Циклы Авторы Сортировка

Часть 13: Россыпь ценных слов, часть 1

2 407
10 марта, 16
Три качества, на которых зиждется Ислам
 
Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах: «Аммар, да будет доволен им Аллах, сказал: «В полной мере Верой (Иман) обладает тот, кому присущи три качества: исходящая от души справедливость, приветствие людей миром и расходование имущества, невзирая на собственную бедность»[1].
 
Я сказал: «Аммар, да будет доволен им Аллах, собрал в этих словах благо этого и следующего миров. На этих трех качествах зиждется стержень Ислама, так как тот, кто справедлив к себе в том, что он должен по отношению к Аллаху и творениям, и справедлив в отношении своей души, проявляя к ней искренность и оберегая её, тот достиг предела в покорности Аллаху».
 
Его слова «Приветствие людей миром» подразумевают всех людей, как это указано в словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Лучшее проявление Ислама состоит в том, чтобы кормить людей и приветствовать тех, кого знаешь и тех, кого не знаешь»[2].
 
Это относится к признакам величайших высоких нравов, что предполагает отсутствие вражды, ненависти, презрения к людям и превознесения себя над ними.
 
Что касается слов «Расходование имущества, невзирая на собственную бедность», то это является пределом щедрости.  Аллах восхваляет такое качество в Коране: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются»[3]. Данное выражение является общим и включает в себя расходы человека на семью, гостей, просящего и многое другое с целью проявить покорность перед Аллахом. Ведь такое расходование средств заключает в себе упование на Всевышнего, опору на широту Его милости, и веру в то, что Он взял на Себя обеспечение уделом. Также данные слова указывают на отрешенность от мирского, безразличие к его делам, отказ от гордости друг перед другом и увеличения удела в этой жизни. Упомянутые выше слова включают в себя и другие не упомянутые мною блага, однако я предпочел в этой книге остановиться на этом из-за боязни возникновения скуки от чтения.
 
Передано в «Шарх ас-сунна» имама Аль-Багави от Аммара, да будет доволен им Аллах, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аллах знает лучше[4].
 
Побуждение к старанию в приобретении знаний
 
Передано в «Сахихе» имама Муслима, да смилостивится над ним Аллах, что Яхья ибн Яхья сказал: «Нам сообщил Абдуллах ибн Яхья ибн Абу Касир: «Я слышал, как мой отец сказал: «Знание недоступно во время отдыха тела»[5].
 
Передано в «Сахихе» имама Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Рабиа (шейх имама Малика ибн Анаса, да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Не следует тому, у кого есть какое-либо знание, растрачивать себя»[6].
 
Смысл слов: «Не следует тому, у кого есть какое-либо знание, растрачивать себя»
 
О смысле слов Рабиа имеется два высказывания, которые были пояснены мною в толковании (шарх) на «Сахих» Аль-Бухари», здесь же будут приведены оба варианта в сокращенном виде.
 
Смысл первого мнения заключается в том, что тому, у кого есть способность к науке, кто уже получил определенную часть знаний, и у кого проявились признаки таланта в науке, надлежит проявить усердие в завершении получения знаний, не оставляя свой поиск знаний, чтобы тем самым не потратить впустую себя.
 
Смысл же второго мнения заключается в том, что тому, кто получил знания, надлежит работать над их распространением, стремясь к довольству Всевышнего Аллаха, занимаясь этим среди людей, чтобы знания передавались от него, и чтобы люди и он сам получали от всего этого пользу. В своем же распространении знаний ему надлежит обращаться мягко с тем, кто получает от него знания, и облегчить пути приобретения знаний, чтобы максимально достигнуть проявление искренности[7] в передаче знаний, ибо, «поистине, Религия – это проявление искренности».
 
Среди ученых мазхаба имама Аш-Шафии, да смилостивится над всеми ними Аллах, имеются разногласия в отношении обладателей качеств, описанных в первом высказывании: «Становится ли обязательным для таких людей завершение получения знаний, и запрещается ли им оставлять дальнейшую учебу? Или же здесь предполагается коллективная обязанность (фард-кифая), то есть для каждого дозволено оставить обучение, если этим занимается кто-либо другой?». Большинство ученых указали на правильность второго мнения[8]. Аллах знает лучше.
 
Стеснительный не получит знаний
 
Передано от Умара ибн Аль-Хаттаба и его сына Абдуллаха, да будет Аллах доволен ими обоими: «У кого деликатное лицо, у того и тонкие знания». Это значит, что у того, кто будет стеснителен при обучении, будут небольшие знания.
 
Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Муджахид, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Не приобретут знания стеснительный и высокомерный»[9].
 
Передано в «Сахих Муслим» и в других книгах от Аишы, да будет доволен ею Аллах: «Прекрасные женщины – это женщины ансаров[10]! Стыдливость не мешала им приобретать знания по Религии»[11].
 
О важности приобретения знаний в молодости
 
Передано в «Сахих» Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Получайте знания по Религии до того, как вас поставят во главе чего-либо»[12]. Это значит: «Стремитесь совершенствовать знания, усердствуйте в их получении еще в молодости, пока у вас не будет каких-либо занятий, руководства над чем-либо, и вы не достигнете преклонного возраста. Поистине, когда вы повзрослеете и станете почтенными людьми, за которыми будут следовать другие, вы воздержитесь от получения знаний по различным причинам, в том числе из-за многочисленных дел, осознания собственного достоинства вследствие достижения большого возраста и главенствующего положения, лени и т. д.
 
Это подобно тому, что сказал имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах: «Получи знания по Религии до того, пока не будешь руководить кем-либо, а когда возглавишь, уже не будет пути к получению знаний»[13].
 
Знание порождает страх перед Аллахом
 
Нам сообщил наш шейх Абуль-Бака, нам сообщил Абу Мухаммад, нам сообщил Абу Бакр, нам сообщил Аль-Хатиб, нам сообщил Абу Мухаммад Аль-Асбахани, нам рассказал Джафар Аль-Хульди, он сказал: «Я слышал, как Аль-Джунайд Аль-Багдади, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я слышал, как Сари Ас-Сакти, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не хочу умирать там, где меня знают, я боюсь, земля не примет меня, и я опозорюсь»[14].
 
Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что Аль-Джунайд сказал: «Я слышал, как Сари Ас-Сакати говорил: «Поистине, я смотрю на свой нос каждый день два раза из-за страха, что мое лицо уже почернело»[15].
 
Лучшее из дарований – это ум
 
Через эту же цепочку передач (иснад) передается, что он сказал: «Нам рассказал Али ибн Аль-Касим, что он слышал, как Абуль-Хусайн ибн Арджак говорил: «Лучшее из дарований – это ум, а худшее из бед – невежество»[16].
 
Отказ от наслаждения и благоденствования – путь обитателей Рая
 

Через эту же цепочку передач (иснад) до Аль-Хатиба передается, что он сказал: «Нам сообщил Абдуль-Азиз, нам рассказал Мухаммад, что он сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах, ученик Бишра ибн Аль-Хариса, сказал: «Я слышал, как Бишр ибн Аль-Харис, да будет доволен им Аллах, говорил: «Они не ели, наслаждаясь, и не одевались, благоденствуя»[17]. Он также сказал: «Это путь обитателей Рая, путь пророков, праведников и тех, кто последовал за ними. Кто же полагает, что дело заключается в ином, тот поражен несчастьем»[18].

 

[1] «Сахих Аль-Бухари», глава о Вере (Иман) (1/15).

 

[2] Хадис от Абдуллаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, в «Сахихах» Аль-Бухари (12) и Муслима (39).

 

[3] Сура «Аль-Хашр», аят 9.

 

[4] См. «Шарх ас-сунна» (7/190). Имам Ан-Навави имеет в виду, что имам Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, не доводит цепочку передач (иснад) хадиса до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а останавливает её на сподвижнике Аммаре, да будет доволен им Аллах. Что же касается имама Аль-Багави, да смилостивится над ним Аллах, то он доводит цепочку передачи (иснад) до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Хадис, цепочка передачи (иснад) которой прерывается на сподвижнике, называют «мавкуф», а хадис, цепочка передачи (иснад) которой доведена до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, называют «марфу».

 

[5] «Сахих Муслим» (175/612).

 

[6] «Сахих Аль-Бухари», глава «Книга знания» (27/1).

 

[7] Речь идет о наставлении (насыха).

 

[8] Что это коллективная обязанность.

 

[9] «Сахих Аль-Бухари», «Книга знания» (1/38).

 

[10] Ансары – это жители Медины, которые ответили на призыв Пророка, мир ему и благословение Аллаха, к Исламу и помогали ему во всем.

 

[11] «Сахих Аль-Бухари» (1/37) и «Сахих Муслим» (61/332).

 

[12] «Сахих Аль-Бухари» (1/25).

 

[13] «Аль-Мадхаль иля ас-сунан аль-кубра» (375), «Аль-Маджму» (1/65).

 

[14] «Сифат ас-сафват» (2/227).

 

[15] «Сифат ас-сафват» (2/227).

 

[16] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 88. В цепочке передач, приводимой в этой книге, вместо «ибн Арджак» идет «ибн Канджак».

 

[17] Т.е. они не придавали большого значения этому.

 

[18] «Аз-Зухд ва ар-ракаик», стр. 109. Здесь же в конце сказано: «…тот обделен».

АВТОР ЦИКЛА
Имам ан-Навави
Имам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави
Автор:
ИМАМ АБУ ЗАКАРИЯ ЯХЬЯ ИБН ШАРАФ АН-НАВАВИ
Великий ученый, имам, Шейх аль-Ислам
Урок вышел:четверг
Новый урок:понедельник
Список уроков