Циклы Авторы Сортировка

Часть 11: Пояснение воздействия намерения и разъяснение свидетельств этого от праведников, часть 1

2 442
3 марта, 16

Как установлено в достоверных хадисах, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела. Тому, кто решит сделать доброе дело, но у него не получится, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела. Если же человек задумает доброе дело и совершит его, Аллах запишет ему от десяти до семисот и более добрых дел»[1].

 

Как установлено в достоверном хадисе сборника «Сахих», Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о войске, которое будет направляться на Мекку: «Земля проглотит их от первого до последнего». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, как же она поглотит их от первого до последнего, ведь среди них будут и простые люди и те, кто не относится к ним[2]?» – он ответил: «Они будут поглощены от первого до последнего, а потом воскрешены в соответствии с их намерениями[3]»[4]
 

Как установлено в достоверном хадисе в обоих «Сахихах» от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет переселения (хиджра) после завоевания Мекки, но осталась война (джихад) и благое намерение»[5].

 

Разногласия в разъяснении слов: «Нет переселения (хиджра) после взятия…»

 

Ученые шафиитского и иных мазхабов расходятся в понимании смысла слов «Нет переселения (хиджра) после взятия…». Сказано, что они означают: «Нет переселения (хиджра) из Мекки, так как она стала обителью Ислама». Также сказано, что эти слова означают: «Нет переселения (хиджра) после взятия Мекки, которая достигла бы такого превосходства[6], подобной той, что была до взятия Мекки»[7].
 

Что касается переселения (хиджра) из стран неверных в наше время, то оно является категоричной обязанностью (вуджуб мутааккид) для того, кто в состоянии совершить его при условии, что у него нет там возможности открыто исповедовать Ислам. Если же у человека есть такая возможность, то переселение (хиджра) для него желательно (мустахабб), но не обязательно. Аллах лучше знает.

 

Я не ставлю это условием для моего Господа

 

Передано от уважаемого господина Абу Майсарата Амра ибн Шурахбиля Ат-Табиия Аль-Куфия Аль-Хамдани, да будет доволен им Аллах, что он, получая подарок, часть отдавал в качестве милостыни, а когда приходил к своей семье, и они считали то, что он получил, то находили его не уменьшившимся. Он спросил сыновей своего брата: «Разве вы не поступаете так?» – они ответили: «Если бы мы знали, что оно не уменьшится, то обязательно поступали бы так». Тогда Абу Майсарат сказал: «Поистине, я не ставлю это условием[8] для моего Всемогущего и Великого Господа»[9].

 

Пять качеств, в которых содержится благо ближнего и вечного миров

 

Наш имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «В пяти качествах содержится благо ближнего и вечного миров: в богатстве души, в воздержании от причинения вреда окружающим, в дозволенном заработке, в благопристойности и в уверенности во Всевышнем Аллахе в любом состоянии»[10].
 

Передано от уважаемого господина Хаммада ибн Саламата, да смилостивится над ним Аллах, которого считали одним из наиболее приближенных к Аллаху (абдал): «Изучающий хадисы не ради Аллаха обманется этим»[11].
 

Уважаемый господин Ахмад ибн Абу Аль-Хавари привел в своей в книге «Аз-Зухд» (Ты увидишь, если это будет угодно Всевышнему Аллаху, ценную информацию, которую я приведу из неё. Сейчас же я еще не получил её цепочки передач (иснад), однако у меня имеется отличная, проверенная, хорошо сделанная копия, о которой некоторые из ученых и опытных людей сказали мне, что она сделана почерком Ад-Даракутни, да смилостивится над ним Аллах): «Нам рассказал Исхак ибн Халаф от Хафса ибн Гияса: «Абдур-Рахман ибн Аль-Асвад, да будет доволен им Аллах, ел хлеб исключительно с намерением». Я спросил Исхака: «Какое может быть намерение, когда ешь хлеб?» – и он ответил: «Он ел, а когда тяжелел для молитвы (салят), то уменьшал количество пищи, чтобы быть легким для молитвы (салят). Когда же он уменьшал количество пищи и слабел от этого, то начинал есть, чтобы подкрепить силы. Таким образом, принятие и оставление пищи было для молитвы (салят)».   
 

Слова «быть легким» означают быть подвижным для молитвы (салят), чтобы было проще его совершать и наслаждаться им.
 

Ахмад ибн Абу Аль-Хавари сказал: «Я слышал, как Абу Сулейман Ад-Дарани, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Обращайтесь к Аллаху посредством ваших сердец». Смысл этих слов: «Очищайте и исправляйте ваши сердца и не упускайте ничего из явных деяний».
 

Абу Сулайман был из числа людей, познавших Аллаха (арифы), обладателей явных чудес (караматы), высоких состояний и мудрости.  Его имя было Абдур-Рахман ибн Ахмад ибн Атийа. Здесь будут приведены, если это будет угодно Всевышнему Аллаху, ценные знания, которые я перенял у Абу Сулеймана, являющегося одной из гордостей Дамаска и его окрестностей.
 

Сказанное Абу Сулайманом Ад-Дарани похоже на переданное нами от уважаемого господина Абу Али Аль-Фудайл ибн Ияда, да будет доволен им Аллах: «По нашему мнению, достигшие желаемого люди получили это не посредством многочисленных молитв (салят) и постов, а посредством великодушия, чистоты сердца и искренности к людям (умма)»[12].
 

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто желает получить блага от Аллаха, пусть улучшит мнение о людях».

 

Видение Кабисатом имама Суфьяна Ас-Саври во сне после его смерти

 

Нам сообщил наш шейх, имам Аль-Хафиз Абуль-Бака, во время моего обучения у него: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абуль-Гани, дав разрешение на дальнейшую передачу этой информации, нам сообщил Абу Тахир Ас-Силафи, нам сообщил Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Хамд Ад-Дуни: «Я слышал от Абуль-Хасана Али ибн Мухаммада Аль-Асабази, нам сообщил Али ибн Аль-Хусейн ибн Али, нам сообщил Абу Мансур Яхья ибн Ахмад Аль-Марвази: «Я слышал, как Абу Тахир Мухаммад ибн Аль-Хусайн ибн Маймун говорил: «Я слышал, как Абу Муса Харун ибн Муса говорил: «Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис сказал: «Я слышал, как Кабисат сказал: «Я увидел во сне Суфьяна Ас-Саври и сказал ему: «Что сделал с тобою Аллах?» – он ответил: «Я воочию посмотрел на моего Господа. Он сказал мне: «Во благо тебе Мое довольство, о ибн Саид. Поистине, ты часто вставал для поклонения, когда наступал мрак, и был со слезами на глазах и обладал любящим сердцем. Выбирай дворец, какой пожелаешь, и посещай Меня, ибо, поистине, Я не далек от тебя»[13].
 

Его слова «Я воочию посмотрел на моего Господа» означают: «Прямо без завесы и посланника». Под словами «Когда наступал мрак» подразумевается темнота. Слово же «любящий» нужно понимать следующим образом: «Любящий правдивой любовью Аллаха». Ученые в области арабского языка сказали: «Сердце, которое наполнено влюбленностью».

 

[1] «Сахих Аль-Бухари» (6491), «Сахих Муслим» (131) от Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.

 

[2] К примеру, путники, идущие вместе с войском.

 

[3] Т.е. в День Суда они будут отчитаны в соответствии с их намерениями, и им воздастся в соответствии с этим.

 

[4] «Сахих Аль-Бухари» (2118).

 

[5] «Сахих Аль-Бухари» (2783), «Сахих Муслима» (1353).

 

[6] Имеется в виду переселение (хиджра), за которую полагается такая же награда, как за переселение в период, когда Мекка была в руках многобожников.

 

[7] Имам Ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, данное мнение посчитал наиболее верным в своем комментарии на «Сахих Муслима».

 

[8] Т.е. он отдавал милостыню без условия, что ему будут возмещены его расходы из этого.

 

[9] «Табакат ибн Са’д» (8/226).

 

[10] «Тахзиб аль-асма ва ал-люгат» (1/178).

 

[11] «Аль-Джамиу ли ахляки ар-рави ва адаби ас-сами» (20).

 

[12] «Хульят аль-авлия» (8/103).

 

[13] «Ихья улюм ад-дин» (9/518).

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:понедельник
Новый урок:четверг
Список уроков