ابن ابي شيبة حدثنا هشيم ، قال : أخبرنا يونس ، عن الحسن (ح) وشعبة ، عن قتادة ، عن سعيد بن المسيب ، والحسن أنهما قالا : يمسح على الجوربين إذا كانا صفيقين. (مصنف ابن أبي شيبة - (ج 1 / ص 188

 

[28] «Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 1/188

 

[29] «Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 1/188

 

[30] (2/561)

АВТОР ЦИКЛА
Заключение Шариата о протирании обычных носков
Исмаил Муса
Автор:
ИСМАИЛ МУСА
Муфтий
Аскимам.ру
Автор:
АСКИМАМ.РУ
Издательский дом
Список уроков