Циклы Авторы Сортировка

Часть 16: Россыпь ценных слов, часть 4

2 510
4 апреля, 16

Из биографии Абу Усмана Ан-Нахди, да смилостивится над ним Аллах

 

Абу Усман Ан-Нахди был из числа больших людей из числа последующего за сподвижниками поколения (табиуны) мухазрамунов. Так называли тех, кто жил в период невежества (джахилия), затем в период Ислама, а затем в годы жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но не увидел его, хотя и принял Ислам. Я пояснил его положение в этой же мере и в работе «Аль-Иршад фи улюми аль-хадис», которую я конспектировал из книги шейха Абу Амра ибн Ас-Салаха, да смилостивится над ним Аллах[1].
 

Абу Усман, да смилостивится над ним Аллах, обладал большим достоинством и авторитетом. Он сказал: «Я дожил до ста тридцати лет, и нет ничего, что было бы неузнаваемым для меня, кроме моей надежды. Поистине, она такая же, какой была».
 

Когда был убит Аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, он переехал из Куфы в Басру, сказав: «Я не буду жить в городе, в котором убили сына дочери Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха»[2].
 

Он умер в 95 году хиджры, по другой информации – в 100 году, да смилостивится над ним Аллах.

 

Путешествие нашего господина Джабира, да будет доволен им Аллах, в поисках хадиса

 

Нам сообщил шейх, исламский правовед (факих), муснид[3] Абу Мухаммад, Абдур-Рахман ибн Салим ибн Яхья Аль-Анбари, он сказал: «Нам сообщил Аль-Хафиз Абдуль-Кадир Ар-Рахави, он сказал: «Нам рассказал Аль-Кади Абу Сулайман Дауд ибн Мухаммад ибн Аль-Хасан Аль-Халиди, он сказал: «Нам сообщил Умар ибн Мухаммад ибн Ахмад Ан-Насафи, нам сообщил Аль-Хасан ибн Абдуль-Малик, нам сообщил Аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн Нуайм, нам сообщил Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Якуб, нам сообщил Аль-Хасан ибн Суфьян, нам рассказал Мухаммад ибн Марзук, нам рассказал Муслим ибн Ибрахим, нам рассказал Иса ибн Хумайд Ар-Расиби Абу Хаммам, нам рассказал Хафс Абу Ан-Наср от Джабира ибн Абдуллаха Аль-Ансари, да будет Аллах доволен им Аллах: «Он отправился к некому мужчине и спросил его о скрытии проступков правоверного, и тот ответил: «Я не тот, кто знает об этом, однако это знает мужчина, которого зовут Шихаб». Джабир отправился к наместнику (имеется в виду наместник города), к мужчине, которого зовут Маслама, подошел к воротам и сказал привратнику: «Скажи правителю (амир), чтобы он спустился ко мне». Привратник, улыбаясь, вошел, и правитель спросил его: «Что тебе?» – и он ответил: «У ворот верхом на верблюде сидит мужчина, который сказал: «Скажи правителю, чтобы он спустился ко мне». Правитель задал вопрос: «Ты не спросил его, кто он?». Он вернулся к нему и спросил его об этом, на что тот ответил: «Я Джабир ибн Абдуллах Аль-Ансари». Привратник вернулся к правителю и сообщил ему, тот вскочил с места, вышел к нему и сказал: «Поднимайся». Джабир сказал: «Я не хочу подниматься. Расскажи мне, где дом Шихаба?». Правитель сказал: «Поднимайся, я пошлю за ним, и он исполнит твою нужду».  Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не хочу, чтобы к нему являлся кто-либо от тебя, так как когда к человеку приходят от правителя, это пугает его, а я не хочу чтобы из-за меня был напуган кто-либо из мусульман». Правитель спустился и вместе с ним пешком пошел к Шихабу. Шихаб выглянул к ним и сказал: «Или вы поднимитесь ко мне, или я спущусь к вам». Джабир сказал: «Мы не хотим, чтобы ты спускался к нам, и мы не хотим подниматься к тебе. Однако расскажи нам хадис, который ты услышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о скрытии проступков правоверного». Он сказал: «Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто скрыл недостаток своего правоверного брата, тот как будто оживил его»[4].

 

О почтении к возлюбленным

 

К словам, продекламированным о почтении к тому, кто связан с объектом любви, относятся слова Джарира:

 

«Передай мои приветствия пристанищам, что в Саад.

Я люблю эти места так, как люблю Фатиму». 

 

На эти слова похожи и слова другого поэта:

 

«Я люблю женщин незамужних, так как Бусайна не замужем.

И полюбил я вышедших замуж после того, как ты вышла замуж[5]»[6].

 

Возмездие за высмеивание установлений Аллаха

 

Нам сообщил Аль-Анбари, нам сообщил Аль-Хафиз Абдуль-Кадир Ар-Рахави, нам сообщил Абдур-Рахим ибн Али Аш-Шахид, нам сообщил Мухаммад ибн Тахир Аль-Макдиси Аль-Хафиз, нам сообщил Абуль-Фатх Аль-Муфид, нам сообщил Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад ибн Тальхат, нам рассказал Сулайман ибн Ахмад ибн Айюб Ат-Табарани, он сказал: «Я слышал, как Абу Яхья Закарийя ибн Яхья Ас-Саджи, да смилостивится над ним Аллах, говорил: «Мы шли по улице Басры к воротам одного хадисоведа. Затем мы ускорили шаг, а с нами был некий циничный мужчина, в вере которого были сомнения, и он сказал, надсмехаясь: «Уберите ваши ноги с крыльев ангелов и не ломайте их». Он не успел сойти со своего места, как его ноги отсохли и отпали».
 

Аль-Хафиз Абдуль-Кадир сказал: «Цепочка передач (иснад) этого рассказа подобна взятию своими руками или видению своими глазами, так как его передатчики являются корифеями, а передатчик, от которого приходит этот рассказ, является имамом».
 

С этой же цепочкой передач (иснад) до Аль-Макдиси передается, что он сказал: «Нам сообщил Абуль-Хасан Яхья ибн Аль-Хусайн Аль-Алави, нам сообщил Абуль-Хасан Аль-Атики, он сказал: «Я слышал, как Абдуллах ибн Мухаммад ибн Мухаммад Аль-Укбари сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Якуб Аль-Матуси сказал: «Я сказал, как Абу Дауд Ас-Сиджистани говорил: «Среди приверженцев хадисов был порочный мужчина. Когда он услышал хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, ангелы простирают свои крылья для ищущего знания из-за довольства тем, чем он занимается», – он установил железные гвозди на своих сандалиях, сказав: «Я хочу наступить ими на крылья ангелов», – и его ноги поразила гангрена»[7].
 

Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Мухаммад ибн Аль-Фадл Ат-Тайми, да смилостивится над ним Аллах, упомянул в своей книге «Шарх Сахиха Муслима» этот рассказ и сказал в нем: «…обе его ноги, обе руки и остальные части тела парализовало». Он сказал: «В одной из передач (риваят) я видел: «…его тело разложилось».
 

Наказание того, кто надсмехается над Сунной

 

Он сказал: «В одном рассказе я прочитал, что некий приверженец нововведений, услышав слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда кто-нибудь из вас проснется, пусть не погружает свою руку в сосуд с водой, не помыв её, ибо никто не знает, где находилась его рука во время сна»[8], – сказал пренебрежительно: «Я знаю, где находится моя рука во время сна, она находится в постели». Проснувшись утром, он увидел, что ночью ввел себе в задний проход руку до локтя».
 

Ат-Тайми сказал: «Пусть остерегается человек пренебрегать Сунной и местам остановки[9]! Посмотрите, как быстро их обоих постигло несчастье по причине их поступка».
 

Я сказал: «Смысл этого хадиса заключается в том, как сказал имам Аш-Шафии и другие ученые, да будет доволен ими Аллах, что, поистине, рука спящего двигается по телу во время сна, и нет уверенности, коснулась ли она скверны, такой как кровь от прыща, вшей, блох или области подмывания и тому подобное. Аллах знает лучше»[10].

 

Заслуживающий доверия рассказ о случае, произошедшем с тем, кто насмехался над Сунной

 

Я сказал: «Похожий по смыслу на выше изложенный случай произошел и в наше время. Рассказ о нем передавался от множества лиц и был подтвержден перед судьями (кадии). Некий мужчина, живший в селе вблизи города Бусра в начале 665 года, имел плохие убеждения относительно приверженцев блага, и у него был сын, который имел относительно этих людей хорошие убеждения. Однажды его сын пришел к нему от праведного шейха и при нем был мисвак[11]. Отец спросил его, насмехаясь: «Что тебе дал твой шейх?» – и сын ответил: «Это мисвак». Отец взял его и ввел в задний проход, выразив таким образом пренебрежение. Через некоторое время тот мужчина, который ввел мисвак, родил щенка похожего на рыбу. Он убил его, а затем сразу же или через два дня умер сам. Да избавит нас Аллах от несчастья, постигшего его, и да содействует нам в очищении Сунны от всего дурного и возвеличиванию Его законоположений.

 

[1] См. «Иршад ат-туллаб аль-хакаик».

 

[2] «Сияр аль-а’лям ва ан-нубаля» (4/177).

 

[3] Муснид – человек, передающий хадисы со своей цепочкой передач (иснад). Муснидом можетбыть как ученый, так и человек, не являющийся ученым, а занимающийся лишь передачей хадисов.

 

[4] Приводит Абу Нуайм в «Марифат ас-сахабат».

 

[5] Эти слова принадлежат поэту Джамилю ибн Абдуллах ибн Муаммар Аль-Узри Аль-Кузаи (ум. в 82/701 году), воину омеядской эпохи. Они обращены к его возлюбленной по имени Бусайна бинт Хаян ибн Саалабат Аль-Узрия. Он любил ее, и поэтому, пока она была не замужем, Джамиль ибн Абдуллах любил незамужних, как сказал об этом в стихе. Когда же она вышла замуж за другого мужчину, то он сказал, что с этого момента любит тех, кто замужем.

 

[6] Общей мыслью в обоих стихах является то, что человек, полюбив кого-либо или что-либо, испытывает любовь ко всему, что связано с объектом его любви.

 

[7] См. «Ат-Туюрият», стр. 198.

 

[8] Приводят Аль-Бухари (1620) и Муслим (278) от нашего господина Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

 

[9] Речь идет о действиях, которые необходимо совершать, не ища в них какого-либо смысла, не понимая высшей мудрости, заключенной в них, на основании лишь того, что на это имеется веление Всевышнего Аллаха.

 

[10] См. «Аль-Маджму» (1/411).

 

[11] Мисвак – зубочистка из корней дерева арак.

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков